О скромном бухгалтере замолвите слово

Д.В. Жуковский
Свою точку зрения на труд бухгалтеров, работающих с бюджетными и не только средствами, изложил Д. В. ЖУКОВСКИЙначальник отдела автоматизации бюджетного учета

За годы работы в сфере бухгалтерского учета мне посчастливилось сотрудничать с бухгалтерами многих учреждений всех уровней бюджета — от федерального до поселения и самых разных отраслей деятельности: государственного и муниципального управления, финансовых органов, здравоохранения, образования всех уровней, культуры, физкультуры, различных силовых ведомств. Не просто общаться на профессиональные темы, а глубоко анализировать учет, от первичных документов до годовых отчетов. Так что работу бюджетных бухгалтеров довелось узнать весьма близко. Часто я задавался вопросом: какой же участок бюджетного учета можно считать самым сложным? Нисколько не желая умалить чей-то труд, квалификацию и заслуги, рискну выразить свое личное мнение. На мой взгляд, наиболее сложной можно считать работу бухгалтера администрации поселения, особенно сельского. Ни в коем случае не хочу сказать, что у других бюджетных бухгалтеров труд легок. Сложно всем. Но, по моему скромному мнению, бухгалтерам сельских администраций приходится сложнее, чем многим другим. Свое мнение я готов обосновать.


Разнообразие задач

Бюджетный учет в администрации сельского или городского поселения содержит наиболее широкий набор операций из существующих в этой сфере. Судите сами.

Широкий спектр расходов бюджета

Посмотрите бюджет любого сельского или городского поселения. Посчитайте, сколько различных кодов КРБ он содержит, даже если учесть только коды разделов, подразделов и целевых статей бюджетной классификации. Представлен весь спектр расходов, входящих в круг полномочий муниципальных органов: глава муниципального образования, аппарат, представительный орган власти, дорожная деятельность, благоустройство, ГО и ЧС, культура, физкультура, молодежная политика. Плюс еще ЗАГС и ВУС в сельских поселениях.
Конечно, найдутся учреждения, у которых в бюджетной смете кодов КРБ и побольше будет. Но в администрациях поселений практически за каждым кодом КРБ стоит своя специфика учета, своя нормативно-правовая база. Что проще: оформить первичными документами за месяц 200 операций по кассе (приход с лицевого счета и выдача) или сделать всего 70 хозяйственных операций, но чтобы все были из разных разделов учета?
Конечно, на других уровнях бюджетов, в городских округах и муниципальных районах, будет больше и полномочий, и разных статей в бюджете публично-правового образования. Но на этих уровнях многие полномочия реализуются не самой администрацией, а различными отделами, комитетами и управлениями. Бухгалтерия администрации городского округа расходами на уличное освещение, озеленение или содержание мест захоронения не занимается сама, на это есть какой-нибудь комитет по коммунальному хозяйству. А бухгалтеру сельской администрации самому приходится вникать и в вопросы норм расхода щебня на подсыпку дорог, и разбираться с эксплуатационным возрастом многолетних насаждений. Не только разбираться, но и отстаивать свою позицию при проверках, и отвечать на запросы из прокуратуры.

Управление имуществом и казна

Городское поселение иногда может позволить себе создать отдел или комитет по управлению имуществом. В сельской администрации все вопросы бюджетного учета имущества — продажа, аренда, торги, межбюджетная передача, государственная регистрация ложатся на ту же бухгалтерию. Конечно, такие операции в сельской администрации происходят гораздо реже, чем в муниципальном районе или городском округе. Но проще от этого для бухгалтера они не становятся. Даже наоборот. Если этими вопросами заниматься каждый день, накапливается опыт. Если эти операции делать раз в год, то каждый раз приходится все вспоминать заново.
Плюс еще и имущество казны. Сам факт наличия даже единственного объекта имущества казны требует от бухгалтера создания целого ряда документов: положения о казне, положения о бюджетном учете имущества казны и т. д. И если только в годовом балансе появится счет 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны», будьте уверены, что при очередной ревизионной проверке документы про учет казны будут истребованы.

