Весь мир — театр
Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству различных социальных групп. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Количество социальных ролей, которые он способен воспроизвести, определяют уровень его приспособленности к жизни. М. Хичевская, психолог
Великий Шекспир однажды заметил: «Весь мир — театр. В нем женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы, и каждый не одну играет роль», подчеркнув и выделив одну из самых важных особенностей человеческой жизни — способность быть разным в нескончаемой череде социальных взаимодействий.
Задолго до появления строк классика люди начали задумываться о том, какое они занимают место среди себе подобных и какова их роль в окружающем мире. Идея того, что люди в своей жизни представляют собой подобие актеров на сцене, появилась еще в I−II веках нашей эры и была оформлена римским философом Эпиктетом: «Не забудь, ты — актер и играешь в пьесе роль, назначенную автором».
То, что мысль человека обратилась от внешнего мира к внутреннему, — явление не случайное. С каждым этапом развития общества отношения внутри него постепенно усложнялись, виды взаимодействий становились более разнообразными. Это требовало от каждого человека не только понимания другого, но и понимания самого себя. Вопрос о том, кем личность является среди других людей, из ясного и простого постепенно стал предметом более тщательного осмысления.
Адаптация — постоянное приспособление к изменяющимся условиям окружающей среды, цель и свойство каждого живого организма, в том числе и человеческого.
Наш мир биосоциален, и нам недостаточно приспособиться лишь к его биологической стороне. Необходимо уметь адаптироваться к взаимодействиям друг с другом, к требованиям общества, которое имеет определенные ожидания относительно нас. Так, от врача общество ожидает, что он будет лечить, а от почтальона — что он будет разносить почту, и никак не наоборот. Если поведение человека и ожидания общества не совпадают, возникает конфликт с той социальной ролью, которую он выполняет.
Социальные роли
Понятие социальной роли было введено в психологию американским философом, психологом Джорджем Гербертом Мидом. Согласно его взглядам, человек становится зрелой, настоящей личностью лишь тогда, когда научается согласовывать свое поведение с действиями окружающих, то есть «принимать роль», которая отведена ему в жизни определенной социальной группой (семьей, трудовым коллективом и т. п.). Понятие роли, едва появившись, вызвало настолько сильный интерес со стороны ученых, что только в одной Америке уже к 60-м годам XX века было проведено несколько сотен исследований данного феномена.
Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером. Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.
Одним из самых интересных исследований, описывающих роковое влияние социальной роли на поведение человека, стал стенфордский тюремный эксперимент, проведенный американским социальным психологом Филиппом Зимбардо в 1971 году. Целью эксперимента было изучение реакции человека на ограничение свободы. Однако колоссальные данные были получены о другом — о влиянии навязанной социальной роли на саму личность.
Путем случайного отбора участники эксперимента были поделены на две группы — надсмотрщиков и заключенных, которые были помещены в условную тюрьму, оборудованную в подвале факультета психологии.
Результат был ошеломляющим. Испытуемые, играющие роль надсмотрщиков и знающие о невиновности своих подопечных (напомним, и те и другие были отобраны непреднамеренно), стали проявлять жестокость в отношении другой группы, в то время как «заключенные» были психологически тяжело травмированы.
Вопреки ожиданиям, по этическим соображениям эксперимент был закончен досрочно — через шесть дней вместо запланированных двух недель.
Присваивая ту или иную социальную роль и даже зная, что эта роль всего лишь игра, человек воспроизводит те стереотипы, которые в отношении этой роли существуют. Именно поэтому «надсмотрщики» воспроизвели модель жестокого поведения. Несмотря на то что эксперимент был признан как нарушающий этику психологических исследований, его результаты имели грандиозный успех.
Итак, социальная роль — это то поведение, которое ожидается от человека в зависимости от того, какой статус он занимает. И ожидание это настолько велико, что даже сам человек не в силах с ним бороться. Социальная роль обусловлена положением человека в системе социальных связей, а значит, в меньшей степени зависит от его индивидуальных, биологически обусловленных качеств.
