Отдельные вопросы формирования отчетности  об исполнении консолидированного бюджета

Об отдельных вопросах формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета, а также вопросах ее взаимосвязи с показателями бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений и возникающих проблемах рассказывает А. В. ДУБОВИК, заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства 

В условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений Минфином России в течение 2010–2011 годов был разработан ряд новых и внесены изменения в существующие нормативные документы по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности. Практика их применения при формировании и представлении годовой отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2011 год указывает на достаточную их проработанность. В то же время анализ допущенных ошибок и возникающих при формировании отчетности проблем выявил ряд вопросов, требующих отдельного (дополнительного) рассмотрения.

Необходимо отметить, что в отчетности за 2011 год указанные ошибки и проблемы возникали не только в части внесенных изменений, но и в части давно отработанных вопросов, что, учитывая их системный характер, требует особого внимания к ним.

При формировании консолидированной бюджетной отчетности базовой отчетностью является отчетность об исполнении бюджета, которая во многом и определяет ее качество. Здесь необходимо обратить внимание на следующие аспекты.

Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)

В соответствии с пунктом 97 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Приказ № 191н), в графе 5 Отчета ф. 0503121 дополнительно отражаются следующие расходы: 

  • суммы расходов, сформировавших себестоимость выполненных работ, оказанных услуг на основании данных аналитического учета в разрезе соответствующих кодов КОСГУ по соответствующим счетам счета 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», 2 109 90 000 «Издержки обращения»;
  • сумма стоимости реализованной готовой продукции по счетам 2 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции — иного движимого имущества учреждения», 2 105 38 440 «Уменьшение стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения» в части переданной заказчику готовой продукции (по коду 272 «Расходование материальных запасов» КОСГУ) .


Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184)

Практика приема бюджетной отчетности от финансовых органов субъектов Российской Федерации указывает на наличие проблем в части отражения операций со средствами в пути. Средства, поступившие на лицевые счета администраторов доходов бюджетов в последний рабочий день отчетного периода и подлежащие перечислению на счета бюджетов в следующем отчетном периоде (нераспределенный остаток по балансовому счету 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»), в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, подлежат отражению на соответствующих аналитических счетах счета 210 04 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет» и соответственно подлежат отражению в Справке (ф. 0503184), Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503117). При этом Справка ф. 0503184 формируется только на нераспределенный остаток в части межбюджетных расчетов (поступления по кодам КОСГУ 120 «Доходы от собственности», 140 «Суммы принудительного изъятия», 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам», 710 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

В рамках формирования Справки по консолидированным расчетам (ф. 0503125) дополнительно подлежат выделению обороты по счетам 1 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Указанная Справка ф. 0503125 необходима для обособления и обеспечения идентичности показателей по оборотам, связанным с изменением типа государственных (муниципальных) учреждений в течение финансового года в соответствии с письмом Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236, и формируется органом-учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) (далее — ГРБС).

Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117)

При формировании Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) остаются вопросы отражения плановых показателей, особенно в части расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджетов.

В соответствии с Приказом № 191н плановые назначения подлежат отражению в Отчете ф. 0503117 в следующем порядке: 

  • по разделу «Доходы бюджета» — на основании закона (решения) о бюджете;
  • по разделу «Расходы бюджета» — на основании сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений на отчетную дату;
  • по разделу «Источники финансирования дефицита бюджета» — в части поступлений: на основании закона (решения) о бюджете; в части выбытий — на основании сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений на отчетную дату. При этом сальдированные показатели подлежат отражению на основании закона (решения) о бюджете. 

Кроме того, необходимо помнить, что в части плановых показателей показатель строки 450 «Дефицит/профицит» подлежит отражению на основании закона (решения) о бюджете, а не рассчитывается как разность показателей доходов и расходов.

Уместным является вопрос расчета показателей по графе 6 «Неиспользованные назначения» разделов «Доходы бюджета», «Расходы бюджета» и «Источники финансирования дефицита бюджета» — показатели графы 6 рассчитываются только как разность между показателями граф 4 и 5 и не подлежат расчету по иерархии.

Пояснительная записка

С каждым годом все большую роль играет Пояснительная записка к бюджетной отчетности, каждая из форм которой раскрывает дополнительную аналитическую информацию о деятельности субъекта бюджетной отчетности.

Сведения о результатах деятельности (ф. 0503162)

В соответствии с пунктом 161 Инструкции № 191н информация в ф. 0503162 содержит обобщенные за отчетный период данные по показателям результативности деятельности учреждения в разрезе плановых и фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении (в разрезе кодов бюджетной классификации).