Доходы всех видов

Полномочиями администраторов по тем или иным видам доходов бюджета наделены многие казенные учреждения. Но только в двух видах учреждений в учете можно встретить сразу все коды КОСГУ доходов от 110 до 180: у финансовых органов и в администрациях поселений. В поселениях количество используемых кодов КДБ может быть равно или даже больше, чем количество кодов КРБ. Конечно, учет доходов бюджета на порядок проще, чем отражение в учете всего разнообразия расходных операций. Но все равно в администрациях поселений доходы бюджета ощутимо добавляют бухгалтеру объем работы.

Приносящая доход деятельность

В том или ином виде приносящая доход деятельность имеет место во многих поселениях. Доход приносят дома культуры, дискотеки, бани, сбор за торговые места на рынках и т. д. Где-то собирается компенсация с жителей за уличное освещение или за воду. Сбор, учет и сдача наличной выручки тоже дело хлопотное. Хотя и освободили казенные учреждения от налога на прибыль, требования о порядке работы с наличностью никуда не исчезли.

Главные распорядители

На уровне муниципальных районов и городских округов много учреждений, которые сами себе главные распорядители, то есть полномочия ГРБС есть, а подведомственных учреждений нет. В сельских, а особенно в городских поселениях часто есть либо подведомственные учреждения (например, учреждения культуры), или созданные бюджетные (автономные) учреждения. Это еще работы бухгалтеру администрации добавляет. Сверху вниз спустить лимиты и ассигнования, снизу вверх собрать отчетность. В сельских поселениях бухгалтерия администрации нередко еще и функции централизованной бухгалтерии выполняет, то есть сама за свой дом культуры бюджетный учет ведет.

Финансовый орган

Кроме всех этих удовольствий администрации городских и сельских поселений сами для себя выполняют функции финансового органа: ведут бюджетный учет на счетах 202 00 «Средства на счетах бюджета» и 402 00 «Результат по кассовым операциям бюджета», формируют отчетность финансового органа. Плюс еще и бюджетное планирование. На более высоких уровнях этим занимаются специализированные учреждения.

Окинув взглядом все это разно­образие, можно увидеть, что в администрациях поселений из всего, что бывает в бюджетном учете (кроме узкой отраслевой специфики), нет разве что одного раздела — валютного учета.
Большое разнообразие задач это один из аспектов, который усложняет работу бухгалтера администрации поселения. Посмотрим теперь, какими силами и средствами бухгалтер с этой работой справляется.

