Особенности формирования бюджетной отчетности
Сверка с ПБС
В целях формирования качественной и достоверной отчетности об исполнении федерального бюджета следует уделить особое внимание вопросам сверки с получателями бюджетных средств и администраторами поступлений отчетных показателей по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета.
По результатам анализа бюджетной отчетности органов Федерального казначейства за 2011 год и I полугодие 2012 года были выявлены факты несоответствующего согласования отчетных показателей в части данных по лимитам бюджетных обязательств (ЛБО). Следует обратить внимание, что в графе 5 «Лимиты бюджетных обязательств» раздела 2 «Расходы бюджета» Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (далее — Отчет (ф. 0503127)), формируемом получателем бюджетных средств, отражаются суммы доведенных ЛБО с учетом ЛБО в пути. Поэтому эти показатели должны заверяться именно с учетом данных в пути, отражаемых в бюджетной отчетности как получателей бюджетных средств, так и органов Федерального казначейства. Письмом Федерального казначейства от 29 июня 2009 г. № 42-7.4-05/2.6-374 установлен порядок сверки Отчета по ф. 0503127 получателей бюджетных средств с отчетами о состоянии лицевых счетов получателей бюджетных средств, формируемых органами Федерального казначейства. Основной причиной неправильного согласования органами Федерального казначейства Отчетов по ф. 0503127 в части показателей ЛБО является тот факт, что на лицевых счетах получателей бюджетных средств не отражаются ЛБО в пути. В данном случае ключевым проверочным фактором в первую очередь должны стать учетные данные, то есть показатели Главной книги, формируемой отделом бюджетного учета и отчетности.
Согласно приказу Федерального казначейства от 3 марта 2011 г. № 58 «Об организационно-штатной структуре управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации» отдел бюджетного учета и отчетности осуществляет взаимодействие с администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета, получателями средств бюджета по вопросам заверки бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета. Вместе с тем указанные функции в первую очередь должны исполняться структурными подразделениями органов Федерального казначейства, которые осуществляют функции по ведению лицевых счетов. Внутри управления Федерального казначейства работа по заверке Отчетов по ф. 0503127 должна быть организована именно таким образом — сначала отчет согласовывают отделы, которые осуществляют функции по ведению лицевых счетов, а окончательное согласование должно быть за отделом бюджетного учета и отчетности.
Прием отчетности в МОУ ФК
С 1 января 2012 года прием отчетности в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства (далее — МОУ ФК) стал осуществляться в ППО АСФК. При этом вся бюджетная отчетность от УФК в МОУ ФК стала передаваться посредством СУФД. Безусловно, затруднений, возникших в массовом объеме в начале года, к настоящему времени стало существенно меньше. Тем не менее до сих пор остаются проблемные моменты в части гарантированной доставки бюджетной отчетности от УФК в МОУ ФК. В связи с этим при направлении отчетности УФК следует придерживаться следующих рекомендаций:
- отправке подлежат отчеты только с типом «ООК»;
- при выполнении действия «Отправка в МОУ» отчеты должны находиться в статусе 002 «Проверено» или ххх «Утверждено»;
- по транспортной истории отчета убедиться, что статус отправленного отчета изменился на статус «Отправлено»;
- после выполнения действия «Отправка в МОУ» отчет в виде шипмента должен выгрузиться в специально выделенную папку 9500/report на локальном FTP УФК, с которого при помощи ППО TOSSER шипмент автоматически перебрасывается на FTP МОУ ФК;
- по транспортной истории отчета (Сервис/Транспортная история) УФК должно осуществить контроль в части изменения статуса отчета на «Доставлено»;
- после загрузки шипмента в ППО АСФК МОУ ФК осуществляется обработка отчета (проверка на ВДК, МДК, ВНК);
- результаты обработки отчетов УФК направляются: по СЭД — протоколы ВДК, МДК, ВНК, по СУФД — квитки на смену статусов;
- для внесения исправлений в отчет, не прошедший на уровне МОУ ФК проверку ВДК, МДК, ВНК, необходимо сформировать отчет заново. При этом не следует редактировать ранее отправленный отчет, поскольку на уровне СУФД документ с уже существующим ГУИД отбраковывается.
