Мой выбор — бухгалтерский учет
Любовь Владимировна, каково ваше отношение к реформе бюджетных учреждений?
Реформа — это всегда стресс. Бюджетная реформа, предполагающая перевод учреждений в иные формы, введение новых методов финансирования и много других преобразований, также влечет за собой шквал проблем в период ее реализации.
Реформа бюджетного процесса непосредственно связана с реформой бюджетного учета. Бухгалтерский учет, отчетность и аналитическая классификация — это универсальный набор процедур и инструментов, которые являются базовыми составляющими любой системы финансового менеджмента. Важно то, что все государственные (муниципальные) учреждения будут вести бухгалтерский учет по единому плану счетов. Отмечу, что в Вологодской области государственные и муниципальные учреждения провели все необходимые организационные мероприятия и перевели учет на Единый план счетов.
В итоге изменение типа учреждения будет влиять на особенности осуществления финансово-хозяйственной деятельности и организацию бухгалтерского учета, что в свою очередь влияет на один из важнейших документов бухгалтерских служб — учетную политику.
В связи с реализацией положений Закона от 8 мая 2010 г. №
Расскажите, пожалуйста, какова статистика изменения статуса государственных (муниципальных) учреждений в вашем регионе?
С 1 января 2012 года из 2236 государственных и муниципальных учреждений будет функционировать 45 казенных учреждений (2 процента), 45 автономных учреждений (2 процента) и 2146 бюджетных учреждений (96 процентов).
Работа по переводу государственных учреждений в автономные проводится в Вологодской области начиная с 2009 года. По состоянию на 1 января 2011 года в области уже функционировало 15 областных и 19 муниципальных автономных учреждений, из них: в сфере культуры — семь, образования — три, средств массовой информации — пять, социальной защиты — три, физической культуры и спорта — три, лесного хозяйства — восемь, а также в иных сферах — пять.
В 2011 году переведены в статус автономных учреждений еще 11 государственных учреждений, из них: в сфере культуры — два, образования — три, социальной защиты — четыре, в лесном комплексе — два учреждения.
Как проходит сдача отчетности в этом году? На что вы бы посоветовали обратить внимание?
Начало 2011 года ознаменовалось вступлением в силу многих нормативных актов, касающихся совершенствования бухгалтерского (бюджетного) учета государственных (муниципальных) учреждений. С 1 января текущего года учреждения отражают финансовые операции, руководствуясь Единым планом счетов бухгалтерского учета.
Изменения в бюджетной отчетности касаются прежде всего отчетных форм, которые приведены в соответствие Единому плану счетов. Отсюда следует, что глобальных изменений в бюджетной отчетности для главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджетов, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов и территориального государственного внебюджетного фонда не произошло и сдача отчетности данными субъектами проходит без особых проблем.
Что касается отчетности, представляемой государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями, в отношении которых учредителем принято решение о доведении им государственного (муниципального) задания и субсидий на его выполнение, а также автономными учреждениями согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, то пока существуют неурегулированные вопросы в части автономных учреждений, созданных до начала 2011 года.
До 1 января 2011 года автономные учреждения осуществляли бухгалтерский учет по Плану счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций. С переходом на План счетов автономных учреждений (приказ Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н) у них возникли определенные трудности (новый программный продукт, новый план счетов и новые требования к учету).
При составлении бухгалтерской отчетности согласно приказу Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н следует обратить внимание на то, что некоторые формы отчетности должны быть составлены отдельно по разным источникам финансового обеспечения. Однако план финансово-хозяйственной деятельности не предполагает такого выделения в разрезе данных источников, и поэтому учреждение, на которое возложены полномочия учредителя, должно утвердить свой порядок составления, ведения и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности по видам финансового обеспечения.
Считаете ли вы, что функционирование централизованных бухгалтерий является наиболее эффективной формой организации бухгалтерского учета?
В нашей области сохранена сеть централизованных бухгалтерий. Сегодня функционирует 49 централизованных бухгалтерий, которые в основном созданы при ГРБС и в дальнейшем будут являться самостоятельными учреждениями. Сейчас наибольшее количество ЦБ находится в муниципальных образованиях области — 47. Они обслуживают учреждения образования, социальной защиты, культуры, физической культуры и спорта. На сегодняшний день это оптимальный вариант ведения бюджетного учета.
