Эффективное управление бюджетными средствами
Нижегородская область в числе первых из субъектов РФ с 2001 года начала осуществлять казначейское исполнение областного бюджета, а с 2004 года — казначейское исполнение местных бюджетов. За эти годы система регионального и муниципальных казначейств показала свою перспективность и эффективность.
О. Ю. СУЛИМА, министр финансов Нижегородской области
В целях повышения ликвидности и улучшения качественных характеристик исполнения областного бюджета в Нижегородской области сформирована и постоянно обновляется соответствующая нормативно-правовая база. Она позволяет регулировать потоки финансовых ресурсов на счете областного бюджета и эффективно управлять ими.
Единый счет бюджета
Внедрение модели использования единого счета дало возможность эффективно использовать бюджетные средства, обеспечить управленческий подход к исполнению областного бюджета, когда денежные средства не замораживаются на лицевых счетах бюджетополучателей, а всегда доступны для оперативного управления. Начиная с 2002 года все операции по казначейскому исполнению бюджета полностью автоматизированы, организован устойчивый электронный документооборот с бюджетополучателями с использованием электронно-цифровой подписи.
Для определения потребности в денежных средствах на едином счете бюджета в любой период (квартал, месяц, день) для проведения кассовых выплат получателям составляется кассовый план исполнения областного бюджета. На основании осуществленных расчетов выявляются периоды образования временных кассовых разрывов, которые связаны с неравномерным поступлением доходов в течение года и необходимостью осуществления отдельных крупных разовых выплат из бюджета, имеющих сезонный характер, например обслуживание государственного долга и другие срочные обязательства. Пополнение средств на счете областного бюджета в данные периоды может обеспечиваться за счет:
- временного заимствования средств бюджетных и автономных учреждений (счет 40603);
- целевых средств федерального бюджета, находящихся на лицевом счете областного бюджета;
- использования средств Резервного фонда Нижегородской области;
- привлечения кредитных ресурсов на период образования кассового разрыва.
Кассовые выплаты областных автономных учреждений осуществляются через лицевые счета, открытые в министерстве финансов Нижегородской области. Остатки средств на данных лицевых счетах также используются для обеспечения ликвидности единого счета бюджета. Такой порядок работы показал свою эффективность: за счет управления ликвидностью по счетам экономия только за первое полугодие 2012 года составила 250 млн руб.
Кроме того, в целях решения вопросов обеспечения ликвидности бюджетов субъектов РФ и регулирования кассовых разрывов считаем логичным и целесообразным открытие лицевых счетов в финансовом органе региона для учета операций:
- иных юридических лиц, в частности государственных унитарных предприятий;
- территориального фонда обязательного медицинского страхования;
- получателей средств бюджета субъекта РФ с межбюджетными трансфертами, предоставляемыми из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (такой порядок действовал в 2009 году).
Соответствующие предложения мы направили в Министерство финансов РФ.
Лимиты бюджетных обязательств
Инструментом регулирования кассовых выплат из областного бюджета в течение года является установление лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования. Учет бюджетных обязательств не позволяет получателям бюджетных средств создавать просроченную кредиторскую задолженность — она отсутствует в областном бюджете уже более пяти лет. Предельные объемы финансирования дают возможность оперативно ограничивать расходы по каждому получателю бюджетных средств в текущем квартале.
Открытие и ведение лицевых счетов областных учреждений в министерстве финансов позволяет осуществлять предварительный контроль за расходами областного бюджета на стадии подготовки платежных документов получателями средств областного бюджета. Для оценки качества использования бюджетных средств главными распорядителями в рамках бюджетного процесса ежеквартально проводится мониторинг качества финансового управления, в том числе по следующим направлениям:
- наличие нормативной правовой базы по планированию и исполнению доходов и расходов;
- количество вносимых изменений в предусмотренные бюджетные ассигнования;
- равномерность произведенных расходов;
- качество оформления платежных документов;
- эффективность управления кредиторской и дебиторской задолженностью;
- качество администрирования доходов.
Начиная с 2012 года отчеты о результатах проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств областного бюджета, представляются министерством финансов Нижегородской области с пояснительными записками в составе ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении областного бюджета в правительство области и размещаются на официальном сайте министерства финансов в Интернете.
Банковские карты
Одним из перспективных направлений совершенствования системы бюджетных платежей в секторе государственной экономики является решение задачи по минимизации наличного денежного обращения путем использования банковских карт. И если вопрос зачисления заработной платы работникам на банковские карты был решен ранее, то проблема расхода наличных денег на хозяйственные и командировочные нужды оставалась.
Отличие технологии обеспечения наличными деньгами с использованием банковских карт от действующего порядка обеспечения наличными денежными средствами заключается в замене инструментов получения и внесения денежных средств: вместо чеков и объявлений на взнос наличными используются банковские карты. Существенно и то, что все операции по получению и внесению наличных денежных средств с использованием банковских карт осуществляются учреждениями через подразделения уполномоченных банков, их банкоматы или пункты выдачи наличных денежных средств банка без взимания комиссии.