Перечисленные действия УФК по отправке отчетности в МОУ ФК необходимы и обязательны в целях своевременного получения отчетности УФК на уровне МОУ ФК, поскольку неисправности или низкая производительность ведомственной транспортной сети между УФК и МОУ ФК являются основными причинами несвоевременного представления бюджетной отчетности.
Основными причинами представления в МОУ ФК коррекционных оперативных отчетов УФК о кассовых выбытиях средств федерального бюджета и кассовых операциях по погашению источников финансирования дефицита федерального бюджета" по форме 0521469 (далее — Отчет (ф. 0521469)) и о поступлениях в федеральный бюджет" по форме 0521432 (далее — Отчет (ф. 0521432)) являются технические сбои в ППО АСФК, такие как:
- сложности при переводе проводок (так называемое постирование) в Главную книгу,
- сложности при уточнении НВС в ЗК и дальнейшее отражение результатов уточнений в ОК;
- несоответствие данных оперативной отчетности данным ежемесячных отчетов, выявляемое зачастую после проведения МДК на уровне МОУ ФК. В настоящее время функция МДК реализована в ППО АСФК и доступна в УФК перед отправкой отчетов в МОУ ФК. Поэтому рекомендуем обратиться в службу сопровождения за консультацией или помощью в настройке МДК.
Корректировка Отчета об остатках средств на счетах, открытых органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России и кредитных организациях (далее — Отчет (ф. 0521458)), осуществляется по следующим причинам:
- несвоевременное представление и (или) представление некорректной выписки по счетам учреждениями банка;
- несвоевременная или некорректная обработка банковских выписок по балансовому счету 40116 Отделениями Управлений либо территориальными Отделами Управлений;
- обработка выписки банка вручную в части операций по Союзному государству.
В целях повышения качества оперативной отчетности письмом Федерального казначейства от 4 июля 2012 г. № 42-7.4-05/95-362 в адрес УФК были направлены рекомендации по осуществлению дополнительной проверки и устранению причин, повлекших внесение изменений в оперативную отчетность.
Проведенный анализ отчетов, поступивших в последующий период, показал, что после направления указанных рекомендаций количество коррекций отчетов по формам 0521432 и 0521458 уменьшилось. При этом количество коррекций отчета по форме 0521469 практически не изменилось в связи с неверным отражением в ППО АСФК данных Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (ф. 0531809), Акта приемки-передачи показателей лицевого счета ПБС (ф. 0531767), Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (УБП) (далее — Акт (ф. 0531728)).
Вследствие указанных причин возникает необходимость представления УФК коррекционных отчетов. В целях осуществления МОУ ФК ежедневного мониторинга представления оперативной отчетности управлениями Федерального казначейства направляются письменные объяснения причин корректировки либо несвоевременного представления отчетов с детальным разбором инцидента и ссылкой на обращения в службу сопровождения.
Своевременность поступления отчетности УФК в МОУ ФК, а также ее качество являются важным моментом, поскольку показатели оперативной отчетности весьма востребованы. На основании оперативной отчетности органов Федерального казначейства по поступлениям и выбытиям средств федерального бюджета еженедельно формируется и направляется в Минфин России оперативная информация по исполнению федерального бюджета (в разрезе доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета). Показатели оперативной отчетности УФК используются в целях осуществления кассового планирования.
О бюджетной отчетности
по кассовому обслуживанию НУБП
Поскольку возникла необходимость в информации о поступлении и выбытиях средств неучастников бюджетного процесса (НУБП), а также об остатках средств на лицевых счетах НУБП в части субсидий на выполнение государственного задания, полученных учреждениями из федерального бюджета в разрезе кодов ГРБС, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных и автономных учреждений, то начиная с отчетности по состоянию на 1 июля 2012 года был изменен порядок формирования отчета о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (далее — Отчет (ф. 0503155)) (рис. 1).
