Централизация учета как одно из направлений повышения эффективности расходования бюджетных средств

О.С. Шургучеев
В рамках реализации Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ произошли изменения механизмов финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, оказываемых учреждениями, расширение объема прав учреждений в части осуществления финансово-хозяйственной деятельности. В результате фокус ответственности за финансовые результаты деятельности перенесен на сами учреждения. В этих условиях организация качественного бухгалтерского учета приобретает особое значение. 
О. С. ШУРГУЧЕЕВ, начальник отдела бюджетного учета, отчетности по исполнению консолидированного бюджета и финансового обеспечения Министерства финансов Республики Калмыкия

Централизованная бухгалтерия: основные цели

Значение учета вообще и бухгалтерского в частности трудно переоценить. Насколько четко и правильно будет отработана методология учета, настолько достоверную информацию о деятельности учреждения можно будет получить из его бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет требует повышенного внимания со стороны руководства хозяйствующих субъектов, много времени, квалифицированных кадров и финансовых средств.

В настоящее время при организации бухгалтерского учета основной проблемой является нехватка квалифицированных кадров, причем наиболее остро данная проблема ощущается в сельской местности. Также в условиях складывающихся дефицитов бюджетов немаловажным и затратным в последнее время стали процесс автоматизации бухгалтерского учета (приобретение компьютерного оборудования, программного комплекса), ИT-сопровождение программного комплекса разработчиком, пользование справочно-правовой системой и т. д.

Одним из решений перечисленных проблем является передача функций по ведению бухгалтерского учета, составлению отчетности централизованной бухгалтерии. 
По сути централизованные бухгалтерии должны действовать на принципах аутсорсинга бухгалтерских услуг. Напомню, что аутсорсингом называется передача на договорной основе функций учреждения (финансовых, технических, кадровых и др.) внешним исполнителям, которые специализируются на соответствующих видах деятельности.

Основной целью организации бухгалтерского учета в централизованных бухгалтериях является минимизация управленческих затрат по осуществлению учетных и отчетных процедур, а также повышение эффективности использования бюджетных средств. Передача функций по ведению бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии целесообразна прежде всего при наличии в определенном публичном правовом образовании значительного количества учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности.

В рамках решения задачи обеспечения эффективности использования средств бюджетов роль централизованных бухгалтерий в самое ближайшее время будет приобретать все большее значение. К примеру, на территории районного муниципального образования функционирует до 15–20 муниципальных учреждений сферы образования, имеющих небольшие объемы финансовых ресурсов и перечень проводимых хозяйственных операций. Соответственно в данных учреждениях экономически невыгодно и нецелесообразно вводить штатную единицу бухгалтера, не говоря уже о формировании бухгалтерской службы (отдела), поскольку в связи с этим возникают дополнительные затраты не только на заработную плату таких специалистов, но и на оснащение их рабочих мест, закупку программного обеспечения.

Порядок работы

Ведение бухгалтерского учета, составление отчетности осуществляется централизованной бухгалтерией на основе заключаемого с учреждением договора на бухгалтерское обслуживание. После заключения договора обслуживаемое учреждение совместно с централизованной бухгалтерией составляет пооперационный план технологической обработки документов (график документооборота). Полная централизация учета предполагает, что централизованная бухгалтерия осуществляет:

  • составление проектов планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетных смет);
  • расчет заработной платы на основании табеля учета рабочего времени и документов к нему (приказов, листков нетрудоспособности и др.), ее выплату;
  • своевременные расчеты по налогам в бюджет, страховым взносам во внебюджетные фонды, с поставщиками и подрядчиками;
  • проверку правильности составления представленных первичных документов, соответствия принятых обязательств доведенным плановым показателям;
  • отражение операций по поступлению и выбытию средств на лицевых счетах обслуживаемых учреждений на основании полученных выписок из лицевых счетов с приложением первичных платежных (расчетных) документов;
  • составление регистров бухгалтерского (бюджетного) учета в соответствии с требованиями нормативных актов Министерства финансов РФ;
  • составление и представление бухгалтерской, налоговой отчетности учредителю, в налоговые органы, внебюджетные фонды, органы статистики;
  • оформление в установленном порядке и обеспечение сохранности всех документов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью обслуживаемого учреждения, регистров бюджетного учета.

При этом обслуживаемое учреждение сохраняет за собой право принимать участие в составлении проекта плана финансово-хозяйственной деятельности (бюджетной сметы), заключать административно-хозяйственные договоры, государственные контракты в соответствии с действующим гражданским и бюджетным законодательством, обеспечивать сохранность имеющихся нефинансовых активов, использовать материальные и финансовые ресурсы в соответствии с нормативами в рамках утвержденных учредителем планов финансово-хозяйственной деятельности (бюджетных смет). 
За руководителем обслуживаемого учреждения сохраняется право подписи административно-хозяйственных договоров, государственных контрактов, трудовых контрактов, табелей учета рабочего времени, расчетно-платежных ведомостей на выдачу заработной платы, заявлений на выдачу авансов, право утверждения авансовых отчетов, назначения доплат, надбавок, премий. Для повышения дисциплины и ответственности всех субъектов учета необходимо право первой подписи платежных (расчетных) документов, бухгалтерской, налоговой отчетности сохранить за руководителем обслуживаемого учреждения, а право второй подписи возложить на руководителя централизованной бухгалтерии.

Можно выделить два варианта организации учета и составлении отчетности в централизованной бухгалтерии. Первый: работник централизованной бухгалтерии может полностью вести бухгалтерский, налоговый учет и составлять отчетность учреждения в целом. 
Второй: учет может быть организован по объектам учета операций, когда, к примеру, один работник ведет учет нефинансовых активов в разрезе каждого учреждения, другой начисляет заработную плату, третий оформляет платежные (расчетные) документы, отражает операции по поступлению и выбытию средств на лицевых счетах. В этом случае отчетность составляется в разрезе каждого учреждения на основании представленных сведений по объектам учета.

Способ организации учета и составления отчетности определяется централизованной бухгалтерией и утверждается в ее учетной политике. Документооборот между работниками централизованной бухгалтерии определяется внутренним регламентом. Формирование корреспонденций счетов осуществляется в соответствии с утвержденным рабочим планом счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.

В целях методологического обеспечения работы централизованной бухгалтерии и единообразия учета учредителю необходимо утвердить пакет нормативных документов, регламентирующих порядок проведения основных учетных процедур. Также должны быть утверждены следующие организационные документы: порядок оплаты труда в учреждениях, порядок приобретения и расходования продуктов питания в учреждениях образования, порядок расходования средств на проведение различного рода мероприятий и др.


Реклама