Путь к успеху
А. Е. Островская,
психолог
Перед Вами стоит важнейшая задача сделать выбор:
либо Вы примете решение сыграть свою симфонию успеха,
где Вы станете дирижером, либо Вы предпочтете унести с собой
в могилу всю свою музыку, которая потенциально существует в Вашей душе,
но так и останется несыгранной, и которую так никто и не услышит.
Колин Тернер
Помехи успешности
Как ни странно, но человек часто сам изгоняет из своей жизни успех. Речь идет о внутренних психологических трудностях — мешающих убеждениях, основанных на прошлом опыте и воспоминаниях. Негативные воспоминания серьезно влияют и на образ будущего, и на способность действовать. Например, девушке не удалось найти подходящую по всем параметрам работу, ей пришлось адаптироваться к той деятельности, которая не отвечала ожиданиям. Затем было замужество, рождение ребенка и, когда пришел момент возвращения в активную социальную жизнь, она уже перестала задумываться о хорошей работе, ведь в памяти зафиксировался неудачный опыт.
Психика человека устроена таким образом, что опыт сохраняется даже на рефлекторном уровне: например, если ребенок потрогал горячую кастрюлю и обжегся, то в следующий раз он рефлекторно отдернет руку. Не приходится удивляться тому, что человек «отдернет руку» и от значимых целей, тем самым потеряв внутреннюю заряженность на достижение успеха. С отрицательными мыслями можно и нужно работать хотя бы потому, что они всегда приносят страдание. Основным действенным средством, способствующим освобождению от неприятных переживаний, страха действовать, состояния безнадежности, является умение не погружаться в неприятные образы, навык осознанного отвлечения от негативных мыслей.
Навык управления мыслями
Очень часто мысли, будто испорченная пластинка, проигрывают одно и то же, причем у неприятных мыслей есть важная особенность развиваться в фантазии и порождать негативные чувства. Так, например, у свидетеля аварии на дороге в голове фиксируется картинка увиденного, мысль о том, что такое может случиться и с ним или с его близкими, развивается в целый образ, вокруг которого крутятся мысли. Притом такого рода образ приводит к высокой тревожности, напряженности, стрессовым болезням. Или жена в силу каких-то внутренних факторов, например низкой самооценки, задумывается о том, что рано или поздно муж ее бросит, доводит себя до подозрительного отношения к мужу, взращивает в себе кучу комплексов и в итоге «добивается» своего. В обоих случаях, а примеров, подобных этим, можно привести еще много, есть общая черта — неконтролируемость негативной, разрушающей мысли.
В психологической практике нередко встречаются люди, которые уже на протяжении нескольких лет жуют одну и ту же мыслительную «жвачку» и настолько привыкли к ней, что когда все же осознают ее деструктивность, то с удивлением понимают корни жизненного застоя или неприятностей. Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся навязчивости, прочитывая которые, можно увидеть себя со стороны, проанализировать свои поступки и добавить к этому списку свои осложняющие жизнь мысли.
«Он/она лучше меня...» Постоянные сравнения себя с другими людьми не дают покоя человеку, застрявшему на этой мысли. Параметров сравнения может быть великое множество, но постоянным итогом является одно: его превосходство и обязательное страдание по этому поводу. Хорошим примером может служить история женщины, чья подруга получила отличное образование, удачно вышла замуж, успевает заниматься детьми и имеет хорошую работу. Стоит только прекратить сравнение, так сразу угнетение и страдание проходят.
«Вот если бы…» И продолжений этой мысли может быть много: «Если бы я... “поступил в другой университет”, “…согласился работать в той компании”, “…вышла замуж за того хорошего”, “…купила то платье, а не это”» и т. д. Человек живет в прошлом, сожалея о сделанном или несделанном, при этом, конечно, страдая от того, что мало что можно изменить. Очень опасная мысль, она может накрепко засесть в сознании, не дать увидеть сегодняшних возможностей и взращивать внутреннего неудачника.