Министерством финансов Нижегородской области была организована работа по переводу организаций, которым открыты лицевые счета в министерстве финансов региона, на получение наличных денег на хозяйственные нужды и командировочные расходы посредством дебетовых пластиковых карт. Первоначально для эксперимента были выбраны областные учреждения в трех муниципальных районах области, а после успешного внедрения начата работа по переводу организаций, которым открыты лицевые счета в министерстве финансов Нижегородской области, на получение наличных денег посредством дебетовых пластиковых карт во всех оставшихся районах региона.
В результате сокращены издержки, связанные с проведением наличных расчетов, а это уменьшение трудовых затрат работников казначейства на выписку денежных чеков, экономия сил и средств для обеспечения сохранности наличных денег при их транспортировке и хранении.
Бюджетный учет
В течение последних 7 лет в области бюджетного учета, отчетности, да и в целом бюджетного законодательства, в Российской Федерации идут активные изменения, внедряются новые инструкции и положения. Для качественной реализации данных изменений бюджетные структуры на местах должны быть готовы как в профессиональном, квалификационном плане, так и организационно обладать техническими возможностями.
Одной из основных целевых установок в области организации и развития системы бюджетного учета и отчетности является наличие у главных распорядителей средств бюджета и финансовых органов единой автоматизированной системы сбора и сводов бюджетной отчетности, применение всеми получателями средств бюджета программных комплексов по автоматизации бюджетного учета. Бюджетным кодексом определено, что финансовые органы устанавливают порядок составления бюджетной отчетности для своего уровня бюджета.
Исходя из поставленных задач и имеющихся полномочий в Нижегородской области проводится системная работа по эффективной организации системы бюджетного учета и отчетности на областном и муниципальном уровнях.
В течение последних лет поэтапно проведено обучение бухгалтерских кадров новым положениям бюджетного учета и отчетности, закуплена компьютерная техника для бухгалтерских служб, приобретена единая лицензия для всех учреждений Нижегородской области на программные продукты по бюджетному учету. Приобретение единой лицензии позволило значительно сэкономить средства консолидированного бюджета и контролировать своевременность и качество обновлений программного обеспечения для всех учреждений в связи с изменением законодательства.
В целях централизации, систематизации работы, обеспечения единого порядка и единых отраслевых стандартов учета разработана и реализуется областная целевая программа «Развитие системы бюджетного учета и отчетности в Нижегородской области (2010–2014 годы)».
Основной целью программы является создание эффективной организации бюджетного учета и составления отчетности в автоматизированном виде в соответствии с законодательством через постепенное включение всех казенных, бюджетных и автономных учреждений Нижегородской области в единый комплекс бюджетного учета и отчетности. Единый комплекс обеспечивает:
- единство методологии учета, внедрение единых стандартов и унифицированных бухгалтерских записей;
- создание возможностей для полноценного учета отраслевых и территориальных особенностей;
- централизованную комплексную автоматизацию бюджетного учета и составления отчетности во всех бюджетных учреждениях областного и муниципального уровней по единым стандартам;
- постепенное обеспечение всех бюджетных учреждений лицензионным программным обеспечением и необходимой консультационной поддержкой;
- своевременное обновление программного обеспечения в связи с изменением законодательства во всех учреждениях по типам.
Программой определено, какие функции должны обеспечивать программные продукты, какие услуги должны оказывать обслуживающие организации при сопровождении программных продуктов. Заложенные в программу требования к программным продуктам и их сопровождению обеспечивают:
1) соответствие требованиям законодательства, оперативное реагирование на изменения, вносимые на федеральном и областном уровнях;
2) формирование всех форм и регистров в электронном виде, автоматическое формирование аналитических форм, автоматическую проверку внутридокументных и междокументных контрольных соотношений отчетности, высвобождение времени для анализа отчетности, сокращение рутинной работы бухгалтера;
3) обеспечение сквозного формирования отчетности: учреждение поселения — главный распорядитель бюджета поселения — финансовый орган муниципального образования — министерство финансов Нижегородской области.
Главный распорядитель имеет возможность автоматизированного свода и анализа отчетности всех подведомственных учреждений.
Координатором целевой программы выступает в рамках своих полномочий министерство финансов Нижегородской области.
В целях контроля за ходом реализации программы министерством ежегодно проводится мониторинг среди главных распорядителей, получателей средств областного и муниципального бюджетов по качеству проведения мероприятий, предусмотренных программой, и их эффективности. Поступившие предложения и замечания в ходе мониторинга рассматриваются рабочей группой, согласовываются и дорабатываются в едином комплексе.
С 2007 года в регионе ежегодно при поддержке областного бюджета Институтом профессиональных бухгалтеров, Агентством правовой информации «Консультант плюс» проводится конкурс на звание «Лучший бухгалтер в бюджетной сфере». В ходе конкурса отмечается высокая активность специалистов по бюджетному учету и высокий уровень профессионализма.
Проводимая в регионе работа и внимание, которое оказывает правительство Нижегородской области организации бюджетного учета и составлению отчетности, позволяют формировать качественную отчетность и создавать условия для своевременного внедрения международных стандартов финансовой отчетности.