Методологические особенности формирования бюджетной отчетности по исполнению бюджетов публично-правовых образований Российской Федерации

О реализации Стратегической задачи Федерального казначейства по централизованному сбору и своду отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации пойдет речь в данной статье.

В настоящее время Федеральное казначейство — это платежная, учетная, контрольная, информационная система в области финансовой деятельности публично-правовых образований. Руководителем Федерального казначейства Р. Е. Артюхиным сформулирована первоочередная цель, стоящая перед Казначейством России, — формирование динамично развивающейся, надежной и передовой казначейской системы в Российской Федерации.

С целью реализации данной задачи принята и утверждена Стратегическая карта Казначейства России на 2013–2017 годы, определяющая стратегические цели, задачи, стоящие перед Казначейством, и мероприятия по их успешной реализации. Одной из основных и наиболее актуальных целей, отраженных в Стратегической карте, является «формирование единого информационного пространства финансовой деятельности публично-правовых образований Российской Федерации».

Для реализации указанной цели определена стратегическая задача — создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» и разработан План выполнения основного мероприятия на 2013 год «Создание подсистемы информационно-аналитического обеспечения системы «Электронный бюджет».

Одним из первых пунктов данного Плана является проектирование и разработка первой очереди подсистемы информационно-аналитического обеспечения системы «Электронный бюджет» в части обеспечения централизованного сбора и свода годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и проведения предварительных приемочных испытаний. Основной целью данного мероприятия является разработка механизма централизованного сбора и свода годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.

Реализация вышеуказанного мероприятия, на наш взгляд, предполагает необходимость формирования и консолидации бюджетной отчетности по исполнению бюджетов публично-правовых образований субъекта Российской Федерации непосредственно территориальными органами Федерального казначейства.

Анализ действующего механизма формирования (на примере Республики Адыгея) и консолидации бюджетной отчетности и соотнесение его с принятыми Стратегическими целями и задачами по их достижению приводит к следующим аналитическим заключениям.

Финансовый орган публично-правового образования формирует и представляет в финансовый орган, уполномоченный формировать отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России № 191н от 28 декабря 2010 г. (далее — Инструкция № 191н), следующие формы месячной отчетности:

  • Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) (далее — ф. 0503117);
  • Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) (далее — Справка ф. 0503125).

Формирование отчета ф. 0503117

Отчет ф. 0503117 (рис. 1) в отличие от Отчета по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151), формируемого органами Федерального казначейства, содержит информацию об утвержденных бюджетных обязательствах (графа 4) и об остатках неисполненных назначений (графа 6).

Рисунок 1

 

В соответствии с Соглашениями, заключенными между Управлением Федерального казначейства по Республике Адыгея и администрациями муниципальных образований, выполняющих функции финансового органа, УФК по Республике Адыгея на основании расходных расписаний, сформированных финансовым органом, доводит на текущий финансовый год до главных распорядителей и получателей средств бюджета предельные объемы финансирования для осуществления операций по расходам бюджета.

Формирование отчета ф. 0503117 УФК по Республике Адыгея в расходной части бюджета возможно при внесении минимальных изменений в указанные Соглашения, в комплексе с доработкой

ППО АСФК, в частности путем включения в расходные расписания, сформированные финансовыми органами, бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств. Но для формирования доходной части бюджета ф. 0503117 необходим механизм предоставления данных о плановых назначениях в соответствии с утвержденным законом о соответствующем бюджете с учетом вносимых изменений.

Также появится возможность формирования органами Федерального казначейства Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) (далее — ф. 0503127), в том числе и консолидированного отчета ф. 0503127 для выверки показателей с данными консолидированных отчетов ф. 0503117 в соответствии с Инструкцией № 191н.

Формирование Справки ф. 0503125

Для определения взаимосвязанных показателей по внутренним расчетам по поступлениям и выбытиям денежных средств между финансовым органом и его территориальными органами, подлежащих исключению при формировании консолидированных форм бюджетной отчетности, согласно Инструкции № 191н необходимо формирование Справки ф. 0503125.

