Вопросы формирования бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений
Вопросы формирования бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н), а также основные формы, заполнение которых вызывает наибольшие трудности на практике, осветила А. Н. КРИВЕНЕЦ, советник государственной гражданской службы 2-го класса
Действия Инструкции № 33н распространяются на государственные (муниципальные) автономные учреждения, государственные (муниципальные) бюджетные учреждения, в отношении которых принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета. Данный приказ не распространяется на операции бюджетных, автономных учреждений по выполнению ими переданных полномочий главных распорядителей бюджетных средств (по исполнению публично-нормативных обязательств, по бюджетным инвестициям и т. д.). В этом случае отчетность составляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н).
Особенности формирования отчетности
Различные формы отчетности составляются в разной структуре. По каждому виду деятельности, которое ведет учреждение (у бюджетного, автономного учреждения может быть до шести видов деятельности), составляется отдельный Отчет об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737) (далее — Отчет (ф. 0503737)), Отчет об обязательствах, принятых учреждением (ф. 0503738) (далее — Отчет (ф. 0503738)), Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) (далее — Справка (ф. 0503725)) и две формы из состава пояснительной записки — это Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности учреждения (ф. 0503769) и Сведения о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768). По одному отчету по всем видам деятельности составляются отчеты по методу начисления. Это Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), Отчет о финансовых результатах деятельности учреждения (ф. 0503721), Справка по заключению учреждением счетов бухгалтерского учета отчетного финансового года (ф. 0503710) и все основные формы пояснительной записки.
Еще два отчета: Сведения об ос-татках денежных средств учреждения (ф. 0503779) (далее — Сведения (ф. 0503779)) и Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773) (далее — Сведения (ф. 0503773)) составляются в трех видах: в части видов деятельности с целевыми средствами: 5 «Субсидии на иные цели» и 6 «Бюджетные инвестиции»; в части деятельности по оказанию услуг: 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)», 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания», 7 «Средства по обязательному медицинскому страхованию»; и по виду деятельности 3 «Средства во временном распоряжении».
Особенность, характерная для отчетности по Инструкции № 33н, — отсутствие консолидации потоков между учреждениями. Если учреждения осуществляют передачи имущества иным учреждениям, государственным (муниципальным) органам, учреждениям иных публично-правовых образований, то в части этих потоков в настоящее время инструкцией не предусмотрено проведение консолидации. Поэтому в части указанных операций Справки (ф. 0503725) не составляются.
Отчет (ф. 0503737)
Отчет составляется по каждому виду деятельности, который ведет учреждение. Учитывая особенности открытия лицевых счетов финансовыми органами и органами казначейства, в общем случае это — всего три вида лицевых счетов: 20-й (где учитываются средства по видам деятельности 2 и 4, а также 3), 21-й лицевой счет (для целевых субсидий (вид деятельности 5 и 6)), а также отдельный счет по учету средств по обязательному медицинскому страхованию (вид деятельности 7). Здесь у учреждений возникают трудности при разделении потоков по данным счетам между видами деятельности. Если говорить об Отчете (ф. 0503737), по каждому виду деятельности характерны особенности заполнения, например в Отчете (ф. 0503737) по виду деятельности 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания». Во-первых, в доходах могут отражаться только доходы от поступлений субсидий на выполнение госзадания (строка 101). Кроме того, в Отчете (ф. 0503737) по виду деятельности 4 также могут быть показатели по строке 040, код КОСГУ 130 «Доходы от оказания платных услуг» в части возврата дебиторской задолженности прошлых лет, которая была сформирована учреждением до изменения типа по бюджетной деятельности, подлежащей возврату в бюджет. Поэтому в течение года в этой строке могут быть показатели, но к концу года процедуру по перечислению в доход бюджета необходимо завершить. Если учреждению поступает дебиторская задолженность прошлых лет, которая была сформирована за счет субсидий на выполнение госзадания, поступивших в прошлых отчетных периодах, то эти поступления отражаются как восстановление расходов во втором разделе Отчета (ф. 0503737) и в доход бюджета перечислению не подлежат (рис. 1).
Если говорить об Отчете (ф. 0503737) по видам деятельности 5 «Субсидии на иные цели» и 6 «Бюджетные инвестиции», то в этом случае в разделе «Доходы» могут быть заполнены только строки 102 и 103 в части субсидий и полученных бюджетных инвестиций.
