Учет программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях
С. Г. Хабаев, доктор экономических наук, доцент, консультант ООО «ЦентрАудит М»
В большинстве государственных (муниципальных) учреждений используются программные продукты. Согласно статье 1261 Гражданского кодекса программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 190н, приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.
Приобретение программного продукта
Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).
Пример 1
Казенное учреждение за счет бюджетных средств заключило лицензионное соглашение на право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи по данному соглашению составляют 5000 руб. В учете учреждения данная операция будет отражена следующим образом:
Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»— отражены расходы по лицензионному соглашению в сумме 5000 руб.ежемесячно в течение одного года;
Дебет 1 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим работам, услугам»— произведена оплата за месяц в сумме 5000 руб. ежемесячно в течение одного года.
Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 60 000 руб.
Программные продукты могут поступать в государственные (муниципальные) учреждения и в рамках централизованных поставок. При этом главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) осуществляет заключение лицензионного соглашения и оплату по данному соглашению.
Пример 2
Казенное учреждение в рамках централизованных поставок получило право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи, осуществляемые главным распорядителем бюджетных средств и связанные с данным программным продуктом для данного казенного учреждения, составляют 10 000 руб. В учете учреждения такая операция будет отражена записью:
Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 304 04 226
«Внутриведомственные расчеты по прочим работам, услугам»— отражены расходы по прочим работам, услугам в сумме 10 000 руб. ежемесячно в течение одного года.
Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 120 000 руб.
Анализ пунктов 17 и 18 приказа Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2010 г. № 137н/527 (далее — Приказ № 137н/527) показал, что перечень нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг на общехозяйственные нужды, не является закрытым. Кроме того, в Инструкции № 157н предусматривается выделение такой группы затрат, как накладные (п. 134 Инструкции № 157н). Соответственно бюджетные и автономные учреждения в зависимости от специфики своей деятельности могут покрывать расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на программные продукты, как за счет субсидии на выполнение государственного задания (например, использование программного продукта непосредственно необходимо для оказания государственной услуги), так и за счет субсидии на иные цели.
При отражении программных продуктов следует учесть норму пункта 302 Инструкции № 157н, согласно которой на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами. При этом затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов») в порядке, установленном учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.
Пример 3
Бюджетным учреждением приобретены неисключительные права на программный продукт сроком на два года в рамках выделенной целевой субсидии. Сумма договора — 180 000 руб. Данная сумма перечисляется единовременным платежом.
В учете данная операция отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 5 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Кредит 5 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» — отражены расходы будущих периодов в сумме 180 000 руб.;
Дебет 5 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — произведена единовременная оплата в сумме 180 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения»;
Дебет 5 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 5 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги» — часть расходов будущих периодов включена в расходы отчетного периода в сумме 7500 руб. (180 000 руб. : 24 мес.).
Неисключительные права на программный продукт отражены на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 180 000 руб.
Налоговый учет
При отражении данных расходов в налоговом учете следует руководствоваться:
- подпунктом 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса;
- пунктом 1 статьи 272 Налогового кодекса.
В подпункте 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса установлено, что к прочим расходам относятся расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20 000 руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.
Согласно пункту 1 статьи 272 Налогового кодекса при применении метода начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 Налогового кодекса, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
При наличии в договоре о приобретении неисключительной лицензии на использование программного обеспечения указания на срок, в течение которого могут быть использованы полученные по ней неисключительные права, учреждение распределяет расходы, осуществленные по такому договору, в течение срока действия лицензии. Данная позиция определена в письме Минфина России от 7 июня 2011 г. № 03-03-06/1/330.
В случае если срок лицензионного соглашения не определен, следует обратиться к письму Минфина России от 2 февраля 2011 г. № 03-03-06/1/52.
В данном документе финансовое ведомство определяет следующий подход: в случае если в договоре (соглашении) срок использования приобретенного программного продукта не указан, налогоплательщик самостоятельно определяет срок использования приобретенного неисключительного права с учетом требований в отношении определения указанного срока, установленных Гражданским кодексом.
Нормой, которая регламентирует данный вопрос в Гражданском кодексе, является пункт 4 статьи 1235. Смысл данной нормы заключается в том, что срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации. В случае когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если Гражданским кодексом не предусмотрено иное.
При рассмотрении вопроса о НДС следует обратиться к подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса, согласно которому не облагается НДС передача исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.
