Погашаем долги

О порядке проведения реструктуризации, а также отражения в бюджетном учете и бюджетной отчетности операций, связанных с реструктуризацией обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, пойдет речь в данной статье.

Правила проведения реструктуризации


Проведение реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам проводится в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2012 г. № 1325 (далее — Правила). 

Правила устанавливают порядок и дополнительные условия проведения реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам (далее — задолженность по бюджетным кредитам).

Реструктуризации подлежит задолженность по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в размерах:

  • фактически произведенных расходов субъектов Российской Федерации на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам на подготовку к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани;
  • в пределах остатка не погашенной на дату реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации из федерального бюджета на мероприятия по обеспечению ликвидации последствий засухи и поддержке монопрофильных муниципальных образований.

Минфин России принимает решение о проведении реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам в соответствии с Правилами.

Высший орган исполнительной власти должен представить в Минфин России заявление о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам. Заявление должно содержать обоснование необходимости проведения реструктуризации задолженности, сумму задолженности, которую предполагается реструктурировать, с разбивкой по каждому из них на основной долг, проценты, штрафы и пени, а также информацию об источниках и о сроках погашения реструктурированной задолженности. К заявлению необходимо приложить следующие документы:

 

  • выписку из долговой книги субъекта Российской Федерации на дату заявления о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам;
  • согласованный руководителем территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в субъекте Российской Федерации реестр фактически произведенных расходов субъекта Российской Федерации на подготовку к проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи, XXVII Всемирной летней Универсиады 2013 года в г. Казани. Форма заявления приведена в приложении к Правилам.

Ответственность за достоверность и полноту документов, представленных для реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, несет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

В течение 10 дней со дня поступления документов Минфин России рассматривает их на предмет соответствия установленным требованиям. В случае несоответствия документы возвращаются заявителю с указанием причины возврата.

Если документы соответствуют установленным требованиям, то оформляется дополнительное соглашение к соглашениям о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов, предусматривающим в том числе изменения графика погашения задолженности, заключаемым между Минфином России и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Задолженность по бюджетным кредитам признается реструктурированной с даты подписания обеими сторонами дополнительного соглашения.

Реструктурированная задолженность по бюджетному кредиту консолидируется:

  • по основному долгу и начисленным за фактический срок пользования бюджетным кредитом на дату реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту в процентах (далее — проценты);
  • по штрафам и (или) пеням, начисленным за несвоевременный возврат основного долга и уплату процентов.

Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам осуществляется путем предоставления должнику рассрочки по погашению задолженности по бюджетным кредитам с переносом погашения задолженности по основному долгу и процентам с 2023 по 2032 год (включительно) ежегодно равными долями с возможностью ее досрочного погашения. Погашение должником реструктурированной задолженности по бюджетным кредитам осуществляется ежегодно, не позднее 1 декабря соответствующего года.

За пользование средствами федерального бюджета взимается плата в размере 0,5 процента годовых, начисляемых с даты подписания дополнительного соглашения на остаток реструктурированной задолженности по основному долгу и процентам.

Уплата процентов за рассрочку осуществляется должником ежегодно, не позднее 1 декабря соответствующего года.

Задолженность по штрафам и (или) пеням, начисленным за несвоевременные возврат основного долга и уплату процентов, подлежит единовременному погашению должником до 1 января 2014 года.

При нарушении должником сроков погашения реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту и (или) уплаты процентов за рассрочку непогашенной реструктурированной задолженности по основному долгу и процентам, начисленные проценты за рассрочку подлежат досрочному единовременному погашению должником.

Для взыскания с должника просроченной задолженности по бюджетным кредитам Минфин России применяет меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В случае выявления фактов предоставления недостоверной информации о произведенных расходах Минфин России уменьшает сумму реструктурированной задолженности по бюджетному кредиту на сумму недостоверно подтвержденных расходов. Сумма, на которую уменьшена сумма задолженности по бюджетным кредитам, подлежит досрочному единовременному погашению должником.

Если должник не исполняет условия, установленные Правилами, а также предусмотренные дополнительным соглашением, то он досрочно единовременно погашает непогашенную реструктурированную задолженность по основному долгу и процентам и (или) проценты за рассрочку, а также выплачивает проценты за весь срок фактического пользования бюджетным кредитом в размере, установленном соглашением о предоставлении бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета соответствующего бюджетного кредита, за вычетом сумм процентов за рассрочку, фактически уплаченных должником в соответствующем периоде.

