Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету


Бюджетное учреждение купило монитор, системный блок, клавиатуру, мышь как материалы и собрало из этого компьютер. Как теперь компьютер перевести в основное средство (иное имущество учреждения)?

Ответ:

Материальные запасы для сбора персонального компьютера (монитор, системный блок, клавиатура, мышь) учитываются при приобретении на счете 0 105 36 340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения».

Передача материальных запасов для изготовления нефинансовых активов (компьютера) отражается на основании первичных учетных документов по соответствующей операции и объекту учета (Требования-накладной (ф. 0315006)).

Операции в учете будут следующими:

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— формирование стоимости компьютера;

Дебет 0 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 31 410
«Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принятие собранного компьютера в состав основных средств.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Подскажите, как правильно разграничить капитальный ремонт и текущий, чтобы правильно отразить по виду расходов?

Ответ:

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н (далее — Указания № 171н), капитальный ремонт отражается по виду расходов 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного имущества», текущий ремонт — по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».

В приложениях 3 и 8 к Положению о проведении планово-пре­дупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (МДС 13-14.2000), утвержденному постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1973 г. № 279 (далее — Положение № 279), определен перечень работ, которые относят к текущему и капитальному ремонту.

К текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

Примерный перечень работ по текущему ремонту приведен в приложении 3.

К капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Перечень работ по капитальному ремонту приведен в приложении 8.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

На балансе казенного учреждения имеются лодочные и железобетонные гаражи, которые не имеют фундамента и могут перемещаться с места на место. Подскажите, пожалуйста, на каком счете по учету основных средств учитывать эти гаражи?

Ответ:

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется.

Следовательно, если указанные в вопросе гаражи можно перемещать с места на место, то они относятся к движимому имуществу. Их следует учитывать на счете 0 101 32 000 «Нежилые помещения — иное движимое имущество учреждения».

Отвечала С. Н. Иванцова, консультант

В состав территориального органа МЧС России по субъекту РФ входят территориальные отделы Управления надзорной деятельности, расположенные на территории всего субъекта РФ. Согласно статье 29.11 Кодекса об административных правонарушениях постановления о наложении штрафных санкций за нарушения в области пожарной безопасности обязательно должны отправляться почтой. Сотрудники территориальных отделов Управления надзорной деятельности регулярно сдают в бухгалтерию территориального органа МЧС России по субъекту РФ авансовые отчеты с приложением квитанций о почтовых отправлениях и реестры с указанием отправленных постановлений. 31 марта 2013 года один из сотрудников территориального отдела Управления надзорной деятельности был уволен по сокращению штатов. 9 апреля 2013 года он подал заявление на имя начальника территориального органа о возмещении ему расходов по отправке почтой постановлений о наложении штрафа за два года, которые он оплачивал из собственных средств.
Просим пояснить, возможно ли оплатить почтовые расходы уволенному сотруднику?

Ответ:

На основании абзаца 2 пункта 4.4 «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации», утвержденного Банком России 12 ноября 2011 г. № 373-П, подотчетное лицо обязано в срок, не превышающий трех рабочих дней после дня истечения срока, на который выданы наличные деньги под отчет, предъявить главному бухгалтеру или бухгалтеру, а при их отсутствии — руководителю авансовый отчет с прилагаемыми подтверждающими документами. Для случаев, когда работник на третий рабочий день не выходит на работу (заболел, ушел в отпуск и т. п.), предусмотрено исключение: отчитаться нужно в течение 3 рабочих дней, следующих за днем выхода на работу.

В сформированной учетной политике учреждения предусматривается срок, на который выдаются под отчет наличные денежные средства.

В конце отчетного финансового года все подотчетные суммы должны быть полностью погашены, за исключением авансовых сумм, выданных работникам учреждения на командировочные расходы, которые будут закрыты только в следующем финансовом году.

Вместе с тем перед составлением годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждение обязано провести инвентаризацию активов и обязательств.

Также при отсутствии документов, подтверждающих произведенные расходы (в указанном случае это квитанции о почтовых отправлениях и реестры с указанием отправленных постановлений), работодатель не имеет права оплачивать указанные расходы.