С самого детства, обучаясь различным социальным ролям (например, игры детей в детском саду — дочки-матери, игры в больницу, школу, космонавтов или моряков — есть не что иное, как изучение социальных ролей), мы усваиваем их. Роль в развитии каждого человека имеет огромную регулирующую функцию — ведь никто из нас не может позволить себе непредсказуемого поведения, и каждый подчиняется рамкам той роли, которой принадлежит. Именно поэтому мы узнаем, что продавец — это продавец, а ученый — это ученый.
И узнать нам это тем легче, чем больше атрибутов роли присутствует в данном человеке. Известный социолог Питер Бергер так характеризовал взаимодействие между людьми: «Человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он должен носить».
Виды социальных ролей
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, профессор). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей независимо от того, кто эти роли исполняет.
Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (кумир, друг, враг и т. д.).
В жизни каждый человек выступает в наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить такой образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Основные характеристики социальной роли выделены американским социологом Толкотом Парсонсом.
Он предложил следующие четыре характеристики любой роли.
По масштабу
Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций, с другой — это отношения, регулирующиеся нормативными актами и в определенном смысле являющиеся формальными. Участники такого социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.
По способу получения
Роли делятся на предписанные и завоеванные (достигаемые). Говоря о предписанных, мы имеем в виду такие характеристики, которые изначально от нас не зависят, — пол, возраст, культура. Из этих ролей берутся многие стереотипы поведения, такие, например, как «мальчики не плачут», что предполагает терпимость общества к эмоциональным всплескам со стороны женщин и нетерпимость к подобному поведению со стороны мужчин.
Достигнутая роль — это тот социальный статус, на получение которого повлиял сам его носитель. Например, выбранная профессия и занимаемая в ней должность.
По степени формализации
Формализация — описательная характеристика социальной роли. Определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения (руководитель — подчиненный). Другие, напротив, только неформальных (родственники, друзья), и их отношения определяются чувствами. Третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения (один из друзей или родственников находится в подчинении у другого). То есть формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.
По видам мотивации
В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо. Родители, заботясь о своем ребенке, действуют сообразно с чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела. Предприимчивый человек поглощен собственными интересами — его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что священник трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды. Разные роли обусловлены различными мотивами.
Ролевой конфликт
Каждый человек одновременно обладает множеством различных социальных ролей. Он одновременно может быть отцом, братом, сотрудником, пассажиром, спортивным болельщиком. Благодаря этому человек способен осуществлять ролевые отношения, то есть строить коммуникацию (общение, взаимодействие) сразу в нескольких социальных группах.
Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности. Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.
Для своевременного выявления ролевых конфликтов среди сотрудников необходимо постоянно наблюдать за их поведением и особенностями индивидуально-психологического состояния. При возникновении признаков, указывающих на наличие ролевого конфликта, необходимо экстренно принять меры по его урегулированию.
Признаки конфликта в коллективе
- Несогласованность действий — «правая рука не ведает, что делает левая».
- Отделы взаимодействуют с помощью служебных записок.
- Люди предпочитают работать за закрытыми дверями.
- Проводимые совещания ни к чему не приводят.
- Часто звучат выражения «у них» и «у нас».
- Чувствуется враждебность в отношениях, трения.
- Разговоры на повышенных тонах, слезы.
- Сотрудники образуют противостоящие группировки.
- Небрежное отношение к правилам трудового распорядка, постоянные чаепития и перекуры.
- Частые болезни, отсутствие на работе под любым предлогом.
- Низкая мотивация к работе.
- Люди угрюмы и подавлены.
- Низкая эффективность работы.
Типы ролевых конфликтов
Несмотря на большое количество классификаций ролевых конфликтов, выделяют основные их виды:
- интерперсональный — конфликт между разными ролями разных людей;
- интраперсональный — конфликт между ролью и ролевыми ожиданиями других;
- интерролевой — конфликт между несовместимыми ролями, которые играет один индивид;
- интраролевой — конфликт между ролью, которую необходимо играть, и внутренними потребностями личности.
