Закон «О бухгалтерском учете»: читаем, изучаем, сравниваем

В результате анализа применения Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ  «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ) выявился ряд неэффективных положений этого документа. Современные экономические условия потребовали выработать законодательные нормы, регулирующие систему бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами. Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) официально вступит в силу с 1 января 2013 года. Однако ознакомиться с ним нужно заранее. 

Целями Закона № 402-ФЗ являются установление единых требований к бухгалтерскому учету, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчетности, и создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета, принципы которого основываются на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций. Закон № 402-ФЗ применяется при ведении бюджетного учета активов и обязательств, составлении бюджетной отчетности, а также при ведении бухучета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Законом от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

Законом № 402-ФЗ уточнены термины, используемые в действующем законодательстве: порядок изменения учетной политики, состав первичной учетной документации, порядок денежного измерения объектов в бухучете, состав бухгалтерской отчетности. Требования к главному бухгалтеру стали значительно жестче. Законом № 402-ФЗ определена обязанность экономического субъекта организовывать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

Сфера применения

Закон № 129-ФЗ распространяет свое действие на организации, филиалы и представительства иностранных организаций, на граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе на адвокатов, которые осуществляют адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете.

С 1 января 2013 года Закон № 402-ФЗ расширяет сферу действия. В статье 2 определен круг лиц, на которые он распространяется:

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Банк России;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) представительства и иные структурные подразделения организаций, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, находящиеся на территории Российской Федерации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Норма Закона № 129-ФЗ, согласно которой организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут не вести бухучет, в новом законе не отражена. Хотя в подпункте 10 пункта 3 статьи 21 Закона № 402-ФЗ указано, что федеральные стандарты могут устанавливать упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, для субъектов малого предпринимательства. Возможность применения упрощенных способов ведения бухгалтерского учета преду-смотрена для участников проекта «Сколково».

Бухгалтерский учет

Объекты учета

Согласно действующему Закону № 129-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

В статье 5 Закона № 402-ФЗ дан следующий перечень объектов бухгалтерского учета:

  • факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции, которые оказывают или способны оказывать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности или движение денежных средств);
  • активы;
  • обязательства;
  • источники финансирования деятельности;
  • доходы;
  • расходы;
  • иные объекты, установленные федеральными стандартами.

Организация ведения бухучета

Обоими законами определена обязанность руководителя организовывать ведение бухгалтерского учета.
В настоящее время руководители организаций в зависимости от объема учетной работы могут (п. 2 ст. 6 Закон № 129-ФЗ):

  •  учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  •  ввести в штат должность бухгалтера;
  •  передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту;
  •  вести бухгалтерский учет лично.

Закон № 402-ФЗ обязывает руководителя экономического субъекта, за исключением кредитной организации, возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера (иное должностное лицо) или заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ). 

По новым правилам вести бухгалтерский учет самостоятельно вправе будут только руководители субъектов малого и среднего предпринимательства.

 

 


Главный бухгалтер

Требования к главному бухгалтеру

В настоящее время в Законе № 129-ФЗ определены только обязанности руководителя бухгалтерии, а квалификационные требования отражены в постановлении Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих». Этим документом установлено, что главный бухгалтер должен иметь высшее профессиональное (экономическое) образование и стаж бухгалтерско-финансовой работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет.

С вступлением в силу Закона № 402-ФЗ требования ужесточатся. В пункте  4 статьи 7 указано, что главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, должны соответствовать следующим параметрам:

  • иметь высшее профессиональное образование;
  • иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с осуществлением аудиторской деятельности, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям «бухгалтерский учет» и «аудит» — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
  • не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Соответственно юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного работника, отвечающего указанным требованиям (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Дополнительные требования будут применяться только в отношении лиц, на которых ведение дел будет возложено после вступления в силу Закона № 402-ФЗ.

В пункте 6 статьи 7 Закона № 402-ФЗ оговорено, что главный бухгалтер кредитной организации должен отвечать требованиям, установленным Банком России. К лицам, претендующим на должность главного бухгалтера в иных организациях, такие требования не предъявляются. Однако в пункте 5 статьи 7 Закона № 402-ФЗ допускается, что дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, могут устанавливаться другими федеральными законами.

