Отдельные направления совершенствования функциональной деятельности органов Федерального казначейства

Об отдельных направлениях совершенствования функциональной деятельности органов Федерального казначейства рассказывает Ю. В. КАМАРДИНА, заместитель начальника отдела методического обеспечения бюджетных полномочий Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства

В 2012 году исполняется 20 лет Федеральному казначейству. За эти годы создана стабильно работающая и динамично развивающаяся система, четко выполняющая свои функции и полномочия в сфере организации исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Федеральное казначейство полностью ведет счета всей бюджетной системы, составляет отчетность, предоставляемую всем внешним пользователям.

Основная задача деятельности Федерального казначейства — укрепление устойчивости, надежности, прозрачности финансовой системы Российской Федерации, обеспечение сохранности финансовых средств публично-правовых образований. Выполняя эту задачу, Федеральное казначейство выступает как единая платежная, учетная, контрольная и информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований.

Вместе с тем развитие современной казначейской системы невозможно без применения новых современных инструментов и оказания дополнительных услуг клиентам. Это позволяет эволюционно двигаться вперед, опираясь на накопленный опыт.

В своем выступлении на расширенной коллегии Федерального казначейства руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин определил основные ориентиры развития Казначейства России — повышение качества выполнения наших функций и максимальная полезность от использования имеющихся IT-систем.

Это необходимо для того, чтобы с помощью имеющихся в Федеральном казначействе информационных ресурсов реализовать масштабные проекты, запланированные на ближайшие три года в Стратегической карте Казначейства России и планах деятельности.

Направления совершенствования функциональной деятельности

Направлений совершенствования функциональной деятельности достаточно много. Остановимся только на тех, которые касаются кассового исполнения и кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Говоря об основных задачах, запланированных Федеральным казначейством на 2012 год, следует отметить последовательную преемственность задач прошлого года.

К сожалению, не все из намеченного на 2011 год удалось выполнить. Планировали уже с 2012 года предоставлять бюджетные кредиты региональным и местным бюджетам, обслуживать бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов, обеспечивать наличными деньгами организации, лицевые счета которым открыты не только в Федеральном казначействе, но и в финансовых органах. Но поскольку поправки в Бюджетный кодекс в этой части в 2011 году не были приняты, реализация этих новаций будет перенесена на следующий год.

Вторая группа намеченных задач — это перспективные направления изменений функциональной деятельности Федерального казначейства.

И наконец, к третьей группе следует отнести нормотворчество, то есть перечень нормативно-правовых актов, которые планируется переработать и внести в них изменения.

Учет бюджетных обязательств

В 2012 году Федеральному казначейству предстоит довести до логического завершения выполнение одной из основных функций казначейской системы — учет бюджетных обязательств.

Это позволит поставить на учет принятые бюджетные обязательства и оперативно зафиксировать их превышение над бюджетными назначениями. Кроме того, эта информация крайне необходима для главных распорядителей бюджетных средств (ГРБС) при ежеквартальном формировании и представлении в Минфин России уточненных Сводных сведений о принятых бюджетных обязательствах на 2012 год и на плановый период 2013–2014 годов.

В рамках действующего порядка учета бюджетных обязательств Федеральное казначейство сможет сформировать Реестр принятых на учет бюджетных обязательств в разрезе каждого ГРБС.

Новое в кассовом обслуживании

Остановимся на новациях, которые предстоит осуществить Федеральному казначейству в части кассового исполнения и кассового обслуживания бюджетов.

В рамках своей деятельности Федеральное казначейство постоянно стремится совершенствовать качество услуг, предоставляемых клиентам, адаптировать их под требования современного законодательства.

В 2012 году намечено оптимизировать процесс постановки на учет бюджетного обязательства, возникающего по госконтрактам и иным договорам. Планируется максимально освободить клиентов от необходимости предоставления одних и тех же данных, содержащихся в разных регистрах и документах.

Необходимо обеспечить формирование органами Федерального казначейства Сведений о принятом на учет бюджетном обязательстве на основании Сведений о государственном контракте, включенном в Реестр государственных контрактов. Состав реквизитов и показателей сведений о государственном контракте позволит Федеральному казначейству автоматически формировать Сведения о принятом на учет бюджетном обязательстве. При этом при необходимости клиенты будут предоставлять недостающую информацию: адресные данные контрагента, сведения о размере аванса, график платежей. Эта новация сможет применяться только по государственным контрактам, оплата по которым не планировалась ранее 2012 года.