Отвечала Р. П. Алексеева, советник

О критериях в разделе 2 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее — Сведения (ф. 0503169)).
Интересует документ на федеральном уровне, устанавливающий критерии для определения показателей, подлежащих отражению в разделе 2 Сведений (ф. 0503169) согласно пункту 167 приказа Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». Если такого нет, то возможный перечень таких критериев.

Ответ:

В соответствии с пунктом 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, в разделе 2 Сведений (ф. 0503169) отражается аналитическая информация о нереальной к взысканию дебиторской, просроченной кредиторской задолженности учреждения.

При этом критерии определения показателей, подлежащих отражению (размер задолженности, год возникновения, иные критерии), устанавливаются:

  • для главных администраторов средств бюджета — финансовым органом соответствующего бюджета;
  • для получателей бюджетных средств — главным распорядителем бюджетных средств с учетом критериев, установленных финансовым органом соответствующего бюджета.

Например, может быть суммарный критерий, что означает отражение в разделе не всей просроченной задолженности, а только той, размер которой больше установленной соответствующим органом суммы.

Отвечала А. А. Андреева, редактор-эксперт журнала

К какой амортизационной группе относится татами?

Ответ:

Порядок и особенности включения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп (подгрупп) регулируется статьей 258 Налогового кодекса. Так, на основании пункта 1 указанной статьи амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями настоящей статьи и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Согласно Общему классификатору основных фондов ОК013-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359, татами относится на код 16 3693430 7 «Инвентарь для борьбы», который входит в код 16 3693000 0 «Инвентарь спортивный».

В соответствии с пунктом 3 статьи 258 Налогового кодекса амортизируемое имущество объединяется в следующие амортизационные группы:

  • первая группа — все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2 лет включительно;
  • вторая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 лет включительно;
  • третья группа — имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно;
  • четвертая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно;
  • пятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
  • шестая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно;
  • седьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 лет включительно;
  • восьмая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 лет включительно;
  • девятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 лет включительно;
  • десятая группа — имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.

Руководствуясь постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», код 16 3693000 0 «Инвентарь спортивный» следует отнести ко второй амортизационной группе.

Следует обратить внимание, что для тех видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.

Отвечала А. А. Андреева, редактор-эксперт журнала

Подскажите, пожалуйста, к какой категории относятся медицинские весы для взвешивания спортсменов перед соревнованиями — к спортивному оборудованию или инвентарю?

Ответ:

В Большой олимпийской энциклопедии (БОЭ) сказано, что спортивным оборудованием являются приспособления для оснащения спортивных арен: ворота, сетки, щиты, стойки, барьеры и др., боксерские ринги, гимнастические и борцовские ковры, помосты и т. п.; специальная техника для обслуживания спортивных соревнований и тренировочных занятий (фотофиниши, информационные электротабло, различные тренажеры и т. д.). Понятие «спортинвентарь» трактуется как специальные устройства, снаряды и приспособления, которые необходимы для полноценных занятий тем или иным видом спорта.

Положениями Общероссийского классификатора основных фондов ОК013-94, утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359), спортивный инвентарь отнесен к подразделу «Инвентарь производственный и хозяйственный», обозначен как класс «Спортивный инвентарь» с кодом ОКОФ 16 3693000 0.

Медицинские весы для взвешивания спортсменов перед соревнованиями не являются предметом, без которого невозможно заниматься каким-либо видом спорта, поэтому отнесение их к категории «спортивное оборудование» возможно.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Какие материальные затраты, связанные с образовательным процессом, можно производить из субвенций, предоставляемых областным бюджетом, по финансовому обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного бесплатного школьного образования в муниципальных образовательных учреждениях?

Ответ:

В подпункте 13 пункта 2 статьи 26.3 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» указано, что к полномочиям органов государственной власти субъекта относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта.

Таким образом, порядок предоставления и расходования средств, переданных из бюджета субъекта органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяется органом исполнительной власти субъекта. Из возможных расходов, необходимых для реализации основных общеобразовательных программ, законом прямо исключены только расходы на содержание зданий и коммунальные расходы, осуществляемые из местных бюджетов.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

В бюджетном учреждении необходимо объект основных средств, относящийся к ОЦДИ, перевести с забалансового учета на баланс. Подскажите, какими проводками это правильно сделать.

