Минздрав приглашает к обсуждению «антитабачного» законопроекта

Начато открытое общественное обсуждение законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». Законопроект разрабатывается в связи с присоединением России к Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, а также для исполнения правительственного Плана мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010 — 2015 годы. Новая законодательная основа в сфере охраны здоровья граждан страны от последствий потребления табака предусматривает реализацию комплекса ограничительных мер по снижению потребления табачной продукции и нивелирования последствий воздействия табака на здоровье человека.

Статс-секретарь — замминистраздравоохранения и социального развития РФ Ю. В. Воронин на пресс-конференции, посвященной законопроекту, заявил: «Должны существовать нормы, которые позволят людям обратиться о защите их прав от табачного дыма». В результате принятия закона зонами, где разрешено курение, останутся только улица и собственная квартира человека.

Каждая норма законопроекта, по словам помощника Министра И. В. Никитиной, имеет под собой рациональное обоснование. «У нас в стране 44 млн курящих людей. Курят 7 из 10 мужчин, 4 из 10 женщин. Есть тенденция к увеличению числа курящих людей от 19 до 24 лет. Этот закон необходим», — подчеркнула она.

Главный специалист сердечно-сосудистый хирург Минздравсоцразвития России Л. А. Бокерия отметил, что искоренение курения приведет к увеличению продолжительности жизни граждан благодаря оптимальному применению всех существующих видов медицинской помощи. «Для лечения курильщика операционным способом существует огромное количество противопоказаний. Если вы имеете человека с ишемической болезнью сердца некурящего, то вы его можете взять на операцию и в 70 и 80 лет, а если этот человек курит, то вы этого не сделаете, — вы просто не снимите его потом с искусственной вентиляции легких», — пояснил он.

Законопроект декларирует государственные гарантии прав граждан страны на свободный от табачного дыма воздух и права на защиту от вредного воздействия табачного дыма, а также:

  • приоритетность защиты здоровья граждан над интересами табачных компаний;
  • предупреждение заболеваемости, преждевременной инвалидности и смертности граждан, связанных с потреблением табака и воздействием табачного дыма;
  • использование системного подхода при осуществлении мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака, а также непрерывность и последовательность их реализации;
  • открытость и независимость оценки результатов реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребление табака;
  • обеспечение международного сотрудничества в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака;
  • открытость и независимость оценки результатов реализации мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребление табака.

Согласно законопроекту обеспечение защиты здоровья населения от последствий потребления табака будет осуществляться, в частности, посредством:

  • осуществления мер, направленных на предотвращение воздействия табачного дыма и снижение потребления табака;
  • учета производства, импорта, экспорта, оптовой и розничной торговли табачной продукцией, отслеживания производственного оборудования, движения и распределения табачных изделий;
  • привлечения к ответственности за нарушение законодательства РФ в области защиты здоровья населения от последствий потребления табака.

В целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, а также снижения распространенности потребления табака в России планируется осуществлять, в числе прочих, следующие меры:

  • предотвращение воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека (в частности, запрещается курение табака на территориях и в закрытых помещениях, предназначенных для оказания услуг в системе образования, культуры, физической культуры и спорта, медицинских и санаторно-оздоровительных услуг, поездах дальнего следования, на воздушных судах и судах дальнего плавания, на транспортных средствах городского и пригородного сообщения, на рабочих местах, на открытых территориях на расстоянии 10 метров от входов в закрытые помещения вокзалов, аэропортов, портов, станций метрополитена);
  • ценовые и налоговые меры (в частности, доля акцизов на табачную продукцию в структуре цены на табачные изделия должна будет составлять не менее 50 процентов, налоговые ставки акцизов в отношении табачной продукции должны будут увеличиваться темпами, превышающими прогнозируемый уровень инфляции);
  • регулирование и раскрытие состава табачных изделий, установление требований к упаковке и маркировке табачных изделий (планируется запретить классификацию табачных изделий по уровню содержания токсических веществ, воздействия на здоровье или риска для здоровья, запрещается использование ложной информации и информации, вводящей в заблуждение потребителей табака, на упаковке и при маркировке табачных изделий);
  • запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продажи табачных изделий (в частности, не допускается распространение табака и табачных изделий среди населения бесплатно, применение скидок к цене табачных изделий любыми способами, в том числе посредством издания купонов и талонов, спонсорство табачными компаниями, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными компаниями любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры и спорта, здравоохранения и культуры);
  • ограничение производства, оптовой и розничной торговли табаком и табачными изделиями (устанавливается, что розничная продажа табачной продукции в городских поселениях должна осуществляться в стационарных торговых объектах, имеющих площадь торгового объекта не менее 50 квадратных метров; запрещается розничная продажа табачных изделий без использования торговых объектов, с выкладкой и демонстрацией табачных изделий в торговом объекте, на расстоянии не менее 100 метров от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания услуг в системе образования).

По словам Ю. В. Воронина, реализация законопроекта потребует 2-3 года с момента его принятия для переходного периода. «Если бы это зависело только от министерства, законопроект можно было бы принять в осеннюю сессию парламентом», — подчеркнул замминистра.

Минздравсоцразвития России запустило специальный сервис для проведения второго этапа интернет-обсуждения законопроекта «О защите здоровья населения от последствий потребления табака». В обсуждении документа могут принять участие все желающие. Наиболее конструктивные предложения будут учтены в дальнейшей работе ведомства над текстом документа.


Реклама