Учет расходов на связь

С.Г. Хабаев
Любое государственное (муниципальное) учреждение имеет средства связи, разнообразие которых зависит от специфики деятельности. Отражение в учете операций, имеющих отношение к связи, будет зависеть от типа учреждения. Обратим внимание на особенности учета расходов на услуги связи в бюджетных и автономных учреждениях.

С. Г. Хабаев, доктор экономических наук, доцент, консультант ООО «ЦентрАудит М»

Нормирование расходов на связь

Согласно пункту 18 приказа Минфина России, Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н / 527 (далее — Приказ № 137н / 527) в состав затрат на общехозяйственные нужды включаются нормативные затраты на приобретение услуг связи. 

Кроме этого в пункте 24 Приказа № 137н / 527 определено, что нормативные затраты на приобретение услуг связи и приобретение транспортных услуг определяются исходя из нормативов потребления или фактических объемов потребления за прошлые годы в натуральном или стоимостном выражении. 

Однако следует заметить, что в пункте 138 приказа Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) группировка затрат по счетам осуществляется по видам расходов в разрезе групп затрат: 

  • прямые затраты, напрямую относимые на себестоимость готовой продукции, работ, услуг;
  • накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг;
  • общехозяйственные расходы;
  • издержки обращения.

В связи с этим бюджетному или автономному учреждению необходимо определиться, какие расходы по услугам связи следует отнести к накладным расходам, а какие к общехозяйственным расходам. 

Следующим этапом будет распределение расходов на услуги связи для определения стоимости государственных (муниципальных) услуг. Согласно пункту 134 Инструкции № 157н распределение накладных расходов производится одним из следующих способов, пропорционально: 

  • прямым затратам по оплате труда;
  • материальным затратам;
  • иным прямым затратам;
  • объему выручки от реализации продукции (работ, услуг);
  • иному показателю, характеризующему результаты деятельности учреждения.

Способы распределения общехозяйственных расходов в Инструкции № 157н не определены. Однако данные способы определены в пункте 26 Приказа № 137н / 527, согласно которому, в случае если учреждение оказывает несколько государственных услуг, распределение затрат на общехозяйственные нужды по отдельным государственным услугам рекомендуется осуществлять одним из следующих способов: 

пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании государственной услуги; 

пропорционально объему оказываемых государственных услуг в случае, если государственные услуги, оказываемые учреждением, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг (чел., тыс. чел., посещений и т. д.) либо могут быть приведены в сопоставимый вид; 

пропорционально площади, используемой для оказания каждой государственной услуги (при возможности распределения общего объема площадей учреждения между оказываемыми государственными услугами); 

путем отнесения всего объема затрат на общехозяйственные нужды на одну государственную услугу (или часть оказываемых учреждением государственных услуг), выделенную(ых) в качестве основной(ых) услуги для учреждения; 

пропорционально иному выбранному показателю. 

Полностью материал можно прочитать в печатной версии июльского номера журнала «Бюджетный учет»


Реклама