Новые проекты Казначейства России

В преддверии 20-летнего юбилея Федерального казначейства мы побеседовали с его руководителем Романом Евгеньевичем АРТЮХИНЫМ об основных итогах работы ведомства в 2012 году, а также об интересных проектах, которые его коллективу предстоит реализовать в ближайшие годы

- Роман Евгеньевич, Федеральное казначейство — ведомство, располагающее проработанной Стратегической картой развития. Какие из намеченных на 2012 год задач к настоящему времени уже удалось выполнить?

- Действительно, мы строим свою работу на основе лучших стандартов управления, которые предполагают, что современная организация должна быть стратегически ориентированной и не может замыкаться на текущих функциональных процессах. Всегда нужно думать о том, куда идти дальше. Даже в текущей работе есть направления, которые можно улучшать, оптимизировать, повышая эффективность деятельности.

В текущем году произошел целый ряд знаковых для Федерального казначейства событий. В первую очередь отмечу завершение проекта «Модернизация казначейской системы Российской Федерации», который мы реализовывали начиная с 2002 года. Он позволил полностью сконцентрировать информационные системы и ресурсы на уровне управлений Федерального казначейства. Напомню, что ранее они были рассредоточены по 2,2 тысячи отделений. Разумеется, этот проект обеспечивает совершенно иное качество исполнения наших функций.

Мы также активно работали над вопросами, касающимися развития механизма управления ликвидностью единого счета федерального бюджета. С 1 июня текущего года внедрен новый порядок размещения временно свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. Ранее он был внебиржевым, теперь же отбор заявок кредитных организаций происходит на биржевой основе с привлечением двух бирж — Санкт-Петербургской валютной биржи и ММВБ-РТС. Данная схема потребовала серьезной подготовительной работы, но при этом повысила конкуренцию на рынке за бюджетные средства. Отмечу, что по данным на 1 октября доходы от размещения временно свободных средств составили 12,5 миллиарда рублей. По итогам года мы рассчитываем выйти на показатель порядка 22 миллиардов рублей.

Значительный интерес представляет проект, связанный с реализацией Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Проведена модернизация официального сайта www.zakupki.gov.ru, позволившая сделать прозрачными закупки всех юридических лиц, принадлежащих государству, — акционерных обществ, разнообразных дочерних организаций. 1 января 2013 года в их числе окажутся и так называемые организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности.

Федеральное казначейство подготовилось к принятию поправок в бюджетное законодательство, которые касаются возможности предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В случае одобрения законодателем поправки могут вступить в силу уже 1 января 2013 года. Подчеркну, что мы успешно провели соответствующий эксперимент в пяти пилотных управлениях Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации.

Хотелось бы отметить и участие Казначейства в решении вопросов, связанных с изменением границ Москвы и Московской области. С 1 июля 2012 года в Управлении Федерального казначейства по г. Москве обеспечено кассовое обслуживание всех присоединенных территорий.

- В 2012 году Федеральное казначейство работало над тем, чтобы спроектировать архитектуру системы «Электронный бюджет» и ее отдельных подсистем. В 2013 году должен начаться новый этап — подготовка к внедрению «Электронного бюджета» в органах власти и к запуску портала бюджетной системы. На какой стадии сейчас этот проект, какие цели удалось достичь в текущем году?

Это очень масштабный проект, совершенно не рядовой по стоящим перед ним задачам. В текущем году Федеральное казначейство должно завершить работы по комплексному проектированию системы «Электронный бюджет». Также должно быть выполнено проектирование технологической основы (платформы), которая впоследствии позволит интегрировать функциональные подсистемы системы «Электронный бюджет».

В настоящее время Минфином России проводится большая работа по унификации и стандартизации процессов в сфере управления государственными финансами. Необходимо описать, как эти бизнес-процессы должны выглядеть в дальнейшем, когда они будут оптимизированы, ориентированы на применение единых для бюджетной системы классификаторов, справочников, формуляров. Оба указанных направления работы должны получить свое логическое завершение в конце текущего и начале следующего года.