Справка ф. 0503125 составляется раздельно по следующим кодам счетов:

  • 0 304 04 000 «Внутриведомственные расчеты»;
  • 0 304 06 000 «Расчеты с прочими кредиторами»;
  • 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», 0 401 10 180 «Прочие доходы»;
  • 1 401 20 251 «Расходы на перечисление другим бюджетам бюджетной системы», 1 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 302 51 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 1 205 51 560 «Увеличение дебиторской задолженности по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», 1 206 51 560 «Увеличение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»,
  • 1 206 51 660 «Увеличение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 1 207 11 540 «Увеличение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам»; 1 301 11 710 «Увеличение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях»;
  • 1 207 21 540 «Увеличение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)», 1 301 21 710 «Увеличение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
  • 1 207 31 540 «Увеличение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по государственным (муниципальным) гарантиям», 1 301 31 710 «Увеличение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по государственным (муниципальным) гарантиям»;
  • 1 207 11 640 «Уменьшение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам»; 1 301 11 810 «Уменьшение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях»;
  • 1 207 21 640 «Уменьшение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)», 1 301 21 810 «Уменьшение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
  • 1 207 31 640 «Уменьшение задолженности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по государственным (муниципальным) гарантиям», 1 301 31 810 «Уменьшение задолженности перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по государственным (муниципальным) гарантиям»;
  • 1 206 51 000 «Расчеты по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 1 205 51 000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 1 302 51 000 «Расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», 1 205 51 000 «Расчеты по поступлениям от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
  • 1 207 11 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по предоставленным бюджетным кредитам», 1 301 11 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рублях»;
  • 1 207 21 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)», 1 301 21 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по привлеченным бюджетным кредитам в рамках целевых иностранных кредитов (заимствований)»;
  • 1 207 31 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по государственным (муниципальным) гарантиям»,
  • 1 301 31 000 «Расчеты с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по государственным (муниципальным) гарантиям»;
  • 0 211 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям»,
  • 0 211 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям»;
  • 0 212 00 560 «Увеличение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям», 0 212 00 660 «Уменьшение дебиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям»;
  • 0 308 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям», 0 308 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по поступлениям»;
  • 0 309 00 730 «Увеличение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям», 0 309 00 830 «Уменьшение кредиторской задолженности по внутренним расчетам по выбытиям».

В регистрах бюджетного учета (см. рис. 2) и в бюджетной отчетности, формируемых органами Федерального казначейства, не ведется учет денежных средств бюджета субъекта и муниципальных образований по вышеуказанным счетам бюджетного учета, что, соответственно, не позволит сформировать Справку ф. 0503125.

Рисунок 2



 

Также Справка ф. 0503125 составляется для консолидации внутренних расчетов между участниками бюджетного процесса по движению между ними не только финансовых активов и обязательств, но и нефинансовых (рис. 3), информация по которым не доводится до органов казначейства.

Рисунок 3


 

Финансовый орган составляет сводную Справку ф. 0503125 по соответствующим кодам счетов бюджетного учета на основании консолидированных Справок ф. 0503125 главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, главных администраторов доходов бюджета путем суммирования одноименных показателей по строкам «Итого», «в том числе по номеру (коду) счета», «денежные расчеты», «неденежные расчеты».

В связи с этим для формирования и выверки отчетов финансовых органов территориальным органам Федерального казначейства необходим доступ к отчетам получателей средств бюджета субъекта и муниципальных образований, содержащим информацию как о проведенных денежных расчетах, так и о проведенных неденежных расчетах.

Исходя из проведенного анализа можно сделать вывод, что реализация Стратегической задачи по централизованному сбору и своду отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации может быть исполнена путем передачи текущих функций финансовых органов (в части формирования и выверки бюджетной отчетности по исполнению соответствующих бюджетов) территориальным органам Федерального казначейства. При этом необходимо реализовать комплекс текущих мероприятий, включающих в себя:

  • дальнейшее совершенствование ППО АСФК в части учета внутренних расчетов между участниками бюджетного процесса, финансовыми органами субъекта и муниципальных образований, отражения их в регистрах бюджетного учета, внедрения данных отчетных форм;
  • разработка эффективного механизма доведения до органов Федерального казначейства сведений о движении неденежных активов и данных об утвержденных плановых назначениях и включения их в соответствующую отчетность;
  • доступ к отчетным формам участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений и возможность их подгрузки и консолидации в ППО АСФК;
  • ведение бюджетного учета всеми участниками бюджетного процесса и финансовыми органами публично-правовых образований в ППО АСФК.

Предложенная схема, по нашему мнению, позволит не только обеспечить эффективный централизованный сбор и свод отчетности об исполнении бюджетов субъекта РФ, бюджетной отчетности участников бюджетного процесса, бюджетных и автономных учреждений, но и заложить основы перехода к формированию единого информационного пространства финансовой деятельности публично-правовых образований. ?


Реклама