Введение в действие более жестких требований должно ограничить присутствие в сфере бухгалтерского учета неквалифицированных и не обладающих достаточным опытом работы сотрудников и привести к повышению профессионального уровня руководителей бухгалтерий.

Кто несет ответственность

Статья 7 Закона № 129-ФЗ так и называется «Главный бухгалтер». В ней определена его подчиненность руководителю, обязанность нести ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности, обеспечение соответствия осуществляемых хозяйственных операций законодательству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. И только в случае возникновения разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером при осуществлении отдельных хозяйственных операций руководитель несет полную ответственность, если дал письменное распоряжение вопреки мнению главного бухгалтера.

В Законе № 402-ФЗ предусмотрены случаи разногласия между руководителем и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В пункте 8 статьи 7 указано, что данные, содержащиеся в первичных учетных документах, должны приниматься или не приниматься к бухгалтерскому учету по письменному распоряжению руководителя. Также руководитель обязан дать письменное распоряжение главному бухгалтеру или лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, об отражении любого объекта бухгалтерского учета. То есть в соответствии с Законом № 402-ФЗ, если руководитель дал письменное распоряжение к исполнению, то единолично несет ответственность:

  • за информацию, созданную в результате обработки первичных документов;
  • достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчетную дату;
  • финансовый результат деятельности экономического субъекта;
  • движение денежных средств за отчетный период.

Таким образом, положения Закона № 402-ФЗ освобождают бухгалтера от ответственности за противозаконные или ошибочные действия, к которым умышленно или в силу незнания его принуждает руководитель организации. В то же время отсутствие письменного распоряжения на спорное с точки зрения закона действие не освобождает бухгалтера от ответственности.

Учетная политика, документы, регистры

Учетная политика

Учетной политике организации уделено внимание в обоих законах. В Законе № 129-ФЗ она упоминается в разных статьях.

В пункте 3 статьи 5 указано, что организации в соответствии с действующим законодательством самостоятельно формируют учетную политику исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности. Учетная политика, принятая организацией, утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета (п. 3 ст. 6 Закона 

№ 129-ФЗ), применяется последовательно из года в год и изменяется в случаях введения иных законодательных норм (п. 4 ст. 6 Закона № 129-ФЗ).

В пункте 2 статьи 7 Закона № 129-ФЗ определено, что ответственность за учетную политику организации несет главный бухгалтер. В то же время в Положении об учетной политике организаций (ПБУ 1/2008), утвержденном приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. № 106н и действующем для юридических лиц, за исключением кредитных организаций и государственных (муниципальных) учреждений, говорится, что формировать учетную политику может сам руководитель или стороннее лицо, с которым фирма заключила договор на ведение бухгалтерского учета (централизованная бухгалтерия, специализированная организация или бухгалтер-специалист). Таким образом, в нормативных актах, касающихся учетной политики, в настоящее время наблюдается несоответствие.

Статья 8 Закона № 402-ФЗ полнос-тью посвящена учетной политике. Основные принципы подхода к вопросу не изменились. Организации самостоятельно разрабатывают учетную политику, которая определяет способ ведения бухгалтерского учета. Сохранился принцип последовательности ее применения и причины, вследствие которых в документ вносятся изменения.

С принятием Закона № 402-ФЗ устраняется существующее противоречие о лице, несущем ответственность за учетную политику. Указаний на то, что главный бухгалтер или лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, несет ответственность за учетную политику, документ не содержит. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. 2 ст. 8 Закона 402-ФЗ).

Первичные документы

В обоих законах первичным учетным документам посвящены отдельные статьи, так как именно они являются первоисточником отражения фактов хозяйственной жизни организации, основой для ведения бухгалтерского учета.

В пункте 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ указано, что первичные документы должны составляться по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм. Если такой формы в альбомах нет, она должна содержать обязательные реквизиты, которые не изменились и в свете Закона № 402-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ к ним относятся:

  • наименование документа;
  • дата составления;
  • наименование экономического субъекта;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку или операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления;
  • подпись этого лица.

Закон № 402-ФЗ не содержит требования о необходимости составления документов по унифицированным формам. Согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ формы первичных учетных документов утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Также новый закон в пункте 5 статьи 9 определяет, что первичный учетный документ может быть составлен не только на бумажном носителе, но и в виде электрон-ного документа, подписанного электронной подписью.