Кроме того, в 2013 году должен заработать единый портал бюджетной системы Российской Федерации. Проработкой его архитектуры в настоящее время занимается Министерство финансов, а оператором портала должно стать Казначейство России. В этой связи мы ожидаем поправки в Бюджетный кодекс, поскольку для создания и дальнейшего развития портала необходима соответствующая нормативно-правовая база.

- Одна из ключевых целей создания данного портала — обеспечение прозрачности бюджета и бюджетного процесса для общества. Можно ли ожидать, что необходимая степень открытости будет достигнута?

Недавно состоялось заседание рабочей экспертной группы под руководством первого заместителя министра финансов Российской Федерации Т. Г. Нестеренко, на котором с представителями основных компаний — разработчиков программных продуктов для госсектора мы обсудили полезные и интересные решения, которые помогли бы обеспечить максимальную открытость бюджетного процесса, а также представили предполагаемое наполнение и дизайн портала. Существует утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации план, согласно которому портал должен официально заработать в мае 2013 года. Однако в тестовом режиме он начнет работать уже в январе-феврале.

На соответствующем сайте будет выкладываться вся официальная отчетная информация об исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации. Мы намерены работать на основе принципа open data (открытые данные), предполагающего, что информация выкладывается в структурированном виде и любой пользователь может группировать, агрегировать и анализировать ее в необходимом разрезе. Достоинство этих данных в том, что они будут раскрывать оперативную информацию об исполнении бюджетов бюджетной системы вплоть до каждого поселения.

В перспективе портал также будет иметь закрытую часть: участники бюджетного процесса получат доступ к личным кабинетам, через которые они смогут подключаться к информационным системам и совершать необходимые операции. В этом случае станет возможным представление внешним пользователям не просто периодической отчетной информации, а информации транзакционных функциональных систем напрямую.

- Одна из задач, которая стоит перед Федеральным казначейством, — запуск в 2013 году Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП). Все ли к этому готово? Какой положительный эффект даст внедрение системы?

Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» определено, что с 1 января 2013 года органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт внесения платы за услугу. Для подтверждения этого факта они должны использовать сведения, содержащиеся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах. Информация, в свою очередь, поставляется в систему организациями, принимающими соответствующие платежи, включая кредитные организации и платежных агентов.

ГИС ГМП представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры. Взаимодействие участников с ГИС ГМП производится через систему электронного межведомственного взаимодействия.

Проект имеет значительный потенциал. Прежде всего он полезен физическим и юридическим лицам. Уже с 1 января 2013 года граждане и организации будут иметь возможность получать полную и актуальную информацию о начислениях на порталах госуслуг, в многофункциональных центрах и через кредитные организации. Они смогут оперативно оплачивать штрафы, сборы, пошлины, платежи за оказание государственных и муниципальных услуг, а также контролировать погашение имеющихся у них начислений, в том числе задолженностей. Кроме того, государственные и муниципальные услуги будут оказываться сразу после внесения платежа: плательщикам не потребуется дожидаться зачисления средств, которое сегодня занимает 3–4 дня.

В свою очередь администраторы доходов смогут оперативно получать информацию о произведенных платежах и погашении задолженностей, сокращать объем невыясненных поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также затраты на администрирование поступлений.

- В 2011 году много внимания было уделено внедрению Автоматизированной системы Федерального казначейства (АСФК). Каковы дальнейшие пути развития информатизации в системе управления общественными финансами с учетом возможностей, которые дала реализация этого проекта?

Можно сказать, что АСФК — сердцевина всей существующей информационной системы Казначейства. Она охватывает операции всех участников бюджетного процесса, являющихся нашими клиентами. Мы рассматриваем ее как основу для выстраивания подсистем электронного бюджета с учетом накопленного опыта и тех решений, которые уже реализованы в рамках АСФК. Несмотря на то что уже сложился достаточно устойчивый массив правового регулирования отношений по исполнению бюджетов, мы должны искать новые возможности для оптимизации и упрощения данных процессов. Автоматизированная система Федерального казначейства позволяет это сделать. Благодаря ей мы видим и все без исключения совершаемые действия, и время, затраченное на их совершение, и то, кто именно их совершает. Таким образом мы можем делать выводы о качестве и производительности работы тех или иных сотрудников, а также о сложностях, которые возникают при взаимодействии с клиентами.