Ограниченность ресурсов

Сельские администрации бывают самые разные. Одни находятся в пяти километрах от столицы субъекта Федерации. Другие — в ста двадцати километрах от районного центра. И эти 120 километров надо ехать по разбитой дороге, летом переметенной песком, а зимой — снегом. И приходится сельскому бухгалтеру ездить в финансовое управление, в казначейство или еще куда-нибудь по служебной надобности. И это еще не самый сложный вариант. А ведь есть в стране и такие сельские поселения, которые доступны только в летнее время, и попасть в них можно только по реке или на вертолете.
Всеми разнообразными сложными вопросами учета нередко в администрации сельского поселения занимается единственный бухгалтер. В этом случае ко всему перечисленному ему (в 95 % случаев — ей: мужчин в должности главных бухгалтеров сельских администраций мне доводилось встречать очень редко) приходится еще и зарплатой заниматься — хорошо еще, что штат небольшой. Да и составление отчетов занимает немало времени.
Но даже если в бухгалтерии администрации поселения работает не один бухгалтер, а два или три (редко), каждому из них требуется высокая квалификация, гибкое мышление, чтобы переключаться между самыми различными разделами учета. Поэтому, даже если средства в администрации сельского поселения позволяют увеличить штат бухгалтерии, найти подходящего работника в селе зачастую бывает очень сложно. Работа в бухгалтерии сельской администрации требует значительно более широких знаний и понимания, чем просто дебет-кредит.
Недавно один главный бухгалтер мне со слезами рассказывала, как взяла на работу девушку через центр занятости, со средним специальным бухгалтерским образованием. Поручила ей внести в программу несколько приходных накладных на материалы. Всего накладных было на 70 000 рублей, в программе получилось меньше, чем на 50 000 рублей. Новая работница уверяла, что разнесла все накладные. Оказалось, что она их разносила только с лицевой стороны, а то, что они еще и на обратной стороне продолжаются, не увидела. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. Можно предположить, что в учебном заведении, где училась эта девушка, практики ведения учета было очень мало.
Любой настоящий бухгалтер знает, что, даже имея базовую подготовку, многому приходится учиться на собственном опыте, особенно на таком сложном и разнообразном участке, как бухгалтерия сельской администрации, а для этого необходимы гибкость мышления и настойчивость. Толковая молодежь старается из сел уехать. Притока новых кадров в бухгалтериях администраций сельских поселений практически нет.
Даже самая простая техническая задача — например, заправить картридж, заменить блок питания в системном блоке, соединить компьютеры в сеть, установить и настроить новую программу — в сельской администрации превращается в проблему. О сопровождении бухгалтерских компьютерных программ — вообще отдельный разговор. Нельзя сказать, что администрации сельских поселений вообще обделены вниманием компаний, сопровождающих бухгалтерские программы. Но часто бухгалтер сельской администрации вынужден работать с тем единственным специалистом, который согласился доехать до него. И о реальной квалификации такого специалиста, о цене его услуг уже и думать не приходится.
Конечно, в наш век Интернета и сотовых телефонов уже не приходится говорить об особых сложностях с получением информации. Даже по сравнению с тем, что было пять лет назад, различная консультативная информация стала более доступной. Но, тем не менее, живое профессиональное общение тоже очень важно. Понятно, что у бухгалтера сельской администрации возможностей для такого общения существенно меньше, чем у городского бухгалтера. К кому обратиться, если возник срочный вопрос? К коллегам, которые сами с таким же проблемами? В районное финансовое управление? Нередко бухгалтеры слышат в ответ рекомендацию самим разбираться в нормативных документах. Что ни говори, в городе и с разными учебными курсами, и с семинарами проще. Конечно, кто действительно хочет повысить свою квалификацию, тот и в селе найдет такую возможность.
В определенной степени положение бухгалтера в сельской администрации сложнее, чем у его коллеги в городе, в том смысле, что в селе бухгалтеру хлопнуть дверью в случае несогласия с руководителем, пожалуй, сложнее. Сложнее найти работу в селе по специальности. Сложнее вообще найти работу.
Вот почему у меня и сложилось мнение, что один из самых сложных участков работы бухгалтера в бюджетной сфере — администрация сельского или городского поселения. С одной стороны — сложность и разнообразие задач, с другой стороны — ограниченность ресурсов. Не берусь подсчитать, какой процент составляют сельские администрации в общем числе государственных и муниципальных учреждений. Может быть, эта армия скромных тружениц не видна из больших городов. Но когда мы ворчим по поводу своих объемов работы и зарплат, пробок на дорогах и давки в маршрутках, можно вспомнить о своих коллегах из небольших сел. Которые сначала везут ребенка в садик на велосипеде через все пыльное село, а потом трясутся в разбитой «Волге» главы администрации два часа до районного центра, чтобы сдать заявки в казначейство, потому что Интернет второй день не работает. А потом приезжают и вместо своей бухгалтерской работы берут в руки тяпку и расчищают клумбу перед администрацией, потому что скоро областной конкурс и глава администрации каждый день всех отправляет «на территорию».
Хотелось бы рассказать одну историю (имена изменены) по мотивам реальных событий, которая могла бы произойти во многих сельских администрациях.