Рассмотрим ситуацию, когда приобретается объект основных средств с программным обеспечением. В данном случае в договоре о переходе права собственности на такие основные средства должно содержаться условие о приобретении неисключительного права на пользование программным продуктом.
В письме Минфина России от 25 мая 2009 г. № 03-03-06/2/105 специалисты финансового ведомства на основании подпункта 8 пункта 2 статьи 256 Налогового кодекса пришли к следующему выводу:
- если лицензионным договором предусмотрена выплата правообладателю вознаграждения периодическими платежами в течение срока его действия, то сумма такого вознаграждения не включается в первоначальную стоимость основного средства, а учитывается равномерно в течение срока действия договора на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса;
- если же в договоре подобное условие не содержится, вознаграждение включается в первоначальную стоимость приобретенных основных средств и списывается через механизм амортизации.
Следует также учесть мнение ФНС России, высказанное по данному вопросу в письме от 13 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7756. В нем рассматриваются два варианта.
Первый вариант. Вычислительная техника приобретается без какого-либо минимального программного обеспечения. В этом случае материальный объект сам по себе никак не может быть использован в деятельности налогоплательщика. В таком случае расходы на приобретение прав на программное обеспечение, необходимое для эксплуатации технического средства, следует рассматривать как расходы на доведение этого объекта до состояния, в котором он пригоден для использования. Такое программное обеспечение является неотъемлемой частью технического средства.
При этом объем и свойства необходимого программного обеспечения определяются целью (назначением), заявленной организацией (документально подтвержденным) при приобретении технического средства.
Второй вариант. Вычислительная техника приобретается вместе с конкретным программным обеспечением, позволяющим реализовывать заявленные продавцом потребительские свойства данной вычислительной техники. В таком случае материальный объект уже готов к эксплуатации в объеме исполнения конкретных потребительских свойств. При этом выделения стоимости такого программного обеспечения из стоимости вычислительной техники не требуется, поскольку такое программное обеспечение также является неотъемлемой частью технического средства.
Государственные (муниципальные) учреждения могут приобретать исключительные права на программные продукты или создавать программные продукты самостоятельно. В статье 1296 Гражданского кодекса указано, что если программа для ЭВМ или база данных создана по договору, предметом которого было ее создание (по заказу), то исключительное право на такую программу или такую базу данных принадлежит заказчику, если договором между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком не предусмотрено иное.
Разрабатывать программные продукты могут и сотрудники учреждения, состоящие в штате организации, в рамках выполнения своих трудовых обязанностей. В этом случае согласно пункту 2 статьи 1295 Гражданского кодекса исключительное право на служебное произведение будет принадлежать работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и работником (автором) не предусмотрено иное.
При этом в том же пункте статьи 1295 Гражданского кодекса определено, что если работодатель в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, не начнет использование этого произведения, не передаст исключительное право на него другому лицу или не сообщит автору о сохранении произведения в тайне, исключительное право на служебное произведение принадлежит автору.
В соответствии с пунктом 56 Инструкции № 157н при приобретении исключительных прав на программные продукты их следует учитывать в составе нематериальных активов. При этом согласно Указаниям № 190н расходы по оплате договоров на приобретение в государственную, муниципальную собственность исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, осуществляются по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ.
Из содержания Приказа № 137н/527 следует, что источником приобретения исключительных прав на программные продукты должна быть субсидия на иные цели.
Распространенной операцией при приобретении исключительных прав на программный продукт является услуга, связанная с внедрением программного продукта в учреждении. При отражении расходов по данной операции следует учитывать следующее.
Пункт 62 Инструкции № 157н гласит, что в целях определения первоначальной стоимости объекта нематериальных активов при его приобретении за плату, создании фактические вложения учреждения формируются с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками (подрядчиками, исполнителями), кроме приобретения, создания объекта в рамках деятельности учреждения, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации, включая:
- суммы, уплачиваемые правообладателю (продавцу) в соответствии с договором (государственным (муниципальным) контрактом) об отчуждении (приобретении) исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;
- регистрационные сборы, государственные пошлины, патентные пошлины и иные аналогичные платежи, произведенные в связи с приобретением (получением) исключительных (имущественных) прав на объекты нематериальных активов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;
- суммы, уплачиваемые учреждением за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием) объектов нематериальных активов.