Еще одна особенность — введение графы «Исполнено через кассу учреждения плановых назначений». Рассмотрим примеры, чтобы понять особенности отражения операций через кассу учреждения. Например, при перечислении денежных средств заявкой на получение наличных в кассу бухгалтерская запись отражается по дебету счета 2 210 03 560 и кредиту счета 2 201 11 610. В Отчете (ф. 0503737) данную операцию отражаем в строках 720, 732 графы 5. При поступлении денежных средств в кассу отражается бухгалтерская запись по дебету счета 2 201 34 510 и кредиту счета 2 210 03 660. В Отчете (ф. 0503737) указанная операция отражается соответственно в графе 7 по строкам 710 и 731. В данном случае в графе 9 показатели строк 700 и 730 будут равны нулю.Особенности заполнения раздела 3 «Источники финансирования дефицита средств учреждения» связаны с наличием четырех групп строк, отражающих изменение остатков средств учреждения. В строках 710, 720 отражаются все изменения остатков денежных средств. Строки 731, 732 введены для отражения движения средств учреждения между лицевым счетом, счетом и кассой. В общем случае показатель строки 730 по графе 9 должен быть равен нулю. Однако в данном условии есть исключение: если на отчетную дату остался не закрытым счет 0 210 03 000, который отражает расчеты с финансовыми органами по получению наличных денежных средств, то строка не будет закрыта. В строках 820, 821, 822 отражаются расчеты между головным и обособленным подразделениями. Данные строки в сводном Отчете (ф. 0503737) должны быть равны нулю. Строки 831 и 832 введены, чтобы предоставить учреждениям возможность в пределах остатка на лицевом счете осуществлять оплату своих расходов, если в бюджетном учете остаток отражен по одному виду деятельности, а оплату необходимо осуществить по иному виду деятельности.
Поступление доходов в кассу и их перечисление на счет. Если доходы поступают в кассу, то по Инструкции № 33н данная операция должна отражаться в 7-й графе раздела 1 как доходы, а при движении средств из кассы на лицевой счет операция отражается только в разделе 3 Отчета (ф. 0503737), в 700-х и 730-х строках.
Размещение средств на депозиты. Перечисление отражается только в 3-м разделе в 700-х и 730-х строках: выбытие средств со счета отражается в строках 720, 732, поступление на депозитный счет — в строках 710, 731. Соответствующие уточнения в Инструкцию уже подготовлены и находятся на стадии утверждения.Подкрепление (внутреннее заимствование) средств. Например, у нас на 20-м лицевом счете числится остаток, сформированный за счет собственных средств учреждения (вид деятельности — 2), а учреждению нужно оплатить расходы по виду деятельности 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания». Для отражения в бухгалтерском учете учреждения данных операций производятся записи: по виду деятельности 2 — по дебету счета 2 304 06 830 и кредиту счета 2 201 11 610; по виду деятельности 4 — по дебету счета 4 201 11 510 и кредиту счета 4 304 06 70. В Отчете (ф. 0503737) по виду деятельности 2 отражаем данную операцию в строках 720 и 832 раздела 3, в Отчете (ф. 0503737) по виду деятельности 4 отражаем данную операцию в строках 710 и 831 раздела 3 (рис. 4).
Рисунок 5Аналогичные записи по восстановлению привлечения: с вида деятельности 4 переводим деньги на вид деятельности 2 (рис. 5). В настоящий момент в Инструкциях по бухгалтерскому учету бюджетных, автономных учреждений задействованы счета 0 302 00 000. Обратите внимание, что подготовлены изменения в инструкции, где в отражении указанных операций предусмотрены изменения, и счет 0 302 00 000 при подкреплении счетов больше не предполагается использовать.
Сведения (ф. 0503779)
Особенности заполнения указанной формы отчетности заключаются в следующем:остаток средств, учтенный на отчетную дату по счету 0 210 03 000 «Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам», отражается в графе 5 раздела 2 «Счета в финансовом органе» Сведений (ф. 0503779);показатель остатка наличных денежных средств в кассе учреждения по состоянию на 1 января 2012 года, в том числе отраженный в бюджетной отчетности учреждения за 2011 год, отражается в графе 3 раздела 3 «Средства в кассе учреждения» Сведений (ф. 0503779), представляемых в 2012 году.
Справка (ф. 0503725)
В соответствии с Инструкцией Справка (ф. 0503725) составляется раздельно по видам финансового обеспечения по следующим счетам бухгалтерского учета:030404000 «Внутриведомственные расчеты» — для консолидации внутренних расчетов между головным учреждением и обособленными подразделениями;040120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», 040110180 «Прочие доходы» — для консолидации расчетов между головным учреждением и подведомственными ему обособленными подразделениями (филиалами), имеющими статус юридического лица;030406000 «Расчеты с прочими кредиторами» — для отражения показателей учреждения при изменении его типа с казенного на бюджетное (автономное) в течение отчетного года (соответствующие дополнения в Инструкцию предусмотрены).
Пояснительная записка
В Инструкцию № 33 подготовлены следующие изменения в части форм Пояснительной записки.
