Отдельные вопросы формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета
Об отдельных вопросах формирования отчетности об исполнении консолидированного бюджета, а также вопросах ее взаимосвязи с показателями бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений и возникающих проблемах рассказывает А. В. ДУБОВИК, заместитель начальника Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства
В условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений Минфином России в течение 2010–2011 годов был разработан ряд новых и внесены изменения в существующие нормативные документы по бюджетному (бухгалтерскому) учету и отчетности. Практика их применения при формировании и представлении годовой отчетности об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2011 год указывает на достаточную их проработанность. В то же время анализ допущенных ошибок и возникающих при формировании отчетности проблем выявил ряд вопросов, требующих отдельного (дополнительного) рассмотрения.
Необходимо отметить, что в отчетности за 2011 год указанные ошибки и проблемы возникали не только в части внесенных изменений, но и в части давно отработанных вопросов, что, учитывая их системный характер, требует особого внимания к ним.
При формировании консолидированной бюджетной отчетности базовой отчетностью является отчетность об исполнении бюджета, которая во многом и определяет ее качество. Здесь необходимо обратить внимание на следующие аспекты.
Отчет о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121)
В соответствии с пунктом 97 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Приказ № 191н), в графе 5 Отчета ф. 0503121 дополнительно отражаются следующие расходы:
- суммы расходов, сформировавших себестоимость выполненных работ, оказанных услуг на основании данных аналитического учета в разрезе соответствующих кодов КОСГУ по соответствующим счетам счета 2 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг», 2 109 90 000 «Издержки обращения»;
- сумма стоимости реализованной готовой продукции по счетам 2 105 37 440 «Уменьшение стоимости готовой продукции — иного движимого имущества учреждения», 2 105 38 440 «Уменьшение стоимости товаров — иного движимого имущества учреждения» в части переданной заказчику готовой продукции (по коду 272 «Расходование материальных запасов» КОСГУ) .
Справка о суммах консолидируемых поступлений, подлежащих зачислению на счет бюджета (ф. 0503184)
Практика приема бюджетной отчетности от финансовых органов субъектов Российской Федерации указывает на наличие проблем в части отражения операций со средствами в пути. Средства, поступившие на лицевые счета администраторов доходов бюджетов в последний рабочий день отчетного периода и подлежащие перечислению на счета бюджетов в следующем отчетном периоде (нераспределенный остаток по балансовому счету 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации»), в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, подлежат отражению на соответствующих аналитических счетах счета 210 04 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет» и соответственно подлежат отражению в Справке (ф. 0503184), Отчете об исполнении бюджета (ф. 0503117). При этом Справка ф. 0503184 формируется только на нераспределенный остаток в части межбюджетных расчетов (поступления по кодам КОСГУ 120 «Доходы от собственности», 140 «Суммы принудительного изъятия», 151 «Поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 640 «Уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам», 710 «Увеличение задолженности по внутреннему государственному (муниципальному) долгу»)
Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)
В рамках формирования Справки по консолидированным расчетам (ф. 0503125) дополнительно подлежат выделению обороты по счетам 1 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами». Указанная Справка ф. 0503125 необходима для обособления и обеспечения идентичности показателей по оборотам, связанным с изменением типа государственных (муниципальных) учреждений в течение финансового года в соответствии с письмом Минфина России от 22 декабря 2011 г. № 02-06-07/5236, и формируется органом-учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) (далее — ГРБС).
Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117)
При формировании Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) остаются вопросы отражения плановых показателей, особенно в части расходов бюджета и источников финансирования дефицита бюджетов.
В соответствии с Приказом № 191н плановые назначения подлежат отражению в Отчете ф. 0503117 в следующем порядке:
- по разделу «Доходы бюджета» — на основании закона (решения) о бюджете;
- по разделу «Расходы бюджета» — на основании сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений на отчетную дату;
- по разделу «Источники финансирования дефицита бюджета» — в части поступлений: на основании закона (решения) о бюджете; в части выбытий — на основании сводной бюджетной росписи с учетом внесенных изменений на отчетную дату. При этом сальдированные показатели подлежат отражению на основании закона (решения) о бюджете.
Кроме того, необходимо помнить, что в части плановых показателей показатель строки 450 «Дефицит/профицит» подлежит отражению на основании закона (решения) о бюджете, а не рассчитывается как разность показателей доходов и расходов.
Уместным является вопрос расчета показателей по графе 6 «Неиспользованные назначения» разделов «Доходы бюджета», «Расходы бюджета» и «Источники финансирования дефицита бюджета» — показатели графы 6 рассчитываются только как разность между показателями граф 4 и 5 и не подлежат расчету по иерархии.
Пояснительная записка
С каждым годом все большую роль играет Пояснительная записка к бюджетной отчетности, каждая из форм которой раскрывает дополнительную аналитическую информацию о деятельности субъекта бюджетной отчетности.
