Централизованное снабжение

Склад
Как документально оформить и отразить в бюджетном учете поступление объектов основных средств (движимого имущества) в рамках централизованного снабжения при движении объектов между учреждениями разных уровней бюджетов (оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на него будет переходить к другому публично-правовому образованию), расскажут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ А. А. Семенюк и В. В. Пименов.

Действующие в настоящее время нормативно-правовые акты, определяющие порядок ведения бюджетного учета, не содержат специальных правил организации учета при централизованном снабжении. Следовательно, учреждениям, постоянно получающим основные средства по централизованному снабжению, желательно определить подробный порядок организации бюджетного учета в подобных ситуациях в рамках учетной политики. При этом положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 157н) и от 6 декабря 2010 г. № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее — Инструкция № 162н), в данном случае следует применять в системной взаимосвязи с нормами гражданского законодательства.

Документальное оформление

 В рамках централизованного снабжения в учреждение могут поступать следующие виды имущества: закрепленное за учреждением на праве оперативного управления (ст. 120, 296 ГК РФ); передаваемое учреждению на праве безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ); передаваемое на хранение (глава 47 ГК РФ); статус которого не определен. В дальнейшем на основании поступающих в организацию документов статус имущества может изменяться, и соответственно будет изменяться порядок его дальнейшего учета. При осуществлении централизованного снабжения отгрузка конечным получателям имущества может осуществляться: поставщиками в соответствии с условиями государственных (муниципальных) контрактов; учреждениями (органами власти, местного самоуправления), ранее принявшими от поставщиков приобретенное в рамках государственных (муниципальных) контрактов имущество. Обратите внимание: по общему правилу право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения только с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (п. 1 ст. 299 ГК РФ). Иными словами, для подтверждения возникновения права оперативного управления и, как следствие, для отражения поступающих в рамках централизованного снабжения активов в балансовом учете учреждение должно располагать документами, подтверждающими: принятие уполномоченным органом решения о передаче имущества на праве оперативного управления; приемку-передачу имущества на основании такого решения. Так, решение о закреплении имущества на праве оперативного управления может быть оформлено в виде отдельного правового акта уполномоченного органа власти (местного самоуправления) или же может содержаться в государственном (муниципальном) контракте, иных документах (правовых актах). Сам факт передачи имущества на праве оперативного управления кроме Извещения (ф. 0504805) может подтверждаться двусторонними актами приема-передачи (иными аналогичными документами) с обязательным приложением пообъектных описей передаваемого имущества и технической документации (при наличии). В том случае, если в соответствии с контрактом отгрузка имущества осуществлялась непосредственно получателям (минуя склады заказчика) и на момент такой отгрузки в установленном порядке было принято решение о закреплении соответствующего имущества на праве оперативного управления, в качестве документов, подтверждающих право оперативного управления учреждения на полученное имущество, могут рассматриваться накладные, товарно-транспортные накладные (или их копии), предоставленные поставщиками. В рассматриваемой ситуации оплата имущества будет осуществляться в рамках исполнения бюджета одного публично-правового образования, а право собственности на приобретаемое имущество будет переходить к другому публично-правовому образованию. В целях организации учета решение о переходе права собственности должно быть оформлено документально. По общему правилу имущество в рамках централизованного снабжения передается заказчиком (поставщиком) в собственность соответствующего публично-правового образования (субъекта РФ, муниципального образования) через органы власти (местного самоуправления) по управлению государственным (муниципальным) имуществом, которые отражают такое имущество в составе казны. В то же время не исключаем, что имущество может быть отгружено конечным получателям, а по факту отгрузки в уполномоченный орган будет направлена информация о поступлении имущества в собственность публично-правового образования для отражения информации в соответствующем реестре. Безусловно, подобный порядок документооборота должен быть согласован с таким органом в установленном порядке.

Бюджетный учет

Основываясь на положениях Инструкций № 157н и 162н, рассмотрим некоторые бухгалтерские записи, которые могут быть сделаны в учете государственного (муниципального) заказчика и учреждения, принимающего имущество, в том случае, если отгрузка имущества осуществляется непосредственно конечному получателю.

Полностью материал можно прочитать в печатной версии ноябрьского номера журнала «Бюджетный учет»
Реклама