Ответ:

Для правильного отражения на балансовом учете объекта нефинансовых активов важно определить (согласно первичным учетным документам) правильность постановки на забалансовый учет нефинансовых активов. От этого зависит корреспонденция счетов.

Для того чтобы перевести объект основных средств, относящийся к ОЦДИ, с забалансового учета на баланс, следует списать его с забалансового учета, затем принять на баланс учреждения. Бухгалтерские записи по постановке на учет объекта указаны в пункте 9 Инструкции по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н). Например:

Дебет 101 2Х 310
«Увеличение стоимости особо ценного имущества»
Кредит 304 04 310, 401 10 180
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств», «Прочие доходы».

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

В 2004 году на баланс органа исполнительной власти был принят пылесос. При принятии к учету данное основное средство оприходовано на счет 1 101 34 310 «Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения» вместо положенного по инструкции счета 0 101 36 310 «Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения». При проверке Счетная палата указала нам на ошибку. Подскажите, пожалуйста, какими бухгалтерскими записями необходимо осуществить перенос основного средства по счетам учета и амортизацию по нему.

Ответ:

В соответствии с пунктом 18 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), исправление ошибок, обнаруженных в регистрах бухгалтерского учета, производится в следующем порядке: 

  • ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью.

Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «красное сторно» оформляются первичным учетным документом, составленным субъектом учета — Справкой (ф. 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.

Записи по исправлению будут следующими.

Способом «красное сторно»:

Дебет 0 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 31 410
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»

следует

Дебет 0 101 36 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 01 410
«Уменьшение капитальных вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— исправительная запись по принятию к учету основного средства.

Способом «красное сторно»:

Дебет 0 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 0 104 34 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»

следует

Дебет 0 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит 0 104 36 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
— исправительная запись по начислению амортизации.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Подскажите, пожалуйста, как оформить возврат дебиторской задолженности прошлых лет в доход федерального бюджета, при том что наше учреждение не является администратором доходов?

Ответ:

Операции по возврату дебиторской задолженности прошлых лет в доход федерального бюджета, если учреждение не является администратором доходов бюджета, будут следующими:

Дебет 1 304 04 130
«Внутриведомственные расчеты по доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— на основании Извещения (ф. 0504805), переданного получателем доходов администратору доходов, отражена сумма дебиторской задолженности;

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 000
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом»
— перечисление поступившей переплаты прошлого года в доход федерального бюджета.

Отвечала С. Н. Иванцова, консультант

Автономное учреждение по согласованию с собственником продает особо ценное движимое имущество (ОЦИ) (разрешение собственника имущества получено). Куда должны поступить средства от продажи ОЦИ? Учреждению или в доход бюджета?

Ответ:

Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 2 ст. 298 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ)).

Полученные доходы от реализации поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Они используются учреждением для достижения целей, ради которых оно создано, в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения, составляемым и утверждаемым в порядке, который устанавливается учредителем (п. 8, подп. 7 п. 13 ст. 2 Закона № 174-ФЗ).

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

При контрольной проверке выявлена недостача продуктов питания. Какими бухгалтерскими записями отразить данную операцию? Можно ли виновному лицу возместить недостачу натуральным продуктом?

Ответ:

На основании пункта 220 Инструкции № 157н сумма ущерба, причиненная недостачами, хищениями, определяется исходя из рыночной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба и отражается по дебету счета 209 00 «Расчеты по ущербу имуществу». Под рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов.

Исходя из положений Инструкций № 157н и 174н в учете учреждения при определении недостачи продуктов питания делается следующая бухгалтерская запись:

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 105 32 440
«Уменьшение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
— списание недостачи продуктов питания;

Дебет 0 209 74 560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— начислена задолженность в связи с недостачей продуктов питания.

Статьями 246–248 Трудового кодекса предусмотрена возможность возмещения ущерба работником в натуральной форме. Так, в соответствии со статьей 248 Трудового кодекса с согласия работодателя работник может передать ему для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное имущество:

Дебет 0 105 32 340
«Увеличение стоимости продуктов питания — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— внесены продукты питания в счет погашения недостачи.

