Передача учреждений
О мероприятиях, проводимых в рамках исполнения решений Правительства РФ, высших исполнительных органов государственной власти регионов, администраций муниципалитетов о передаче учреждений в собственность другого публично-правового образования, рассказывает Т. В. СААКЯН, действительный государственный советник Российской Федерации 2-го класса
Проведение мероприятий, связанных с изменением учредителя государственного и муниципального учреждения, осуществляется в соответствии с порядком, установленным каждым публично-правовым образованием с учетом особенностей организации бюджетного процесса. Но, несомненно, существуют общие правила их проведения.
Так, после принятия политического решения о передаче учреждения в собственность другого учредителя в первую очередь вносятся изменения в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств.
Орган государственной власти (орган местного самоуправления), осуществляющий функции и полномочия учредителя учреждения (далее — орган-учредитель), в ведении которого находилось передаваемое учреждение, как главный распорядитель бюджетных средств вносит в установленном порядке изменения в сводную бюджетную роспись соответствующего бюджета и лимиты бюджетных обязательств путем уменьшения соответствующих годовых бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных для предоставления учреждению соответствующих субсидий по соответствующим разделу, подразделу, целевой статье и виду расходов, подстатье классификации операций сектора государственного управления классификации расходов и увеличения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подразделу 1403 «Прочие межбюджетные трансферты общего характера», соответствующих целевой статье и виду расходов, подстатье 251 «Перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» КОСГУ.
Лимиты бюджетных обязательств
После внесения в установленном порядке изменений в сводную бюджетную роспись соответствующего бюджета и лимиты бюджетных обязательств орган-учредитель представляет в орган Федерального казначейства или финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по месту открытия ему лицевого счета главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств оформленное в установленном порядке расходное расписание (соответствующий документ финансового органа) (далее — расходное расписание) на отзыв лимитов бюджетных обязательств с открытого ему лицевого счета получателя бюджетных средств и расходное расписание на доведение до него как до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств на суммы годовых лимитов бюджетных обязательств в соответствии с внесенными изменениями в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств по вышеуказанным кодам бюджетной классификации расходов.
При этом орган-учредитель формирует Акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений при реорганизации участников бюджетного процесса (ф. 0531728) (соответствующий документ финансового органа) (далее — Акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений) для передачи произведенных кассовых расходов в части предоставленных учреждению субсидий до его реорганизации с соответствующих кодов классификации расходов на коды классификации расходов в соответствии с внесенными изменениями в сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств.
Сформированный Акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений в качестве передающей и принимающей стороны подписывается органом-учредителем.
Орган-учредитель оформляет Уведомление по расчетам между бюджетами (ф. 0504817) (далее — Уведомление) по межбюджетным трансфертам на суммы:
внесенных изменений в сводную бюджетную роспись, лимиты бюджетных обязательств — графа 3 Уведомления «Утверждено бюджетных назначений на 20__ год»;
произведенных кассовых выплат по предоставлению учреждению субсидий согласно Акту приемки-передачи кассовых выплат и поступлений — графа 4 Уведомления «Расходы, подтвержденные документами».
Уведомление формируется в четырех экземплярах, один из которых направляется главному распорядителю бюджетных средств — органу-учредителю, в ведение которого передается учреждение, другой — финансовому органу субъекта Российской Федерации (муниципального образования), третий — администратору доходов бюджета, за которым закреплено администрирование доходов бюджета от межбюджетных трансфертов, четвертый — остается у главного распорядителя бюджетных средств — учредителя, в ведении которого находилось передаваемое учреждение.
К Уведомлению прилагается копия Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений.
Отражение операций, связанных с передачей учреждений другому публично-правовому образованию, производится на соответствующих лицевых счетах.
Для отражения на лицевом счете администратора доходов бюджета внебанковской операции по поступлению межбюджетных трансфертов:
1) при передаче учреждения в федеральную собственность орган-учредитель представляет в орган Федерального казначейства:
- правовой акт главного администратора доходов федерального бюджета о наделении администратора доходов федерального бюджета полномочиями по администрированию им поступлений межбюджетных трансфертов;
- копию Уведомления для отражения операций по прямым поступлениям на сумму кассовых расходов, указанных в графе 4 Уведомления «Расходы, подтвержденные документами» (на основании Справки ф. 0504833);
2) при передаче учреждения в собственность субъекта РФ (муниципального образования) финансовый орган субъекта РФ (муниципального образования) представляет в орган Федерального казначейства:
- письмо финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), подписанное руководителем (уполномоченным руководителем лицом) финансового органа субъекта РФ (муниципального образования), содержащее информацию об администраторе доходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), за которым закреплено администрирование поступлений межбюджетных трансфертов;
- Справку о кассовых поступлениях (ф. 0531810) в разрезе кодов доходов бюджета субъекта РФ (местного бюджета), указанных в графе 5 Уведомления «Код по классификации доходов бюджета, получающего межбюджетный трансферт», на итоговую сумму кассовых расходов, указанных в графе 4 Уведомления «Расходы, подтвержденные документами», для отражения операций по прямым поступлениям.
