Вопросы кассового обслуживания органами Федерального казначейства федеральных бюджетных учреждений
О некоторых особенностях кассового обслуживания органами Федерального казначейства федеральных бюджетных учреждений рассказывает Ю. В. КАМАРДИНА, начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Федерального казначейства по исполнению федерального бюджета Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства
В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации 1 января 2012 года завершился переходный период для перевода федеральных бюджетных учреждений на новый порядок финансового обеспечения оказания государственных услуг (выполнения работ).
В этой связи в деятельности федеральных бюджетных учреждений возникли существенные изменения: в органах Федерального казначейства им открываются новые виды лицевых счетов, изменяется порядок осуществления операций со средствами от приносящей доход деятельности, предусматривается иной механизм санкционирования расходов бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, меняется порядок исполнения исполнительных документов, должником по которым выступает бюджетное учреждение.
Вместе с тем для бюджетных учреждений сохраняются отдельные нормы, регламентирующие деятельность этих учреждений в статусе получателей бюджетных средств: учет операций со средствами бюджетных учреждений осуществляется на лицевых счетах, открытых им в органах Федерального казначейства; кассовые выплаты осуществляются по кодам бюджетной классификации с применением кодов субсидий (для целевых субсидий) и кодов КОСГУ; размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд государственных (муниципальных) учреждений осуществляется в порядке, установленном Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Виды лицевых счетов, которые могут быть открыты бюджетным учреждениям
Федеральным бюджетным учреждениям в органах Федерального казначейства могут быть открыты следующие виды лицевых счетов:
- лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами бюджетного учреждения и средствами, поступающими бюджетному учреждению в виде субсидий на выполнение государственного задания;
- отдельный лицевой счет бюджетного учреждения, предназначенный для учета операций со средствами, предоставленными бюджетному учреждению в виде субсидий на иные цели;
- лицевой счет для учета операций со средствами ОМС, предназначенный для учета операций со средствами обязательного медицинского страхования.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 2012 «О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. № 1202 и от 31 декабря 2010 г. № 1204» (далее — Постановление № 2012) операции с бюджетными инвестициями, поступающими в текущем году бюджетным учреждениям в форме капитальных вложений, осуществляются в порядке, установленном для получателей бюджетных средств. Соответственно в 2012 году федеральным бюджетным учреждениям для учета операций с бюджетными инвестициями в органах Федерального казначейства открывается лицевой счет получателя бюджетных средств.
Минфин России и Федеральное казначейство в совместном письме от 3 февраля 2012 г. № 02-03-05/367 / 42-7.4-05/5.1-64 разъяснили, что при наличии ранее открытых бюджетному учреждению лицевых счетов в органах Федерального казначейства лимиты бюджетных обязательств на осуществление бюджетных инвестиций могут доводиться учредителем на указанные лицевые счета с предварительной актуализацией ре-естровой записи Сводного реестра. Повторного включения учреждения в Сводный реестр и открытия другого лицевого счета получателя бюджетных средств не требуется.
При отсутствии у бюджетного учреждения лицевого счета получателя бюджетных средств его открытие осуществляется в соответствии с приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами». При этом главному распорядителю необходимо также обеспечить включение реквизитов федеральных бюджетных учреждений в Сводный реестр в соответствии с пунктами 3.2.1 и 3.13.1 Порядка ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 15 августа 2008 г. № 80н.
В случае если бюджетному учреждению уже открыты в органе Федерального казначейства лицевые счета другого вида, то для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств ему необходимо представить только Заявление на открытие лицевого счета. Повторного представления копий учредительного документа, свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и свидетельства о регистрации юридического лица не требуется. Кроме того, если должностные лица бюджетного учреждения, имеющие право подписи платежных документов при совершении бюджетным учреждением операций по лицевым счетам остаются прежними, то отдельная Карточка образцов подписей для открытия лицевого счета получателя бюджетных средств бюджетным учреждением может не представляться. Открытие лицевого счета получателя бюджетных средств федеральному бюджетному учреждению осуществляется на основании имеющейся в деле бюджетного учреждения Карточки образцов подписей к лицевому счету неучастника бюджетного процесса (код формы по КФД 0531753). При этом главный бухгалтер органа Федерального казначейства вписывает в данную карточку номер открытого бюджетному учреждению лицевого счета получателя бюджетных средств.