При принятии решения о возмещении ущерба в натуральной форме полученные продукты питания необходимо оприходовать и одновременно списать погашенную задолженность виновника:

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 209 74 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по ущербу материальным запасам»
— списана погашенная задолженность.

Отвечала Р. П. Алексеева, советник

Можно ли принять для расчета балансовой стоимости активов при определении цены крупной сделки автономного учреждения данные о стоимости активов, отраженные в графе 10 строки 410 Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) на последнюю отчетную дату?

Ответ:

Согласно статье 14 Закона «Об автономных учреждениях» от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ (далее — Закон № 174-ФЗ) крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим федеральным законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Отчетность автономного учреждения составляется в соответствии с приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений». Показатель стоимости активов учреждения на конец года содержится в Балансе государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)) в строке 410 в следующих графах:

  • графа 7 — деятельность с целевыми средствами (в ней отражаются данные по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям);
  • графа 8 — деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) (в ней отражаются данные по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания и по приносящей доход деятельности);
  • графа 9 — средства во временном распоряжении;
  • графа 10 — итого (в ней отражается общий показатель по всем указанным выше видам деятельности).

В законодательстве не прописано, какой показатель из отчетности необходимо использовать для расчета величины крупной сделки. Показатель возможно утвердить внутренним нормативным актом учреждения по согласованию с учредителем.

Для расчета величины крупной сделки в учреждении используется показатель, отраженный в строке 410 графы 8 Баланса (ф. 0503730).

В письме Минфина России от 11 июля 2012 г. № 02-06-07/2679 разъясняется, что в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, приобретение, изменение типа, переоценка и др.), следует применять показатель актива Баланса (ф. 0503730) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных Сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773). Пример заполнения сведений приведен в письме Федерального казначейства от 9 января 2013 г. № 42-7.4-05/2.1-3 «Об особенностях составления и представления годовой бюджетной отчетности и сводной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений главными администраторами средств федерального бюджета за 2012 год».

В указанном письме допущена опечатка: указана графа 3 Баланса (ф. 0503730).

Следует учитывать также письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/296.

Отвечала Р. П. Алексеева, советник

Нужно ли относить расход по начислению амортизации на счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг», если оборудование приобретено за счет чистой прибыли от платных услуг?

Ответ:

В соответствии с Инструкцией № 157н счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Согласно п. 19 Инструкции № 162н, п. 26 Инструкции № 174н, п. 26 Инструкции № 183н начисление амортизации на объекты основных средств отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 0 109 00 000
«Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг»
Кредит 0 104 00 000
«Амортизация».

Отвечала Р. П. Алексеева, советник

Бюджетное учреждение сдает металлолом от списания оборудования. Нужно ли платить налог на прибыль с полученного дохода? Можно ли этот доход использовать на собственные нужды?

Ответ:

Минфин России в письме от 16 апреля 2012 г. № 02-04-10/1305 рассмотрел вопрос об использовании федеральными бюджетными учреждениями доходов от реализации металлолома, полученного после разборки списанного федерального имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления. Пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса и пунктом 10 статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлено, что бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Доходы от операций по реализации имущества (в том числе от реализации отходов (металлолома)) относятся к доходам от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения. В соответствии с пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса указанный доход поступает в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Согласно пункту 1 статьи 248, пункту 1 статьи 249 Налогового кодекса доход от реализации бюджетным учреждением металлолома, полученного при ликвидации основных средств, подлежит обложению налогом на прибыль. При этом доходы от реализации прочего (неамортизируемого) имущества, к которому относится металлолом, могут быть уменьшены на сумму расходов, связанных с его реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). В соответствии с налоговым законодательством обязанность по уплате налога должна быть исполнена бюджетным учреждением в установленном порядке по итогам налогового периода.

В связи с изложенным доход от реализации металлолома, полученного после разборки списанного имущества, закрепленного за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, облагается налогом на прибыль.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Прошу разъяснить использование счета 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» в бюджетном учреждении. Учреждение перешло на бюджетный тип 1 июля 2012 года. Отчетность за 2012 год сдана. Бухгалтерский отчет сформирован за второе полугодие 2012 года. Расходы были отнесены на 401 20 «Расходы текущего финансового года». Согласно новому плану счетов необходимо отражать прямые и накладные расходы учреждения. Помогите разобраться, какие расходы и на какой вид относить? Какими документами оперировать?