Совершенствование механизмов санкционирования расходов

В рамках оптимизации механизмов санкционирования оплаты обязательств по государственным контрактам Федеральное казначейство планирует расширить состав показателей в бюджетном обязательстве по контрактам на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) объектов капитального строительства, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу (далее — ФАИП), предусмотрев следующие реквизиты: наименование объекта, включенного в ФАИП, и его уникальный код.

Планируется осуществить доработку программного обеспечения, чтобы при санкционировании оплаты обязательства по данным госконтрактам по номеру бюджетного обязательства, указанному в заявке на кассовый расход, можно было установить наличие объекта в ФАИП и провести необходимые процедуры контроля. Это позволит заменить ручной контроль на автоматизированный, а главное — осуществить учет затрат на каждый объект ФАИП.

В целях интеграции закупочных процессов с бюджетным процессом с 1 июля 2012 года предстоит использовать данные Реестра госконтрактов при санкционировании оплаты обязательств по государственным контрактам.

Санкционирование расходов будет осуществляться только при наличии сведений о госконтракте в Реестре госконтрактов. Таким образом будет создана мотивация для своевременности и полноты размещения сведений в Реестре госконтрактов. Федеральное казначейство готовит соответствующие предложения по изменениям в приказы Минфина России и Федерального казначейства.

Кроме того, в 2012 году предстоит реализовать требования приказа Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 87н «О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» в части выявления предельных размеров авансового платежа по госконтракту или договору аренды. Этот контроль органы Федерального казначейства будут осуществлять с 1 июля 2012 года. При этом накопление данных по авансовым и арендным платежам необходимо было осуществлять уже с 1 января 2012 года.

Это требуется для того, чтобы к 1 июля 2012 года уже была информация о том, в каком объеме с начала года было произведено авансирование по государственным контрактам и уплачены платежи по договору аренды.

Повышение ликвидности счетов бюджетов бюджетной системы

Одной из приоритетных задач дальнейшего развития Федерального казначейства должно стать совершенствование механизма управления ликвидностью единого казначейского счета.

Статьей 4 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1249 «О мерах по реализации федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрен механизм предоставления целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме их фактической потребности на дату совершения платежа, то есть своего рода бюджетный аккредитив. По предварительным подсчетам, экономический эффект для Российской Федерации от применения этого механизма составит порядка 250 миллиардов рублей (примерно столько составляют остатки целевых средств на счетах региональных бюджетов).

Вместе с тем именно целевые средства федерального бюджета являются основным источником ликвидности счетов региональных бюджетов. В связи с этим необходимо предусмотреть возможность замещения механизма предоставления субсидий авансом на механизм предоставления субъектам и муниципалитетам краткосрочных бюджетных кредитов — до 30 дней.

Также в 2012 году планируется реализовать механизм, позволяющий субъектам Российской Федерации и местным бюджетам привлекать средства их бюджетных и автономных учреждений.

В соответствии с Законом от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ (далее — Закон № 83-ФЗ) Минфин России разрабатывает порядок привлечения остатков средств со счетов УФК по учету операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов РФ (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на счета соответствующих бюджетов. В рамках этого механизма предусматривается ежедневное перечисление остатков денежных средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на счета бюджетов и их возврат в необходимом объеме для осуществления кассовых выплат бюджетных и автономных учреждений.

Сложность задачи состоит в том, чтобы в данном порядке предусмотреть механизм действий в том случае, если на счете бюджета окажется недостаточно средств для их возврата или их вовсе не будет.

Оптимизация форм документов

Качественный сервис немыслим без полноты, прозрачности и своевременности предоставляемой информации.

Анализ форм документов, представляемых Федеральным казначейством в рамках приказа Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (далее — Порядок № 8н), показал некоторое дублирование информации в отдельных документах, ее недостаточность либо избыточность.

Кроме того, некоторые формы перестали быть актуальными, поскольку Федеральным казначейством предусмотрена возможность осуществления новых сервисов — смешанный вариант кассового обслуживания, учет операций с целевыми средствами и т. п.

В целях повышения качества предоставляемых услуг оптимизирован состав показателей и формы документов, представляемых финансовым органам, актуализировано их наполнение и исключены избыточные сведения.

С 1 июля 2012 года Федеральное казначейство будет представлять финорганам новые формы документов, причем без отмены старых, которые могут представляться по запросам. Затем будут отменены невостребованные отчеты.

Кроме того, Федеральное казначейство регулярно проводит мониторинг оценки субъектами Российской Федерации качества оказания услуг УФК по субъектам РФ.