Перечисление остатков
На разницу между годовыми объемами бюджетных ассигнований, предусмотренными на текущий финансовый год на предоставление субсидий учреждению, и произведенными в течение текущего финансового года кассовыми выплатами по предоставлению ему субсидий главный распорядитель бюджетных средств — учредитель, в ведении которого находилось передаваемое учреждение (финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования), в собственности которого находилось передаваемое учреждение, — в случае открытия ему в органе Федерального казначейства лицевого счета бюджета), представляет в орган Федерального казначейства оформленный в установленном порядке платежный (расчетный) документ для перечисления средств из одного бюджета в другой в форме межбюджетных трансфертов.
Перечисление неиспользованных остатков средств передаваемого учреждения на вновь открытые ему в органе Федерального казначейства (финансовом органе) лицевые счета и (или) на счета, открытые в кредитных организациях, осуществляется на основании платежных (расчетных) документов, представленных учреждением в орган Федерального казначейства (финансовый орган), и (или) на основании расчетных документов, представленных автономным учреждением в кредитную организацию.
Перечисление остатков средств с закрываемых лицевых счетов (счетов) учреждений в части иных субсидий осуществляется с учетом решения органа-учредителя, в ведение которого передается учреждение, о порядке осуществления операций с указанными средствами.
Передача показателей кассовых выплат
Для отражения на лицевом счете получателя бюджетных средств показателей произведенных кассовых выплат орган-учредитель, в ведение которого передается учреждение, представляет в орган Федерального казначейства следующие документы:
- при передаче учреждения в федеральную собственность — Акт приемки-передачи кассовых выплат и поступлений;
- при передаче учреждения в собственность субъекта РФ (муниципального образования) — заверенную финансовым органом субъекта РФ (муниципального образования) Справку о финансировании и кассовых выплатах (ф. 0531811), сформированную с учетом показателей Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений.
Справка о финансировании и кассовых выплатах (ф. 0531811), сформированная с учетом показателей Акта приемки-передачи кассовых выплат и поступлений, также является основанием для отражения операций по кассовым выплатам на лицевом счете бюджета, открытом финансовому органу субъекта РФ (муниципальному образованию) (в случае осуществления кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ (муниципального образования) с открытием финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) лицевого счета бюджета в органе Федерального казначейства).
Отражение кассовых выплат на лицевом счете получателя бюджетных средств, открытом главному распорядителю бюджетных средств — органу-учредителю, в ведение которого передается учреждение, осуществляется в рамках доведенных до него в установленном порядке бюджетных данных.
Отражение показателей произведенных кассовых выплат и кассовых поступлений на новых лицевых счетах
Отражение показателей произведенных кассовых выплат и кассовых поступлений на лицевых счетах, вновь открываемых передаваемому учреждению в органе Федерального казначейства (за исключением лицевых счетов автономного учреждения, которому до его реорганизации был открыт счет в кредитной организации), осуществляется с применением формы Акта приемки-передачи показателей лицевого счета бюджетного учреждения (лицевого счета автономного учреждения) (код формы по ОКУД 0509018), Акта приемки-передачи показателей отдельного лицевого счета бюджетного учреждения (отдельного лицевого счета автономного учреждения) (код формы по ОКУД 0509019) (далее — Акты) с начала года1.
Указанные акты подлежат согласованию с органом, осуществлявшим кассовое обслуживание учреждения до его реорганизации.
Отражение показателей на вновь открываемых лицевых счетах учреждений в части средств, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные учреждением в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса (далее — иные субсидии), осуществляется с учетом решения главного распорядителя бюджетных средств — органа-учредителя, в ведение которого передается учреждение, в порядке осуществления операций с указанными средствами.
Отражение операций, связанных с передачей учреждений в собственность другого публично-правового образования, на лицевых счетах учреждений, открытых в финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования), осуществляется с применением документов, формы которых установлены соответствующим финансовым органом.
Открытие (закрытие) лицевых счетов
Для осуществления операций со средствами, поступающими бюджетным учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации, бюджетным учреждениям должны быть открыты новые лицевые счета, при этом ранее открытые лицевые счета подлежат закрытию.
Лицевые счета открываются бюджетному учреждению либо в Федеральном казначействе, либо в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
В силу положений статьи 2201 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок открытия и закрытия лицевых счетов, на которых учитываются операции государственных (муниципальных) учреждений, осуществляется в порядке, определенном органом, ведущим указанные лицевые счета:
- Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утвержденным приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 г. № 7н, если лицевые счета ведутся органами Федерального казначейства;
- порядком, установленным финансовым органом субъекта Российской Федерации (муниципального образования), если лицевые счета ведутся соответствующим финансовым органом.
Автономные учреждения в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, могут открывать счета в кредитных организациях. При этом если счета были ранее открыты передаваемым автономным учреждениям в кредитных организациях, то они также подлежат закрытию, если при передаче учреждений принято решение об изменении порядка кассового обслуживания операций указанных учреждений.
Учет и отчетность
Отражение в бюджетном учете и отчетности операций, связанных с передачей учреждения в собственность другого публично-правового образования, осуществляется в соответствии с разъяснениями, данными в совместном письме Минфина России и Федерального казначейства от 3 сентября 2012 г. № 02-03-09/3502 и № 42-7.4-05/5.3-515.