Ответ:

Согласно Инструкции № 157н счет 109 00 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг.

Затраты учреждения при изготовлении готовой продукции, выполнении работ, оказании услуг делятся на прямые и накладные.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость продукции, работ, услуг; накладные затраты подлежат распределению между видами продукции (работ, услуг). Помимо прямых и накладных расходов в учете бюджетного учреждения есть категория общехозяйственных расходов.

Три вида расходов учитываются на обособленных счетах:

  • 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы».

По каждому из вышеуказанных счетов открываются счета аналитического учета по видам расходов по соответствующим статьям (подстатьям) 211–213, 221–226, 262, 263, 271, 272, 290 КОСГУ.

В учетной политике государственных (муниципальных) бюджетных учреждений необходимо раскрыть информацию о порядке формирования стоимости государственных (муниципальных) услуг (работ), а также услуг (работ), оказываемых в рамках деятельности, приносящей доход.

К прямым затратам относятся все затраты, непосредственно связанные с производством готовой продукции, выполнением работ, услуг при изготовлении одного (единственного) вида готовой продукции, работ, услуг.

Исходя из пункта 17 приказа Минфина России и Минэкономразвития России «О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений» от 29 октября 2010 г. № 137н/527 (далее — Приказ № 137н/527) в составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие группы затрат:

  • нормативные затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги;
  • нормативные затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания государственной услуги;
  • иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Перечень данных расходов не является закрытым. В зависимости от специфики деятельности государственного (муниципального) учреждения перечень прямых расходов может меняться, данную информацию необходимо отразить в учетной политике.

Накладные затраты — сопровождающие (сопутствующие) процесс оказания услуги (выполнения работы, изготовления продукции), но не связанные с ним напрямую. Следовательно, в сформированной учетной политике государственных (муниципальных) учреждений следует указать, какие именно расходы относятся к накладным.

Например, к накладным расходам можно отнести затраты:

  • на содержание и эксплуатацию основных средств;
  • обслуживание производства;
  • командировочные расходы;
  • обучение работников;
  • непроизводительные расходы и др.

Общехозяйственные расходы — расходы, произведенные для целей управления, процесса оказания услуги (выполнения работы, изготовления продукции).

В сформированной учетной политике государственных (муниципальных) учреждений следует указать, какие именно расходы относятся к общехозяйственным.

В составе таких расходов могут учитываться:

  • оплата труда административно-управленческого и прочего обслуживающего персонала и страховые взносы во внебюджетные фонды с этой оплаты труда;
  • расходы на содержание транспорта;
  • канцелярские и типографские расходы;
  • аудиторские, консультационные и информационные расходы;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • суммы амортизации, ремонта, содержания и эксплуатации зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения;
  • расходы на охрану учреждения и т. п.

В пункте 135 Инструкции № 157н указанно, что общехозяйственные расходы учреждения, произведенные за отчетный период (месяц), в соответствии с утвержденной учреждением учетной политикой распределяются на себестоимость реализованной готовой продукции, оказанных работ, услуг, а в части нераспределяемых расходов — на увеличение расходов текущего финансового года. Соответственно в учетной политике государственные (муниципальные) учреждения должны определить, классифицируют они общехозяйственные расходы как нераспределяемые или нет.

Перечень методов распределения общехозяйственных расходов определен в Приказе № 137н/527 и не является закрытым.

Отвечала А. А. Андреева, редактор-эксперт журнала

Обнаружено нецелевое использование средств ОМС. Необходимо ли перечислять штраф 10 % и пени согласно Закону № 326-ФЗ?

Ответ:

На основании пункта 9 статьи 39 Закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Согласно Инструкции о применении плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), Инструкции № 174н, Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, начисление расчетов (обязательств) по суммам, подлежащим возврату в случае выявления нецелевого использования в текущем финансовом году субсидии, отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете текущего года следующими бухгалтерскими записями методом «красное сторно».

