Вопросы пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации
О механизмах, направленных на пополнение ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации, расскажет начальник отдела обеспечения взаимодействия с банковской системой Управления совершенствования функциональной деятельности Федерального казначейства Ю. В. КАМАРДИНА
В соответствии с положениями статьи 12 Закона от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013–2014 годов» учет операций со средствами, предоставленными бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета в виде субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, осуществляется на лицевых счетах, открытых получателям средств бюджетов субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.
Новый механизм предоставления целевых средств
Так называемый классический механизм предоставления целевых средств региональным бюджетам недостаточно эффективен. Анализ отчетов финансовых органов субъектов Российской Федерации об использовании целевых средств показал наличие неиспользованных по состоянию на конец прошлого года остатков целевых средств в сумме порядка 170 млрд руб. Например, средства федерального бюджета в размере 600 млн руб., предоставленные на строительство аэропортового комплекса Минеральные Воды, в прошлом году вообще не использовались. Аналогичная ситуация сложилась по средствам на экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в размере почти 750 млн руб.
А ведь эти средства могли быть размещены в различные финансовые инструменты в целях пополнения ликвидности счета федерального бюджета.
В целях минимизации неиспользованных остатков целевых средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1249 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» предусмотрен новый механизм предоставления целевых средств региональным бюджетам в объеме их фактической потребности в средствах по состоянию на дату осуществления платежа.
В рамках реализации указанного механизма Федеральным казначейством был разработан порядок организации работы своих территориальных органов по осуществлению полномочий получателя средств федерального бюджета по перечислению в бюджеты субъектов РФ из федерального бюджета субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, утвержденный приказом Федерального казначейства от 18 июня 2012 г. № 238.
В рамках положений указанных правовых актов главные распорядители средств федерального бюджета вправе принять решение о передаче своих бюджетных полномочий как получателя бюджетных средств по перечислению в бюджет субъекта Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, территориальному органу Федерального казначейства. На основании указанного решения орган Федерального казначейства осуществляет открытие главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства. Лицевой счет открывается для учета операций по каждой целевой субсидии в порядке, установленном приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами».
Информация об открытии лицевого счета, а также об операциях, проведенных на лицевом счете, с приложением документов, подтверждающих проведение операции, направляется органом Федерального казначейства финансовому органу субъекта Российской Федерации. Операции получателей средств бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, осуществляются на основании представленных ими платежных документов, с указанием в скобках перед текстовым назначением платежа кода цели. Платежные документы принимаются органом Федерального казначейства к исполнению в пределах наличия на лицевом счете по переданным полномочиям неиспользованных остатков лимитов бюджетных обязательств и остатков предельных объемов финансирования расходов на лицевом счете получателя бюджетных средств.
Орган Федерального казначейства после проверки представленных получателем средств бюджета субъекта РФ платежных документов осуществляет подкрепление счета бюджета субъекта РФ со счета федерального бюджета в пределах суммы, необходимой для осуществления кассовых выплат за счет целевых средств. Сумма подкрепления рассчитывается как разница между суммой кассовых выплат, указанной в представленных получателем средств бюджета субъекта РФ платежных документах, и суммой остатка целевых средств на счете бюджета. После подтверждения учреждением Банка России операции по списанию средств со счета федерального бюджета орган Федерального казначейства отражает указанную операцию как произведенную кассовую выплату на лицевом счете по переданным полномочиям. Поступившие на счет 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» средства учитываются в составе доходов бюджета субъекта РФ с отражением на лицевом счете администратора доходов бюджета субъекта РФ. При возврате администратором доходов бюджета субъекта РФ целевых средств в федеральный бюджет указанная операция отражается на лицевом счете по переданным полномочиям как восстановление произведенных кассовых выплат.
При недостаточности свободного остатка лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете по переданным полномочиям и остатка целевых средств на счете бюджета расходы бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются целевые средства, могут быть проведены за счет средств бюджета субъекта РФ с указанием кода цели при условии, что Соглашением не предусмотрено иное, а также при наличии остатка предельных объемов финансирования расходов на лицевом счете получателя средств бюджета субъекта РФ. После увеличения в установленном порядке главным распорядителем средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств на лицевом счете по переданным полномочиям орган Федерального казначейства осуществляет подкрепление счета бюджета субъекта РФ на сумму отрицательного остатка по целевым средствам на счете бюджета.
