Финансовые рельсы Магнитки
Управление финансов администрации города Магнитогорска Челябинской области 3 августа 2012 года отметило
Под руководством начальника управления финансов С. В. Расчетовой два года подряд, в 2010 и 2011 годах, коллектив управления был отмечен дипломами I степени IV и V Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами».
Контроль за эффективным и качественным использованием бюджетных средств — одна из первостепенных задач управления финансов. В связи с этим руководство администрации города Магнитогорска еще в 2000 году приняло решение о создании собственного отдела казначейства на базе управления финансов для обслуживания муниципальных учреждений. Это позволило оперативно принимать обязательства и эффективно исполнять бюджет.
В управлении финансов ведение бюджетного учета, формирование регистров бюджетного учета, форм бюджетной отчетности осуществляется отделом учета, отчетности и финансирования.
Автоматизация бюджетного учета
На наш взгляд, автоматизация бюджетного и бухгалтерского учета является одной из основ эффективности, результативности и управляемости бюджетного процесса.
В городе Магнитогорске начиная с 2003 года внедрена новая автоматизированная система (далее — Система), которая дала возможность не только снизить документооборот на бумажных носителях, но и усовершенствовать кассовое обслуживание бюджета города. Все участники бюджетного процесса, а также муниципальные бюджетные и автономные учреждения, лицевые счета которым открыты в управлении финансов, подключены к единой базе по локальной сети.
Работа в единой базе Системы позволяет:
- вести прозрачный учет поступлений как в бюджет города, так и на лицевые счета бюджетных и автономных учреждений, открытых в управлении финансов, по видам их деятельности (доходы от приносящей доход деятельности, субсидии на выполнение муниципального задания, субсидии на иные цели, средства во временном распоряжении) в разрезе кодов бюджетной классификации (КОСГУ);
- вести эффективный учет расходования бюджетных средств участниками бюджетного процесса, а также бюджетными и автономными учреждениями;
- обеспечивать создание качественной и достоверной бюджетной отчетности;
- осуществлять контроль за правильностью оформления совершаемых операций бухгалтерскими записями;
- снизить трудозатраты на обработку информации и формирование регистров бюджетного учета, отчетности.
Переход на новые рельсы
С учетом положений Закона от 8 мая 2010 г. №
Изменение правового статуса муниципальных учреждений с 1 января 2012 года значительно усложнило процесс ведения учета и формирования отчетности, приходилось оперативно решать вопросы по отражению операций, формированию регистров бюджетного учета, формированию, составлению и представлению оперативной отчетности.
В процессе ведения бюджетного учета работники отдела в первую очередь стараются найти ответ своими силами: изучаем специальную литературу, методические рекомендации, дискутируем, спорим — ведь у нас большой коллектив, в котором работают квалифицированные специалисты с огромным опытом.
Существенная методическая помощь оказывается Министерством финансов Челябинской области.
С разделением учреждений на три типа: казенные, бюджетные и автономные более чем в 4 раза возросло количество лицевых счетов, открытых в управлении, а также увеличилось количество форм отчетности. Так, помимо изменений в формировании бюджетной отчетности прибавилось и формирование сводной финансовой отчетности бюджетных и автономных учреждений. В рамках кассового обслуживания исполнения бюджета с 1 января 2012 года было открыто 588 лицевых счетов.
Ежедневно специалистами уп-равления ведется постоянная работа по недопущению возникновения просроченной кредиторской задолженности. Постоянный контроль со стороны управления финансов позволил добиться сокращения кредиторской задолженности и полного отсутствия на протяжении ряда лет просроченной кредиторской задолженности.
Необходимо отметить, что в целях увеличения доходной части бюджета города специалистами управления постоянно проводится мониторинг невыясненных поступлений с последующим зачислением доходов в бюджет города.
В целях оптимизации процессов налично-денежного обращения в нашем управлении проводится работа по сокращению операций на счетах по учету средств для обеспечения наличными денежными средствами путем применения банковской карты вместо чековых книжек. При использовании банковской карты отпадает необходимость представления клиентом чековой книжки, что позволяет экономить рабочее время и снижает риск возникновения ошибок при заполнении денежного чека.
На сегодняшний день наличные денежные средства получают только муниципальные бюджетные учреждения на спортивные мероприятия.
На опережение задач, установленных в концепции «Электронный бюджет», в городе положено начало реализации части мероприятий по внедрению безбумажного защищенного документооборота с применением электронной подписи.
В соответствии с утвержденным правовым актом администрации города в 2012 году внедряется в эксплуатацию система юридически значимого электронного документооборота между управлением финансов, участниками бюджетного процесса, муниципальными автономными и бюджетными учреждениями, которая позволит полностью исключить бумажный документооборот и обеспечит оперативность подготовки бюджетной и бухгалтерской отчетности. В настоящее время ежедневно специалистами отдела учета, отчетности и финансирования управления финансов формируются выписки с лицевых счетов, открытых в управлении финансов, подписанные электронной подписью, направляются по локальной сети соответствующим участникам бюджетного процесса и муниципальным бюджетным и автономным учреждениям.
Несмотря на солидный объем проделанной работы, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. Предстоит реализация одной из задач бюджетной политики на ближайшие годы — это переход на электронный бюджет. Решение данной задачи под силу нашему сплоченному коллективу, в котором работают квалифицированные, ответственные, добросовестные специалисты, способные решить самые сложные задачи, ориентирующиеся в тонкостях бюджетного и налогового законодательства.