Правовое регулирование отношений по движению объектов нефинансовых активов между публично-правовыми образованиями

А.Н.Кривенец
О правовом регулировании отношений по движению объектов нефинансовых активов между публично-правовыми образованиями рассказала А. Н. Кривенец, начальник отдела Методического обеспечения бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства. Несмотря на то что данному вопросу уделяется постоянное внимание, выпускаются разъяснения, тем не менее вопросов, связанных с передачей имущества, меньше не становится.




Как отметила Анна Николаевна, вопросы сверки имущества волнуют всех участников бюджетного процесса. Сверка по праву считается одним из камней преткновения, пройдя который можно говорить, что годовой отчет сдан, ну по крайней мере на 50 процентов. Достаточно вспомнить увлекательные вечера, проведенные на работе с февраля по апрель этого года с кучей актов, свидетельств и пояснительных записок по расхождениям.
   Поэтому в своем выступлении Анна Николаевна остановилась на освещении правового регулирования этой темы и, конечно, отражении в учете операций по приему-передаче имущества между бюджетами бюджетной системы РФ.

Правовое регулирование передачи имущества между различными публично-правовыми образованиями
Правовое регулирование отношений по движению объектов нефинансовых активов между публично-правовыми образованиями включает:
  • оформление  правоустанавливающих документов на основании правовых актов;
  • отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете операций по движению нефинансовых активов.
   Имущественные отношения в РФ регулируются положениями Гражданского кодекса  в совокупности с правовыми актами, регулирующими отношения в сфере государственной (муниципальной) собственности. Так, согласно Гражданскому кодексу право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи подлежат государственной регистрации. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др. При этом статьей 212 Гражданского кодекса установлено, что особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владение, пользование и распоряжение им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.
   Основные законодательные положения, регламентирующие состав государственной собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, сформированы соответственно в Законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и в Законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации».
   Соответствующие публично-пра­во­вые образования осуществляют надлежащие ему полномочия собственника имущества.
  Порядок и сроки безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен статьей 154 Закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (далее — Закон № 122-ФЗ).



Полностью материал можно прочитать в печатной версии ноябрьского номера журнала "Бюджетный учет"

Реклама