Незначительные изменения коснулись и допуска исправлений в первичной документации. Сам порядок остался прежним: наличие подписей участников хозяйственной операции, отраженной в исправляемом документе с указанием даты внесения изменений. Но если в Законе № 129-ФЗ жестко оговорено, что в кассовые и банковские документы внесение исправлений не допускается, то Закон № 402-ФЗ указывает на возможность изменения данных, содержащихся в документе, если иное не установлено действующим законодательством.

Закон № 402-ФЗ не требует соответствия форм первичных учетных документов установленным формам и указывает, что они могут утверждаться руководителем экономического субъекта. Для организаций государственного сектора формы первичных документов должны соответствовать бюджетному законодательству.

Регистры

Для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, используются регистры бухгалтерского учета. С принятием Закона № 402-ФЗ основные принципы их ведения не изменились. Регистры заполняются в хронологической последовательности и группируются по счетам бухгалтерского учета. Исправления, вносимые в регистры, должны быть санкционированы и подтверждаться подписями лиц, внесших исправления, с указанием их должностей и даты исправления.

Законом № 402-ФЗ внесены дополнения, которые обязательны при ведении регистров бухгалтерского учета.

Формы регистров утверждает руководитель экономического субъекта по представлению лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Регистры, применяемые в учете в организациях государственного сектора, должны соответствовать бюджетному законодательству. С 1 января 2013 года все регистры содержат следующие обязательные реквизиты (п. 4 ст. 10):

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • дату начала и окончания ведения регистра и период, за который составлен регистр;
  • хронологическую и систематическую группировку объектов бухгалтерского учета;
  • величину денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Формы регистров бухгалтерского учета утверждаются руководителем экономического субъекта. Для государственных организаций они должны соответствовать бюджетному законодательству. Все регистры должны содержать ряд обязательных реквизитов, их содержание перестанет быть коммерческой тайной.

Инвентаризация

Инвентаризация активов и обязательств не подверглась значительным изменениям в связи с принятием Закона № 402-ФЗ. Задача инвентаризации — выявление фактического наличия соответствующих объектов и сопоставление полученных результатов со сведениями регистров бухгалтерского учета — осталась неизменной. Но при расхождении данных в пункте 3 статьи 12 Закона № 129-ФЗ регламентирован порядок отражения сумм излишков или недостачи на счетах бухгалтерского учета. 

В пункте 4 статьи 11 Закона № 402-ФЗ указано, что выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Основным отличием порядка проведения инвентаризации, определенного Законом № 402-ФЗ, от порядка, преду-смотренного действующим Законом № 129-ФЗ, является то, что он не содержит перечня обязательных условий ее проведения, а отсылает к нормам федерального законодательства, федеральным и отраслевым стандартам.

Отчетность

Бухгалтерская (финансовая) отчетность является совокупной информацией о финансовом положении экономического субъекта, составленной на основе данных бухгалтерского учета на установленную законодательством отчетную дату.

И в действующем законодательстве, и в принятом новом законе отчетности уделено особое внимание: рассматриваются требования к отчетности, ее состав, сроки сдачи. В целом существенных изменений нет. Бухгалтерская отчетность должна быть полной, достоверной и составлена в валюте Российской Федерации.

В настоящее время бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером организации (п. 5 ст. 13 Закона № 129-ФЗ). 

С 1 января 2013 года отчетность будет считаться составленной после подписания ее экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта (п. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ).

Законом не оговорено обязательное наличие подписи главного бухгалтера или лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Таким образом, ответственность за составленную отчетность несет прежде всего руководитель. Указание о бумажном носителе определяет невозможность составления отчетности только в электронном виде с электронной подписью. Обязательно должен быть бумажный носитель с собственноручной подписью руководителя экономического субъекта. В соответствии с пунктом 11 статьи 13 Закона № 402-ФЗ в отношении бухгалтерской отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Состав

Состав отчетности принципиально не изменился. Согласно действующему Закону № 129-ФЗ отчетность организаций негосударственного сектора должна содержать бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и приложения к ним, аудиторское заключение (если этого требует законодательство) и пояснительную записку. Законом № 402-ФЗ определен тот же состав отчетности, исключая аудиторское заключение и пояснительную записку. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

Отчетный период

Отчетные периоды для годовой и промежуточной отчетности, установленные обоими законами, совпадают. Только первый отчетный год, определенный с даты регистрации до 31 декабря следующего года, в Законе № 129-ФЗ определен для организаций, созданных после 1 октября, а Законом № 402-ФЗ — для экономических субъектов, государственная регистрация которых произошла после 30 сентября.