1. У медицинского учреждения:

Дебет 7 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 7 401 10 180
«Прочие доходы»
— восстановление расчетов перед территориальным фондом по возврату полученных средств по ОМС (в сумме выявленного нецелевого использования).

2. У территориального фонда:

Дебет 1 401 20 241, 1 302 41 830
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», «Уменьшение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
Кредит 1 302 41 730, 1 206 41 660
«Увеличение кредиторской задолженности по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям», «Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
— в части расчетов по предоставленным средствам ОМС из территориального фонда (в сумме выявленного нецелевого использования);

Дебет 1 205 51 560
«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 401 10 151
«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
— в части расчетов по полученным от фонда средствам (в сумме выявленного нецелевого использования).

Операции по перечислению сумм, подлежащих возврату в случае выявления нецелевого использования в текущем финансовом году субсидии, отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете текущего года следующими бухгалтерскими записями.

1. У медицинского учреждения:

Дебет 7 205 81 560
«Увеличение дебиторской задолженности по прочим доходам»
Кредит 7 201 11 610
«Выбытия денежных средств с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление с лицевого счета учреждения в территориальный фонд возврата сумм выявленного нецелевого использования средств.

Одновременно по забалансовому учету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения» уменьшение (со знаком «минус») по коду доходов 180 «Прочие доходы».

2. У территориального фонда:

Дебет 1 304 05 241
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по безвозмездным перечислениям государственным муниципальным организациям»
Кредит 1 206 41 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям»
— поступление средств в территориальный фонд от медицинского учреждения (в сумме выявленного нецелевого использования);

Дебет 1 205 51 560
«Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 1 210 02 151
«Расчеты с финансовым органом по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»
— перечисление от учреждения восстановления расходов текущего года.

Отвечала Р. П. Алексеева, советник

Орган местного самоуправления передал безвозмездно транспортное средство муниципальному бюджетному учреждению, отразив это бухгалтерскими записями: Дебет Х 401 20 ХХХ — Кредит Х 101 35 ХХХ. После этого в программе в технологическом анализе показывается «некорректная корреспонденция». Подскажите, пожалуйста, в чем у нас ошибка?

Ответ:

В соответствии с Инструкцией № 174н безвозмездная передача объектов основных средств в бюджетном учете отражается по балансовой стоимости. Могут быть три варианта безвозмездной передачи имущества.

1. Между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
Кредит 0 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— передается балансовая стоимость;

Дебет 0 104 15 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»
— передается начисленная амортизация с учетом месяца выбытия.

2. Между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям, оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 0 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— передается балансовая стоимость;

Дебет 0 104 15 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 20 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
— передается начисленная амортизация с учетом месяца выбытия.

3. Между учреждениями разных уровней бюджетов, оформляется следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 0 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
Кредит 0 101 35 410
«Увеличение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— передается балансовая стоимость.

Одновременно передается начисленная амортизация с учетом месяца выбытия:

Дебет 0 104 15 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — недвижимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»
— передается начисленная амортизация с учетом месяца выбытия.

Отвечала Р. П. Алексеева, советник

Согласно пункту 1.11 письма Федерального казначейства от 21 декабря 2012 г. № 42-7.4.-05/2.1.-730 «Об особенностях составления и представления годовой отчетности финансовыми органами субъектов Российской Федерации и органами управления государственными внебюджетными фондами за 2012 год» показатели формы 0503171 «Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета» отражаются в разрезе счетов бюджетного учета, кода финансового вложения, кода эмитента по ОКПО, ОКСМ. Вправе ли финансовый орган городского округа доводить данные указания при составлении сводной бюджетной отчетности до главных администраторов бюджетных средств городского округа?

Ответ:

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса финансовые органы являются органами, осуществляющими составление и организацию исполнения бюджета. Под исполнением бюджета понимается в том числе и составление бюджетной отчетности.

При этом согласно пункту 168 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н, критерии определения показателей, подлежащих отражению в форме 0503171 «Сведения о финансовых вложениях получателя бюджетных средств, администратора источников финансирования дефицита бюджета» (далее — Сведения (ф. 0503171)), устанавливаются для главных администраторов средств бюджета финансовым органом соответствующего бюджета.

