Переход на новые рельсы учета

Шубина
О практике внедрения нормативно-правовых актов по бюджетному учету и отчетности в государственных (муниципальных) учреждениях Краснодарского края в связи с реализацией положений Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) рассказала Т. К. Шубина, начальник Управления по бюджетному учету, отчетности и информатизации Департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края.

Бюджетная система Краснодарского края

В Краснодарском крае утверждено и исполняется 427 бюджетов, из них: 1 — краевой, 7 — городских округов, 37 — муниципальных районов, 382 — городских и сельских поселений.

Объем доходов консолидированного бюджета на 2011 год составляет более 207 млрд рублей, в том числе по краевому бюджету — более 159 млрд рублей, из них объем безвозмездных поступлений от других бюджетов — 59,5 млрд рублей.

Объем расходов по консолидированному бюджету составляет более 238,9 млрд рублей, в том числе по краевому — 183,5 млрд рублей. Темп роста расходов по отношению к 2010 году составляет более 21,5 процента. Схема консолидированного бюджета Краснодарского края представлена на рис. 1.

Начиная с 2009 года полномочия по администрированию доходов, в том числе межбюджетных поступлений и выбытий, закреплены в рамках выполняемых функций за 23 главными распорядителями бюджетных средств краевого бюджета (из 52).

По состоянию на 1 июля 2011 года количество государственных учреждений составляет 844, муниципальных учреждений — 6024. Численность бухгалтерских работников, обеспечивающих учет в государственных и муниципальных учреждениях края, составляет около 14 тыс. человек, из них больше половины работают в централизованных бухгалтериях, обслуживающих учреждения.

Реализация Закона № 83-ФЗ

Краснодарский край реализует Закон № 83-ФЗ с 1 января 2011 года без переходного периода.

Реформу бюджетных учреждений по так называемому лидерскому варианту в крае начали сразу с момента вступления в силу Закона № 83-ФЗ. На это были основания. Во-первых, на момент реформы успешно функционировали автономные учреждения. Во-вторых, в 2010 году в отношении большинства бюджетных учреждений, а в социальной сфере — всех бюджетных учреждений были разработаны и использованы в процессе бюджетного планирования государственные задания на оказание государственных услуг.

Мониторинг реализации Закона № 83-ФЗ приведен на рис. 2.

Такая же практика имела место и во многих муниципальных образованиях края. Поэтому 75 процентов из них также перешли на реализацию Закона № 83-ФЗ в полном объеме с 1 января 2011 года. Ряд других выбрали более плавный экспериментальный вариант — по мере готовности учреждений. Например, в отдельных муниципальных образованиях с 1 января 2011 года субсидии на выполнение муниципальных заданий предоставляются только учреждениям социальной сферы, поскольку именно там наработан опыт подобного использования. Финансирование остальных учреждений в новом формате будет осуществляться поэтапно. В большинстве случаев конечный срок перевода учреждений на новые рельсы — 1 января 2012 года. Это представляется логичным, поскольку есть определенные сложности с бухгалтерским учетом и отчетностью в случае перехода на финансирование учреждений путем предоставления субсидий в середине года.

Итак, в результате реформирования бюджетной сети в настоящее время в Краснодарском крае осуществляют деятельность 844 краевых учреждения (с органами власти), из них 344 казенных (115 органов власти), 492 бюджетных и 8 автономных учреждений. При этом статус учреждений изменяется — бюджетные переходят в автономные, происходит слияние и реорганизация учреждений.

Решения о том, какие государственные учреждения станут казенными, а какие бюджетными учреждениями нового типа, отраслевые органы государственной власти Краснодарского края принимали самостоятельно при формировании перечня подведомственных учреждений. Сами учреждения так или иначе влияли на то, в какой тип их будут переводить — в казенные или бюджетные. Окончательное решение с учетом позиции учредителя принималось высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края. Главный критерий при принятии решений — возможность учреждений осуществлять приносящую доход деятельность. В связи с этим, например, в области социальной сферы статус казенных получили отдельные учреждения для детей-сирот и инвалидов, леп­розории, централизованные бухгалтерии, центры занятости населения и некоторые другие учреждения.

