Порядок —  прежде всего

Соловьева Е.Н.
Об осуществлении отдельных функций по исполнению бюджетов муниципальных образований при кассовом обслуживании исполнения местных бюджетов органами Федерального казначейства расскажет Е. Н. СОЛОВЬЕВА, начальник отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов Управления Федерального казначейства по Костромской области, кандидат экономических наук.

Взгляд в прошлое

Костромская область как субъект Российской Федерации входит в Центральный федеральный округ. Ее протяженность с севера на юг составляет 260 км, с запада на восток — 420 км.
Управление Федерального казначейства по Костромской области является территориальным органом Федерального казначейства и осуществляет свою деятельность непосредственно через 26 подчиненных ему Отделений.
С 1 января 2006 года кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов всех 303 муниципальных образований осуществлялось Управлением и Отделениями в порядке с открытием лицевых счетов финансовым органам муниципальных районов и городских округов, администрациям сельских и городских поселений (рис. 1).
Поводом для обращения в 2008 году в Отделение по Костромскому району глав администраций пяти самых крупных сельских поселений Костромского района с ходатайством об изменении порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов на порядок с открытием лицевых счетов главным распорядителям (распорядителям) и получателям средств бюджетов и подписании Соглашения о передаче Отделению по Костромскому району отдельных полномочий по исполнению соответствующих бюджетов послужили преимущества в работе Отделений с получателями средств местных бюджетов по ведению лицевых счетов для учета операций со средствами целевых субсидий (субвенций), выделенных из федерального бюджета. Это четко определенные требования к оформлению платежных и других документов, строгое соблюдение сроков их исполнения, использование системы электронного документооборота. С 2009 года эти поселения перешли на выбранный порядок кассового обслуживания (рис. 2).

     
Безусловно, для Управления было важно организовать это взаимодействие таким образом, чтобы заинтересовать и привлечь к открытию лицевых счетов в органах Федерального казначейства участников бюджетного процесса всех муниципальных образований.
Очевидным было и то, что наряду с широким использованием информационных ресурсов для ознакомления участников бюджетного процесса с деятельностью органов Федерального казначейства по ведению лицевых счетов решение о передаче Отделениям отдельных полномочий по исполнению местных бюджетов невозможно без участия областных органов власти. Поэтому были организованы рабочие встречи руководителя Управления с губернатором области, с руководством департамента финансов. Кроме того, были проведены выездные совещания сотрудников Управления с участниками бюджетного процесса муниципального уровня, разработаны примерные формы Соглашений об осуществлении органом Федерального казначейства отдельных функций по исполнению местного бюджета при его кассовом обслуживании и проведении и учете операций со средствами бюджетных учреждений муниципальных образований.
В целях определения реальных возможностей Отделений осуществлять кассовое обслуживание местных бюджетов в порядке с открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса проводилось анкетирование получателей бюджетных средств и финансовых органов муниципальных образований. Это позволило обозначить круг основных проблем и вопросов со стороны муниципальных образований, оценить риски от смены варианта кассового обслуживания в сложившейся ситуации и определить общие для органов Федерального казначейства и муниципальных образований направления и приоритеты.
В результате в 2010 году в соответствии с Соглашениями, заключенными с администрациями сельских и городских поселений, в Отделениях были открыты 625 лицевых счетов администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджетов 273 му-ниципальных образований (рис. 3).
Таким образом, с 1 января 2006 года по 1 января 2011 года в регионе наблюдался устойчивый рост количества муниципальных образований, администрациями которых был выбран полный порядок кассового обслуживания исполнения местных бюджетов. В процентном соотношении данный рост составил 90 процентов (рис. 4).

