Принимаем пожертвования
Случаи пожертвования или дарения встречаются нередко. Имеют ли право учреждения воспользоваться дарами благотворительности? Чтобы разобраться в этом, изучим соответствующие нормы законодательства.
Л. Ю. СИМОНОВА, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»
Пожертвование
Дарение вещи или права в общеполезных целях признается пожертвованием. Пунктом 1 статьи 582 Гражданского кодекса указано, что они могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, определенным статьей 124 Гражданского кодекса, в соответствии с которой субъектами гражданского права признаются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 3 статьи 582 Гражданского кодекса юридическое лицо, принимающее пожертвование, для которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. В случае оформления поступления в качестве пожертвования учреждению необходимо прописать в учетной политике порядок обособленного учета указанных операций и обеспечить его соблюдение. Например, ввести дополнительные аналитические коды синтетических счетов (п. 1 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).
Заключаем договор
Так как пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях, то и договор пожертвования будет частным случаем договора дарения. Поэтому при его оформлении следует руководствоваться нормами, регулирующими порядок заключения договора дарения. Указанные нормы определены положениями статьи 574 Гражданского кодекса. Согласно им дарение, сопровождаемое передачей дара одаряемому, может быть совершено устно, за исключением следующих случаев:
- дарителем является юридическое лицо, а стоимость дара превышает 3000 руб.;
- договор содержит обещание дарения в будущем.
То есть исходя из вышеизложенного, если стоимость жертвуемого движимого имущества не превышает 3000 руб., письменный договор можно не заключать. Но, принимая во внимание указания пункта 3 статьи 582 Гражданского кодекса, которые гласят, что пожертвование имущества может быть обусловлено жертвователем его использованием по определенному назначению, письменный договор следует заключать вне зависимости от суммы пожертвования. Если в дар передано недвижимое имущество, то такой договор дарения подлежит государственной регистрации.
Принимаем к учету
Чтобы принять пожертвования к учету, должны быть оформлены первичные документы.
Если пожертвование произошло в имущественной форме, то следует определить его денежную стоимость, так как объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости (п. 23 Инструкции № 157н), которой признается их текущая рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету, увеличенная на стоимость услуг, связанных с их доставкой, регистрацией и приведением в состояние, пригодное для использования (п. 25 Инструкции № 157н).
При определении текущей рыночной стоимости в целях принятия к бухгалтерскому учету объекта нефинансовых активов комиссией по поступлению и выбытию активов, которая должна быть создана в учреждении, могут использоваться:
- данные о ценах на аналогичные материальные ценности, полученные в письменной форме от организаций-изготовителей;
- сведения об уровне цен, имеющиеся у органов государственной статистики, торговых инспекций, а также в средствах массовой информации и специальной литературе;
- экспертные заключения (в том числе экспертов, привлеченных на добровольных началах к работе в комиссии по поступлению и выбытию активов) о стоимости отдельных (аналогичных) объектов нефинансовых активов.
Принимая пожертвования, следует учитывать тип учреждения.
Вопрос в тему
Вопрос. У нас произошло заражение свиней африканской чумой. Может ли администрация сельского поселения получать пожертвование на счет от частных лиц?Ответ Учреждение может принять помощь по договору дарения или пожертвования. Но прежде чем принимать имущество, услуги или денежные средства, субъект гражданского права должен утвердить положение, которым будет определен порядок зачисления и расходования безвозмездных поступлений, в том числе добровольных пожертвований от физических и юридических лиц в бюджет. Положение следует разрабатывать с учетом законодательных норм, в соответствии со статьями 41 и 47 Бюджетного кодекса, статьей 582 Гражданского кодекса, статьей 55 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно пункту 20 статьи 30 закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ), источником финансового обеспечения всех расходов, осуществляемых казенными учреждениями, является соответствующий бюджет бюджетной системы. В соответствии со статьей 35 Бюджетного кодекса расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся в том числе целевых средств.Казенные учреждения
Положениями Бюджетного кодекса предусмотрено получение безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение. Так, в пункте 3 статьи 217 указано, что в случае получения безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, имеющих целевое назначение, сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете. Минфин России в письме от 17 мая 2011 г. № 02-03-09/2016 подтвердил эти указания, разъяснив, что при поступлении в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ целевых средств сверх объемов, утвержденных законом (решением) о бюджете, на сумму указанных поступлений могут быть увеличены бюджетные ассигнования соответствующему главному распорядителю бюджетных средств для последующего доведения в установленном порядке до конкретного казенного учреждения лимитов бюджетных обязательств для осуществления целевых расходов в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, в случае если законом (решением) о бюджете предусмотрена увязка указанных расходов и доходов.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, учет пожертвованных денежных средств отражается следующими записями:
Дебет 1 201 34 510
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 1 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;
Дебет 1 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 1 401 10 180
«Прочие доходы»
— отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;
Дебет 1 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 1 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности;
Дебет 1 201 11 510
«Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 1 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;
Дебет 1 210 02 180
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам»
Кредит 1 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— денежные средства, полученные по договору пожертвования, перечислены в доход бюджета.
Бюджетные учреждения
Учредительным документом бюджетного учреждения является устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) учреждения, в котором должен быть прописан такой источник средств, как безвозмездные поступления от граждан и юридических лиц.
В учете операции поступления пожертвования денежных средств отражаются с учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н.
Дебет 2 201 34 510|
«Поступления средств в кассу учреждения»
Кредит 2 205 81 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по прочим доходам»
— поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;
Дебет 2 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;
Дебет 2 210 03 560
«Увеличение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 2 201 34 610
«Выбытия средств из кассы учреждения»
— отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения по учету средств от приносящей доход деятельности;
Дебет 2 201 11 510
«Поступление денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 210 03 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по операциям с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
Автономные учреждения
Положениями статьи 7 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174н «Об автономных учреждениях» определено, что полный перечень видов деятельности, которые автономное учреждение осуществляет в обязательном порядке, должен быть закреплен в уставе учреждения. Следовательно, в уставе автономного учреждения должна быть указана возможность получения имущества по договору пожертвования.
Записи, отражающие операции по учету пожертвованных средств, производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.
Дебет 2 201 34 000
«Касса»
Кредит 2 205 81 000
«Расчеты с плательщиками прочих доходов»
—поступили в кассу учреждения денежные средства по договору пожертвования;
Дебет 2 205 81 000
«Расчеты с плательщиками прочих доходов»
Кредит 2 401 10 180
«Прочие доходы»
— отражен доход от поступивших по договору пожертвования денежных средств;
Дебет 2 210 03 000
«Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»
Кредит 2 201 34 000
«Касса»
— отражено выбытие денежных средств, полученных по договору пожертвования, для внесения их на лицевой счет учреждения;
Дебет 2 201 11 000
«Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства»
Кредит 2 210 03 000
«Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам»
— зачислены денежные средства на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».
После зачисления пожертвований в доход бюджета и внесения соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись учреждение может воспользоваться денежными средствами согласно их целевому назначению.
Налоговый учет
Согласно статье 1 Закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее — Закон № 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Таким образом, если указанные пожертвования использованы при соблюдении условий, перечисленных в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса, то они не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Одновременно обращаем внимание, что в случае, если передача в безвозмездное пользование или дарение имущества, приобретенного за счет средств пожертвования, не соответствовали назначению целевого поступления, доход в виде стоимости полученного имущества включается в налоговую базу по налогу на прибыль на основании пункта 14 статьи 250 Налогового кодекса.