Хотя нет какого-то соответствия между видами ролевых конфликтов и типами ролей, описанными ранее (в каждом виде конфликтов могут участвовать любые роли), однако первые два типа чаще всего касаются социальных ролей, а два других связаны с личностными ролями.
Все типы ролевых конфликтов подчиняются одной закономерности. Их можно свести к противоречию между внутренними и внешними факторами функционирования личности или между внутренними (то есть связанными с собственной личностью) и внешними (то есть связанными с окружением) ценностями человека.
Особенности
Главными особенностями ролевого конфликта являются отсутствие четких этапов развития и его влияние на конфликты межличностные.
Конфликт всегда состоит из предконфликтной ситуации, начала конфликта, его эскалации, разрешения и послеконфликтного периода. Ролевой же конфликт может перерастать в кризис.
Функции ролевого конфликта также делятся на позитивные и негативные. К позитивным функциям относятся способность ролевого конфликта стимулировать развитие личности, возможность в ходе решения конфликта устранить те недостатки, которые приводят к возникновению ролевых трудностей.
Негативные же функции ролевого конфликта касаются возможного отк-лонения в поведении индивида, возникновения конфликтов межличностных.
Ролевой конфликт возникает при несоответствии социальной роли и ее исполнения. Это может произойти, когда человек должен совмещать одновременно несколько ролей. Например, участник рабочего коллектива, ставший руководителем, пытается одновременно сохранить дружеские отношения с коллегами и при этом предъявлять им же определенные требования и санкции. Очевидно, что роль начальника в таком случае не всегда дает реализоваться роли товарища, что приводит к внутриличностному конфликту, в данном случае ролевому.
Человек и роль, которую он выполняет, связаны определенными психологическими характеристиками, которые подходят для выполнения определенных социальных ролей. Игнорируя эту зависимость, люди испытывают ролевое напряжение и ролевой конфликт.
Примером ролевого напряжения может быть ситуация, когда человек под давлением обстоятельств выполняет роль, которая не отвечает ни его интересам, ни наклонностям, ни внутренним установкам. Если ролевой конфликт обостряется, это может привести к отказу исполнять ролевые обязанности, тогда человек получает внутренний стресс и отходит от данной роли.
Своя роль — это качественная реализация себя согласно сильным сторонам своего социально-психологического типа.
Ролевое напряжение и ролевой конфликт представляют серьезную социальную и психологическую проблему.
Часто внутренние противоречия сотрудников и конфликты отрицательно влияют на их межличностные отношения с коллегами.
Например, вследствие внутреннего конфликта у человека начинает проявляться агрессия, желание унизить окружающих, что приводит к столкновениям с его обиженными коллегами. В данном случае это характерно для интер- и интраролевых конфликтов.
Интра- и интерперсональные конфликты уже сами по себе тяготеют к межличностному противостоянию.
Разрешение ролевых конфликтов
Чтобы убедится в том, что имеет место именно ролевой конфликт, можно пронаблюдать за сотрудниками и выделить ряд признаков: ограничение отношений, подчеркнуто официальная форма общения, критические высказывания в адрес соперника и др. Индивидуально-психологические особенности сотрудников дают возможность проанализировать ранние симптомы скрытого конфликта на стадии возникновения конфликтной ситуации.
Под разрешением (преодолением) внутриличностного, в том числе ролевого, конфликта понимается восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.