 Обязательства должника

Реструктуризация задолженности по бюджетным кредитам проводится при условии принятия должником следующих обязательств:

  • не позднее 1 месяца со дня подписания дополнительных соглашений представить в Министерство финансов Российской Федерации утвержденный план мероприятий по оздоровлению государственных финансов субъекта Российской Федерации, а также план мероприятий по сокращению государственного долга субъекта Российской Федерации;
  • ежегодно, начиная с 2013 года, не позднее 20 декабря, представлять в Министерство финансов Российской Федерации выписку из закона о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной год с указанием суммы средств, направляемых на погашение реструктурированной задолженности и (или) уплату процентов за рассрочку. Указанная выписка из закона о бюджете субъекта Российской Федерации на 2013 год должна быть представлена не позднее 3 месяцев со дня подписания дополнительных соглашений;
  • утвердить заключенные дополнительные соглашения законом (законами) субъекта Российской Федерации и в 3-месячный срок со дня подписания дополнительного соглашения представить копию закона (законов) субъекта Российской Федерации в Министерство финансов Российской Федерации;
  • ежегодно до полного погашения задолженности по бюджетным кредитам, не позднее 1 мая года, следующего за отчетным, представлять в Министерство финансов Российской Федерации информацию о выполнении условий реструктуризации.

Бюджетный учет

В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н, отражение в бюджетном учете операций по изменению расчетов по бюджетным кредитам в связи с реструктуризацией задолженности путем предоставления рассрочки погашения задолженности при консолидации задолженности по основному долгу и начисленным процентам за фактический срок пользования бюджетным кредитом на дату реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту осуществляется следующими бухгалтерскими записями:

— начисление задолженности по процентам за пользование бюджетным кредитом на дату реструктуризации:

у Минфина России:

Дебет 1 207 11 5401
«Увеличение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам»
Кредит 1 401 10 1301
«Доходы от оказания платных услуг»;

у финансового органа:

Дебет 1 401 10 2312
«Расходы на обслуживание внутреннего долга»
Кредит 1 301 11 7102
«Увеличение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях»;
— принятие решения Минфином России о реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам путем консолидации задолженности по основному долгу и начисленным процентам за фактический срок пользования бюджетным кредитом на дату реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту.

Данные операции отражаются в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее — Справка ф. 0503125):

у Минфина России:

Дебет 1 207 11 5403
«Увеличение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам»
Кредит 1 207 11 6401
«Уменьшение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам»;

у финансового органа:

Дебет 1 301 11 8102
«Уменьшение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях»
Кредит 1 301 11 7104
«Увеличение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях».

Одновременно финансовыми органами субъектов Российской Федерации и Минфином России как главными администраторами источников финансирования дефицита соответствующих бюджетов, результаты указанной реструктуризации отражаются в бюджетной отчетности, в том числе в Справке ф. 0503125.

Операции по принятию решения о реструктуризации задолженности отражаются в Справке ф. 0503125 по строке «неденежные расчеты»:

  • финансовыми органами субъектов Российской Федерации — в Справке ф. 0503125 по счету 1 301 11 710 «Увеличение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях» с указанием в графе 8 «Код корреспондирующего счета бюджетного учета» счета 1 301 11 810 «Уменьшение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях»;
  • Минфином России — в Справке ф. 0503125 по счету 1 207 11 540 «Увеличение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам» с указанием в графе 8 «Код корреспондирующего счета бюджетного учета» счета 1 207 11 640 «Уменьшение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам».

При реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту путем предоставления рассрочки погашения задолженности без консолидации задолженности по основному долгу и начисленным процентам отражение указанной операции в бюджетном учете осуществляется в аналитических регистрах (при их ведении) с раскрытием информации в Пояснительной записке (ф. 0503160, 0503360). При этом при изменении кода бюджетной классификации при реструктуризации задолженности по бюджетному кредиту в бюджетном учете подлежат отражению следующие бухгалтерские записи без раскрытия в формах бюджетной отчетности оборотов:

у Минфина России:

Дебет 1 207 11 5404
«Увеличение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам»
Кредит 1 207 11 5403
«Увеличение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам»;  

у финансового органа:

Дебет 1 301 11 7103
«Увеличение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях»
Кредит 1 301 11 7104  
Начисление процентов по реструктурированному кредиту производится в установленном порядке в соответствии с условиями подписанного дополнительного соглашения.   

1  Код по бюджетной классификации доходов федерального бюджета по процентам, полученным от предоставления бюджетных кредитов (000 111 03000 01 0000 120 «Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри стран»). 2  Код по бюджетной классификации расходов бюджета субъекта Российской Федерации по обслуживанию государственного долга (000 1301 0000000 000 231). 3  Код по бюджетной классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета (000 0106 06 00 01 0000 540 «Бюджетные кредиты, предоставленные внутри страны в валюте Российской Федерации»). 4  Код по бюджетной классификации источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации (000 0103 00 00 02 0000 710 «Получение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в валюте Российской Федерации»).  


Реклама