Дальнейшие шаги

Безусловно, накопленный Отделениями опыт работы по ведению лицевых счетов стал важным звеном в процессе осуществления переданных им отдельных полномочий по исполнению местных бюджетов по кассовому обслуживанию бюджетов сельских и городских поселений, таких как:
  • открытие лицевых счетов главным распорядителям (распорядителям) и получателям бюджетных средств, администраторам источников финансирования дефицита бюджета;
  • доведение на текущий финансовый год до главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования для осуществления операций по расходам бюджета, до администраторов источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований для осуществления операций с источниками финансирования дефицита бюджета;
  • учет на лицевых счетах получателей бюджетных средств операций с бюджетными данными и операций по кассовым выплатам по кодам классификации расходов бюджетов, на лицевых счетах администраторов источников финансирования дефицита бюджета операций с бюджетными данными и операций по кассовым выплатам по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов;
  • осуществление контроля за соответствием кода Бюджетной классификации Российской Федерации, указанного в платежном документе, содержанию проводимой кассовой операции;
  • соблюдение требований по заполнению платежных документов распорядителями и получателями бюджетных средств;
  • осуществление контроля за непревышением бюджетных данных, распределенных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета с начала текущего финансового года между находящимися в его ведении распорядителями (получателями) средств бюджета, над доведенными ему бюджетными данными;
  • осуществление контроля за непревышением кассовых выплат, осуществляемых получателями средств бюджета, над доведенными им бюджетными данными с учетом ранее осуществленных платежей и восстановленных кассовых выплат в текущем финансовом году;
  • осуществление санкционирования оплаты денежных обязательств получателей бюджетных средств в соответствии с приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н (далее — Приказ № 87н);
  • обеспечение в установленном порядке выдачи наличных денежных средств получателям бюджетных средств через соответствующее подразделение Банка России или кредитную организацию;
  • обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнения представленных в Отделение исполнительных листов и судебных приказов, предусматривающих взыскания на средства бюджета.
Необходимо отметить, что этот процесс для Управления и Отделений был связан с преодолением определенных трудностей, которые на практике выступили более рельефно, в том числе и таких, как слабая техническая оснащенность получателей бюджетных средств, элементарное отсутствие компьютеров, модемов, телефонной связи в удаленных поселениях, а также специалистов в области информационно-технического обеспечения. Поэтому было решено в каждом Отделении установить автоматизированное рабочее место для получателей бюджетных средств (АРМ ПБС) и организовать их обучение.
Однако с наиболее сложными вопросами Отделения столкнулись на этапе осуществления процедур санкционирования оплаты денежных обязательств.

Санкционирование

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса санкционирование оплаты денежных обязательств осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств, установленным финансовым органом. Но в связи с отсутствием в сельских и городских поселениях вышеуказанного порядка в Соглашениях об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных полномочий по исполнению бюджетов муниципальных образований было установлено, что санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета Отделения осуществляют в соответствии с Приказом № 87н. При этом согласно пункту 2 Порядка, утвержденного Приказом № 87н для оплаты денежных обязательств бюджетополучатели представляют в органы Федерального казначейства Заявки на кассовый расход и Заявки на получение наличных денег. До 2010 года получатели бюджетных средств городских и сельских поселений для осуществления кассовых выплат с лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, представляли Заявки и одновременно для осуществления кассовых выплат с лицевых счетов, открытых в финансовых органах, которые на тот момент осуществляли отдельные полномочия по организации исполнения бюджетов городских и сельских поселений, платежные поручения. Это, конечно, создавало дополнительные трудности для бюджетополучателей: разные документы и разные требования к их оформлению.
С переходом на кассовое обслуживание с открытием лицевых счетов только в органах Федерального казначейства эта проблема была устранена — согласно требованиям, установленным Приказом № 87н, платежные документы проходят проверку на соответствие установленной форме и на наличие в них всех реквизитов и показателей.
В то же время при осуществлении процедур санкционирования Отделения сталкивались и с такой ситуацией, когда содержание операции исходя из документа-основания и содержание текста назначения платежа в платежных документах, представляемых получателями бюджетных средств, в отдельных случаях не соответствовали кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), по которым им были доведены финансовыми органами и главными распорядителями бюджетных средств лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования.
Отсутствие в большинстве поселений современных информационных систем, а также несвоевременное обновление имеющихся явилось причиной того, что при утверждении лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств применялись коды недействующей бюджетной классификации. Возникали вопросы и по порядку ее применения. 
Одним из важных моментов процедуры санкционирования является отказ органов Федерального казначейства в принятии к исполнению платежных документов.
Еще одна довольно распространенная ситуация, когда в качестве документа-основания, подтверждающего возникновение денежного обязательства, клиентом представляется постановление по делу об административном правонарушении или постановление органа дознания (предварительного следствия/суда). В каждом конкретном случае специалисту Отделения, осуществляющему процедуру санкционирования, необходимо проверить, предусмотрен ли данный документ законодательством как подтверждающий возникновение денежного обязательства.
В этот период в адрес Управления поступало большое количество писем и обращений от участников бюджетного процесса с просьбой разъяснить, какие коды КОСГУ соответствуют тому или иному содержанию операции. Поэтому наряду с письменными ответами на запросы Управлением наиболее широко стала применяться такая форма работы с Отделениями, как селекторное совещание с привлечением финансовых органов и администраций муниципальных образований, что позволило обеспечить оперативность, доступность и удобство получения информации одновременно для специалистов и клиентов Отделений, а также возможность общения в режиме реального времени.
Удаленность сельских поселений от районных центров, ограниченные возможности местных бюджетов, состоящих в основном из дотаций и субсидий, предоставляемых из других бюджетов, трудоемкость бумажного документооборота, при котором ошибка при обработке документа существенно влияла на сроки его исполнения и передачи в органы Федерального казначейства, послужили причинами для внедрения системы электронного документооборота (СЭД) с участниками бюджетного процесса.
Было приложено немало усилий для того, чтобы в максимально короткие сроки обеспечить установку и постоянное обновление программы СЭД на рабочих станциях бюджетополучателей, организовать их обучение, оформить сертификаты ключей электронно-цифровой подписи. К началу 2010 года из 444 участников бюджетного процесса 388 были установлены АРМ СЭД непосредственно на их рабочих местах, 56 участникам бюджетного процесса — в операционных залах Отделений.
Организация работы по созданию электронных копий документов-оснований, подтверждающих возникновение денежных обязательств, также потребовала немалых усилий как со стороны клиентов Отделения, так и со стороны самих Отделений. Для получения электронных образцов документов, поступивших из внешней среды на бумаге, — договоров, контрактов, счетов и других, требовались сканеры. У многих бюджетополучателей сельских поселений не оказалось возможности для их приобретения и, следовательно, технической возможности для создания электронных копий документов, поэтому Отделения взяли эту работу на себя.