Также для осуществления бюджетным учреждением операций со средствами по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в органах Федерального казначейства может быть открыт лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, операции по которому осуществляет бюджетное учреждение. В соответствии с положениями статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет полномочия федерального органа государственной власти (государственного органа) по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Учет операций по переданным полномочиям осуществляется на лицевых счетах для учета операций со средствами по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, открытых федеральному органу государственной власти как получателю средств федерального бюджета, в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства по месту нахождения учреждения, при этом операции по указанному лицевому счету будет осуществлять бюджетное учреждение, принимающее бюджетные полномочия.
Для открытия соответствующего лицевого счета федеральное бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания следующие документы:
а) Заявление на открытие лицевого счета для учета операций не-участника бюджетного процесса (код формы по КФД 0531832);
б) Карточку образцов подписей к лицевому счету для учета операций неучастника бюджетного процесса (код формы по КФД 0531833);
в) копию учредительного документа, заверенную учредителем бюджетного учреждения, копию положения об обособленном подразделении (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения), заверенную создавшим его федеральным бюджетным учреждением либо нотариально;
г) копию документа о государственной регистрации юридического лица, заверенную учредителем федерального бюджетного учреждения или нотариально, либо органом, осуществляющим государственную регистрацию;
д) копию Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе, Уведомления о постановке на учет в налоговом органе юридического лица (в случае открытия лицевого счета обособленному подразделению федерального бюджетного учреждения), заверенных нотариально либо выдавшим их налоговым органом.
При этом если учреждением были представлены документы для открытия лицевого счета в орган Федерального казначейства, то их повторного представления, за исключением Заявления на открытие лицевого счета, не требуется. Эта норма установлена также и для Карточки образцов подписей.
Осуществление кассовых выплат со средствами бюджетных учреждений
Для осуществления кассовых выплат бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе следующие платежные документы:
Заявку на кассовый расход (Заявку на кассовый расход сокращенную);
Заявку на получение наличных денег;
Заявку на получение наличных денежных средств, перечисляемых на банковские карты;
Заявку на возврат.
Платежные документы оформляются с учетом особенностей, предусмотренных приказом Федерального казначейства от 29 июня 2010 г. № 16н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений» (далее — Приказ № 16н). При этом в поле «Назначение платежа» платежного документа перед текстовым указанием назначения платежа в скобках указываются код классификации операции сектора государственного управления (КОСГУ) и номер соответствующего лицевого счета. Орган Федерального казначейства осуществляет следующий контроль платежных документов, предоставленных бюджетным учреждением для осуществления кассовых выплат за счет средств бюджетного учреждения, а также за счет субсидий на выполнение государственного задания:
- на правильность оформления платежных документов;
- соответствие подписей должностных лиц в платежных документах образцам подписей, включенным в Карточку образцов подписей к лицевому счету неучастника бюджетного процесса (при предоставлении платежных документов на бумажном носителе);
- актуальность указанного в платежном документе кода КОСГУ;
- наличие открытого клиенту в данном органе Федерального казначейства соответствующего лицевого счета;
- соответствие текстового назначения платежа коду КОСГУ.
При этом для осуществления бюджетным учреждением кассовых выплат за счет средств на выполнение государственного задания, средств обязательного медицинского страхования и средств, полученных от платной деятельности, документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства, в орган Федерального казначейства не представляются.
Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на иные цели, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания операции КОСГУ и целям предоставления субсидии.
Проведение кассовых выплат бюджетных учреждений за счет целевых средств
Для санкционирования расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, учредитель бюджетного учреждения ежегодно представляет в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства в электронном виде Перечень целевых субсидий, в котором отражаются целевые субсидии, предоставляемые в соответствующем финансовом году находящимся в его ведении учреждениям. Перечень целевых субсидий в случае положительного результата проверки доводится Межрегиональным операционным управлением до управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.