Кроме того, в соответствии с поручением Минфина России была введена Расшифровка остатков средств к Балансу по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций
(ф. 0503154) (далее — Расшифровка к Балансу (ф. 0531870)), формируемая на основании показателей, отраженных на лицевых счетах, открытых указанным учреждениям (рис. 2). Ежемесячно сводный отчет Расшифровка к Балансу (ф. 0531870) формируется и передается в Минфин России.
В связи с введением Расшифровки были доработаны и доведены до УФК контрольные соотношения (ВДК, МДК) (рис. 3).
Рисунок 3
Внимание При сверке Баланса по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (далее — Баланс (ф. 0503154)) с Расшифровкой к Балансу (ф. 0531870) допускается расхождение на суммы, отнесенные органами Федерального казначейства к невыясненным поступлениям прошлого отчетного периода, учтенным в составе общего остатка на счете 40501 (на отдельном, так называемом техническом счете), на которое в обязательном порядке должно быть пояснение в комментарии к отчету (в поле «дополнительные атрибуты»), направляемому в МОУ ФК. |
В бюджетном учете органа Федерального казначейства операции по кассовому обслуживанию бюджетных, автономных и иных организаций оформляются только по коду КОСГУ, без указания кода ГРБС, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении бюджетных и автономных учреждений. На уровне МОУ ФК, кроме ВДК и МДК, осуществляется дополнительный контроль на соответствие показателей Расшифровки к Балансу показателям Сведений об остатках денежных средств учреждений (ф. 0503779), представляемых ГРБС (рис. 4).
В связи с тем что Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина РФ от 25 марта 2011 г. № 33н, формирование бухгалтерской отчетности НУБП предусмотрено в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности): собственные доходы учреждения (код вида — 2), субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида — 4), субсидии на иные цели (код вида — 5), бюджетные инвестиции (код вида — 6), средства по обязательному медицинскому страхованию (код вида — 7), а учет в органах Федерального казначейства ведется в разрезе видов деятельности 8, 9, 7, согласование бухгалтерской отчетности НУБП органами Федерального казначейства не предусмотрено.
Реорганизации учреждений
Совместным письмом Минфина России и ФК от 10 августа 2012 г. № 02-03-09/3124 и № 42-7.4-05/5.1-454 даны разъяснения по порядку проведения операций, связанных с ликвидацией, реорганизацией или изменением типа федеральных бюджетных, автономных учреждений.
Согласно указанному письму при реорганизации (ликвидации) учреждения, а также изменении типа учреждения на бюджетное (автономное) учреждение, должна быть произведена передача показателей с закрываемых лицевых счетов бюджетных учреждений, автономных учреждений на вновь открываемые лицевые счета. Передача показателей производится на основании Акта приемки-передачи показателей лицевого счета бюджетного учреждения (лицевого счета автономного учреждения) (далее — Акт (ф. 0509018)) и Акта приемки-передачи показателей отдельного лицевого счета бюджетного учреждения (отдельного лицевого счета автономного учреждения) (далее — Акт (ф. 0509019)) (рис. 5).
В соответствии с приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г № 7н «О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами» (далее — Приказ № 7н) указанные Акты (ф. 0509018, 0509019) применяются для передачи показателей лицевых счетов бюджетных учреждений, автономных учреждений при переводе клиентов в системе органа Федерального казначейства. Но нормы указанного письма дают возможность использования Актов (ф. 0509018, 0509019) и при реорганизации (ликвидации), а также изменении типа учреждения.
В настоящее время осуществляется работа по внесению изменений в Приказ № 7н в части изменений печатной формы указанных Актов.