Очередным качественным шагом в развитии взаимодействия Федерального казначейства с его клиентами является внедрение технологии информационного обмена между участниками бюджетного процесса в режиме реального времени. Речь идет о новом портальном продукте — Системе удаленного финансового документооборота, входящего в состав Автоматизированной системы Федерального казначейства и являющегося передовой ее частью. Со временем он должен заменить прикладной программный продукт «Система электронного документооборота», использующий технологию off-line.

Наши клиенты смогут отправлять заявки на кассовый расход, получать информацию о статусе их прохождения в режиме реального времени. Новая система позволит добиться простоты организации рабочего места клиента, поскольку исчезнет необходимость в вызове специалистов для установки соответствующего программного обеспечения. Клиенту достаточно будет иметь доступ в Интернет и сертификат электронной цифровой подписи. Важно, что система не будет иметь ограничений по одновременной территориально-распределенной работе пользователей, что удобно для крупных бюджетополучателей.

Предполагаем, что все это повлечет за собой сокращение затрат на эксплуатацию прикладного программного обеспечения. До конца 2014 года мы планируем перевести всех своих клиентов на эту систему, а к настоящему времени по ней обслуживается 15 процентов клиентов.

- Одним из приоритетных направлений деятельности вашего ведомства является минимизация наличного денежного обращения. Как идет соответствующая работа? Ждать ли дальнейшего прогресса в этой сфере?

Эта задача была в числе десяти задач, поставленных перед финансовой системой России и Казначейством министром финансов Российской Федерации А. Г. Силуановым. Могу сказать, что для федеральных учреждений она в основном решена: в этом сегменте уровень безналичного оборота очень высокий. Сейчас мы работаем над тем, чтобы обеспечить бюджетополучателей карточками не только для снятия наличных в банкоматах, но и для осуществления расчетов по приобретению товаров, работ и услуг. Для этого потребуется в том числе внести изменения в приказ Минфина России. Полагаем, что с нового года этот функционал будет реализован. Данный сервис позволит исключить наличные расчеты на федеральном уровне сектора государственного управления.

Ситуация на уровне регионов и муниципалитетов несколько иная. Есть передовые субъекты — например, республики Башкортостан и Татарстан, финансовые органы которых решили данную задачу. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации проблема носит объективный характер из-за неразвитости банковского сервиса, который необходим для проведения безналичных платежей. Возможно, требуются меры законодательного регулирования, направленные на ограничение хождения наличных денег. Сейчас они рассматриваются Минфином России. Федеральное казначейство полностью поддерживает эти меры и готовится к тому, чтобы сделать переход на безналичный оборот как можно менее заметным для своих клиентов.

- Что Федеральное казначейство намерено предпринять для дальнейшего развития системы бюджетных платежей?

Соответствующие задачи сформулированы в одиннадцатом разделе Программы повышения эффективности бюджетных расходов. Их реализация во многом будет определять суть деятельности Федерального казначейства на ближайшие несколько лет.

Существующая система бюджетных платежей по-прежнему имеет серьезный потенциал совершенствования. Так, можно отметить значительное количество счетов, открытых в платежной системе Банка России публично-правовым образованиям и бюджетным учреждениям, — всего их более 72 тысяч. Впоследствии Федеральное казначейство должно стать прямым участником банковских расчетов и получить свой идентификационный банковский код, а все указанные счета — перейти на наш баланс. При этом в Банке России останутся только корреспондентские счета управлений и самого Федерального казначейства, то есть 84 счета, а в перспективе — один корреспондентский счет. Таким образом произойдет трансформация Казначейства в своего рода «бюджетный банк», который будет иметь с Банком России такие же корреспондентские отношения, как другие кредитные организации.