Считаю, что к преимуществам централизованной бухгалтерии можно отнести объединение высококвалифицированного персонала, снижение затрат на техническое и программное обеспечение, дополнительные организационные возможности (например, содержание высокооплачиваемого юриста и аудитора). Вместе с тем существует проблема: низкая заинтересованность в делах конкретного учреждения.
Насколько нам известно, в вашей области с 1995 года создан методсовет. Как он работает в настоящее время? Решает ли вопросы, возникающие в процессе работы бухгалтерии?
Для учреждений области методсовет разработал рекомендации и подробно разъяснил особенности составления учетной политики по всем положениям ее структуры. Особое внимание уделено порядку формирования рабочего плана счетов, порядку организации внутреннего финансового контроля, методам оценки имущества и др.
Также совет оказывает методическую, консультационную и информационную помощь государственным (муниципальным) учреждениям области.
Мы знаем, что в Вологодской области разработана единая информационная платформа, предусматривающая организацию единой сети департамента финансов, отделов казначейства и финансовых органов муниципальных образований. Какие еще перемены планируются в области бюджетного процесса?
С 2002 года обмен данными между финансовыми органами муниципальных районов, отделами управления областного казначейства по городам и районам и департаментом финансов области осуществляется по каналам связи мультисервисной сети финансовых органов. Электронный документооборот включает составление платежных поручений, данные бюджетной отчетности, в штатном режиме осуществляется взаимодействие с УФК по Вологодской области.
Отмечу, что с 2010 года заметно возросли потоки информации, которые передаются в департамент финансов области из муниципальных районов по каналам связи.
Защищенные каналы позволяют оперативно получать самые различные данные, которые в режиме онлайн поступают в соответствующие информационные модули системы поддержки и принятия решений «Финансово-экономический анализ». За последний год внедрены подсистемы сбора информации по направлениям «Сведения о доходах», «Мониторинг цен и тарифов», «Муниципальные долговые книги».
В рамках развития системы управления бюджетным процессом Департамент финансов Вологодской области планирует проведение модернизации системы сбора, свода и консолидации отчетности с использованием веб-технологий.
Проводится ли обучение сотрудников бухгалтерии на курсах, семинарах, устраиваются ли круглые столы для работников бухгалтерии?
Департамент финансов организует для бухгалтеров области обучающие семинары по вопросам организации бухгалтерского учета и составления бюджетной отчетности, применения бюджетной классификации своими силами, а также с привлечением представителей Министерства финансов, аудиторов. Проводятся круглые столы по тематическим вопросам, на которых работники бухгалтерских служб делятся с коллегами опытом по вопросам организации бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности.
Практикуется проведение кустовых заседаний «Круглый стол», где вместе с бухгалтерскими службами муниципальных районов принимают участие в работе и бухгалтерские службы поселений. Так, в 2010 году было проведено четыре кустовых заседания в Сямженском, Кадуйском, Кирилловском и Тотемском районах по вопросам учета имущества казны муниципальных образований области, так как учет имущества казны — один из важнейших и сложнейших вопросов функционирования института казны. Двести тридцать шесть бухгалтеров из 28 муниципальных районов области приняли участие в заседаниях, на которых даны разъяснения по законодательству, доведены требования нормативно-правовых документов, проведены правовые консультации, выслушаны доклады 28 муниципальных районов о проводимой работе по учету имущества казны в целом. По результатам проведенных заседаний департамент финансов области и департамент имущественных отношений сделали соответствующие выводы, разработали конкретные рекомендации и довели их до сведения органов местного самоуправления муниципальных образований.
Отраслевые департаменты области (здравоохранения, труда и социальной защиты, образования, культуры) также проводят большую методическую работу с подведомственными учреждениями и муниципальными учреждениями.
В рамках реформы местного самоуправления проведена большая работа по повышению профессионального и экономического уровня работников финансовых органов области. Департамент финансов организовал и провел 15 экономических семинаров с руководителями финансовых органов, 12 кустовых семинаров с финансовыми работниками поселений, на которых пополнили знания более шестисот человек.
Любовь Владимировна, если, например, возникает какой-то вопрос, который вы не можете решить собственными силами, обращаетесь ли вы в Минфин России, в Федеральное казначейство, помогают ли вам?
В связи с проводимыми реформами в области бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности и внедрением их в практику всегда сталкиваешься с определенными трудностями. С введением в действие новых нормативных документов у государственных (муниципальных) учреждений, ГРБС и финансовых органов возникает много вопросов, на которые порой затрудняешься дать ответ без дополнительной консультации в Минфине России или Федеральном казначействе. Обращаясь к специалистам этих ведомств, получаешь квалифицированные ответы, практические советы.
