Немного о закупках
На вопросы, связанные с применением Закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», отвечает Ю. М. ЛЕРМОНТОВ, советник государственной гражданской службы РФ 3 класса
Вопрос Имеет ли право муниципальное образование (казенное учреждение) заключать контракт путем передачи объема работ, выполнение которых необходимо для муниципального образования, единственному исполнителю — муниципальному казенному предприятию без соблюдения порядка, установленного Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ), основываясь на нормах бюджетного законодательства, согласно которым органам местного самоуправления предоставлено право субсидировать производителей товаров, работ и услуг с целью возмещения понесенных затрат?
Ответ Чтобы не повлечь ограничения конкуренции, муниципальное образование обязано заключать соответствующие контракты в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ.
Обоснование: В соответствии с частью 1 статьи 15 Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Банку России запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
В соответствии с пунктами 5, 19, 22 статьи 14 Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством; утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее — размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории России при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 1 Закона № 94-ФЗ).
Согласно статьям 1, 3 Закона № 94-ФЗ потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования, являются муниципальными нуждами.
В соответствии со статьей 5 Закона № 94-ФЗ под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков понимаются действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов, а также гражданско-правовых договоров бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд соответствующих заказчиков (далее также — контракты), осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим законом, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ, в целях заключения с ними также иных гражданско-правовых договоров в любой форме.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона № 94-ФЗ во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 94-ФЗ. Основания размещения муниципального заказа без проведения торгов, запроса котировок установлены статьей 55 Закона № 94-ФЗ. В соответствии с пунктами 5, 14 части 2 статьи 55 Закона № 94-ФЗ размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), являющегося унитарным предприятием, осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами, либо осуществляются выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Банком России предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.
При условии использования средств бюджета (федерального, регионального или муниципального), которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд, применение Закона № 94-ФЗ обязательно.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 72 Бюджетного кодекса размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Государственные (муниципальные) контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, кроме случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса.
Исходя из вышеизложенного муниципальное образование обязано заключать соответствующие контракты в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ, чтобы не повлечь ограничения конкуренции. Данной позиции придерживается также правоприменитель (например, см.: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22 февраля 2012 г. по делу № А19-11044/2011).
Вопрос Правомерно ли размещение на сайте www.zakupki.gov.ru информации об адресе электронной почты и номере контактного телефона заявителя жалобы — гражданина (участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме) на действия аукционной комиссии, поданной в форме электронного документа?
Ответ Размещение на сайте www.zakupki.gov.ru информации об адресе электронной почты и номере контактного телефона заявителя жалобы — гражданина (участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме) на действия аукционной комиссии, поданной в форме электронного документа, следует признать не только правомерным, но и обязательным.
Обоснование В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона № 94-ФЗ официальным сайтом в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг является www.zakupki.gov.ru.
Исходя из части 1 статьи 57 Закона № 94-ФЗ любой участник размещения заказа имеет право обжаловать в судебном порядке, а также в порядке, предусмотренном главой 8 Закона № 94-ФЗ, действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника размещения заказа.
В силу части 5.1 статьи 57 Закона № 94-ФЗ участник размещения заказа, подавший заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме, вправе подать жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии при размещении заказа на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд путем проведения открытого аукциона в электронной форме в соответствии с положениями главы 3.1 Закона № 94-ФЗ, а также на действия (бездействие) оператора электронной площадки в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти в форме электронного документа. Жалоба должна содержать наименование, сведения о месте нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество, сведения о месте жительства (для физического лица) участника размещения заказа, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номера контактного телефона, факса (п. 2 ч. 1 ст. 58 Закона № 94-ФЗ).
Приказом ФАС России от 24 июля 2012 г. № 498 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее — Регламент). Регламент опубликован в «Российской газете» от 29 августа 2012 г. № 197 и вступил в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования — 9 сентября 2012 года. Указанный документ определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) ФАС России и ее территориальных органов и порядок взаимодействия между ними при осуществлении полномочий по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (п. 1.2 Регламента). В соответствии с пунктом 1.3 Регламента исполнение государственной функции осуществляется Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами.
Информация о поступлении жалобы и текст жалобы, информация о месте, дате и времени рассмотрения такой жалобы, текст вынесенных решения, предписания размещаются на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (п. 2.10 Регламента). При этом Регламентом непосредственно установлено требование о необходимости соблюдения требований Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ) при размещении на официальном сайте информации и документов.
В свою очередь, как следует из определения персональных данных, содержащегося в статье 3 Закона № 152-ФЗ, адрес электронной почты и номер телефона как информацию, прямо относящуюся к определенному физическому лицу (субъекту персональных данных), можно считать персональными данными. Вследствие этого операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Закона № 152-ФЗ).
Таким образом, учитывая, что на основании положений Закона № 94-ФЗ сведения об адресе электронной почты и номере контактного телефона участника размещения заказа, подавшего жалобу, должны быть включены в содержание (текст) жалобы, подлежащей размещению на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, размещение указанных сведений в составе жалобы заявителя является не только правомерным, но и обязательным. Следовательно, положения Закона № 152-ФЗ о конфиденциальности персональных данных размещением указанной информации на сайте не нарушаются.