Анализ последних опросов показал недостаточную информативность для финансовых органов отчетных форм по лицевым счетам бюджетных и автономных учреждений. Финансовые органы не устраивает наполнение форм, поскольку многие субъекты Российской Федерации дополнительно хотят вести учет кассовых потоков более глубоко, чем это предусмотрено Законом № 83-ФЗ или бюджетной классификацией.

В новых формах планируется предусмотреть возможность учета кассовых потоков с применением дополнительных реквизитов, установленных финорганами. Эти реквизиты будут интегрированы в соответствующие главные книги казначейства.

Сводная заявка на кассовый расход

В настоящее время органы государственной власти уделяют серьезное внимание оптимизации своей организационной структуры. Это требует от Федерального казначейства гибкой реакции на подобные изменения.

В частности централизация функций по расчетам денежного довольствия военнослужащих и соответственно перечисление налоговых платежей единым расчетным центром Минобороны России за воинские части повлекла необходимость разработки нового платежного документа — Сводной заявки на кассовый расход.

Была разработана новая форма документа, в которой предусмотрели необходимый состав и перечень показателей. Заявка состоит из двух разделов. В первом разделе указываются реквизиты, единые для всех расчетных документов, которые будут сформированы на основании Сводной заявки на кассовый расход.

Во втором разделе в каждой строке заполняются реквизиты для каждого расчетного документы. При этом ИНН и КПП плательщика могут отличаться от ИНН и КПП клиента, поскольку налоги будут уплачиваться им за структурные подразделения.

Обратите внимание! В случае если показатели Сводной заявки на кассовый расход хотя бы по одной строке этого раздела не соответствуют требованиям по заполнению платежных документов, то Сводная заявка полностью не принимается к исполнению органом Федерального казначейства. В случае если хотя бы один расчетный документ, сформированный из Сводной заявки на кассовый расход, не проходит по выписке банка, то документу присваивается статус «исполнен частично».

Он прикладывается к Выписке из лицевого счета. При этом орган Федерального казначейства формирует Протокол с указанием причины возврата неисполненного расчетного документа.

После согласования Сводной заявки на кассовый расход в центральном аппарате Федерального казначейства и ее реализации в программном продукте планируется внедрить Сводную заявку в ближайшее время.

Кроме того, если практика покажет полезность данного документа, такой сервис, возможно, будет востребован в случае централизации расчетов по налоговым платежам учреждений, имеющих в своем ведении большое количество филиалов.

Отчет по целевым средствам

В целях проведения мониторинга за использованием целевых межбюджетных трансфертов планируется реализовать ежемесячное формирование органами Федерального казначейства Отчета об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (ф. 0531888). Форма отчета утверждена приказом Федерального казначейства от 22 февраля 2012 г. № 87.

Данный отчет будет представляться финансовым органам субъектов Российской Федерации в срок до 3-го числа каждого месяца. Это позволит через систему ключевых показателей эффективности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации ежемесячно иметь данные о реальных остатках целевых средств, перечисленных из федерального бюджета в региональные бюджеты, а также их расходы на эти цели сверх поступивших из федерального бюджета субсидий.

Нормотворчество

И третье направление совершенствования — это нормотворчество.

Развитие механизмов и процедур бюджетного процесса влечет необходимость динамического внесения изменений в нормативно-правовые акты и их переработку с учетом лучшей практики.

В этом году Минфином России планируется подготовить Концепцию новой редакции Бюджетного кодекса, в разработке которой Федеральное казначейство примет активное участие.

Кроме того, в 2012 году планируется переработать Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденный приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н (далее — Порядок № 7н), и Порядок № 8н. Это связано с тем, что количество внесенных в них изменений превысило критическую отметку.

Отметим, что революции в методологии процессов и процедур в Порядках № 7н и 8н не будет. Устойчивость законодательства является основным принципом Федерального казначейства. Внесение изменений планируется лишь в части исключения из Порядков № 7н и 8н неактуальных норм и упрощения изложения его отдельных положений.

Кроме того, планируется дополнить Порядки № 7н и 8н положениями, регулирующими открытие и ведение лицевых счетов участников бюджетного процесса государственных внебюджетных фондов и их кассового обслуживания.

За масштабными новыми проектами нельзя забывать об основной функции Федерального казначейства — кассовом обслуживании бюджетов бюджетной системы, обеспечении своевременного исполнения федеральных расходных обязательств, а также формировании бюджетной отчетности.

И, конечно, очень важным является повышение качества осуществляемых Федеральным казначейством функций и степень полезности от их реализации.


Реклама