Настоящее время

На сегодняшний день сканированные документы хранятся в Отделении и к ним обеспечен многократный доступ в случае необходимости, при этом гарантировано их сохранение в том виде, в каком они были представлены на момент проверки без возможности внесения каких-либо изменений.
Между Отделениями и администрациями сельских и городских поселений осуществляется информационный обмен, который реализуется посредством представления администрациям поселений отчетности с разной периодичностью. Ежедневно представляются сводные ведомости по кассовым выплатам из бюджета и кассовым поступлениям в бюджет, а также ведомость по движению свободного остатка средств бюджета. Данные формы позволяют администрациям поселений оперативно принимать решения по исполнению бюджета.
Подводя общие итоги работы Управления и Отделений по осуществлению последними отдельных функций по исполнению бюджетов муниципальных образований при кассовом обслуживании ими исполнения местных бюджетов, следует отметить ее положительные результаты:
  • возрос уровень контроля за соблюдением администрациями муниципальных образований бюджетного законодательства в части соответствия содержания проводимых бюджетополучателями операций кодам КОСГУ бюджетной классификации;
  • достоверность данных бюджетного учета и отчетности бюджетополучателей контролируется администрациями муниципальных образований путем сверки с данными отчетных форм, представляемых Отделениями;
  • значительно сократились случаи возврата платежных документов бюджетополучателям по причинам нарушения порядка применения Бюджетной классификации;
  • произошло уменьшение расходов бюджетов поселений на организацию работы по кассовому обслуживанию главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств местного бюджета в части экономии транспортных и других расходов, обусловленных внедрением электронного документооборота Отделений с бюджетополучателями.
В настоящее время в Отделениях внедрена автоматизированная система Федерального казначейства (АСФК) и планируется осуществление работы по переводу бюджетополучателей на электронный обмен документами посредством ППО «АСФК (СУФД)». Это позволит клиентам Федерального казначейства из любой точки, подключенной к Интернету,  управлять платежами и документами, всегда иметь доступ к актуальной отчетности и, безусловно, создаст условия для еще более качественного управления бюджетными ресурсами. 



Реклама