В пункте 2 статьи 15 действующего Закона № 129-ФЗ указано, что организации, за исключением бюджетных, казенных учреждений и общественных организаций и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской деятельности, обязаны представлять квартальную бухгалтерскую отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую — в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Порядок представления месячной, квартальной и годовой бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений устанавливает Минфин России (п. 3 ст. 15 Закона № 129-ФЗ).

В Законе № 402-ФЗ сроки представления отчетности не определены. Только в отношении обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в пункте 2 статьи 18 указан срок сдачи — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Реорганизация и ликвидация

В новом законе отдельно рассмотрены особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации и ликвидации юридического лица. 

Законодательно определен период последнего отчетного года — с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о ликвидации или о прекращении деятельности присоединенного юридического лица до даты внесения такой записи. Регламентирован и период первого отчетного года для возникшего в результате реорганизации юридического лица (кроме организаций государственного сектора) — с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, если иное не установлено федеральными стандартами.

При ликвидации юридического лица последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется ликвидационной комиссией или арбитражным управляющим в случае банкротства ликвидируемого лица.

Обязательный экземпляр отчетности

Законом № 402-ФЗ введено понятие обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Все экономические субъекты, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением организаций государственного сектора и Банка России, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составят государственный информационный ресурс, доступ к которому будет обеспечен заинтересованным лицам. Исключением являются сведения, содержащие государственную тайну.

Регулирование бухгалтерского учета

С вступлением в силу Закона № 402-ФЗ полностью поменяется система норм, регламентирующих бухгалтерский учет в России. Так, будет предложен принципиально новый подход к принятию нормативных актов. ПБУ, приказы Минфина России заменят стандарты и рекомендации.

Законом № 402-ФЗ всесторонне ос-вещен вопрос регулирования бухгалтерского учета. Определен правовой механизм, основанный на сочетании деятельности органов государственной власти (к которым отнесены уполномоченный федеральный орган и Банк России) и негосударственных организаций.

Принципы и документы

Принципы регулирования бухгалтерского учета подробно отражены в статье 20 Закона № 402-ФЗ. К ним относятся:

  • соответствие федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • единство системы требований к бухгалтерскому учету;
  • упрощение способов ведения бухгалтерского учета;
  • применение международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;
  • обеспечение условий для едино-образного применения федеральных и отраслевых стандартов;
  • недопустимость совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учета.

Перечень документов в области регулирования бухгалтерского учета определен в пункте 1 статьи 21 Закона № 402-ФЗ:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

3) рекомендации в области бухгалтерского учета;

4) стандарты экономического субъекта.

В пункте 15 статьи 21 Закона № 402-ФЗ определена иерархия источников права в области бухгалтерского учета. 

Во главе стоит Закон № 402-ФЗ. Ему не должны противоречить федеральные и отраслевые стандарты. Федеральные стандарты превалируют над отраслевыми. Рекомендации в области бухгалтерского учета, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным и отраслевым стандартам.

Федеральные стандарты могут ус-танавливать специальные требования к бухгалтерскому учету организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учету отдельных видов экономической деятельности. Они призваны регулировать основные аспекты ведения бухучета. К ним относятся:

  • все операции с объектами бухгалтерского учета;
  • способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета и порядок пересчета их стоимости, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации;
  • требования к учетной политике;
  • план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения;
  • формы бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в ней;
  • упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

Субъекты и их функции

В статье 22 Закона № 402-ФЗ определены субъекты регулирования бухгалтерского учета. Это государственные органы и субъекты негосударственного регулирования. К первым относятся уполномоченный федеральный орган и Банк России, ко вторым — организации предпринимателей, аудиторов, иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учета (ст. 23 Закона № 402-ФЗ) заключаются в следующем:

  • утверждение программы разработки федеральных стандартов;
  • утверждение федеральных стандартов, отраслевых стандартов (в пределах компетенции) и обобщение практики их применения;
  • организация экспертизы проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • утверждение требований к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • участие в установленном порядке в разработке международных стандартов;
  • представление России в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • осуществление иных функций, предусмотренных законодательством.