- При создании нематериального актива кроме расходов, предусмотренных абзацами 2−5 пункта 62, включаются:
- суммы, уплачиваемые за выполнение работ или оказание услуг при создании нематериального актива согласно договорам (государственным (муниципальным) контрактам), в том числе по договорам авторского заказа (авторским договорам), договорам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
- расходы на выплаты по оплате труда сотрудников, непосредственно занятых в процессе создания нематериального актива или в выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ;
- расходы на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других основных средств и иного имущества, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, использованных непосредственно при создании нематериального актива, первоначальная стоимость которого формируется;
- иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях».
Из данного пункта следует, что перечень затрат, влияющих на первоначальную стоимость нематериального актива, не является закрытым.
На наш взгляд, внедрение программного продукта можно отнести к иным расходам, непосредственно связанным с приобретением, созданием нематериального актива и обеспечением условий для использования актива в запланированных целях.
При определении статьи КОСГУ, по которой следует оплатить внедрение программного продукта, необходимо определить, производилась ли в ходе внедрения программного продукта его переработка (модификация).
Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя (ст. 1270 ГК РФ).
В случае если в ходе внедрения программного продукта осуществлялась переработка (модификация) программного продукта, то данные расходы следует оплачивать по статье 320 «Увеличение стоимости нематериальных активов» КОСГУ, если же осуществлялась адаптация программного продукта, то расходы следует оплачивать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ и исходя из содержания пункта 62 Инструкции № 157н включить данные расходы в первоначальную стоимость программного продукта.
Пример 4
Бюджетное учреждение заключает лицензионное соглашение на получение исключительных прав на программный продукт. В рамках данного соглашения осуществляется внедрение программного продукта (его адаптация). Регистрация программного продукта не осуществляется в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Стоимость исключительных прав на программный продукт составляет 2 200 000 руб., адаптация программного продукта — 40 000 руб. Записи в учете будут следующими:
Дебет 5 106 22 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 302 32 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов» — отражены затраты, связанные приобретением исключительных прав на программный продукт, в сумме 2 200 000 руб.;
Дебет 5 106 22 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам» — отражены затраты, связанные с адаптацией программного продукта, в сумме 40 000 руб.;
Дебет 5 102 20 320
«Увеличение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 5 106 22 320
«Увеличение вложений в нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения» — программный продукт принят к учету в сумме 2 240 000 руб.;
Дебет 5 302 32 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению нематериальных активов»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства» — произведена оплата по лицензионному соглашению в сумме 2 200 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждений»;
Дебет 5 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 5 201 11 610
«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»— произведена оплата за адаптацию программного продукта в сумме 40 000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждений».
Регистрация прав на программный продукт
При приобретении или создании программного продукта встает вопрос о регистрации прав на него. Согласно статье 1262 Гражданского кодекса правообладатель в течение срока действия исключительного права на программу для ЭВМ или на базу данных может по своему желанию зарегистрировать такую программу или такую базу данных в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Заявка на государственную регистрацию программы для ЭВМ или базы данных (заявка на регистрацию) должна относиться к одной программе для ЭВМ или к одной базе данных.
Согласно пункту 2 статьи 1262 Гражданского кодекса заявка на регистрацию должна содержать:
- заявление о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных с указанием правообладателя, а также автора, если он не отказался быть упомянутым в качестве такового, и места жительства или места нахождения каждого из них;
- депонируемые материалы, идентифицирующие программу для ЭВМ или базу данных, включая реферат;
- документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленном размере или наличие оснований для освобождения от уплаты государственной пошлины либо для уменьшения ее размера, либо для отсрочки ее уплаты.
Согласно статье 333.30 Налогового кодекса при обращении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти за совершением действий по государственной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы государственная пошлина уплачивается за государственную регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы соответственно в Реестре программ для ЭВМ, Реестре баз данных и Реестре топологий интегральных микросхем, включая выдачу заявителю свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы, а также публикацию сведений о зарегистрированной программе для ЭВМ, базе данных и топологии интегральной микросхемы в официальном бюллетене в следующих размерах:
- для организации — 2600 руб.;
- для физического лица — 1700 руб.;
- за внесение изменений в документы и материалы к заявке на регистрацию программы для ЭВМ, базы данных и топологии интегральной микросхемы до публикации в официальном бюллетене — 700 руб.
При этом следует помнить, что согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 Налогового кодекса, освобождаются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при их обращении за совершением юридически значимых действий, установленных настоящей главой, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 124 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса.
Правила оформления заявки на регистрацию установлены приказом Минобрнауки России от 29 октября 2008 г. № 324 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на государственную регистрацию программы для электронных вычислительных машин и заявок на государственную регистрацию базы данных, их рассмотрения и выдачи в установленном порядке свидетельств о государственной регистрации программы для ЭВМ или базы данных».