В бюджетном учете органов Федерального казначейства передача показателей лицевых счетов бюджетных учреждений, автономных учреждений отражается бухгалтерскими записями, аналогичными записям, которые применялись при передаче показателей лицевых счетов по операциям по приносящей доход деятельности:
- передающая сторона — по всем оборотам со знаком «минус», включая входящий остаток на начало года,
- принимающая сторона — по всем оборотам со знаком «плюс», включая входящий остаток на начало года (рис. 6).
Следует обратить внимание, что при изменении типа учреждения на казенное учреждение показатели, отраженные на закрываемых лицевых счетах учреждений, не подлежат передаче на вновь открытые лицевые счета.
Сверка внутренних расчетов
Письмом Федерального казначейства от 9 августа 2011 г. № 42-7.4-05/2.6-533 доведены бухгалтерские записи при перечислении средств между головным учреждением и его обособленными подразделениями в части операций по кассовому обслуживанию НУБП. При этом выверку расчетов между УФК по перечислению средств между головным учреждением и его обособленными подразделениями в рамках кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций следует осуществлять путем формирования Акта сверки внутриказначейских расчетов (ф. 0521416) и направления в соответствующий орган Федерального казначейства (рис. 7).
По вопросу использования Акта (ф. 0521416) в части сверки внутренних расчетов в рамках кассового обслуживания НУБП издано письмо Федерального казначейства от 3 сентября 2012 г. № 42-7.4-05/2.1-508. Кроме того, соответствующие изменения в ближайшее время будут внесены в приказ Федерального казначейства от 25 августа 2011 г. № 352 «Об утверждении Особенностей формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций органами Федерального казначейства» (далее — Приказ № 352).
Кроме того, в случае уточнения на лицевом счете (отдельном лицевом счете) бюджетного учреждения, автономного учреждения и иной организации кодов КОСГУ, затрагивающих операции, проведенные в бюджетном учете как внутриказначейские расчеты, в целях недопущения расхождений в части сверки указанных показателей своевременно, в письменном виде (в произвольной форме), информировать соответствующий орган Федерального казначейства — контрагента о внесенном изменении.
Что касается отражения операций по расчетам между головным учреждением и его подведомственными подразделениями по лицевым счетам автономного учреждения, то в связи с тем, что согласно приказу Федерального казначейства от 8 декабря 2011 г. № 15н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений» (далее — Приказ № 15н) орган Федерального казначейства осуществляет учет на лицевом счете автономного учреждения без кодов КОСГУ, отражение операций по лицевому счету автономного учреждения в бюджетном учете органов ФК осуществляется как обычные поступления и выбытия без выделения внутренних расчетов (рис. 8).
В связи с учетом операций согласно Приказу № 15н по кодам КОСГУ отражение операций по расчетам между головным учреждением и его подведомственными подразделениями по отдельному лицевому счету и лицевому счету для учета операций со средствами ОМС АУ в бюджетном учете органов Федерального казначейства осуществляется как внутренние расчеты.
Движение между лицевыми счетами
В случае если бюджетные учреждения, автономные учреждения обслуживаются в рамках одного органа Федерального казначейства, перечисление денежных средств между лицевыми счетами таких учреждений отражается бухгалтерскими записями с использованием счета 8(9) 203 13(14) 510 (610) «Средства бюджетных учреждений (автономных учреждений) на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание».
Операции со средствами бюджетного учреждения в бюджетном учете отражаются следующими записями:
Дебет
100 01 05 02 01 XX1 0000 8 203 13 510
«Средства бюджетных учреждений на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
Кредит
000 00000000000000 8 307 13 YYY
«Расчеты по операциям бюджетных учреждений»
— поступления средств на л/с 20 бюджетных учреждений;
Дебет
000 00000000000000 9 (7) 307 13 YYY
«Расчеты по операциям бюджетных учреждений»
Кредит
100 01 05 02 01 XX1 0000 9 (7) 203 13 610
«Средства бюджетных учреждений на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
— выбытие средств с л/с 21 (22) бюджетных учреждений.
