Договор комиссии
Об учете доходов и расходов, а также об отражении в бухгалтерском учете операций при заключении государственным бюджетным учреждением — получателем бюджетных средств договора комиссии с коммерческой организацией, расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. А. Семенюк, В. В. Пименов.
Государственное бюджетное учреждение является (на переходный период, который согласно Закону от 8 мая 2010 г. №
Учреждение планирует заключить договор комиссии с коммерческой организацией (комитент). Согласно данному договору учреждение, выступая в роли комиссионера, будет реализовывать полученный от комитента товар за вознаграждение. Таким образом товар, полученный на реализацию, не будет отражаться на балансе учреждения, его учет предусмотрен установленными правилами ведения бюджетного учета на забалансовых счетах.
Правовая основа
Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (п. 3 ст 50 ГК РФ). Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 120 Гражданского кодекса особенности правового положения бюджетных учреждений (а на период сохранения за ним полномочий получателя бюджетных средств (участника бюджетного процесса) указанное учреждение рассматривается как аналог казенного учреждения) определяются законами и иными правовыми актами.
Такими законами применительно к рассматриваемому варианту являются:
- Закон №
83-ФЗ; - Бюджетный кодекс;
- Закон от 12 января 1996 г. №
7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон №7-ФЗ); - Законы, регулирующие сферу деятельности, в которой создано учреждение; например, для образовательных учреждений — Закон от 10 июля 1992 г. №
3266-I «Об образовании»; - Закон от 10 ноября 2009 г. №
259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М. В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».
Особенности осуществления бюджетными учреждениями деятельности по оказанию услуг (выполнению работ) регулируются статьей 9.2 Закона №
Не следует забывать, что к бюджетному учреждению, выполняющему полномочия получателя бюджетных средств, необходимо применять правовые особенности осуществления деятельности участниками бюджетного процесса (ПБС), установленные бюджетным законодательством Российской Федерации.
По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (п. 1 ст. 990 ГК РФ). Таким образом, осуществление подобной деятельности обоснованно может быть отнесено к предпринимательской (приносящей доход) деятельности организации.
Действующее законодательство не содержит запрета на совершение государственными (муниципальными) учреждениями по поручению каких-либо организаций за вознаграждение сделок от своего имени. Следовательно, подобная деятельность бюджетного учреждения (получателя бюджетных средств) не будет противоречить существующим правилам, если будут соблюдаться ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации (в том числе рассмотренные выше).
Полностью материал можно прочитать в печатной версии августовского номера журнала «Бюджетный учет»