Учет расходов на связь
С. Г. Хабаев, доктор экономических наук, доцент, консультант ООО «ЦентрАудит М»
Нормирование расходов на связь
Согласно пункту 18 приказа Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н / 527 (далее — Приказ № 137н / 527) в состав затрат на общехозяйственные нужды включаются нормативные затраты на приобретение услуг связи.
Кроме этого в пункте 24 Приказа № 137н / 527 определено, что нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении.
Однако следует заметить, что в пункте 138 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат:
- прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
- накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
- общехозяйственные расходы;
- издержки обращения.
В связи с этим бюджетному или автономному учреждению необходимо определиться, какие расходы по услугам связи следует отнести к накладным расходам, а какие к общехозяйственным расходам.
Следующим этапом будет распределение расходов на услуги связи для определения стоимости государственных (муниципальных) услуг. Согласно пункту 134 Инструкции № 157н распределение накладных расходов производится одним из следующих способов, пропорционально:
- прямым затратам по оплате труда;
- материальным затратам;
- иным прямым затратам;
- объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
- иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.
Способы распределения общехозяйственных расходов в Инструкции № 157н не определены. Однако данные способы определены в пункте 26 Приказа № 137н / 527, согласно которому, в случае если учреждение оказывает несколько государственных услуг, распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:
пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги;
пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если государственные услуги, оказываемые учреждением, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс. чел., посещений и т. д.) либо могут быть приведены в сопоставимый вид;
пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей учреждения между оказываемыми государственными услугами);
путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну государственную услугу (или часть оказываемых учреждением государственных услуг), выделенную(ых) в качестве основной(ых) услуги для учреждения;
пропорционально иному выбранному показателю.
Полностью материал можно прочитать в печатной версии июльского номера журнала «Бюджетный учет»