Возмещение коммунальных услуг
Часть помещений казенное учреждение сдает в аренду. Как в таком случае правильно оплачивать коммунальные расходы?
Учреждение должно оплачивать всю сумму за счет средств на ведение основной деятельности или оплачивать за счет выделенных средств только расчетную часть, приходящуюся на занимаемые помещения, а остаток предъявлять арендаторам?
В. Н. МАЛОФЕЕВА, заместитель главного бухгалтера ГУЗ «Областная клиническая больница» г. Саратова, член ИПБ России
Заключение договоров
Договор аренды
Государственные (муниципальные) учреждения могут выступать как в качестве арендодателя, так и в качестве арендатора.
С принятием Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-ФЗ) поменялись полномочия государственных (муниципальных) учреждений в области распоряжения имуществом.
Казенные учреждения не вправе отчуждать имущество или распоряжаться им иным способом без согласия собственника. Из содержания пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса следует, что казенному учреждению необходимо согласие собственника на сдачу в аренду любого имущества.
Существуют определенные особенности при заключении договора аренды по государственному (муниципальному) имуществу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества возможно только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров (данная норма действует для организаций, не перечисленных в п. 1 ст. 17.1 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ). Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды установлен приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. № 67. Арендная плата по договорам аренды, заключенным на торгах, определяется по результатам состоявшихся торгов.
В соответствии с частью 2 статьи 616 Гражданского кодекса арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. К указанным расходам относятся, в частности, затраты на оплату коммунальных услуг.
Договор на коммунальные услуги
Расчеты, возникающие между учреждением-арендодателем и арендатором за коммунальные, эксплуатационные и административно-хозяйственные услуги, могут регулироваться договорами, заключаемыми в соответствии с письмом Минимущества России от 17 сентября 2001 г. № НГ-30/16725 «О рекомендуемых условиях договоров аренды и безвозмездного пользования». Указанным письмом установлено, что коммунальные и эксплуатационные расходы не должны включаться в состав арендной платы. Платежи по ним должны производиться арендатором согласно отдельным договорам на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, заключенным с организацией-арендодателем.
Таким образом, условие об оплате коммунальных и эксплуатационных услуг не должно включаться в договоры аренды недвижимого имущества.
Заключаемые учреждениями договоры на возмещение расходов на оплату коммунальных услуг не являются договорами оказания коммунальных услуг, они устанавливают порядок возмещения расходов на оплату коммунальных и эксплуатационных услуг, предоставляемых в арендуемом помещении.
Размер указанной компенсации чаще всего определяется пропорционально занимаемым арендатором площадям либо другим способом, например, по приборам учета, в зависимости от объема потребления.
В силу действия статьи 33 Закона № 83-ФЗ и статьи 161 Бюджетного кодекса с 1 января 2012 г. доходы федеральных органов государственной власти и федеральных казенных учреждений от хозяйственной деятельности, в том числе и поступающие в порядке возмещения от коммунальных и эксплуатационных расходов, связанных с содержанием имущества, подлежат зачислению в доход бюджета.
Средства, перечисляемые арендаторами в соответствии с договорами на возмещение расходов по коммунальным услугам, являются для арендодателя (учреждения) средствами от приносящей доход деятельности, следовательно, доходы, полученные от такой деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ (п. 4 ст. 298 ГК РФ).
Казенное учреждение, как получатель бюджетных средств, в соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса, принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств путем заключения договоров (государственных (муниципальных) контрактов), в том числе на коммунальные услуги, в полном объеме.
Согласно разъяснениям Минфина России1 с 2012 года финансовое обеспечение расходов, связанных с содержанием имущества, переданного в пользование организациям, должно осуществляться за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке на указанные цели.
Следовательно, бюджетные обязательства по оплате коммунальных услуг принимаются казенным учреждением на полную стоимость этих услуг, а средства, поступающие от арендаторов, связанные с предоставлением услуг по аренде, подлежат зачислению на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях расчетной сети Центрального банка на балансовом счете 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», для последующего перечисления в доход бюджета (ст. 42, ч. 3 ст. 161 БК РФ).
Бюджетный учет
Бюджетный учет средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг, регламентируется в казенных учреждениях следующими нормативными документами: Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н, Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н.
В силу пункта 2 Инструкции № 162н при отсутствии в этих документах корреспонденции счетов бухгалтерского учета по хозяйственной операции, производимой учреждениями в соответствии с законодательством, учреждения имеют право по согласованию с финансовым органом, на счете которого ему открыты лицевые счета (с органом, осуществляющим в отношении учреждений функции и полномочия учредителя), определять необходимую для отражения в бухгалтерском учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей данным Инструкциям.
Указанную корреспонденцию счетов также необходимо закрепить в сформированной учетной политике учреждения.
Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с содержанием имущества, отражаются по статье 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» КОСГУ.
В бюджетном учете казенного учреждения — администратора доходов производятся следующие записи:
Дебет 1 501 13 223
«Лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год получателей бюджетных средств по коммунальным услугам»
Кредит 1 502 11 223
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по коммунальным услугам» — отражение принятых бюджетных обязательств по коммунальным услугам на основании госконтракта;
Дебет 1 502 11 223
«Принятые обязательства на текущий финансовый год по коммунальным услугам»
Кредит 1 502 12 223
«Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год по коммунальным услугам» — отражение принятых денежных обязательств по коммунальным услугам на основании акта приемки выполненных услуг;
Дебет 1 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»
Кредит 1 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам» — отражение расходов по коммунальным услугам на основании выписки из лицевого счета;
Дебет 1 302 23 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
Кредит 1 304 05 223
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по коммунальным услугам» — перечисление платы за коммунальные услуги с лицевого счета учреждения на основании Акта выполненных услуг;
Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 1 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг» — начислена сумма компенсации арендатором расходов на оплату коммунальных услуг на основании Справки (ф. 0503833);
Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг» — сумма компенсации арендатором расходов на оплату коммунальных услуг, поступление в доход бюджета на основании выписки из л/с администратора доходов бюджета (ф. 0531761).
Налоговый учет
Рассмотрим порядок налогообложения средств, поступивших от арендаторов в возмещение расходов на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса оказание услуг казенными учреждениями не признается объектом налогообложения по НДС.
Кроме того, в отношении казенных учреждений финансовое и фискальное ведомства в письмах от 23 августа 2011 г. № 03-07-07/43 и от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836@ соответственно разъяснили, что с 1 января 2012 года операции по выполнению работ (оказанию услуг) казенными учреждениями не облагаются НДС.
Таким образом, денежные средства, полученные казенными учреждениями от арендаторов в виде компенсации стоимости коммунальных платежей, не подлежат обложению НДС.
В соответствии с подпунктом 14 пункта статьи 251 Налогового кодекса средства, полученные в виде лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до казенных учреждений, не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль. Следовательно, расходы, произведенные за счет указанных средств, не учитываются для целей налогообложения по налогу на прибыль (абз. 1 подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 1 ст. 252 НК РФ).
Доходы от оказания платных услуг в рамках приносящей доход деятельности учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 248 Налогового кодекса.
1 Письмо Минфина России от 27 февраля 2012 г. №02-03-09/599.