Органы Федерального казначейства осуществляют бюджетный учет и формируют бюджетную отчетность по операциям по переданным полномочиям в порядке, установленном Минфином России, а также ежемесячно представляют главному распорядителю средств федерального бюджета Отчет об операциях по целевым средствам.
Вместе с тем зачастую именно целевые средства являются одним из источников пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.
В этой связи мы предусмотрели дополнительные инструменты для поддержания ликвидности счетов их бюджетов. Это краткосрочные бюджетные кредиты по минимальной процентной ставке и механизм привлечения средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных и автономных учреждений на счета соответствующих бюджетов.
Бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах бюджетов
В Бюджетном кодексе появится новая статья 93.6, регулирующая порядок предоставления бюджетного кредита на пополнение остатков средств региональных и местных бюджетов, в рамках которой полномочия по предоставлению кредитов возлагаются на Федеральное казначейство.
Планировалось реализовать этот сервис в текущем году, но, поскольку поправки в Бюджетный кодекс не были приняты, реализация этого механизма отложена до 1 января 2013 года.
Бюджетные кредиты предоставляются заемщикам — субъектам Российской Федерации и муниципалитетам в лице уполномоченных ими органов за счет остатков средств на едином счете федерального бюджета в пределах одной двенадцатой доходов бюджета заемщика, за исключением целевых средств. Срок кредитования составляет не более тридцати дней, при условии возврата бюджетного кредита не позднее 25 ноября текущего года, по ставке за пользование бюджетным кредитом, установленной законом о бюджете на соответствующий финансовый год. Так, в законе о бюджете на следующий год запланирован размер платы за пользование бюджетным кредитом в размере 1/4 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Также одним из условий для привлечения бюджетного кредита является отсутствие размещенных субъектом РФ средств бюджета на банковских депозитах по состоянию на дату привлечения бюджетного кредита.
Бюджетный кредит предоставляется заемщику в соответствии с договором, форма и порядок заключения которого устанавливаются Минфином России, заключенным между уполномоченным органом субъекта Российской Федерации (муниципальным образованием) и Управлением Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации.
Договор заключается на текущий финансовый год и определяет общие условия предоставления бюджетного кредита, а также лимит на кредитные средства — максимально допустимый объем средств, который может быть предоставлен бюджету заемщика (из расчета 1/12 объема доходов бюджета заемщика, за исключением целевых средств), размер платы за пользование бюджетным кредитом, а также условия его возврата.
Для заключения договора уполномоченный орган заемщика направляет в орган Федерального казначейства обращение о намерении заключить договор с приложением соответствующего пакета документов: выписки из закона (решения) о бюджете с указанием объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), карточки образцов подписей и копии документов, подтверждающих полномочия должностных лиц уполномоченного органа, включенных в карточку.
При возникновении потребности в привлечении бюджетного кредита заемщик в лице уполномоченного органа обращается в орган Федерального казначейства для заключения дополнительного соглашения к договору, в котором указывается сумма кредита, срок кредитования, дата погашения задолженности по бюджетному кредиту и сумма платы за пользование кредитом.
Возврат бюджетного кредита осуществляется в сроки, установленные договором, сумма кредита перечисляется заемщиком на счет, открытый органу Федерального казначейства на балансом счете 40105 «Средства федерального бюджета», проценты за пользование бюджетным кредитом — на счет 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» (рис. 1).
В случае нарушения заемщиком обязательств по возврату бюджетного кредита взыскание задолженности по бюджетному кредиту осуществляется в порядке, установленном Минфином России.
Привлечение остатков средств
Следующий инструмент, который планируется реализовать в этом году, это механизм пополнения ликвидности счетов региональных и местных бюджетов посредством привлечения средств их бюджетных и автономных учреждений.
Федеральным казначейством совместно с Минфином России разработан порядок привлечения остатков средств со счетов органов Федерального казначейства по учету операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных учреждений) на счета их бюджетов, утвержденный приказом Минфина России от 8 июня 2012 г. № 76н.