В случае отсутствия установленных в соответствующем порядке показателей результативности деятельности получателей бюджетных средств информация о результатах деятельности раскрывается в текстовой части раздела 2 пояснительной записки (ф. 0503160).

В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений возникает вопрос о необходимости отражения в Сведениях ф. 0503162 информации о результатах деятельности подведомственных главному распорядителю средств бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с Инструкцией № 191н главным распорядителем средств бюджета в Сведениях ф. 0503162 указываются обобщенные данные о результатах деятельности субъекта бюджетной отчетности, в том числе о результатах деятельности подведомственных бюджетных и автономных учреждений в рамках предоставленных им субсидий из соответствующего бюджета.

Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503163)

Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные об изменениях бюджетной росписи ГРБС, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, объемы внесенных изменений и причины внесения изменений в бюджетные назначения по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета за отчетный период.

В графе 2 указываются показатели закона (решения) о бюджете, утвержденные на 1 января отчетного финансового года.

Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164)

Основной функциональной задачей Сведений ф. 0503164 является раскрытие в бюджетной отчетности причин неисполнения бюджетных назначений по отдельным статьям поступлений и выбытий. В то же время, в связи с тем что требования по пояснению показателей исполнения расходов опираются на критерий неисполнения свыше 5 %, возникают проблемы описания причин неисполнения в целом по бюджету или смете главного распорядителя. Например, ведомство имеет бюджет по некоторой статье расходов в 400 млрд руб. и не исполнило ее по итогам года на 1 млрд руб. В Сведениях ф. 0503164 причина неисполнения не будет отражена (менее 5 % от общей суммы), что явно не соответствует потребностям аналитиков: 1 млрд — огромные средства, и причина их неисполнения востребована.

В целях исключения подобных перекосов новой редакцией Инструкции № 191н предусмотрена возможность финансовому органу самостоятельно определять критерии раскрытия причин неисполнения по отдельным статьям поступлений и выбытий (например, более 5 % и свыше 300 000 000,0 руб.).

Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166)

Начиная с отчетности за 2011 год в целях аналитического обособления результатов выполнения отдельных бюджетных программ (подпрограмм) финансовым органом соответствующего бюджета может быть предусмотрена в составе бюджетной отчетности отдельная форма Сведений (ф. 0503166).

Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168)

При заполнении Сведений ф. 0503168 практически не возникает проблем. В то же время требуется обратить внимание, что в графе 5 подлежат отражению дебетовые обороты, а в графе 6 — кредитовые обороты по счетам, указанным в графе 2.

Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171)

С 2012 года сведения формируются по данным соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 204 00 000 «Финансовые вложения» и 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы» получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета.

Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173)

При формировании Сведений ф. 0503173 за 2011 год трудности возникли в связи с тем, что совпали два момента: изменение плана счетов и изменение типа части государственных (муниципальных) учреждений. В связи с завершением реформации баланса проблем в заполнении возникать не должно. Иногда возникает вопрос: надо ли составлять ф. 0503173, если не было изменения валюты баланса?

Ответ однозначен: отчет не составляется и не представляется в составе бюджетной отчетности в случае, если отсутствуют показатели. В то же время в Сведениях ф. 0503173 всегда будет заполнен первый раздел. Таким образом, вне зависимости от того, было или нет изменение валюты баланса, Сведения ф. 0503173 подлежат формированию и представлению в составе бюджетной отчетности.

Консолидированная отчетность

В рамках внесенных изменений в Инструкцию № 191н формы консолидированной бюджетной отчетности были дополнены соответствующим разделом «Таблица консолидируемых расчетов».

Указанный раздел функционально призван был обеспечить раскрытие характера межбюджетных расчетов (субсидии, дотации, бюджетные кредиты и т. п.), их контрагентов на макроуровне (уровни бюджетов).

В то же время практика формирования указанного раздела в различных формах годовой консолидированной отчетности за 2011 год показала отсутствие практической необходимости в подобной информации в некоторых отчетных формах, в связи с чем в рамках внесения изменений в Инструкцию № 191н:

в Отчете ф. 0503323 раздел «Таблица консолидируемых расчетов» исключен;

в Отчете ф. 0503321 часть показателей раздела «Таблица консолидируемых расчетов» исключена.

Порядок заполнения раздела «Таблица консолидируемых расчетов» унифицирован для всех отчетных форм и может быть проиллюстрирован на примере Отчета ф. 0503317

Связь между бюджетной отчетностью и бухгалтерской

Ежеквартально, начиная с отчетности за 2011 год, в состав бюджетной отчетности ГРБС, ФО включается сводная финансовая отчетность бюджетных (автономных) учреждений (письмо Минфина России от 7 июля 2012 г. № 02-06-07/2832).

