Модернизируем мини-АТС
О порядке списания сломанных телефонных аппаратов, входящих в состав мини-АТС, а также порядке отражения модернизированной мини-АТС после установки новых телефонных аппаратов расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. А. Семенюк, В. В. Пименов на конкретном примере.
Бюджетное учреждение с 1997 года содержит на балансе мини-АТС, состоящую из мультимедийного блока и шести специализированных телефонных аппаратов. Телефонные аппараты сломаны и ремонту не подлежат. Амортизация по данной мини-АТС начислена полностью. На балансе учреждения с 2009 года в качестве отдельных объектов основных средств числятся новые (не используемые) телефонные аппараты, отражаемые по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, которые по техническим параметрам могут использоваться только в комплексе с данной мини-АТС и позволяют повысить технический уровень связи, увеличить ее эффективность. Операции по планируемой замене телефонных аппаратов рассматриваются бюджетным учреждением в качестве модернизации.
Бюджетный учет
Главный критерий отнесения нефинансового актива к основным средствам — это срок его полезного использования и выполнение определенных самостоятельных функций (п. 16, 19 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее — Инструкция № 148н)).
Как следует из вопроса, приобретенные учреждением за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» телефонные аппараты могут использоваться исключительно в составе АТС. Таким образом, в данном случае приобретение новых телефонных аппаратов следовало рассматривать в качестве приобретения комплектующих. При этом Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н (далее — Указания № 145н), действовавшие в 2009 году, предполагали, что расходы бюджетного учреждения по приобретению комплектующих и расходных материалов должны осуществляться за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ независимо от того, предназначались данные материальные ценности для осуществления ремонта основных средств или для проведения их модернизации.
Согласно письму Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383 под модернизацией объекта основных средств понимается совокупность работ по его усовершенствованию, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными.
Если осуществляемая в данном случае операция по замене телефонных аппаратов удовлетворяет приведенным выше условиям, то бюджетное учреждение вполне обоснованно может отражать в своем учете именно модернизацию АТС.
При этом учреждение должно принимать во внимание следующие положения действующей Инструкции № 148н:
Полностью материал можно прочитать в печатной версии декабрьского номера журнала "Бюджетный учет"
Бюджетное учреждение с 1997 года содержит на балансе мини-АТС, состоящую из мультимедийного блока и шести специализированных телефонных аппаратов. Телефонные аппараты сломаны и ремонту не подлежат. Амортизация по данной мини-АТС начислена полностью. На балансе учреждения с 2009 года в качестве отдельных объектов основных средств числятся новые (не используемые) телефонные аппараты, отражаемые по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, которые по техническим параметрам могут использоваться только в комплексе с данной мини-АТС и позволяют повысить технический уровень связи, увеличить ее эффективность. Операции по планируемой замене телефонных аппаратов рассматриваются бюджетным учреждением в качестве модернизации.
Бюджетный учет
Главный критерий отнесения нефинансового актива к основным средствам — это срок его полезного использования и выполнение определенных самостоятельных функций (п. 16, 19 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее — Инструкция № 148н)).
Как следует из вопроса, приобретенные учреждением за счет статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств» телефонные аппараты могут использоваться исключительно в составе АТС. Таким образом, в данном случае приобретение новых телефонных аппаратов следовало рассматривать в качестве приобретения комплектующих. При этом Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 25 декабря 2008 г. № 145н (далее — Указания № 145н), действовавшие в 2009 году, предполагали, что расходы бюджетного учреждения по приобретению комплектующих и расходных материалов должны осуществляться за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ независимо от того, предназначались данные материальные ценности для осуществления ремонта основных средств или для проведения их модернизации.
Согласно письму Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383 под модернизацией объекта основных средств понимается совокупность работ по его усовершенствованию, приводящая к повышению технического уровня и экономических характеристик объекта, осуществляемая путем замены его конструктивных элементов и систем более эффективными.
Если осуществляемая в данном случае операция по замене телефонных аппаратов удовлетворяет приведенным выше условиям, то бюджетное учреждение вполне обоснованно может отражать в своем учете именно модернизацию АТС.
При этом учреждение должно принимать во внимание следующие положения действующей Инструкции № 148н:
- изменение первоначальной стоимости объектов основных средств производится, в частности, в случае модернизации и частичной ликвидации (разукомплектации) (п. 12 Инструкции № 148н);
- в случае улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведенной модернизации учреждение пересматривает срок полезного использования этого объекта (п. 15 Инструкции № 148н).
Полностью материал можно прочитать в печатной версии декабрьского номера журнала "Бюджетный учет"