Реальная история

Наталья Петровна начинала работать в бухгалтерии сельской администрации еще тогда, когда все в учете было просто и понятно. Когда в номере счета было только три цифры плюс субсчет (четыре цифры во второй главной). Когда законодательство не менялось годами. Когда все, чего не знаешь сама, можно было узнать в финансовом управлении.
А потом все вдруг понеслось вскачь. Не все тогда, осенью и зимой 2005 года, пережили эту встряску. Кто-то уволился, кто-то слег с инфарктом. Буквально сутками жили в районном центре, в финуправлении, пытаясь втиснуть знакомые цифры бухгалтерских данных в новые и непонятные отчетные формы, свести контрольные соотношения. Как-то справились. В 2006 году Наталья Петровна одной из первых в районе приобрела бухгалтерскую программу и отучилась на курсах. Да и в последующие годы старалась не упускать никакой возможности учиться.
А сколько за эти годы пришлось освоить! И новую версию бухгалтерской программы, и для сдачи отчетности, и для работы с казначейством, и для контроля за исполнением бюджета. Когда получалось поучиться — училась. А по большей части действовать приходилось методом «научного тыка», да еще консультации с коллегами спасали.
В районном финуправлении Наталью Петровну знали как грамотного специалиста. Отчеты — вовремя и без ошибок, ревизии — без особых замечаний, а без мелких, пожалуй, никто не обходится. Известна была Наталья Петровна и своей твердостью, умением отстаивать свое мнение. Однажды, когда казначейство пять раз под надуманными предлогами отклоняло одну и ту же платежку в ДРСУ за ремонт дорог после зимы, она не побоялась позвонить непосредственно самому начальнику и сказать: «Завтра возьму все пять платежек и пойду с ними в прокуратуру с заявлением, что вы мне мешаете дороги в селе отремонтировать». Глава администрации, хоть и спорил порой с Натальей Петровной, но ценил ее и уважал. И вопросов с тем, чтобы на бухгалтерию денег потратить, особо не возникало — и на компьютеры, и на программы, и на учебу.
Но все меняется. После очередных выборов пришел новый глава администрации. Отчего-то Максим Семенович решил, что работа главного бухгалтера в сельской администрации — это синекура, да и «своего человека» захотелось иметь в бухгалтерии. В общем, стал Наталью Петровну, что называется, выживать. Беспричинные придирки, разносы, обвинения в непорядочности, в профессиональной некомпетентности вынудили ее написать заявление об увольнении. Уговоров подумать и остаться не было. Максим Семенович уже нацелил на это место свою родственницу, которая из всей бухгалтерии знала только дебет-кредит. Наталья Петровна спокойно отработала все операции за 9 месяцев и ушла. Ушла не в пустоту — очень кстати открылась вакансия в местном отделении банка.
Месяца не прошло, Максим Семенович позвонил. «Не могли бы помочь моей Светочке? Я заплачу». Вежливо отказалась. Позже Наталья Петровна узнала, что новый глава обращался к ее коллегам из других сельских администраций с этой же просьбой. Но все они проявили солидарность с Натальей Петровной, и ни одна из них не откликнулась.
В банке Наталья Петровна продержалась только полгода. Зарплата, конечно, неплохая, и работа не такая уж сложная. Не в этом было дело. В администрации Наталья Петровна чувствовала себя специалистом, нужным человеком, сама принимала решения и за них отвечала. В банке она постоянно ощущала себя винтиком в большой машине. На работу — минута в минуту. Все записывается и контролируется. Пришла соседка, Ольга Петровна, коммуналку оплатить — Наталья Петровна обязана ей представиться (как будто соседка ее с детства не знает), рассказать ей о новых кредитных продуктах (как будто соседке-пенсионерке они нужны). Ведется запись рабочего дня, и если регламент нарушен, может последовать взыскание. Конечно, Наталья Петровна умом понимала, что это система, здесь такие порядки. Но сердце к такой работе не лежало.
И тут жизнь к Наталье Петровне светлой стороной повернулась. Ее пригласили главным бухгалтером в администрацию соседнего села, расположенного в 20 километрах, но в другом муниципальном районе. Конечно, поначалу очень тяжело было — в районе лет шесть, не меньше, ревизий не было. Глава администрации к ней прислушивается, уважает. Каждый день за Натальей Петровной служебную машину присылает, чтобы ей удобно было добираться. Ничего, она справится. И не с такими проблемами справлялась. Только задумывается иногда: кто же лет через пять-десять на ее место и на места ее подруг в других селах придет? Желающих что-то пока не видно. 

Реклама