Операции со средствами автономного учреждения в бюджетном учете отражаются следующими
записями:
Дебет
100 01 05 02 01 XX1 0000 8 203 14 510
«Средства автономных учреждений на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
Кредит
000 00000000000000 8 307 14 000
«Расчеты по операциям бюджетных учреждений»
— поступления средств на л/с 30 автономных учреждений;
Дебет
000 00000000000000 9 (7) 307 14 YYY
«Расчеты по операциям автономных учреждений»
Кредит
100 01 05 02 01 XX1 0000 9 (7) 203 14 610
«Средства бюджетных учреждений на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
— выбытие средств с л/с 31 (32) автономных учреждений.
При осуществлении операций органом Федерального казначейства по кассовому обслуживанию бюджетного учреждения на счетах 406 01 (407 01), в случае открытия лицевых счетов бюджетного учреждения, автономного учреждения в финансовом органе, бюджетный учет осуществляется с отражением кода КОСГУ — 000.
Учет операций при открытии в учреждениях банка счетов для проведения операций со средствами бюджетных учреждений, автономных учреждений, лицевые счета которых открываются и ведутся в финансовом органе, отражается следующими записями:
Дебет
100 01 05 02 01 XX1 0000 8 203 13 510
«Средства бюджетных учреждений на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
Кредит
000 00000000000000 8 307 13 000
«Расчеты по операциям бюджетных учреждений»
— поступления средств на счета;
Дебет
000 00000000000000 8 307 13 000
«Расчеты по операциям бюджетных учреждений»
Кредит
100 01 05 02 01 XX1 0000 8 203 13 610
«Средства бюджетных учреждений на счетах органа, осуществляющего кассовое обслуживание»
— перечисление средств.
Бюджетная отчетность Баланс (ф. 0503154), Отчет (ф. 0503155), формируемая органом Федерального казначейства согласно приказу Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», ежемесячно представляется в финансовый орган, в рамках которого осуществляют свою деятельность главные администраторы средств бюджета, являющиеся учредителями НУБП.
Консолидированная
Главная книга
Федерального казначейства
С 1 января 2012 года в МОУ ФК осуществляется прием ежедневной Главной книги от органов Федерального казначейства и формирование консолидированной Главной книги Федерального казначейства
Письмом Федерального казначейства от 3 сентября 2012 г. № 42-7.4-05/2.1-508 до УФК доведены сроки представления Отчета об операциях по данным Главной книги:
- информация о входящих остатках на первое число финансового года представляется в МОУ ФК отдельным файлом в сроки, установленные для сдачи годовой бюджетной отчетности.
- Отчет об операциях по данным Главной книги представляется в МОУ ФК ежедневно до
16-00 по московскому времени, на второй рабочий день, следующий за отчетной датой, в порядке, установленном для работы с документами, содержащими сведения, составляющие государственную тайну.
В настоящее время ведется работа по доработке функционала в части проверки Главной книги на контроль (ВДК, МДК), а также на соответствие соответствующим справочникам.
Основные положения в части формирования, сроков представления Главной книги, а также контрольные соотношения будут отражены в Приказе № 352. Работа по внесению изменений в данный приказ осуществляется в настоящее время.
Реорганизация Минздравсоцразвития России (глава 055)
В настоящее время проводится реорганизация Минздравсоцразвития России. При этом Акт (ф. 0531728) должен приниматься к учету органом Федерального казначейства — передающим и органом Федерального казначейства — принимающим в одном отчетном периоде. Поэтому органу Федерального казначейства, в который представлен Акт (ф. 0531728), следует своевременно уведомить соответствующий орган Федерального казначейства об этом. Кроме того, в обязательном порядке перед отправкой бюджетной отчетности в МОУ ФК должна быть проведена выверка расчетов по переданным и полученным кассовым выплатам, т. е. своевременно направлены Акты сверки внутриказначейских расчетов за тот период, в котором была осуществлена передача показателей лицевых счетов реорганизуемых ПБС.
1 ХХ — код элементов источников финансирования дефицитов бюджетов.