«Виноват он, она, они…» Этот сюжет мысли о том, насколько окружающие виновны и как жаль себя. Такая мысль приводит к формированию внутренней позиции жертвы, снятию с себя возможности регулирования своей жизни. «Мои родители виноваты, что я не вышла замуж», «Мой руководитель виноват в том, что ко мне относится хуже», «Мой сын виноват, что не понимает меня» — эти умозаключения не дают почувствовать себя активным.
Вариантов навязчивых мыслей огромное количество: «Я неудачник и как всегда сделал не так, сказал не то», «Я толстая, у меня некрасивая фигура», «Я никому не нравлюсь», «Сделаю это завтра», «Насколько было хорошо в прошлом», «Все равно ничего не выйдет», «Что подумают или скажут люди» и пр. Их общим свойством является разрушение не просто настроения, а практически всех личностных черт: самооценки, мотивации достижений, реалистичного мировоззрения, способности выстраивать отношения с окружающими, умения эффективно распределять время. Работать со своим мышлением можно, стоит глубоко подумать на тему о том, насколько все люди разные, об уникальности опыта и предназначении. На эти темы существует много книг (например, К. Лесли «Моделирование ментальных способностей», М. Литвак, Г. Черная «Похождения Трусливой Львицы, или Искусство жить, которому можно научиться»), которые помогут развить навык работы с навязчивыми мыслеобразами и думать в конструктивном ключе.
Навык слышать и понимать
Слушать и понимать является составной частью такого мощного инструмента, как общение, успешное владение которым заключается в широком кругозоре, когда есть внутренний ресурс поддерживать различные темы, эмоциональной «заряженности», когда донесение даже обычной информации воспринимается участниками общения с интересом. Общение как процесс включает две стороны: говорящего и слушающего, причем говорить любит большинство людей, а вот активно слушать и понимать умеют немногие.
Наверняка каждый замечал, как по нескольку раз задавал один и тот же вопрос или, напротив, слышал вопрос, на который давал обратную связь. Так, например, диалог супругов демонстрирует, насколько ситуация невнимательного слушания вводит мужа в недоумение:
— Когда приезжают твои родители? — спрашивает жена.
— Ты же задавала этот вопрос и неделю, и пару дней назад, и даже сегодня! — отвечает муж.
— Кажется, я прослушала…
Причем такое неумение слушать может обрести хроническую форму и стать помехой для эффективного общения. Погруженность в собственные мысли образует сквозняк, когда слова другого человека влетают и с быстрой скоростью вылетают, не фиксируясь в памяти, а фраза «Извини, что ты там говорил?!» становится вполне привычной. Чтобы исправить ситуацию в сторону эффективности общения, нужно захотеть и научиться соблюдать несколько правил:
— активно слушать собеседника, мысленно оставаясь в настоящем моменте и ситуации, не обдумывая в это время ответ, не додумывая его фразу, не готовясь говорить. Активность слушания проявляется во включенности, в выражении заинтересованности: удерживании визуального контакта, кивании головой, фразами согласия, понимания;
— эмпатия — способность не просто активно слушать, а стараться сопереживать, проникнуться и на мысленном уровне, и на уровне чувств, посмотреть на предмет разговора с позиции другого человека. Эмпатийное общение иными словами можно назвать общением «душевным», оно удовлетворяет сразу несколько потребностей человека (потребность в нужности, признании, безопасности), стимулирируя к последующему общению. Это неподдельное желание слушать важно, когда вы хотите, чтобы человек «раскрылся». Безусловно, способности эмпатии нужны в общении с близкими людьми, и в частности с детьми, они прекрасно чувствуют понимание и искренность;
— стремитесь, чтобы понимали вас. Чтобы реализовать это процесс, нужно ясно, четко высказывать свои мысли и без смущения говорить о своих чувствах, не создавая в себе «архив невысказанного». В любом общении, будь оно домашнее, деловое, светское, случайное, эмоциональность, простота выражений и в то же время краткость, понимание того, кто вас слушает, вопрошание обратной связи («Понимаете меня?..») — все это верный путь к тому, чтобы общение было эффективным для всех участников, в том числе и для вас.
