Вопросы из практики

Разноплановости вопросов, которые встречаются в практике действующего бухгалтера, можно только удивляться. Рассмотрим лишь малую часть тех ситуаций, которые могут поставить в тупик.

 

По состоянию на 1 января 2013 года в казенном учреждении числилась дебиторская задолженность за услуги на счете 1 206 26 000 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам» в сумме 4200 рублей. В январе 2013 года задолженность была частично, в размере 3600 рублей, возвращена и зачислена на лицевой счет учреждения как восстановление кассовых расходов по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Задолженность была перечислена учреждением в доход бюджета, учреждение не является администратором соответствующих доходов бюджета. Ошибочно учреждение перечислило в доход бюджета всю сумму задолженности (4200 рублей). Как правильно отразить операцию в учете?

Ответ:

В соответствии с указаниями Иструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), в учете учреждения операция отражается следующими записями:

1. Дебет 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
Кредит 1 206 26 660
«Расчеты по авансам по прочим работам, услугам»
— зачислен на восстановление кассовых расходов возврат дебиторской задолженности в размере 3600 рублей.

2. Дебет 1 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начислена задолженность по перечислению возвращенных денежных средств в доход бюджета в размере 3600 рублей.

3. Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 226
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам»
— перечислен возврат дебиторской задолженности в доход бюджета в размере 4200 рублей.

В итоге на счете 1 206 26 000 «Расчеты по авансам по прочим работам, услугам» будет числиться дебиторская задолженность в сумме 600 рублей, а на счете 1 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет» — сумма переплаты в доход бюджета в размере 600 рублей. В дальнейшем, когда дебитор вернет остаток суммы, следует отразить ее поступление бухгалтерской записью 1 и доначислить бухгалтерской записью 2.

В состав компьютера входят системный блок, монитор, мышь и клавиатура. Каждый предмет имеет свою стоимость. Как списать старый монитор?

Ответ:

Из содержания вопроса можно сделать вывод, что в учете отражен комплекс конструктивно-сочлененных предметов как единый инвентарный объект. Возникает вопрос: как отразить в учете списание неработающей составной части (монитора). Возможно, речь идет о замене старой составной части на новую. В ином случае, при выбытии старой составной части без замены, комплекс утрачивает работоспособность и должен быть ликвидирован полностью как инвентарный объект с оприходованием частей, пригодных для дальнейшего использования.

Бухгалтерская операция «списание» подразумевает отражение в учете факта выбытия объекта, учтенного на соответствующем балансовом или забалансовом счете. Составная часть комплекса не отражается в учете на счетах балансового или забалансового учета как самостоятельный объект. Поэтому в отношении составных частей комплекса понятие «списание» неприменимо.

В соответствии с приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Инструкция № 173н), в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) (далее — Инвентарная карточка (ф. 0504031)) отражается состав частей объекта. Следовательно, выбытие составной части комплекса (старого монитора в описанной ситуации) отразится исключительно путем внесения соответствующей записи в Инвентарную карточку (ф. 0504031). Также в Инвентарной карточке (ф. 0504031) следует отразить факт включения в состав комплекса нового монитора.

В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении при проведении инвентаризации продуктов питания выявлены излишки и недостача по деятельности за счет средств муниципального задания и по приносящей доход деятельности. Какие налоги следует исчислить? Нужно ли перечислять в доход бюджета сумму недостачи?

Ответ:

Разберемся по порядку. Недостачи и излишки в описанном далее порядке учитываются при расчете налога на прибыль после того как:

  • будет произведен зачет пересор­тицы, то есть взаимное закрытие излишков и недостач одноименных материальных ценностей в равных количествах;
  • будут списаны недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Излишки

В соответствии с пунктом 20 статьи 250 Налогового кодекса доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, относятся к внереализационным доходам. Это положение относится к деятельности учреждения за счет любых источников финансового обеспечения. Если излишки выявлены в рамках приносящей доход деятельности, впоследствии при расходовании для целей получения прибыли стоимость этих материальных запасов будет отнесена на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль. Расходование материальных запасов в рамках деятельности по исполнению государственного (муниципального) задания никак на налоговую базу не влияет, потому что учитываются только те расходы, которые направлены на получение прибыли.

В рамках приносящей доход деятельности          В рамках исполнения государственного (муниципального задания)     
Оприходование излишков (по рыночной цене) Внереализационные доходы
Расходование материальных ценностей, оприходованных как излишки Расходы При расчете налоговой базы не учитываются

Недостачи

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 265 Налогового кодекса расходы в виде недостачи материальных запасов включаются в состав внереализационных расходов только в случае отсутствия виновных лиц, а также если виновники не установлены. Факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти. 

Виновные не установлены         Виновные установлены  
Списание недостачи (по фактической цене) Внереализационные расходы При расчете налоговой базы не учитывается
Признанная сумма ущерба Внереализационные доходы

Даже если виновные не установлены, эти две суммы (расходы при списании и доходы в виде признанной задолженности) скорее всего арифметически не компенсируются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль, так как недостача списывается по фактической цене, а задолженность виновному начисляется по рыночной цене.

Бюджетному учреждению, которое получает субсидию на выполнение муниципального задания, в январе 2013 года ФСС РФ вернул дебиторскую задолженность, возникшую в декабре 2012 года. Какими бухгалтерскими записями отражается этот возврат?

Ответ:

В бюджетном учреждении бухгалтерский учет ведется в соответствии с положениями Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н. В соответствии с ними записи по поступлению дебиторской задолженности и перечислению ее в доход бюджета будут следующими:

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 303 02 000
«Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
— поступление дебиторской задолженности на лицевой счет учреждения с одновременным отражением бюджетным учреждением увеличения по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств на счета учреждения» по аналитическому коду 213 «Начисления на выплаты по оплате труда»;

Дебет 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
Кредит 0 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— начисление суммы дохода, подлежащей перечислению в доход бюджета;

Дебет 0 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 0 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена задолженность в доход бюджета.

Страховая организация перечислила страховое возмещение, которое зачислено на расчетный счет по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Какими проводками отражается поступление этих средств и ремонт за их счет автомобиля в учете бюджетного учреждения?

Ответ:

В первую очередь обратим внимание, что получение учреждением страхового возмещения неправильно отражено как восстановление кассовых расходов по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Расчеты со страховой компанией следовало отразить как доходы по статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ. В Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н, указано, что к статье 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ относятся, в частности, доходы от возмещения ущерба в соответствии с законодательством, в том числе при возникновении страховых случаев. Независимо от того, на каком источнике финансового обеспечения числилось имущество, которому был нанесен ущерб, расчеты по страховому возмещению следует отражать как приносящую доход деятельность. В соответствии с Инструкцией № 174н операция отражается записями:

Дебет 2 205 41 560
«Увеличение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
Кредит 2 401 10 140
«Доходы от сумм принудительного изъятия»
— начислен доход в сумме страхового возмещения;

Дебет 2 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 205 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по суммам принудительного изъятия»
— поступили суммы страхового возмещения на лицевой счет бюджетного учреждения с одновременным отражением бюджетным учреждением увеличения по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» по аналитическому коду 140 «Суммы принудительного изъятия» КОСГУ.

В рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства Российской Федерации, органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя, налогового законодательства Российской Федерации по раскрытию информации о результатах деятельности учреждения (раздельном учете), устанавливать в составе Рабочего плана счетов дополнительную группировку расчетов по видам доходов (поступлений) — дополнительные аналитические коды номеров счетов бухгалтерского учета.


Реклама