Кредитные организации в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах
М. А. ГОРБУНЦОВ, начальник отдела обслуживания интернет-порталов Межрегионального операционного управления Федерального казначейства
Правовая база внедрения ГИС ГМП
Нормативно-правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, является Федеральный закон от 7 июля 2007 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ).
Реализация положений Закона № 210-ФЗ в части предоставления государственных услуг осуществлялась поэтапно.
В марте 2011 года постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 442-р (далее — Постановление № 442-р) был утвержден Перечень документов (сведений), обмен которыми между органами и организациями при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций осуществляется в электронном виде.
Указанный документ помимо перечня документов, предполагаемых к электронному документообороту, содержал четкие указания федеральным органам исполнительной власти по реализации такого процесса:
- детализировать и согласовать состав и структуру информации, содержащейся в документах (сведениях);
- разработать электронные сервисы, обеспечивающие обмен информацией, содержащейся в документах (сведениях);
- ввести в эксплуатацию и зарегистрировать информационные системы, применяемые при обмене информацией.
Следующим этапом стало принятие постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание», которое обновило перечень государственных услуг, оказываемых на возмездной основе, а также установлены правила определения платы за их оказание.
При этом соответствующим федеральным министерствам даны поручения:
- утвердить методики определения размера платы за оказание необходимых и обязательных услуг;
- утвердить предельные размеры платы за оказание необходимых и обязательных услуг;
- обеспечить размещение на своих официальных сайтах, в федеральной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и сайтах организаций в сети Интернет методик определения размеров платы за оказание необходимых и обязательных услуг, сведений о размерах платы за оказание необходимых и обязательных услуг.
В рамках исполнения отдельных положений Постановления № 442-р разработаны Правила оказания Федеральным казначейством информационных услуг по учету начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов, утвержденные приказом Федерального казначейства от 29 июня 2011 г. № 252.
Пилотное внедрение информационной системы учета начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов (далее — ИС УНИФО) было осуществлено в четырех регионах Российской Федерации:
Республике Башкортостан;
Республике Татарстан;
Астраханской области;
Владимирской области.
В ходе такого внедрения были протестированы процедуры автоматизированного направления информации о начислениях и платежах, запросов информации о начислениях и платежах, информации об оплате.
Также прошли апробацию процедуры применения уникальных идентификаторов начислений, состоящих в том числе из кода главы по бюджетной классификации Российской Федерации для органа исполнительной власти — получателя платежа (администратора доходов бюджета), и уникальных идентификаторов налогоплательщиков.
В свою очередь участниками пилотного проекта стали:
- Федеральное казначейство;
- Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
- Министерство внутренних дел Российской Федерации (в части Государственной инспекции безопасности дорожного движения);
- Федеральная миграционная служба России;
- Федеральная налоговая служба России;
- ряд кредитных организаций.
Эффект от реализации проекта
В результате были выявлены два основных положительных эффекта от реализации такого проекта:
1. Социальная значимость — повышение информированности плательщиков и упрощение процедур оплаты;
2. Повышение собираемости доходов — обеспечение полноты и свое-временности поступления соответствующих доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Мероприятия по внедрению ИС УНИФО, в том числе по подключению кредитных организаций, были осуществлены Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральным казначейством в течение 2011–2012 годов.
Следующим, одним самых значимых этапов реализации положений Закона № 210-ФЗ, стало вступление в силу с 1 января 2013 года положений части 1 статьи 7 Закона № 210-ФЗ, в соответствии с которыми органы власти, оказывающие государственные услуги, более не вправе требовать от заявителя документы, подтверждающие факт внесения платы за услуги, в том числе об оплате государственной пошлины, изымаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг.
Для подтверждения этого факта они должны использовать сведения, содержащиеся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (далее — ГИС ГМП).
Кроме того, частью 4 статьи 21.3 Закона № 210-ФЗ установлено, что банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, территориальный орган Федерального казначейства (иной орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации), в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в ГИС ГМП.
При этом ГИС ГМП является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Полномочия по созданию, ведению, развитию и обслуживанию ГИС ГМП возложены на Федеральное казначейство.
В свою очередь Порядок ведения Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах утвержден приказом Федерального казначейства от 30 ноября 2012 г. № 19н (далее — Порядок № 19н).
Как уже было сказано ранее, в целях заблаговременной организации процесса электронного документооборота в период 2011–2012 годов Федеральным казначейством были проведены подготовительные работы с кредитными организациями на базе ИС УНИФО.
Дальнейшие организационные мероприятия по обеспечению регистрации кредитных организаций в ГИС ГМП были поручены территориальным органам Федерального казначейства.
В качестве примера взаимодействия территориальных органов Федерального казначейства с кредитными организациями и выявления причин довольно непростой ситуации с исполнением требований Закона № 210-ФЗ, сложившейся к концу мая 2013 года, можно рассмотреть опыт Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (далее — Межрегиональное операционное УФК), на которое в соответствии с поручением руководителя Федерального казначейства Р. Е. Артюхина были возложены полномочия по регистрации в ГИС ГМП 219 кредитных организаций.