Умение слушать себя
Исследования в области психологии показали, что самой наилучшей мотивацией действовать и добиваться успеха являются понимание своего предназначения и обязательное занятие тем, к чему проявляется неподдельный интерес. Например, в научных наблюдениях за детьми было замечено, что те дети, которые рисовали для себя, не ожидая награды, делали это с большим желанием, чем те, которым было дано задание и обещано последующее поощрение. Важно знать: то, чем вы занимаетесь, прежде всего приносит удовлетворение — это ценная награда, заложенная в самом процессе. Многие успешные люди достигали своего счастья именно на пути, который вызывал у них неподдельный интерес и желание действовать дальше.
НА ЗАМЕТКУ
«Все, что нам нужно для того, чтобы стать успешными, находится в зоне нашей досягаемости. Главная причина того, что только некоторые пользуются преимуществами того, что у нас есть, проста — это пренебрежение.
Пренебрежение ведет себя как инфекция. Оставленная без присмотра, она распространяется по всей нашей системе дисциплины и в результате приводит к полному развалу потенциально радостной и успешной человеческой жизни.
Неделание того, что мы знаем, что должны делать, заставляет нас чувствовать себя виноватыми. А вина ведет к разрушению уверенности в себе. Когда уменьшается уровень нашей уверенности в себе, также уменьшается и уровень нашей активности. А когда уменьшается уровень нашей активности, наши результаты неизбежно падают. А когда страдают наши результаты, наше стремление начинает ослабевать. А когда наше отношение к делу медленно меняется от позитивного к негативному, наша уверенность в себе уменьшается еще больше… и так продолжается все дальше и дальше.
Поэтому, когда перед Вами стоит выбор между ”легко сделать“ и ”легко не сделать“, не пренебрегайте простым, основополагающим легко. Выберите те действия, которые смогут изменить Вашу жизнь!»
Джим Рон,
философ бизнеса, владелец нескольких корпораций в Америке
Навык поддержания уверенности в себе
Центральным ядром уверенности в себе представляется позитивная оценка человеком своих способностей, качеств, навыков как достаточных для достижения целей. Уверенность в себе определяет смелость и формируется в меньшей степени под влиянием объективных достижений, таких как деньги, статус, а в большей мере тем, как сам человек оценивает свои достижения. Излишняя самокритичность, завышенная требовательность к себе, завышенная планка достижений не позволяют получить внутреннюю удовлетворенность и подкрепить положительную внутреннюю уверенность.
Чтобы подкрепить уверенность в себе, нужно смело браться за те дела, которые вызывают скованность, страх и постоянно откладываются. Например, всегда нравилось вождение автомобиля, но больше со стороны, а руль в своих руках вызывает внутреннее противостояние. Получение прав и самостоятельное вождение автомобиля — именно тот путь, на котором даже небольшие успехи будут отлично влиять на самооценку, и если действовать по этой схеме и в других делах, то впоследствии задачи, казавшиеся слишком трудными, будут решаться с легкостью.
Помимо того, как известно, самопрограммирование — инструмент сильный. Как положительные, так и отрицательные мыслительные «привычки» формируют отношение к себе и миру. Неудачи являются хорошим поводом проанализировать свой опыт и поднять свою эффективность, но нельзя застревать на неудачах и тем более начинать верить в неспособность притягивать радость достижений. От того, что человек думает о себе, как оценивает свои возможности, зависит, какую реальность порождает его внутренний мир. Если от желаемого достижения вас отделяет лишь внутренняя слабость, нужно подчеркнуть состоятельность в себе.
Можно взять лист бумаги и описать, какие качества обеспечат ваш успех, либо воспользоваться, например, такой формулой: «Я имею хорошие физические данные, я прекрасно могу все делать сам(а). Я обладаю хорошими интеллектуальными данными, я умею решать мыслительные задачи, умею мыслить продуктивно, аналитически, творчески. Я прекрасно владею речью и могу ясно донести информацию. Я уверен(а) в своем стремлении, мои действия порождены этой уверенностью. Моя самооценка не зависит от оценок других, я владею хорошими способностями и навыками, это позволяет мне сохранять внутренний стержень».
