Минимизация наличного денежного обращения в секторе государственного управления
Документооборот
Для сокращения документооборота предусмотрена возможность предоставления документов уполномоченными лицами клиента на получение банковских карт непосредственно в кредитную организацию. В орган Федерального казначейства будут представляться только Заявления на получение карт, на основании которых Федеральное казначейство будет формировать Реестр на выдачу банковских карт и направлять его в кредитную организацию.
При этом кредитная организация должна самостоятельно информировать клиентов о перечне документов, необходимых для изготовления банковских карт. Эти положения будут предусматриваться в Договоре банковского счета на обслуживание счетов 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» между органом Федерального казначейства и кредитной организацией.
После оформления карт кредитная организация будет выдавать их непосредственно клиентам и представлять в орган Федерального казначейства информацию о выданных картах. Банковские карты и пин-коды к ним клиенты самостоятельно получают в кредитной организации.
В связи с этим был оптимизирован Журнал регистрации банковских карт. Его адаптировали под новый порядок получения карт.
Применение банковских карт
Следующий блок изменений — это возможность осуществления расчетов банковскими картами за товары и услуги с использованием платежных терминалов. Пока для внешней среды это новый сервис, поэтому решено ограничить сумму расчетов банковской картой не более 100 тыс. рублей в день. В дальнейшем, с учетом накопленной практики, возможно, размер этой суммы будет увеличен.
Также в Порядке предусмотрена возможность обеспечения наличными деньгами с использованием банковских карт удаленных получателей и неучастников бюджетного процесса субъекта Российской Федерации и взноса ими наличных денег на карты.
По всем проведенным операциям кредитными организациями будет представляться информация по операциям, совершаемым с использованием банковских карт, своего рода выписки по расчетным (дебетовым) банковским картам.
Эти положения будут регулироваться договором банковского счета на обслуживание счета 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям».
Органы Федерального казначейства на основании полученной информации будут предоставлять клиентам выписки по операциям, совершенным с использованием карт. Предусмотрена отдельная форма, в которой будет отражаться информация по всем проведенным операциям по картам, включая зарезервированные суммы.
В целях реализации сервиса по расчетам банковскими картами в секторе государственного управления Банк России в Указаниях от 10 декабря 2012 г. №
С учетом вносимых изменений существенным образом изменяются условия ранее заключенных государственных контрактов по открытию и ведению счета 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям».
Федеральное казначейство в целях реализации мероприятий по обеспечению наличными денежными средствами организаций с учетом всех вносимых изменений разработало дорожную карту мероприятий по открытию счетов 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» по чекам и картам. В рамках дорожной карты подготовлен образец аукционной документации и государственных контрактов по обслуживанию указанных счетов. Это не стандартизированные документы. Чтобы разработать некий образец, который управления Федерального казначейства могли бы взять за основу, были обобщены лучшие практики всех органов Федерального казначейства.
В первую очередь эта работа будет полезна для тех управлений, у которых вообще отсутствует опыт работы с банковскими картами и разработки такого рода документации.
Проблемы и их решения
В целях совершенствования порядка обеспечения наличными деньгами организаций в октябре 2012 года Федеральным казначейством был проведен мониторинг проблемных вопросов, возникающих у органов Федерального казначейства при взаимодействии с кредитными организациями.
Выявлены три основные группы проблем.
К первой группе относятся проблемы, связанные с обработкой банковской выписки по счету 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям». Они заключаются в отсутствии возможности загрузки в автоматизированном режиме выписки с нулевыми оборотами в ППО «СУФД» и необходимости ее ручного ввода. Кроме того, отсутствует техническая возможность для автоматической классификации поступлений по объявлениям на взнос наличными.
Вторая и самая больная проблема, с которой сталкиваются практически все УФК, — нарушение кредитными организациями сроков осуществления операций с использованием банковских карт. Например, суммы снятия/внесения наличных денег с использованием банковских карт отражаются в выписке по счету 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» от 3 до 5 дней после осуществления операций.
И третья группа — это проблемы информационного характера, связанные с отсутствием унифицированных требований к форматам электронных документов.
В целях урегулирования проблемных ситуаций в типовых государственных контрактах предусмотрены унифицированные форматы файлов для осуществления электронного документооборота.
Также с кредитными организациями — основными поставщиками услуг по обслуживанию счетов 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» согласован типовой договор банковского счета, одним из пунктов которого жестко закреплены сроки осуществления операций с использованием банковских карт.
И конечно, в рамках поставленных задач и дальше будет проводиться работа по минимизации наличного денежного обращения.
В этом направлении определены два этапа.
Первый этап — проведение со следующего года совместных с Банком России мероприятий, предусматривающих:
- перевод организаций на выплату заработной платы сотрудникам с использованием «зарплатных проектов»;
- запрет на перечисление заработной платы сотрудников организаций на корпоративные банковские карты и ее последующую выдачу в наличной форме.
Исключение возможно в отношении организаций, сотрудникам которых в силу специфики их деятельности запрещено раскрывать принадлежность к силовым структурам и иным соответствующим ведомствам.
Необходимо привлекать к сотрудничеству кредитные организации, имеющие разветвленную сеть банкоматов и банковских терминалов по всей стране, для обслуживания счетов 40116 «Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям» УФК с использованием банковских карт.
В качестве мотивации можно использовать факт наличия в течение года остатков средств на указанных счетах и возможность их использования кредитными организациями на пополнение ликвидности их счетов.
Второй этап — обратиться с инициативой к Банку России о внесении изменений в банковское законодательство, предусматривающих ограничения в использовании денежных чеков организациями сектора государственного управления.
Соответственно необходимо будет проработать вопрос выплаты заработной платы и осуществления хозяйственных расходов организаций, расположенных в удаленных районах (Крайний Север, Дальний Восток) с неразвитой сетью кредитных организаций.