Приобретение имущества в лизинг

Фомичева
Закон от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ) внес изменения в законодательство о лизинге. С 2011 года у бюджетных, автономных и казенных учреждений появилась возможность приобретать имущество по договору финансовой аренды (лизинга) для осуществления основной деятельности.

Л. П. Фомичева, аудитор.


Правовые отношения по договору финансовой аренды (лизинга) регулируются главой 34 Гражданского кодекса и Законом от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» (далее — Закон № 164-ФЗ).
До 2011
года статьей 3 Закона № 164-ФЗ и статьями 665, 666 Гражданского кодекса было установлено, что при заключении договора лизинга имущество предоставляется арендатору для предпринимательских целей. Поскольку бюджетные учреждения создаются не с целью ведения предпринимательской деятельности, они могли использовать предметы лизинга исключительно в деятельности, приносящей доход.
Специалисты рассматривают изменение законодательства как инструмент, способствующий расширению круга потенциальных потребителей лизинговых услуг в условиях дефицита спроса на услуги лизинговых компаний. Обычно при заключении договоров лизинга к потребителям предъявляют очень жесткие требования на предмет долгосрочной стабильной платежеспособности. На наш взгляд, лизингодателями, работающими с учреждениями государственного сектора, могут быть лизинговые компании, чувствующие себя достаточно стабильно с финансовой точки зрения и обладающие опытом реализации таких сделок; лизинговые компании с государственным участием. Несмотря на то что число таких компаний сегодня невелико, вероятность заключения договоров лизинга у учреждений все же есть. Перспективы будут зависеть не только от ситуации на рынке, но и от вероятности государственного вмешательства в процесс регулирования стоимости лизинговых услуг для учреждений государственного сек­тора.
Не всегда лизинговая сделка экономически эффективна для учреждений государственного сектора по причине того, что по некоторым видам деятельности они не являются плательщиками НДС. Например, при приобретении медицинского оборудования, не облагаемого НДС по статье 149 Налогового кодекса, у поставщика учреждение заплатит минимум на 18 процентов меньше, чем по договору лизинга. Причина: лизинговые платежи лизингодателю облагаются НДС в полном объеме, включая неоплаченную стоимость имущества и комиссию лизинговой компании. Кроме того, в данном случае не принимается к вычету НДС со стоимости лизинговых услуг (ст. 171 НК РФ). Однако если приобретаемое оборудование будет использоваться для осуществления операций, подлежащих обложению НДС, суммы НДС по лизинговым платежам принимаются к вычету в полном объеме.
Если учреждение организует коммерческое направление в деятельности, то в большинстве случаев привлечение банковского кредита и приобретение за его счет оборудования будет выгоднее, чем приобретение того же оборудования по договору лизинга.
Тем не менее в связи с изменением законодательства для государственных (муниципальных) учреждений с учетом их нового статуса были установлены новые правила ведения бухгалтерского учета. Они содержат рекомендации по учету лизингового имущества и отражению операций у лизингополучателя в случае исполнения договора лизинга (сублизинга).

Полностью материал можно прочитать в печатной версии июньского номера журнала «Бюджетный учет»

Реклама