Повысить свою успешность — значит осознать и развить качества, способствующие внутренней уверенности в своих возможностях. Личностные качества не являются постоянными и неизменными. Часто у успешного человека они являются результатом работы над своими навыками, совершенствованием организации себя и своей жизни. Процесс обретения принципов успешности очень интересен, а его следствием в свою очередь становится совершенно закономерная победа!
УПРАЖНЕНИЯ
Ситуаций для применения намеренного отвлечения много, например, из головы не выходит произошедший конфликт, а задача на работе становится все более срочной.
Итак, в окружающей обстановке найдите какой-либо предмет и сосредоточьте внимание на нем. Либо возьмите какую-нибудь вещь (что угодно: брелок, блокнот, телефон и пр.) в руки и начните внимательного его изучать, тактильно, визуально, поднесите его к носу и почувствуйте его запах. Постарайтесь мысленно описать все его свойства, и вы заметите, как внимание переключилось, ушли суетные мысли, ментальное и эмоциональное состояние стало намного спокойней. Выполняя упражнения, мозг начинает работать более продуктивно, и теперь можно решать другую задачу.
Созерцание настоящего
Практика психологического консультирования говорит: если человек владеет умением четко переключаться с одной задачи на другую и не идет вслед за даже очень эмоционально окрашенной мыслью, уровень его стрессоустойчивости высок. И если вы пришли с работы только телом, а голова осталась дальше выполнять трудовые задачи, то отвлечься поможет выполнение какого-нибудь домашнего дела, например приготовление ужина, и мысли только об этом процессе. Вышеизложенное упражнение плюс различного рода медитации и постоянная «дрессировка» помогут переключаться даже с самых тяжелых, не позволяющих расслабиться мыслей на нейтральные или позитивные.
Удержание внутреннего баланса
Можно использовать как мысленный образ весов, так и нарисованный на бумаге. Весы должны быть изображены в равновесном состоянии, то есть ни одна из чаш не должна перевешивать другую. Для приведения себя в состояние гармонии надо сконцентрироваться на этом образе (мысленно или глядя на картинку). Разумеется, при этом вы должны максимально расслабиться. Глядя на весы, попытайтесь ощутить состояние, в котором весы пребывают. Это состояние равновесия, когда ничто не давит и не тяготит. Пробегитесь мысленным взором по себе, своему телу и ощутите, как снимаете мышечные зажимы и отключаетесь от проблем. При этом постоянно держите перед собой образ весов. По времени это упражнение занимает около 10–20 минут. Завершается оно после того, как вы почувствовали, что расслабились, привели в относительный порядок свои мысли, эмоции и чувства.
МИНИ-УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ НАВЫК СЛУШАТЬ И ПОНИМАТЬ
Выражение эмоций. Данное упражнение позволит развить навык эффективного самовыражения, умение выражать внутреннее эмоциональное состояние (чтобы понимали вас). Встаньте перед зеркалом и постарайтесь изобразить выражения лиц разных людей: сосредоточенный ученый, модница, вдохновленный художник, злой кассир, влюбленный, испуганный, скучающая дамочка, человек, выигравший по лотерейному билету, и пр. Это упражнение можно превратить в игру, продолжить список и предложить домашним по очереди изобразить эмоции.
Распределение внимания. Очень полезное упражнение для развития распределения внимания одновременно между двумя делами: например, активное слушание того, что рассказывает ребенок, и мытье посуды. В то время как начнется интересная ТВ-передача, возьмите лист бумаги, на нем вы должны рисовать поочередно крестик и два нолика. Передача должна быть очень интересной для вас, вы должны очень «включенно» ее смотреть, улавливать все, что происходит в ней. Вместо просмотра ТВ вы можете созвониться с другом, с которым давно не беседовали, и активно разговаривать с ним, в то же время не переставая рисовать крестики и нолики. Можно варьировать: крестик рисовать левой рукой, нолик правой. Притом разговор или просмотр ТВ-передачи должны быть основным видом деятельности.
Периодическое выполнение таких упражнениний даст ощутимую пользу в повседневном общении.