В рамках этого механизма предусматривается ежедневное перечисление остатков денежных средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) на счета соответствующих бюджетов и их возврат в необходимом объеме для осуществления кассовых выплат бюджетных и автономных учреждений.
В случае если лицевые счета учреждений ведутся финансовым органом, для перечисления средств в течение года со счетов 40601 — «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации» (далее — счет 40601) (40701 — «Счета негосударственных организаций. Финансовые организации» (далее — счет 40701)) на счета 40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации» (далее — счет 40201) (40204 — «Средства местных бюджетов» (далее — 40204)) финансовый орган в срок до 16 часов местного времени (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, — до 15 часов местного времени) представляет в орган Федерального казначейства расчетный документ (рис. 2).
При недостаточности средств для перечисления на счетах 40601 (40701) либо в случае нарушения финансовым органом порядка оформления расчетных документов орган Федерального казначейства возвращает расчетные документы без исполнения.
Для возврата денежных средств на счета 40601 (40701) финансовый орган должен представить в орган Федерального казначейства расчетный документ или Заявку на возврат в зависимости от варианта кассового обслуживания. Документы представляются не позднее 16 часов местного времени (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, — до 15 часов местного времени) и в случае надлежащего оформления исполняются территориальным органом Федерального казначейства в этот же день.
При недостаточности суммы остатка средств для перечисления со счетов 40201 (40204) на счета 40601 (40701) орган Федерального казначейства возвращает расчетный документ или Заявку на возврат, полученный от финансового органа, без исполнения и направляет финансовому органу Протокол (рис. 3).
Если расчетный документ соответствует установленным требованиям, то орган Федерального казначейства направляет расчетный документ в Банк России для возврата средств со счетов бюджетов на счета 40601 (40701). Финансовый орган не позднее чем за четыре рабочих дня до конца текущего финансового года направляет в территориальный орган Федерального казначейства расчетный документ или Заявку на возврат на перечисление со счета 40201 (40204) остатка средств, поступивших со счета 40601 (40701).
В случае если лицевые счета учреждений открываются и ведутся органами Федерального казначейства, орган ФК своим расчетным документом перечисляет остатки средств со счетов 40601 (40701) на счета 40201 (40204) в соответствии с Соглашением о перечислении остатков средств. Сумма перечисляемых средств рассчитывается исходя из остатка средств на счетах 40601 (40701) по состоянию на 16 часов местного времени, уменьшенного на сумму средств, необходимых для осуществления кассовых выплат учреждений на следующий рабочий день (рис. 4).
При недостаточности средств на счетах 40601 (40701) для осуществления кассовых выплат на следующий за текущим рабочий день орган Федерального казначейства направляет не позднее 17 часов местного времени (в дни, непосредственно предшествующие выходным и нерабочим праздничным дням, — до 16 часов местного времени) протокол о планируемых перечислениях со счетов бюджетов на счета 40601 (40701).
Если недостаточно средств на счетах бюджетов для осуществления кассовых выплат со счетов 40601 (40701), орган Федерального казначейства производит ежедневное перечисление всего остатка средств со счетов бюджетов на начало текущего рабочего дня.
До перечисления необходимой суммы средств со счетов 40201 (40204) на счета 40601 (40701) платежные и расчетные документы участников бюджетного процесса субъекта (муниципального образования) по кассовым выплатам со счетов 40201 (40204) возвращаются без исполнения органом Федерального казначейства (с указанием причины возврата).
До поступления суммы средств на счет 40601 (40701), необходимой для оплаты платежных и расчетных документов учреждений, указанные документы в соответствии с определенными Соглашением условиями возвращаются органом Федерального казначейства без исполнения (с указанием причины возврата) либо исполняются в пределах поступивших средств на счета 40601 (40701) по срокам поступления документов в орган Федерального казначейства.
Орган Федерального казначейства, не позднее чем за четыре рабочих дня до конца текущего финансового года, направляет в учреждение Банка расчетный документ на перечисление в соответствии с Протоколом о движении остатков со счетов бюджетов суммы остатка средств на счета для учета средств бюджетных учреждений (рис. 5).
Программное обеспечение для реализации этого приказа будет доработано к декабрю текущего года. Сейчас разрабатываются рамочное соглашение и регламент для перечисления остатков средств, которые будут направлены управлениям Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.