Для санкционирования оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения за счет целевых расходов учреждением в орган Федерального казначейства представляются Сведения об операциях с целевыми субсидиями, утвержденные учредителем (далее — Сведения), которые составляются в соответствии с требованиями к плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Приказ № 81н). Особенности заполнения формы Сведений были разъяснены письмом Минфина России от 9 февраля 2012 г. № 02-03-09/429.
Сведения составляются учредителем для федерального бюджетного учреждения с учетом его обособленных подразделений. На основании указанных Сведений бюджетное учреждение формирует отдельно Сведения для осуществления расходов самим бюджетным учреждением и Сведения для осуществления расходов за счет целевых субсидий по каждому созданному им обособленному подразделению. При этом в Сведениях, составленных для осуществления расходов за счет целевых субсидий самого бюджетного учреждения, отражаются операции по перечислению денежных средств между учреждением и его обособленными подразделениями по коду КОСГУ 610 «Выбытие со счетов бюджетов».
Бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства Сведения, утвержденные учредителем, а также Сведения, сформированные и подписанные учреждением для осуществления целевых расходов самим бюджетным учреждением. Показатели Сведений отражаются на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения.
Для осуществления целевых расходов за счет целевых субсидий обособленным подразделением в орган Федерального казначейства по месту нахождения обособленного подразделения представляются Сведения, сформированные бюджетным учреждением для обособленного подразделения. При этом сведения составляются с учетом следующих особенностей:
- в поле «Государственное (муниципальное) учреждение» указывается наименование обособленного подразделения;
- в поле «Наименование органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя», указывается наименование федерального органа государственной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя для бюджетного учреждения, и в скобках — наименование бюджетного учреждения.
Остальные реквизиты заголовочной и показатели табличной части Сведений по графам и строкам заполняются в порядке, установленном Приказом № 81н.
В табличной части Сведений указывается код КОСГУ исходя из экономического содержания планируемых поступлений и выплат. Целевые расходы осуществляются на основании представленных бюджетным учреждением Заявок на кассовый расход, Заявок на кассовый расход (сокращенных) и Заявок на получение наличных денег. При этом в одной Заявке на кассовый расход, а также Заявке на получение наличных денег может содержаться несколько сумм кассовых выплат по целевым расходам по одному денежному обязательству учреждения, источником финансового обеспечения которых является одна целевая субсидия.
Для подтверждения возникновения денежного обязательства по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, оплате по договорам аренды бюджетное учреждение представляет в орган Федерального казначейства вместе с Заявкой на кассовый расход указанные в ней документы, подтверждающие возникновение денежного обязательства.
Орган Федерального казначейства при санкционировании оплаты денежных обязательств осуществляет следующую проверку представленных бюджетным учреждением платежных документов:
- наличие указанного в Заявке кода КОСГУ и кода субсидии в Сведениях;
- соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ коду КОСГУ, указанному в Сведениях по соответствующему коду субсидии;
- соответствие указанного в Заявке кода КОСГУ текстовому назначению платежа;
- соответствие содержания операции по оплате денежных обязательств на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, аренды, исходя из представленного вместе с Заявкой документа-основания, коду КОСГУ и содержанию текста назначения платежа, указанным в Заявке;
- непревышение суммы, указанной в Заявке, над суммой остатка средств по соответствующему коду КОСГУ и соответствующему коду субсидии, учтенных на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения;
- соответствие Сведениям информации, указанной в Заявке.
В случае если учреждением не представлены Сведения в орган Федерального казначейства, поступления целевых субсидий зачисляются на отдельный лицевой счет бюджетного учреждения «без права расходования». При этом орган Федерального казначейства отказывает бюджетному учреждению в санкционировании расходов за счет целевых средств до предоставления им Сведений, оформленных в установленном порядке.
Восстановление произведенных кассовых выплат
В соответствии с письмом Минфина России от 8 февраля 2012 г. № 02-03-09/421 бюджетное учреждение вправе восстановить в 2012 году произведенные им в январе-феврале 2012 года за счет собственных средств расходы на социальные нужды, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства или средства по переданным полномочиям.