Это, конечно, потребует перестройки системы учета в Федеральном казначействе, но зато наши клиенты получат серьезные преимущества. Все их счета будут банковскими, благодаря чему платежи будут проводиться быстрее. Свои стандарты обслуживания клиентов мы также будем гармонизировать с банковскими. Отсюда проистекают и огромные возможности для того, чтобы предоставлять новые платежные сервисы по расчетам, получению платежей и осуществлению платежей из бюджета. Наши клиенты смогут получать и дополнительные сервисы, такие, например, как эквайринг. Простой пример: сегодня граждане не могут рассчитаться с помощью пластиковой карточки с бюджетным учреждением — скажем, санаторием, продающим путевки. Если Казначейство станет «бюджетным банком», обслуживающим это учреждение, мы сможем выстроить систему, которая позволяла бы считывать и зачислять эти денежные средства на счета учреждений в Казначействе.

Все это очень большой блок вопросов, но мы ставим задачу решить их уже в течение 2013–2015 годов. Основные параметры этой системы рассматривались на коллегии Минфина России. Рассчитываем, что они будут одобрены Правительством Российской Федерации в составе новой программы повышения эффективности бюджетных расходов, а затем и законодателем. В этом случае такая современная система будет построена к 2017 году.

- Федеральное казначейство определено оператором официального интернет-ресурса, содержащего информацию о государственных и муниципальных учреждениях (bus.gov.ru). Как планируется совершенствовать работу этого портала?

Все основные задачи текущего года решены. Портал заработал, на нем зарегистрировано свыше 180 тысяч учреждений, и клиенты этих учреждений, то есть физические лица, могут получить всю необходимую информацию о них. Возникает новый эффект: учреждения начинают сравнивать друг с другом, в частности, объемы выделяемых финансовых ресурсов, содержание госзаданий. Ранее эти данные были закрыты, ими располагали только сами учреждения и их учредители. Теперь они абсолютно доступны. Крайне важно, что бюджетная система оказывается все более широко представленной в виртуальном мире.

Сейчас на портале размещается общая информация об учреждениях, данные о плановых и отчетных показателях их деятельности, о предоставляемых ими услугах. Предстоит еще немало работы. Например, мы видим, что пока недостаточно хорошо решены вопросы визуализации данных, создания удобного, ориентированного на получателя бюджетных услуг пользовательского интерфейса. Информация о финансах в большей степени рассчитана на специалистов, мы же хотим, чтобы портал был полезным для широкого круга физических лиц, которые могли бы сравнивать учреждения и выбирать лучшие, удобные для них и их детей поликлиники, детские сады, школы и так далее. Отмечу, что впоследствии этот портал должен быть интегрирован с порталом бюджетной системы.

- Полное кассовое обслуживание исполнения бюджетов в Казначействе России пока осуществляется менее чем в половине субъектов Российской Федерации. Следует ли, на ваш взгляд, стимулировать регионы к переходу на него?

Мы рассматриваем эту ситуацию как развивающуюся эволюционно, и задача обязательного перехода на полное кассовое обслуживание всех бюджетов перед нами не стоит. Конечно, мы только приветствуем подобные процессы, однако здесь все должно зависеть от решения финансового органа субъекта Российской Федерации, и ни о каком принуждении речи быть не может.

Нельзя не отметить, что кассовое обслуживание участников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации в органах Федерального казначейства позволяет региону значительно экономить бюджетные средства, потому что он не несет затрат, связанных с организацией работы собственных органов казначейства, содержанием служащих, внедрением собственных технологий для осуществления казначейского исполнения бюджета. Помимо этого он получает возможность бесплатного обслуживания и использования качественных сервисов, предоставляемых Федеральным казначейством, а также информационных технологий органов Казначейства — Автоматизированного рабочего места распорядителя бюджетных средств, Автоматизированного рабочего места получателя бюджетных средств, Системы электронного документооборота, Системы удаленного финансового документооборота.

Кстати, большинство — 53 субъекта Российской Федерации — применяет вариант кассового обслуживания исполнения бюджета с открытием лицевых счетов участникам бюджетного процесса либо смешанный вариант кассового обслуживания. Мы готовы к тому, чтобы обслуживать и другие субъекты Российской Федерации, но, повторюсь, решение — за финансовыми органами субъектов.

- Почему, несмотря на преимущества этой модели, пока не все субъекты Российской Федерации решаются ее применить?

