Централизуем учет

Терехина
Централизация бюджетного учета — важная задача, которая стоит перед Федеральным казначейством. В данной статье рассмотрим порядок централизации в рамках кассового обслуживания на опыте Управления Федерального казначейства по Саратовской области.

А. В. Терехина, начальник отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов УФК по Саратовской области

Завершился последний этап внедрения программного обеспечения автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК) на всей территории Российской Федерации.

АСФК — это новая единая система учета операций участников и неучастников бюджетного процесса с огромным внутренним потенциалом. Система позволяет централизовать на уровне Управления территориального органа Федерального казначейства учет кассовых потоков (поступлений и выбытий) в разрезе детальных аналитических признаков.

Сегодня в каждом регионе нашей страны появился единый источник учетных данных, который заменил ранее существовавшие раздробленные учетные системы территориального Управления и подведомственных ему отделений.

Централизация всех проводимых операций в едином источнике позволяет перейти к централизованному бюджетному учету в рамках кассового обслуживания участников и неучастников бюджетного процесса, что значительно оптимизирует и совершенствует процедуры учета и, как следствие, повышает качество представляемой бюджетной отчетности как внутренним, так и внешним пользователям.

Как безболезненно осуществить переход на централизованный бюджетный учет? Какие шаги предпринять?

Переход на централизованный учет

Во-первых, необходимо определить степень предполагаемой централизации — полная или частичная.

Полная — бюджетный учет операций, составление регистров бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности осуществляется на уровне территориального Управления без осуществления процедур консолидации.

Частичная — бюджетный учет операций, составление регистров бюджетного учета, формирование бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета осуществляется на уровне Управления, а выверка сформированных регистров бюджетного учета и формирование соответствующей бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию исполнения публично-правовых образований и передача их в соответствующие финансовые органы осуществляются отделениями и территориальными отделами управлений. Важными факторами в определении степени централизации является количество сотрудников отдела бюджетного учета и отчетности Управления, а также вариант кассового обслуживания публично-правовых образований.

Во-вторых, детально проработать и определить технологическую цепочку в условиях централизованного бюджетного учета.

А именно разработать:

порядок движения первичных документов, определяющих факт свершения операции и признание события в бюджетном учете;

порядок, регламентирующий взаимодействие структурных подразделений Управления и отделений и/или территориальных отделов Управления в условиях централизованного учета;

порядок внесения исправительных записей при обнаружении ошибок в учетную систему;

порядок организации хранения первичных документов, регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности;

регламент выполнения операций, подлежащих учету;

регламент «закрытия операционного дня» и т. д.

В-третьих, четко распределить обязанности между сотрудниками отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов Управления, а в случае необходимости — между сотрудниками отделений и/или территориальных отделов Управления.

В-четвертых, определить способы контроля своевременности, достоверности и полноты бюджетного учета в условиях централизации.

Факт централизации бюджетного учета на уровне Управления в момент перехода на эксплуатацию единой учетной системы должен быть оформлен изданием распорядительного акта Управления.

В бюджетном учете централизация учетных данных оформляется бухгалтерской Справкой (ф. 0504833) в разрезе каждого бюджета бюджетной системы Российской Федерации. При этом отделения и/или территориальные отделы Управления оформляют Справку (ф. 0504833) с отражением факта передачи путем сторнирования остатков на счетах бюджетного учета, сложившихся на день передачи.

Одновременно факт приема учетных данных оформляется управлением бухгалтерской Справкой (ф. 0504833) с отражением данных по счетам бюджетного учета со знаком «плюс». Данные внутриказначейских расчетов между Управлением и его отделениями и/или территориальными отделами в условиях ведения единого казначейского счета (далее — ЕКС) консолидируются (взаимоисключаются).

В результате Главная книга Управления отражает всю информацию об активах, обязательствах и результате по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации в рамках кассового исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания бюджетов.

Для контроля правильности отражения переданных и централизованных данных на уровне Управления необходимо провести сверку идентичности показателей аналитической и бюджетной отчетности. Например, в разрезе бюджетов сверить на отчетную дату данные Сводной ведомости по кассовым поступлениям (ф. 0531817) с данными раздела 1 Отчета по кассовым поступлениям и выбытиям (ф. 0503151), данные Сводной ведомости по кассовым выплатам из бюджета (ф. 0531815) с данными раздела 2 Отчета по кассовым поступлениям и выбытиям (ф. 0503151).

Только убедившись, что показатели аналитических форм отчетности соответствуют бюджетным в разрезе бюджетной классификации, процедуру централизации можно считать успешно завершенной.

Полностью материал можно прочитать в печатной версии ноябрьского номера журнала «Бюджетный учет»


Реклама