Централизуем учет
А. В. Терехина, начальник отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов УФК по Саратовской области
Завершился последний этап внедрения программного обеспечения автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК) на всей территории Российской Федерации.
АСФК — это новая единая система учета операций участников и неучастников бюджетного процесса с огромным внутренним потенциалом. Система позволяет централизовать на уровне Управления территориального органа Федерального казначейства учет кассовых потоков (поступлений и выбытий) в разрезе детальных аналитических признаков.
Сегодня в каждом регионе нашей страны появился единый источник учетных данных, который заменил ранее существовавшие раздробленные учетные системы территориального Управления и подведомственных ему отделений.
Централизация всех проводимых операций в едином источнике позволяет перейти к централизованному бюджетному учету в рамках кассового обслуживания участников и неучастников бюджетного процесса, что значительно оптимизирует и совершенствует процедуры учета и, как следствие, повышает качество представляемой бюджетной отчетности как внутренним, так и внешним пользователям.
Как безболезненно осуществить переход на централизованный бюджетный учет? Какие шаги предпринять?
Переход на централизованный учет
Во-первых, необходимо определить степень предполагаемой централизации — полная или частичная.
Полная — бюджетный учет операций, составление регистров бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности осуществляется на уровне территориального Управления без осуществления процедур консолидации.
Частичная — бюджетный учет операций, составление регистров бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета осуществляется на уровне Управления, а выверка сформированных регистров бюджетного учета и формирование соответствующей бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию исполнения публично-правовых образований и передача их в соответствующие финансовые органы осуществляются отделениями и территориальными отделами управлений. Важными факторами в определении степени централизации является количество сотрудников отдела бюджетного учета и отчетности Управления, а также вариант кассового обслуживания публично-правовых образований.
Во-вторых, детально проработать и определить технологическую цепочку в условиях централизованного бюджетного учета.
А именно разработать:
порядок движения первичных документов, определяющих факт свершения операции и признание события в бюджетном учете;
порядок, регламентирующий взаимодействие структурных подразделений Управления и отделений и/или территориальных отделов Управления в условиях централизованного учета;
порядок внесения исправительных записей при обнаружении ошибок в учетную систему;
порядок организации хранения первичных документов, регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности;
регламент выполнения операций, подлежащих учету;
регламент «закрытия операционного дня» и т. д.
В-третьих, четко распределить обязанности между сотрудниками отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления, а в случае необходимости — между сотрудниками отделений и/или территориальных отделов Управления.
В-четвертых, определить способы контроля своевременности, достоверности и полноты бюджетного учета в условиях централизации.
Факт централизации бюджетного учета на уровне Управления в момент перехода на эксплуатацию единой учетной системы должен быть оформлен изданием распорядительного акта Управления.
В бюджетном учете централизация учетных данных оформляется бухгалтерской Справкой (ф. 0504833) в разрезе каждого бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом отделения и/или территориальные отделы Управления оформляют Справку (ф. 0504833) с отражением факта передачи путем сторнирования остатков на счетах бюджетного учета, сложившихся на день передачи.
Одновременно факт приема учетных данных оформляется управлением бухгалтерской Справкой (ф. 0504833) с отражением данных по счетам бюджетного учета со знаком «плюс». Данные внутриказначейских расчетов между Управлением и его отделениями и/или территориальными отделами в условиях ведения единого казначейского счета (далее — ЕКС) консолидируются (взаимоисключаются).
В результате Главная книга Управления отражает всю информацию об активах, обязательствах и результате по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации в рамках кассового исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов.
Для контроля правильности отражения переданных и централизованных данных на уровне Управления необходимо провести сверку идентичности показателей аналитической и бюджетной отчетности. Например, в разрезе бюджетов сверить на отчетную дату данные Сводной ведомости по кассовым поступлениям (ф. 0531817) с данными раздела 1 Отчета по кассовым поступлениям и выбытиям (ф. 0503151), данные Сводной ведомости по кассовым выплатам из бюджета (ф. 0531815) с данными раздела 2 Отчета по кассовым поступлениям и выбытиям (ф. 0503151).
Только убедившись, что показатели аналитических форм отчетности соответствуют бюджетным в разрезе бюджетной классификации, процедуру централизации можно считать успешно завершенной.
Полностью материал можно прочитать в печатной версии ноябрьского номера журнала «Бюджетный учет»