Есть финансово состоятельные субъекты Российской Федерации, которые стремятся обеспечить более глубокий уровень интеграции управленческих процессов и контроля при исполнении своего бюджета по сравнению с тем стандартным уровнем, который предоставляет Федеральное казначейство. Однако это естественная ситуация, здесь нет никакой проблемы.

- В начале нашего интервью вы упомянули о развитии механизма управления ликвидностью единого счета федерального бюджета. Что изменится в работе Федерального казначейства в связи с введением нового порядка размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах?

Отмечу то, что повысилась периодичность проведения размещений средств. Если с начала текущего года до 1 июня было проведено 19 отборов заявок кредитных организаций, то начиная с 1 июня, когда заработал новый порядок, уже 34 отбора.

Следует упомянуть о том, что сейчас совместно с Минфином России мы работаем над созданием механизма размещения средств федерального бюджета с использованием сделок РЕПО, которые позволят обеспечить большую сохранность средств. Благодаря этому доступ к размещению бюджетных средств получит более широкий круг участников. Сегодня он ограничен крупнейшими банками, которые имеют очень высокий рейтинг. Еще один важный инструмент связан с предоставлением краткосрочных, до 30 дней, кредитов субъектам Федерации и муниципалитетам. Казначейство готово его реализовать, если такие поправки будут внесены в Бюджетный кодекс.

- Перед Федеральным казначейством стоит масса задач, оно участвует в реализации множества проектов. Как при этом вашему ведомству удалось решить задачу по плановому сокращению численности сотрудников?

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» была разработана Концепция оптимизации структуры и функций Федерального казначейства. Сокращение численности Казначейства на 20 процентов было обеспечено благодаря внедрению АСФК и изменению организационно-штатной структуры органов Казначейства России. Централизация функций по обработке баз данных на уровне управлений позволяет нам одновременно обеспечить сокращение административно-хозяйственных расходов и сохранение качества и результативности деятельности.

Напомню, что реорганизация территориальных органов Федерального казначейства проводилась путем присоединения отделений к управлениям в качестве их структурных подразделений (отделов). К 1 января 2013 года реорганизация территориальных органов Федерального казначейства будет полностью завершена.

Если говорить о конкретных цифрах, то до 2011 года мы сократили три тысячи единиц, до 2012 года — еще три тысячи, а к 1 января 2013 года будет сокращено еще пять тысяч человек. В итоге наша численность составит 44,7 тысячи единиц, при том что на 2010 год она превышала 56 тысяч. Конечно, непростой вопрос оптимизации численности решался с учетом аспектов, связанных с трудоустройством высвобождаемых сотрудников. В целом могу оценить его как прошедший организованно.

- 2012 год — год 20-летия Казначейства. Как развивалось Федеральное казначейство за прошедший период?

Первый руководитель Казначейства России А. В. Смирнов внес неоценимый вклад в разработку и реализацию казначейского механизма исполнения федерального бюджета, позволившего в кратчайшие сроки создать в Российской Федерации централизованную систему органов Федерального казначейства и обеспечить эффективное управление доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета, обеспечить контроль за целевым использованием государственных средств. Под его руководством создавались управления Федерального казначейства в субъектах Российской Федерации и их отделения в городах, районах. Так, за период его руководства было создано 87 управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и более двух тысяч отделений.

Руководство Т. Г. Нестеренко ознаменовалось упорядочением казначейской системы, началом информатизации, был достигнут максимальный охват казначейскими процедурами средств федерального бюджета, осуществлены разработка и внедрение необходимых законодательных и нормативных документов, регламентирующих процедуры исполнения и учета операций с бюджетными средствами. При Татьяне Геннадьевне был создан единый казначейский счет, подготовлен и начал осуществляться проект модернизации казначейской системы Российской Федерации, обеспечено кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществлено формирование и развитие Федерального казначейства как самостоятельного федерального органа исполнительной власти.

Сейчас в Казначействе развивается много новых проектов, которые позволят совершенствовать бюджетную систему Российской Федерации.

Пользуясь случаем, хочу поздравить со страниц вашего журнала уважаемых коллег с 20-летним юбилеем Казначейства России и пожелать им творческих успехов, профессиональных достижений и здоровья!

 


Реклама