Сведения о результатах деятельности (ф. 0503162)
В соответствии с пунктом 161 Инструкции № 191н информация в ф. 0503162 содержит обобщенные за отчетный период данные по показателям результативности деятельности учреждения в разрезе плановых и фактических показателей в натуральном и стоимостном выражении (в разрезе кодов бюджетной классификации).
В случае отсутствия установленных в соответствующем порядке показателей результативности деятельности получателей бюджетных средств информация о результатах деятельности раскрывается в текстовой части раздела 2 пояснительной записки (ф. 0503160).
В связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений возникает вопрос о необходимости отражения в Сведениях ф. 0503162 информации о результатах деятельности подведомственных главному распорядителю средств бюджетных и автономных учреждений. В соответствии с Инструкцией № 191н главным распорядителем средств бюджета в Сведениях ф. 0503162 указываются обобщенные данные о результатах деятельности субъекта бюджетной отчетности, в том числе о результатах деятельности подведомственных бюджетных и автономных учреждений в рамках предоставленных им субсидий из соответствующего бюджета.
Сведения об изменениях бюджетной росписи главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503163)
Информация в приложении содержит обобщенные за отчетный период данные об изменениях бюджетной росписи ГРБС, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, объемы внесенных изменений и причины внесения изменений в бюджетные назначения по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета за отчетный период.
В графе 2 указываются показатели закона (решения) о бюджете, утвержденные на 1 января отчетного финансового года.
Сведения об исполнении бюджета (ф. 0503164)
Основной функциональной задачей Сведений ф. 0503164 является раскрытие в бюджетной отчетности причин неисполнения бюджетных назначений по отдельным статьям поступлений и выбытий. В то же время, в связи с тем что требования по пояснению показателей исполнения расходов опираются на критерий неисполнения свыше 5 %, возникают проблемы описания причин неисполнения в целом по бюджету или смете главного распорядителя. Например, ведомство имеет бюджет по некоторой статье расходов в 400 млрд руб. и не исполнило ее по итогам года на 1 млрд руб. В Сведениях ф. 0503164 причина неисполнения не будет отражена (менее 5 % от общей суммы), что явно не соответствует потребностям аналитиков: 1 млрд — огромные средства, и причина их неисполнения востребована.
В целях исключения подобных перекосов новой редакцией Инструкции № 191н предусмотрена возможность финансовому органу самостоятельно определять критерии раскрытия причин неисполнения по отдельным статьям поступлений и выбытий (например, более 5 % и свыше 300 000 000,0 руб.).
Сведения об исполнении мероприятий в рамках целевых программ (ф. 0503166)
Начиная с отчетности за 2011 год в целях аналитического обособления результатов выполнения отдельных бюджетных программ (подпрограмм) финансовым органом соответствующего бюджета может быть предусмотрена в составе бюджетной отчетности отдельная форма Сведений (ф. 0503166).
Сведения о движении нефинансовых активов (ф. 0503168)
При заполнении Сведений ф. 0503168 практически не возникает проблем. В то же время требуется обратить внимание, что в графе 5 подлежат отражению дебетовые обороты, а в графе 6 — кредитовые обороты по счетам, указанным в графе 2.
Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета (ф. 0503171)
С 2012 года сведения формируются по данным соответствующих счетов аналитического учета счетов 0 204 00 000 «Финансовые вложения» и 0 215 00 000 «Вложения в финансовые активы» получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета.
Сведения об изменении остатков валюты баланса (ф. 0503173)
При формировании Сведений ф. 0503173 за 2011 год трудности возникли в связи с тем, что совпали два момента: изменение плана счетов и изменение типа части государственных (муниципальных) учреждений. В связи с завершением реформации баланса проблем в заполнении возникать не должно. Иногда возникает вопрос: надо ли составлять ф. 0503173, если не было изменения валюты баланса?
Ответ однозначен: отчет не составляется и не представляется в составе бюджетной отчетности в случае, если отсутствуют показатели. В то же время в Сведениях ф. 0503173 всегда будет заполнен первый раздел. Таким образом, вне зависимости от того, было или нет изменение валюты баланса, Сведения ф. 0503173 подлежат формированию и представлению в составе бюджетной отчетности.
Консолидированная отчетность
В рамках внесенных изменений в Инструкцию № 191н формы консолидированной бюджетной отчетности были дополнены соответствующим разделом «Таблица консолидируемых расчетов».
Указанный раздел функционально призван был обеспечить раскрытие характера межбюджетных расчетов (субсидии, дотации, бюджетные кредиты и т. п.), их контрагентов на макроуровне (уровни бюджетов).
В то же время практика формирования указанного раздела в различных формах годовой консолидированной отчетности за 2011 год показала отсутствие практической необходимости в подобной информации в некоторых отчетных формах, в связи с чем в рамках внесения изменений в Инструкцию № 191н:
в Отчете ф. 0503323 раздел «Таблица консолидируемых расчетов» исключен;
в Отчете ф. 0503321 часть показателей раздела «Таблица консолидируемых расчетов» исключена.