Особо подчеркну огромную пользу от проведения Всероссийского совещания по вопросам бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности, которое ежегодно организует Федеральное казначейство при участии Минфина России. В рамках этого совещания мы получаем необходимую информацию по наиболее актуальным вопросам, обмениваемся опытом с коллегами из других регионов страны.
Остаются, конечно, вопросы совершенствования программно-технического оснащения и средств телекоммуникаций, но они находятся на контроле у руководства и постепенно решаются.
Как вы считаете, какова роль бухгалтера в современных экономических условиях?
На мой взгляд, именно бухгалтеры являются тем звеном в учреждениях страны, через которое государство осуществляет свою экономическую политику в условиях рыночных отношений.
Десять лет в нашей области работает Некоммерческое партнерство «Вологодский территориальный институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов» (НП ВТИПБ). Общая направленность деятельности НП ВТИПБ, как и самого ИПБ России, — это активное привлечение профессионалов к реформированию регулирующих основ национальной системы бухгалтерского учета в стране. НП ВТИПБ стал организацией, объединившей профессионалов и представляющей их интересы в органах государственной власти и местного самоуправления. Одна из основных задач НП ВТИПБ — обеспечение более высокого образовательного и этического уровня специалистов бухгалтерской профессии.
Для решения поставленных задач институт проводит ряд мероприятий. Наиболее значимые из них и пользующиеся заслуженным вниманием бухгалтерского и аудиторского сообществ — это конкурс «Лучший бухгалтер Вологодской области» и Форум бухгалтеров и аудиторов Вологодской области, который вот уже девять лет ежегодно проводится при поддержке губернатора Вологодской области В. Е. Позгалева совместно с Департаментом финансов ВТИПБ. Основная цель форума — доведение актуальной информации о продолжении процесса реформирования бухгалтерского учета и отчетности, аудита, налогообложения в России. Важно, что вопросы реформирования раскрываются во взаимосвязи с российскими макроэкономическими реалиями и перспективами. В центре внимания на форуме — аспекты, касающиеся развития и повышения эффективности экономики региона, роли и значения профессиональных бухгалтеров и аудиторов в процессе модернизации. В рамках форума подводятся итоги конкурса на звание «Лучший бухгалтер Вологодской области», который пользуется заслуженным вниманием у бухгалтерского сообщества и число участников которого из года в год увеличивается.
Как вы пришли в бухгалтерию, где учились, с чего начинали?
Окончила Московскую академию предпринимательства при Правительстве города Москвы.
Трудовую деятельность начала в 1980 году старшим статистиком на заводе ЖБИиК Всесоюзного объединения «Череповецметаллургхимстрой». В течение десяти лет проработала на экономических должностях в производственной сфере. В период с 1994 по 1998 год работала в банковской системе. С августа 1998 года работаю в Департаменте финансов Вологодской области заместителем начальника департамента финансов, главным бухгалтером.
Хочу сказать, что в своей профессии я не ошиблась. За двадцать шесть лет работы в бухгалтерской сфере я успешно освоила учет по трем направлениям: коммерческий, банковский, бюджетный. Переход из одной сферы учета в другую для меня не был сложным, потому что много трудиться и учиться чему-то новому — мое жизненное кредо.
Любовь Владимировна, как вы любите проводить свободное время? Есть ли у вас какое-то хобби?
Когда выдается свободное время, люблю заниматься спортом. Я привыкла к этому с детства. Если в юности я относилась к спорту серьезно (имею спортивный разряд по конькобежному спорту), то сейчас в основном посещаю спортзал. Я считаю, что спорт играет огромную роль в моей жизни. Спорт сделал меня сильной, самостоятельной, организованной, способной преодолевать любые трудности и достигать поставленные цели. Также люблю читать историческую литературу и книги на военную тематику.
Но самый главный источник вдохновения — это моя пятилетняя внучка Анастасия, с которой мы практически неразлучны в силу жизненных обстоятельств. Она тоже очень энергичная: два года занимается спортивными бальными танцами в СК «Спектр» города Вологды, который вырастил танцоров международного класса. Есть у Насти и первые успехи: в ее копилке — три медали за участие в турнирах.
Что бы вы пожелали читателям нашего журнала?
Открывайте себя новым знаниям. Стремитесь к успеху, достигайте его. И пусть вас сопровождают любовь, уважение, признание коллег и близких людей.