Восстановление указанных расходов осуществляется на основании представленных учреждением Заявки на кассовый расход и отчета о произведенных расходах. Отчет подписывается руководителем бюджетного учреждения и должен содержать информацию о суммах произведенных в 2012 году расходов.
Особенности отражения этой операции в бюджетном (бухгалтерском) учете учреждения установлены указанным письмом.
Учет невыясненных поступлений
Суммы, зачисленные на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансовом счете 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации» на основании расчетных документов, в которых не указан или указан несуществующий код субсидии, учитываются органом Федерального казначейства (при условии определения их принадлежности и указания номера лицевого счета в платежном поручении) на отдельном лицевом счете бюджетного учреждения «без права расходования».
Бюджетное учреждение вправе уточнить эти суммы на основании Уведомления об уточнении операций клиента. В случае если в платежном документе ошибочно указан код субсидии или номер лицевого счета клиента, эти суммы также подлежат уточнению на основании Уведомления об уточнении операций клиента. Перенос поступлений в рамках одного балансового счета между лицевыми счетами клиента осуществляется внебанковской Заявкой на кассовый расход. Уведомление об уточнении операций клиента заполняется в порядке, установленном приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (далее — Приказ № 8н), с учетом особенностей, предусмотренных Приказом № 16н.
В соответствии с положениями Приказа № 8н допускается заполнение клиентом только тех граф Уведомления об уточнении операций клиента, которые подлежат изменению по сравнению с исходным расчетным документом. Вместе с тем это положение предусмотрено Порядком № 8н для удобства клиента, в целях минимизации его временных и трудозатрат. Соответственно бюджетное учреждение вправе представить в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении операций клиента, в котором заполнены оба раздела.
Особенности исполнения требований исполнительных документов бюджетными и автономными учреждениями
Порядок исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных учреждений, регулируется частью 20 статьи 30 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ).
Обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется на основании исполнительных документов. К исполнительному документу должно быть приложено заявление взыскателя с указанием реквизитов его банковского счета, на который должны быть перечислены взыскиваемые средства. При этом бюджетное учреждение-должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка средств на его лицевом счете.
Следует отметить: бюджетное учреждение-должник самостоятельно определяет, с какого лицевого счета должно производиться списание средств для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. При отсутствии либо недостаточности денежных средств для исполнения предъявленных исполнительных документов бюджетное учреждение-должник обязано представить в орган Федерального казначейства платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа не позднее следующего рабочего дня после дня поступления средств на определенный им лицевой счет.
В случае нарушения бюджетным учреждением этих требований операции на лицевом счете бюджетного учреждения, включая лицевые счета его обособленных подразделений, приостанавливаются.
В случае предъявления бюджетным учреждением документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, документа об отсрочке, рассрочке или отложении исполнения судебных актов либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, операции на лицевых счетах бюджетного учреждения не приостанавливаются.
Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, бюджетное учреждение-должник одновременно с платежным документом представляет в орган Федерального казначейства информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.
При нарушении должником порядка представления документов, а также срока ежемесячной выплаты по исполнительному документу, указанному в представленной им информации, операции по лицевым счетам бюджетного учреждения также приостанавливаются до момента устранения нарушений.
В случае невозможности осуществления взыскания денежных средств в связи с отсутствием на лицевых счетах учреждения-должника денежных средств более трех месяцев или в случае если счета открыты ему в учреждении Банка России или кредитной организации, исполнение исполнительного документа осуществляется путем обращения взыскания на имущество должника в соответствии с Законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В случае если бюджетному учреждению для осуществления бюджетных инвестиций в органах Федерального казначейства открыт лицевой счет получателя бюджетных средств, то в соответствии с письмом Минфина России и Федерального казначейства от 21 февраля 2012 г. № 42-7.4-05/9.3-97 исполнение судебных актов, вынесенных в отношении такого учреждения, осуществляется в порядке, установленном частью 20 статьи 30 Закона № 83-ФЗ, вне зависимости от наличия у этого бюджетного учреждения открытого ему как получателю средств бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов соответствующего бюджета.