Порядок заполнения раздела «Таблица консолидируемых расчетов» унифицирован для всех отчетных форм и может быть проиллюстрирован на примере Отчета ф. 0503317
Связь между бюджетной отчетностью и бухгалтерской
Ежеквартально, начиная с отчетности за 2011 год, в состав бюджетной отчетности ГРБС, ФО включается сводная финансовая отчетность бюджетных (автономных) учреждений (письмо Минфина России от 7 июля 2012 г. № 02-06-07/2832).
Безусловно, между показателями бюджетной отчетности и отчетности бюджетных (автономных) учреждений существует взаимосвязь.
Анализ взаимоотношений между участниками и неучастниками бюджетного процесса позволяет построить таблицу соотношений показателей бюджетной отчетности и показателей бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений (таблица 1, стр. 34).
Таблица 1
Показатель бюджетной отчетности |
Соотношение |
Показатель отчетности АУ/БУ |
Остаток по счету 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» (Отчет ф. 0503171) |
= |
Остаток по счетам 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» со знаком «минус» |
Перечисленная субсидия на государственное задание |
= |
Полученная субсидия на государственное задание (гр. 10, стр. 101 Отчета ф. 0503737) |
Перечисленная субсидия на иные цели |
= |
Полученная субсидия на иные цели (гр. 10, стр. 102 Отчета ф. 0503737) |
Бюджетные инвестиции |
= |
Полученные бюджетные инвестиции (гр. 10, стр. 103 Отчета ф. 0503737) |
Обороты по счету 1 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» |
= |
Обороты по счетам 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами» |
Важным элементом бюджетной отчетности с учетом изменений, внесенных в Бюджетный кодекс пунктами 3, 4 статьи 1 Закона от 28 июля 2012 г. № 127-ФЗ, является отчетность об использовании субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов, представленных из федерального бюджета:
Отчет об использовании межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями и территориальным государственным внебюджетным фондом (ф. 0503324) (порядок составления Отчета ф. 0503324 доведен письмом Федерального казначейства от 15 сентября 2010 г. № 42-7.4-05/2.1-592);
Отчет об операциях консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации по использованию субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета и подлежащих учету на лицевых счетах, открытых в территориальных органах Федерального казначейства (ф. 0531888) (приказ Федерального казначейства от 22 февраля 2012 г. № 87).
Важным является вопрос обеспечения соответствия показателей Отчета ф. 0503324 и Отчета ф. 0531888. Порядок сверки показателей Отчета (ф. 0503324) и Отчета (ф. 0531888) отражен в таблице 2.
Таблица 2
Показатель Отчета ф. 0531888 |
Соотношение |
Показатель Отчета (ф. 0503324) |
Гр. 4 «Остаток всего»1 |
= |
Гр. 5 «Остаток на начало периода» |
Гр. 15 «Поступило из ФБ» минус гр. 16 «Возвращено в ФБ» |
= |
Гр. 7 «Поступило из ФБ» |
Гр. 7 «Перечислено дебиторской задолженности прошлых лет» |
= |
Гр. 9 «Восстановлено остатков МБТ прошлых лет»1 |
Гр. 12 «Возвращено в ФБ остатков прошлых лет» |
= |
Гр. 10 «Возвращено в ФБ остатков прошлых лет» |
Гр. 14 «Возвращено из ФБ в объеме потребности» |
= |
Гр. 11 «Возвращено из ФБ в объеме потребности» |
Гр. 20 «Остаток всего» |
= |
Гр. 12 «Остаток на конец периода» минус «Остаток на счетах ГВБФ |
Гр. 17 «Кассовый расход всего» минус гр. 18 «Перечислено в местные бюджеты» плюс гр. 19 «Кассовый расход местных бюджетов» |
= |
Гр. 8 «Кассовый расход» плюс «Остаток на счетах ГВБФ за счет средств субъекта РФ» |
Для территориальных органов Федерального казначейства актуальным является вопрос обеспечения соответствия показателей Отчета ф. 0531888 показателям Главной книги (ф. 0504072) по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов.
Соотношение показателей Отчета (ф. 0531888) с данными Главной книги (ф. 0504072) приведены в таблице 3.
Таблица 3
Показатель Отчета ф. 0531888 |
Соотношение |
Показатель Главной книги (ф. 0504072) |
Гр. 10 «Возвращено из местных бюджетов» минус гр. 11 «Возвращено |
= |
Разность кредитовых и дебетовых оборотов |
Гр. 12 «Возвращено в федеральный бюджет» минус гр. 14 «Возвращено из федерального бюджета» |
= |
Разность дебетовых и кредитовых оборотов |
Гр. 15 «Поступило из ФБ» |
= |
Кредитовые обороты ххх 202 ххххх 02 0000 1 307 12 151 |
Гр. 16 «Возвращено в ФБ» |
= |
Дебетовые обороты ххх 202 ххххх 02 0000 1 307 12 151 |
1 Без учета операций по корректировке остатков администраторами средств бюджетов в соответствии с указаниями письма Федерального казначейства от 1 июля 2009 г. № 42-7.4-05/2.1-387.