Одним из первых управленческих решений, принятых руководителем Межрегионального операционного УФК в ходе исполнения новых возложенных функций, было определение соответствующего профильного отдела.
Ряд последующих совещаний, проведенных в Межрегиональном операционном УФК, был направлен на объективную оценку ситуации, разработку первоочередных мероприятий, выявление негативных факторов, препятствующих соблюдению кредитными организациями требований Закона № 210-ФЗ, и выработку практических решений по обеспечению регистрации кредитных организаций в ГИС ГМП.
Препятствующие факторы
Среди выявленных факторов можно особо отметить:
- слабую информированность кредитных организаций о вступлении в силу отдельных положений законодательства Российской Федерации;
- неправильное трактование положений Закона № 210-ФЗ в части распространения сферы влияния на различные виды кредитных организаций;
- отсутствие четких указаний со стороны соответствующих органов исполнительной власти о порядке действия кредитных организаций для регистрации в ГИС ГМП;
- внутриорганизационные проблемы кредитных организаций, связанные с отсутствием разделения полномочий между структурными подразделениями, в части осуществления регистрации в ГИС ГМП, а также неназначением соответствующих ответственных сотрудников.
При этом значительным препятствием по осуществлению данного мониторинга со стороны работников Межрегионального операционного УФК явилась невозможность оперативного взаимодействия с ответственными исполнителями со стороны кредитных организаций.
Так, если контактная информация представителей кредитных организаций, осуществивших подготовительные мероприятия на базе ИС УНИФО, содержалась в деле клиента, то получение аналогичных данных от кредитных организаций, ранее не обращавшихся в органы Федерального казначейства, вызывало серьезные затруднения.
Размещенные в свободном доступе на официальных информационных ресурсах кредитных организаций сведения направлены на потребителей банковских услуг.
Соответственно операторы кредитных организаций, обеспечивающие консультационное взаимодействие с клиентами, не обладают полномочиями и не располагают информацией для эскалации обращений по вопросам регистрации в ГИС ГМП.
В целях повышения информированности и стимулирования регистрации кредитных организаций в ГИС ГМП Межрегиональным операционным УФК были подготовлены и доведены посредством почтовой связи соответствующие разъяснения отдельных положений Закона № 210-ФЗ, пошаговая инструкция «Дорожная карта «Порядок регистрации кредитных организаций в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП)», а также образцы заполнения необходимых документов.
Одновременно указанные разъяснения были направлены по электронной почте и продублированы посредством факсимильной связи (при наличии ее номера на официальных информационных ресурсах кредитных организаций).
Однако активность по регистрации в ГИС ГМП со стороны кредитных организаций оставалась низкой.
Так, несмотря на то, что нормы Закона № 210-ФЗ действуют с 1 января 2013 года, по состоянию на 5 марта 2013 года в Межрегиональное операционное УФК обратились всего 24 кредитные организации из 219.
Следующим шагом по организации информационного взаимодействия стало проведение Межрегиональным операционным УФК ряда тематических совещаний с представителями не зарегистрировавшихся в ГИС ГМП кредитных организаций.
За период с конца марта по середину мая 2013 года уже проведено три таких совещания, на конец мая запланировано еще два аналогичных совещания.
Результат диалога
Результатом такого диалога стало более четкое понимание сложившейся ситуации вокруг ГИС ГМП как со стороны Межрегионального операционного УФК, так и со стороны кредитных организаций.
Большинство кредитных организаций осознает необходимость подключения к ГИС ГМП и направления информации о фактах оплаты.
Одним из основных препятствий, мешающих осуществить регистрацию и направление информации в ГИС ГМП, являются проблемы, связанные с подключением к системе межведомственного электронного взаимодействия (далее — СМЭВ):
- длительность рассмотрения документов, необходимых для присоединения к СМЭВ;
- высокая стоимость оборудования, его настройки и обслуживания;
- необходимость серьезной доработки собственного аппаратно-программного комплекса для интеграции в СМЭВ.
Существует ряд методологических вопросов, не урегулированных законодательно.
Такие вопросы впоследствии направлены на рассмотрение в Федеральное казначейство.
Также стоит отметить положительную динамику представления кредитными организациями, участниками вышеописанных совещаний, пакета документов, необходимых для регистрации в ГИС ГМП.
По состоянию на 23 мая 2013 года зарегистрированы 163 из 219 кредитных организаций, за регистрацию которых ответственно Межрегиональное операционное УФК.
Аналогичная работа проводится и другими территориальными органами Федерального казначейства.
В заключение стоит отметить, что в настоящее время Федеральным казначейством рассматривается вопрос о составлении и направлении списка кредитных организаций, не осуществивших регистрацию в ГИС ГМП, в Прокуратуру Российской Федерации для принятия прокурорских мер реагирования.