В зависимости от индивидуальных характеристик люди относятся к внутренним противоречиям по-разному, избирают свои методы выхода из конфликтных ситуаций. Одни погружаются в размышления, другие тотчас начинают действовать, третьи окунаются в захлестывающие их эмоции. Важно, чтобы человек отдавал себе отчет в собственных индивидуальных особенностях, вырабатывал свой стиль разрешения внутренних противоречий, конструктивное отношение к ним. Способы разрешения конфликта, время, затрачиваемое на это у людей с разными типами темперамента, различны. Холерик решает все быстро, предпочитая поражение неопределенности. Меланхолик долго размышляет, взвешивает, прикидывает, не решаясь приступить к каким-либо действиям. Однако такой мучительный рефлексивный процесс не исключает возможность в корне изменить сложившуюся ситуацию. Свойства темперамента влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий: на скорость переживаний, их устойчивость, индивидуальный ритм протекания, интенсивность, направленность вовне или вовнутрь.
На процесс разрешения конфликта оказывают влияние половозрастные особенности личности. С возрастом каждый обретает опыт. Периодически вспоминая прожитое, мы возвращаемся к критическим точкам, когда-то нарушившим размеренное течение бытия, по-новому их переосмысливаем, все более глубоко и обобщенно анализируем способы разрешения конфликтов, преодоления того, что казалось непреодолимым. Работа над своим прошлым, анализ собственной биографии — один из естественных путей развития внутренней стабильности, цельности, гармоничности.
Различны способы выхода из конфликтов у мужчин и женщин. Мужчины более рациональны, они с каждым новым внутриличностным переживанием обогащают свой набор средств разрешения ситуации. Женщины всякий раз по-новому радуются и страдают. Они разнообразнее в личностных характеристиках, а мужчины — в ролевых. Женщины больше успевают обновить и как бы заново отредактировать накопленный опыт, мужчины менее склонны возвращаться к пережитому, но умеют своевременно выйти из конфликта.
Для регулирования ролевого конфликта можно внести изменения в работе и деятельности подразделений предприятия для устранения несоответствия ролевых требований работников.
Эффективным решением проблемы может стать персональная работа руководителя с каждым сотрудником. Необходимо углубленно разъяснить его роль. Ведь очень часто причиной возникновения ролевого конфликта может стать именно незнание сотрудником своей роли и обязанностей.
В современных условиях любые привычки и знания быстро стареют, поэтому ключевую роль в создании комфортных условий для работы персонала играют профессиональное обу-чение и развитие.
При наличии ролевых конфликтов перестановка работников способна снять ролевую напряженность.
Кадровые перестановки привносят в компанию эмоциональную новизну и держат в тонусе давно работающих сотрудников. Ротация — один из способов карьерного роста для специалистов, которые выросли из должности роли, когда у компании не достаточно ресурсов для продвижения их по служебной лестнице. Задача руководства — не упускать из виду личные стремления сотрудника и в нужный момент выйти с предложением к сотруднику о кадровой перестановке. Но этот процесс никогда не должен быть неожиданностью для работников — наоборот, он должен быть прогнозируемым и понятным. Если кадровые перемещения становятся непредсказуемыми для сотрудников, возникнет ощущение нестабильности своего положения, пропадет уверенность в завтрашнем дне и внутриличностные проблемы могут усугубиться.
Хорошими способами профилактики ролевых конфликтов являются беседа, разъяснение, формирование культуры межличностных отношений, отказ от использования поведенческих конфликтогенов превосходства, агрессии, эгоизма. Административные меры — изменение условий труда, перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения или смены.
Социальные роли являются мощнейшим регулирующим средством, обеспечивающим людское взаимодействие на различных его уровнях, будь это семья или трудовой коллектив. Именно благодаря им мы можем прогнозировать свое поведение и поведение окружающих нас людей. Социальные роли помогут приспособиться к коллективу и его требованиям. И чем больше таких ролей усваивает каждый из нас в процессе своей жизни, тем более развитой, многогранной и успешной становится личность. Конечно, можно ограничиться всего лишь несколькими ролями и играть их неподражаемо, однако тогда мы превратимся в актера одной роли на сцене жизненного театра, и если пьеса не будет удачной — потерпим поражение. В любом случае выбирать, в каком жанре и в каких именно ролях мы предстанем перед зрителями в пьесе под названием «жизнь», только нам, и хочется искренне верить, что мы сделаем правильный выбор.