Для субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учета функции определены в статье 24 Закона № 402-ФЗ. К ним относятся:

  • разработка проектов федеральных стандартов;
  • проведение и публичное обсуждение этих проектов;
  • представление проектов в уполномоченный федеральный орган;
  • участие в подготовке программы разработки федеральных стандартов;
  • участие в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учета;
  • обеспечение соответствия проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого он был разработан;
  • разработка и принятие рекомендаций в области бухгалтерского учета;
  • разработка предложений по совершенствованию стандартов бухгалтерского учета;
  • участие в разработке международных стандартов.

Именно негосударственные органы будут инициаторами и создателями стандартов. Если среди негосударственных органов никто не станет инициировать разработку какого-либо стандарта, то это должен осуществить уполномоченный государственный орган (подп. 2 п. 1 ст. 28 Закона № 402-ФЗ). Разработанный проект с учетом поправок и замечаний, внесенных в процессе обсуждения, будет рассматриваться Минфином России.

Разработка и утверждение стандартов

Стандарты будут разрабатываться и утверждаться на основе специальной программы разработки федеральных стандартов. Органы государственного регулирования и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учета должны вносить предложения по программе разработки федеральных стандартов в уполномоченный федеральный орган, который утверждает ее по согласованию с Банком России. Программа будет ежегодно уточняться в целях ее соответствия потребностям пользователей бухгалтерской отчетности, международным стандартам, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета.

Закон гарантирует доступность программы для ознакомления всем заинтересованным лицам (п. 5 ст. 26 Закона № 402-ФЗ).

В статье 27 Закона № 402-ФЗ подробно регламентирован порядок разработки и утверждения федеральных стандартов. Прежде всего порядок принятия стандартов предусматривает обязательные публичные обсуждения, в которых могут принять участие все заинтересованные лица.

Проект должен быть опубликован в официальном печатном издании (определенном уполномоченным федеральным органом), на официальных сайтах государственного органа и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Разработчик проводит публичное обсуждение федерального стандарта, которое не может быть менее трех месяцев после дня опубликования указанного проекта в печатном издании.

В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

  • принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приеме замечаний в письменной форме;
  • проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;
  • составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;
  • дорабатывает проект федерального стандарта с учетом полученных в письменной форме замечаний.

Доработанный проект федерального стандарта не позднее десяти рабочих дней после дня опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения в печатном издании опубликовывается разработчиком в этом же печатном издании. Одновременно разработчик размещает на своем официальном сайте в Интернете доработанный проект федерального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Указанные документы, размещенные на официальном сайте разработчика в Интернете, должны быть доступны для ознакомления без взимания платы (п. 7 ст. 27 Закона № 402-ФЗ).

После окончания обсуждений доработанный проект федерального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц направляется в специально созданный при государственном органе совет, состоящий из пяти членов от государственного органа и десяти представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учета и научной общественности, из которых не менее трех членов подлежат ротации один раз в три года.
Совет по стандартам бухгалтерского учета проводит экспертизу проектов федеральных стандартов на предмет (п. 2 ст. 25 Закона № 402-ФЗ):

  • соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете;
  • соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учета;
  • обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету;
  • обеспечения условий для едино-образного применения федеральных стандартов. 

Совет по стандартам бухгалтерского учета готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении (п. 10 ст. 27 Закона № 402-ФЗ).

В случае принятия решения об одобрении проект федеральных стандартов направляется непосредственно в федеральный орган, который на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учета, в срок не более одного месяца либо утверждает, либо отклоняет проект. Проект федерального стандарта, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом (ст. 11 ст. 27 Закона № 402-ФЗ).

Проект федерального стандарта, предлагаемый советом по стандартам бухгалтерского учета к принятию, может быть отклонен в случае, если он не соответствует законодательству Российской Федерации (п. 12 ст. 27 Закона № 402-ФЗ).

В случае если проект федерального стандарта отклонен, мотивированное решение уполномоченного федерального органа с приложением указанных в пункте 9 настоящей статьи документов в срок не более десяти рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта федерального стандарта (п.  13 ст. 27).

Закон № 402-ФЗ обеспечивает публичное и открытое принятие нормативных актов. Он гарантирует доступ каждого к обсуждению и внесению изменений, дает возможность задействовать высокий профессионализм предпринимателей и аудиторов в создании норм права. 

 

 

 

 

 


Реклама