Что касается муниципальных учреждений, то из 6024 (вместе с органами власти) 48 процентов составляют бюджетные учреждения, получающие субсидию на выполнение муниципальных заданий, 25 процентов бюджетные учреждения, получающие финансирование по смете, 24 процента — казенные и органы власти, 3 процента — автономные.

В части изменения статуса учреждений и соответственно порядка их работы и финансирования в Краснодарском крае был реализован ряд мероприятий. В июле 2010 года распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края был утвержден план мероприятий по совершенствованию правового положения государственных учреждений. Соответствующие нормативно-правовые акты общего характера изданы в установленные сроки. В большинстве случаев при их подготовке были взяты за основу модельные правовые акты, разработанные Минфином России и серьезно переработанные с учетом региональной специфики.

Исполнительными органами государственной власти Краснодарского края, учредителями государственных учреждений сформированы государственные задания на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. Например, на 2011 год в области социальной сферы утверждено 631 государственное задание для выполнения 111 государственных услуг. Объем средств на эти цели в краевом бюджете составляет 19,4 млрд рублей.

Средства от приносящей доход деятельности казенных учреждений зачисляются в краевой бюджет (до изменения типов учреждений доходы от приносящей доход деятельности в бюджет не перечислялись, учреждения работали по генеральным разрешениям через лицевые счета, открытые к счету 40603). По фактам зачисления безвозмездных поступлений и спонсорских средств для казенных учреждений социальной сферы главные распорядители средств краевого бюджета вносят соответствующие изменения в бюджет по расходам для возможного текущего расходования этих средств учреждениями и составления отчета перед спонсорами. Однако это достаточно долгая процедура.

Доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности Краснодарского края и переданного в оперативное управление казенным учреждениям, с 1 января 2011 года также зачисляются в доход краевого бюджета без корректировки бюджетных ассигнований в текущем году, при этом НДС арендаторы платят самостоятельно.

Кассовое обслуживание бюджета

В Краснодарском крае кассовое обслуживание бюджетов и лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений осуществляется органами Федерального казначейства и финансовыми органами. Так, УФК по Краснодарскому краю осуществляет полное кассовое обслуживание 144 бюджетов городских и сельских поселений. Оставшиеся 238 бюджетов поселений, 7 бюджетов городских округов, 37 бюджетов муниципальных районов и собственно краевой бюджет обслуживаются казначействами финансовых органов с открытием лицевого счета 02 финансовым органам.

Схема лицевых счетов к счету 02, открытых в Департаменте по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края (далее — Департамент) на балансовом счете 40201 «Средства бюджетов субъектов РФ», отражена на рис. 3.

В соответствии с нормативно-правовыми актами бюджетные учреждения оплачивают от имени органов исполнительной власти следующие публичные обязательства:

  • краевые стипендии талантливой молодежи, отличникам и детям-сиротам;
  • предоставление социальных выплат молодым семьям, осуществляющим строительство жилья;
  • дополнительную денежную компенсацию на усиленное питание донору, сдающему кровь безвозмездно.

Для кассового обслуживания бюджетных и автономных учреждений Департаменту открыт счет в РКЦ Банка России по Краснодарскому краю на балансовом счете 40601 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации».

Бюджетным и автономным учреждениям открыты по два лицевых счета: один — для зачисления средств на выполнение государственного задания и средств от приносящей доход деятельности, другой — для зачисления субсидий на иные цели, а также целевых субсидий, бюджетных инвестиций.

С 1 июня 2011 года в Краснодарском крае принято решение о переводе счетов по учету средств ОМС по учреждениям здравоохранения на обслуживание в Департамент. Для этого им открыто 23 лицевых счета с видом финансового обеспечения 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию».

Для средств во временном распоряжении казенных, бюджетных и автономных учреждений Департаменту открыт отдельный счет на балансовом счете 40302 «Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений». На данном счете открыто 675 лицевых счетов для всех типов учреждений.

Кроме того, для обеспечения всех типов учреждений наличными денежными средствами открыто 67 банковских счетов на балансовом счете 40116 «Средства для выплаты наличных денег организациям» в учреждениях Банка России и кредитных организациях.

По всем направлениям кассового обслуживания Департаментом обеспечен электронный документооборот с использованием ЭЦП.

Полностью материал можно прочитать в печатной версии декабрьского номера журнала «Бюджетный учет»


Реклама