Таким образом, финансовый орган вправе доводить указания в части составления и представления Сведений (ф. 0503171) в составе годовой бюджетной отчетности до главных администраторов средств бюджета.

Отвечала А. А. Андреева, редактор-эксперт журнала

Как отразить расходы на монтаж системы пожарной сигнализации в казенном учреждении и какие документы представляет при монтаже подрядчик?

Ответ:

В соответствии с пунктом 130 Инструкции № 157н расходы на модернизацию основных средств учитываются на счете 0 106 31 000 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения» с последующим включением в первоначальную стоимость основного средства.

Элементы системы пожарной сигнализации (далее — СПС) принимаются к бюджетному учету на основании Справки о стоимости выполненных работ и затрат (ф. № КС-3) или Акта о приемке выполненных работ (ф. № КС-2). При этом основанием для составления акта являются данные журнала учета выполненных работ (ф. № КС-6а), на основании которого составляются акт приемки выполненных работ (ф. № КС-2), справка о стоимости выполненных работ (ф. № КС-3).

В соответствии с Инструкцией № 162н при принятии к учету выполненных работ по монтажу СПС делается бухгалтерская запись:

Дебет 1 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 1 302 26 730
«Увеличение прочей кредиторской задолженности»
— отражены в учете вложения на выполненные работы по монтажу СПС.

Элементы СПС, соответствующие критериям отнесения материальных объектов к основным средствам, установленным Инструкцией № 157н, принимаются к учету в качестве основных средств и подлежат бюджетному учету на соответствующих счетах 101 30 000 «Основные средства — иное движимое имущество учреждения». На основании Инструкции № 162н принятие к учету СПС отражается следующей бухгалтерской записью:

Дебет 1 101 3Х 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 1 106 31 410
«Уменьшение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принята к учету СПС.

Расходы, связанные с монтажом СПС, списываются в дебет счета.

Отвечала Р. П. Алексеева, советник

По какой стоимости подлежат учету земельные участки, находящиеся в казне, право собственности на которые возникло в результате разграничения государственной собственности на землю (то есть без осуществления расходов на их приобретение)? Возможен ли учет по кадастровой стоимости? Подлежат ли эти земельные участки учету в составе счета 0 108 00 000?

Ответ:

Земельные участки, входящие в состав имущества казны, на которые учреждение имеет права собственности, учитываются в стоимостном выражении на счете 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» без ведения инвентарного и аналитического учета (пп. 141, 143, абз. 6 п. 144 Инструкции № 157н, абз. 6 п. 38 Инструкции № 162н).

Принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

В соответствии с пунктом 29 Инструкции № 157н получение (передача) имущества осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия — суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации. Принятие к учету объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат государственной регистрации, осуществляется на основании первичных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию (п. 36 Инструкции № 157н). Объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости. Первоначальной стоимостью объектов непроизведенных активов признаются фактические вложения учреждения в их приобретение, за исключением объектов, впервые вовлекаемых в экономический (хозяйственный) оборот, первоначальной стоимостью которых признается их рыночная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету (п. 23 Инструкции № 157н). При этом рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (п. 3 ст. 66 ЗК РФ). Для установления кадастровой стоимости земельного участка Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 ЗК РФ). Оценка осуществляется указанной службой в соответствии с Правилами, установленными постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316.

Принимая во внимание изложенное, земельные участки имущества казны, находящиеся у учреждения в собственности с правом распоряжения, следует учитывать на счете 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну». В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса учет земельного участка по кадастровой стоимости возможен.

Если земельный участок используется учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенный под объектами недвижимости), на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, то согласно Инструкции № 157н он подлежит отражению по кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Принятие к учету земельных участков, ранее не отраженных по состоянию на указанную выше дату на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», следует осуществлять на основании Справки (ф. 0504833). Аналитический учет по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) по каждому объекту нефинансовых активов (письмо Минфина России от 21 октября 2011 г. № 02-06-07/4680, от 31 августа 2012 г. № 02-06-10/3473).

Отвечала Е. М. Шахова, Аудитор


Реклама