В случае если бюджетное или автономное учреждение для приобретения программного продукта привлекают средства от деятельности, приносящей доход, и будут в дальнейшем использовать программный продукт в данной деятельности, следует обратить внимание на формулировки, используемые в договоре. Это связано с тем, что передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения и оплата услуг по созданию программных продуктов для ЭВМ не являются идентичными операциями. Передача исключительных прав на основании лицензионного соглашения в соответствии со статьей 149 Налогового кодекса не облагается НДС, а оплата услуг по созданию программного продукта для ЭВМ облагается НДС в общеустановленном порядке и подлежит последующим вычетам в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 172 Налогового кодекса. Данная позиция определена в письме Минфина России от 21 сентября 2009 г. № 03-07-07/69.
В настоящее время многие государственные (муниципальные) учреждения имеют свои web-сайты. В нормативных документах понятие интернет-сайта не определено. Однако любой web-сайт имеет две составляющие: программу для ЭВМ и базу данных, которой данная программа управляет. В зависимости от того, какие права имеет учреждение на данный программный продукт и базу данных, зависит, каким образом будут отражаться затраты, связанные с созданием сайтов. В случае если учреждение имеет исключительные права на программный продукт и базу данных, то web-сайт будет признаваться нематериальным активом.
Вне зависимости от того, признается web-сайт нематериальным активом или нет, учреждению необходимо решить вопрос с доменным именем. Услуги по регистрации доменного имени считаются оказанными с момента занесения информации в реестр доменных имен.
Учет расходов на регистрацию доменного имени зависит от того, признан web-сайт нематериальным активом или нет. Если web-сайт признается нематериальным активом, то данные расходы включаются в его первоначальную стоимость согласно пункту 62 Инструкции № 157н, так как первоначальная стоимость нематериального актива определяется как сумма расходов не только на его приобретение или создание, но и на доведение его до состояния, в котором он пригоден для использования (без доменного имени сайт функционировать не сможет). Аналогичная позиция содержится и в Налоговом кодексе (п. 3 ст. 257 НК РФ).
В случае если сайт не является нематериальным активом, затраты на первичную регистрацию доменного имени признаются в течение срока действия регистрации (как правило, в течение года) и списываются при исчислении налога на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Если срок регистрации не оговорен, такие расходы организация распределяет самостоятельно на основании пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса.
Списание программного продукта
Списание программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях в большинстве случаев осуществляется по двум причинам: прекращение использования программного продукта и внутриведомственная передача программного продукта.
Прекращение использования программного продукта может быть связано с его моральным износом и необходимостью использования новых программных продуктов в деятельности государственного (муниципального) учреждения.
Учитывая тот факт, что программные продукты в большинстве случаев относятся к особо ценному движимому имуществу, то для их списания необходимо получение согласия учредителя в соответствии с пунктом 10 статьи 9.2
Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для бюджетных учреждений и пунктом 2 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» для автономных учреждений.
Пример 5
Бюджетное учреждение списывает программный продукт, первоначальная стоимость которого составляет 800 000 руб., сумма начисленной амортизации — 700 000 руб. В учете данная операция отражается следующими бухгалтерскими записями:
Дебет 0 104 29 420
«Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 102 20 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения» — списана сумма начисленной амортизации по программному продукту в сумме 700 000 руб.;
Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 102 20 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения» — списана остаточная стоимость программного продукта в сумме 100 000 руб.
Если программные продукты в государственных (муниципальных) учреждениях, числящиеся как нематериальные активы, были разработаны под конкретные цели деятельности данных учреждений, то выбытие данных программных продуктов в рамках внутриведомственной передачи будет связано в первую очередь с реорганизацией учреждения.
Пример 6
Казенное учреждение по решению главного распорядителя бюджетных средств осуществляет внутриведомственную передачу программного продукта. Первоначальная стоимость программного продукта — 1 600 000 руб., сумма начисленной амортизации — 400 000 руб.
Записи в учете будут следующими:
Дебет 1 304 04 320
«Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов»
Кредит 1 102 30 420
«Уменьшение стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения» — списана первоначальная стоимость программного продукта в сумме 600 000 руб.;
Дебет 1 104 39 420
«Уменьшение за счет амортизации стоимости нематериальных активов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 304 04 320
«Внутриведомственные расчеты по приобретению нематериальных активов» — списана начисленная амортизация по программному продукту в сумме 400 000 руб.