Бюджетная отчетность: модернизация неизбежна
Главный вопрос, который интересует любого прагматически настроенного главного бухгалтера, какими будут учет и отчетность завтра и как быть к этому готовым. Тысячу раз говоря себе, что уж в следующий-то раз не придется в авральном режиме составлять, проверять, контролировать, сводить, отправлять отчетность, повторяя все и снова, и снова, мы сами себе не верим…
Проблема «2011»
В связи с совершенствованием правового положения бюджетной сети согласно Закону от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ) в 2011 году меняется концепция организации государственной бюджетной отчетности публично-правового образования. По каждому из трех типов учреждений будет готовиться свой комплект бухгалтерской отчетности с учетом особенностей каждого из них.
Перед ГРБС и финансовыми органами ставится задача не только собрать «тройную» отчетность, но и трижды консолидировать показатели в единых формах: бухгалтерская отчетность АУ, бюджетная отчетность КУ и бухгалтерская отчетность БУ. Ситуация усложняется еще и в связи с совершенствованием бюджетной классификации и вступлением в силу обновленных инструкций по бюджетному учету и порядку применения единого плана счетов для обновленной бюджетной сети.
Второй актуальный федеральный документ — Программа правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года — в рамках так называемого электронного бюджета предусматривает важные положения по интеграции процессов составления, исполнения бюджетов, бюджетного учета, подготовки финансовой отчетности и повышению доступности информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии каждого публично-правового образования.
Поэтому 2011 год является в определенном смысле контрольным, в нормативных документах явно-неявно обозначены новые требования к бюджетной отчетности:
1) нужны не сводные данные ГРБС, а отчетность в разрезе каждого учреждения и муниципалитета;
2) глубина анализа отчетности повышается до трех, пяти и более лет с учетом неоднократной смены КБК;
3) периодичность сбора отчетности сокращается до еженедельной и даже ежедневной;
4) существенно расширяется количественный состав форм отчетности, усложняются механизмы консолидации, выверки с УФК и аналитическая обработка показателей;
5) бюджетная отчетность становится публичной для граждан в рамках «электронного бюджета».
Применяемые информационные системы и технологии должны быть готовы к увеличению масштаба проектов до полного покрытия всех участников бюджетного процесса региона, муниципальных образований и поселений. Фактически же, во-первых, до сих пор повсеместно применяются технологически устаревшие системы, во-вторых, нет взаимосвязи программного обеспечения на этапах проектирования, исполнения бюджета и подготовки отчетности, что существенно затрудняет аналитическую обработку и противоречит концепции «электронного бюджета».
Полностью материал можно прочитать в печатной версии апрельского номера журнала "Бюджетный учет"