Сведения (ф. 0503769) — предполагается, что форма будет состоять из двух разделов. В первом разделе будут отражаться остатки по счетам бухгалтерского учета с отражением просроченной и нереальной к взысканию задолженности, а во втором разделе будут отражаться показатели, отраженные в графе 3 раздела 1, которые будут детализировать по различной аналитической информации суммы просроченной и нереальной к взысканию задолженности: год возникновения, наименование дебиторов, кредиторов, причины образования задолженности. Форма станет гораздо проще для заполнения, если сравнивать ее с формой, предусмотренной в настоящее время Инструкцией. В изменениях к Инструкции № 33 пре-дусмотрено, что либо финансовый орган, либо учредитель могут определять критерии, по которым подлежит заполнению второй раздел. Это может быть суммарный критерий, например, в разделе отражается не вся просроченная задолженность, а только та, размер которой больше 500 тыс. руб., либо иные критерии исходя из потребностей принимающего отчетность органа.
По поводу заполнения граф «Просроченная и нереальная к взысканию задолженность» — в данной графе будет отражена:
- дебиторская задолженность неплатежеспособных кредиторов, числящаяся в бухгалтерском учете до момента принятия решения о ее списании на забалансовый счет 04 «Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов», потому что как только это решение принимается, она с баланса переходит на забалансовый учет и в форме не отражается;
- просроченная кредиторская задолженность, которая подтверждена по результатам инвентаризации кредиторами. Перед составлением годовой отчетности, согласно установленным требованиям, необходимо провести акты сверки с кредиторами, и если задолженность не подтверждена кредиторами, то учреждение имеет право списать ее на забалансовый учет на счет 20 «Списанная задолженность, невостребованная кредиторами» и в Сведениях (ф. 0503769) заполнять не нужно.
В Сведениях о суммах заимствований (ф. 0503772) предусмотрено отражение в первом разделе — сумм предоставленных займов, ссуд, во втором разделе — сумм полученных кредитов, долга учреждения, в третьем — аналитической информации о полученных кредитах, предоставленных займах, исходя из требований и критериев, установленных учредителем (финансовым органом).В Сведениях о задолженности по ущербу, причиненному имуществу (ф. 0503776), принято решение о переименовании строк 13 и 63 «иная задолженность», где будет отражаться задолженность по ущербу имуществу, в том числе подлежащая взысканию с виновных лиц.Сведения (ф. 0503773). Если учреждение с начала года меняло свой тип, то в данной форме в графе 3 «Остаток на конец предыдущего отчетного финансового года» не будет никаких показателей, потому что Баланс по Инструкции № 33н за прошлый год не составлялся, а в графе 4 «Остаток на начало отчетного финансового года» будут отражены входящие остатки, сформированные в межотчетном периоде.
Баланс
В Балансе (ф. 0503730) предусмотрены изменения в части добавления строк 337, 338 и 6231. Данные строки вводятся для того, чтобы отражать в Балансе:
в строке 336 — расчеты с учредителем (счет 21006) по балансовой стоимости (со знаком «минус»);
в строке 337 предусматривается отражение сумм амортизации особо ценного движимого, недвижимого имущества учреждения;
в строке 338 — чистая стоимость особо ценного движимого, недвижимого имущества учреждения — сумма строк 336 и 337.
в строке 6231 — отражаются суммы амортизации особо ценного движимого, недвижимого имущества учреждения (показатели равны показателям строки 337).Расчет строки 620 «Финансовый результат» производится как сумма строк 623, 6231, 624, 625.Данным решением исключается появление у учреждения «отрицательного» баланса — в тех случаях, когда размер амортизации особо ценного движимого, недвижимого имущества больше, чем размер показателя, отраженного на счете 210 06
Контрольные соотношения
Внешние контроли при приемке отчетности
- Отчет (ф. 0503737) — Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127) — подлежат сверке суммы перечислений и полученных субсидий.
- Сведения (ф. 0503779) — Баланс (ф. 0503154) — подлежат сверке остатки средств учреждений на лицевых счетах в финансовом органе.
- Баланс (ф. 0503730) — Баланс (ф. 0503130) — подлежат сверке расчеты по ОЦИ (показатели счетов 020433000 и 021006000).
Отчет (ф. 0503155) — Отчет (ф.0503737) — поступления и выбытия средств учреждений по счетам в финансовом органе — сверка возможна с ограничениями (операции через кассу и т. д.).Схема проведения сверки данных отчетности бюджетных, автономных учреждений и отчетности финансовых органов по остаткам денежных средств приведена на рисунке 7.Рисунок 7
Схема проведения сверки данных отчетности бюджетных, автономных учреждений и отчетности финансовых органов по поступлениям и выбытиям по:целевым средствам;средствам обязательного медицинского страхования;собственной деятельности приведена на рисунках 8, 9 и 10 соответственно.
1 Раздел 3 Баланса (ф. 0503154), согласно изменениям в Инструкцию № 191н, начиная с отчетности 2013 года
.