Безусловно, между показателями бюджетной отчетности и отчетности бюджетных (автономных) учреждений существует взаимосвязь.

Анализ взаимоотношений между участниками и неучастниками бюджетного процесса позволяет построить таблицу соотношений показателей бюджетной отчетности и показателей бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (таблица 1, стр. 34).

Таблица 1

Показатель бюджетной отчетности

Соотношение

Показатель отчетности АУ/БУ

Остаток по счету 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» (Отчет ф. 0503171)

=

Остаток по счетам 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» со знаком «минус»

Перечисленная субсидия на государственное задание

=

Полученная субсидия на государственное задание (гр. 10, стр. 101 Отчета ф. 0503737)

Перечисленная субсидия на иные цели

=

Полученная субсидия на иные цели (гр. 10, стр. 102 Отчета ф. 0503737)

Бюджетные инвестиции

=

Полученные бюджетные инвестиции (гр. 10, стр. 103 Отчета ф. 0503737)

Обороты по счету 1 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»
в части изменения типа ГМУ (Справка ф. 0503125)

=

Обороты по счетам 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»
в части изменения типа ГМУ (Справка ф. 0503725)

Важным элементом бюджетной отчетности с учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс пунктами 3, 4 статьи 1 Закона от 28 июля 2012 г. № 127-ФЗ, является отчетность об использовании субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов, представленных из федерального бюджета:

Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324) (порядок составления Отчета ф. 0503324 доведен письмом Федерального казначейства от 15 сентября 2010 г. № 42-7.4-05/2.1-592);

Отчет об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (ф. 0531888) (приказ Федерального казначейства от 22 февраля 2012 г. № 87).

Важным является вопрос обеспечения соответствия показателей Отчета ф. 0503324 и Отчета ф. 0531888. Порядок сверки показателей Отчета (ф. 0503324) и Отчета (ф. 0531888) отражен в таблице 2.

Таблица 2

Показатель Отчета ф. 0531888

Соотношение

Показатель Отчета (ф. 0503324)

Гр. 4 «Остаток всего»1

=

Гр. 5 «Остаток на начало периода»

Гр. 15 «Поступило из ФБ» минус гр. 16 «Возвращено в ФБ»

=

Гр. 7 «Поступило из ФБ»

Гр. 7 «Перечислено дебиторской задолженности прошлых лет»

=

Гр. 9 «Восстановлено остатков МБТ прошлых лет»1

Гр. 12 «Возвращено в ФБ остатков прошлых лет»

=

Гр. 10 «Возвращено в ФБ остатков прошлых лет»

Гр. 14 «Возвращено из ФБ в объеме потребности»

=

Гр. 11 «Возвращено из ФБ в объеме потребности»

Гр. 20 «Остаток всего»

=

Гр. 12 «Остаток на конец периода» минус «Остаток на счетах ГВБФ
за счет средств субъекта РФ»

Гр. 17 «Кассовый расход всего» минус гр. 18 «Перечислено в местные бюджеты» плюс гр. 19 «Кассовый расход местных бюджетов»

=

Гр. 8 «Кассовый расход» плюс «Остаток на счетах ГВБФ за счет средств субъекта РФ»

Для территориальных органов Федерального казначейства актуальным является вопрос обеспечения соответствия показателей Отчета ф. 0531888 показателям Главной книги (ф. 0504072) по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов.

Соотношение показателей Отчета (ф. 0531888) с данными Главной книги (ф. 0504072) приведены в таблице 3.

Таблица 3

Показатель Отчета ф. 0531888

Соотношение

Показатель Главной книги (ф. 0504072)

Гр. 10 «Возвращено из местных бюджетов» минус гр. 11 «Возвращено
в местные бюджеты»

=

Разность кредитовых и дебетовых оборотов
по счетам ххх 218 ххххх 02 0000 1 307 12 151 (в части средств ФБ)

Гр. 12 «Возвращено в федеральный бюджет» минус гр. 14 «Возвращено из федерального бюджета»

=

Разность дебетовых и кредитовых оборотов
по счетам ххх 219 02000 02 0000 1 307 12 151 (в части средств ФБ)

Гр. 15 «Поступило из ФБ»

=

Кредитовые обороты ххх 202 ххххх 02 0000 1 307 12 151

Гр. 16 «Возвращено в ФБ»

=

Дебетовые обороты ххх 202 ххххх 02 0000 1 307 12 151

1 Без учета операций по корректировке остатков администраторами средств бюджетов в соответствии с указаниями письма Федерального казначейства от 1 июля 2009 г. № 42-7.4-05/2.1-387.


Реклама