Новое в совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений

О новациях, вытекающих из законодательных актов, актов Правительства Российской Федерации, Минфина России, а также о взглядах Минфина на реализацию реформы системы оказания государственных и муниципальных услуг рассказала И. Н. КОЛЧИНА, государственный советник Российской Федерации 3 класса

В текущем году Минфин России при участии федеральных министерств продолжает проводить работу по устранению неурегулированных вопросов, выявленных в ходе реализации реформы оказания государственных и муниципальных услуг.

В ходе реализации первого этапа этой системной реформы выявились следующие проблемы.

Это ограниченная экономическая самостоятельность учреждений в осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности. Конечно, для бюджетных учреждений были установлены определенные ограничения (счета в казначействе либо в финансовых органах, совершение сделок с предварительного согласия учредителя, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в порядке, установленном законом № 94-ФЗ, депозиты запрещены, сейчас и кредиты будут запрещены, согласование Плана ФХД, изменений в него, контроль целевых субсидий), и в то же время учреждения были наделены дополнительными правами и целым рядом преимуществ в отличие от казенных учреждений (например, возможность сохранения на следующий год неизрасходованных остатков субсидий на выполнение государственных (муниципальных) заданий, возможность более свободного использования субсидии, полученной в течение финансового года, в части самостоятельного определения направлений расходов, а также возможность самостоятельного распоряжения движимым имуществом, находящимся у учреждения на праве оперативного управления, не относящимся к особо ценному).

Поправки в нормативно-правовые акты

В связи с этим были приняты очень важные поправки в приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н (далее — Приказ № 81н), в котором уточняется положение о порядке определения объемов выплат, связанных с выполнением учреждением государственного (муниципального) задания.

Так, в соответствии с пунктом 12 данного приказа объемы выплат, связанных с выполнением государственного (муниципального) задания, в пределах общего объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания могут рассчитываться и отражаться в плане финансово-хозяйственной деятельности с превышением нормативных затрат, то есть эти выплаты могут не соответствовать объему и назначениям нормативных затрат, учтенных при расчете субсидии.

И в случае достижения экономии средств, образовавшейся в результате осуществления деятельности учреждения, указанные средства могут быть перераспределены в зависимости от потребности учреждения на иные выплаты, в том числе на выплаты премий сотрудникам учреждения, но с обязательным уточнением Плана. Естественно, что вышеуказанное перераспределение средств не должно влиять на выполнение показателей объема и качества государственных услуг, утвержденных в государственном задании.

Поправки, вносимые в приказы Минфина России от 30 сентября 2010 г. № 114н и от 16 июля 2010 г. № 72н (далее — Приказ № 72н), были направлены на устранение пробела в правовом регулировании в части вопроса, связанного с осуществлением операций между федеральными бюджетными и автономными учреждениями и их обособленными (структурными) подразделениями (филиалами), при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, сведений об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению, а также отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Кстати, с 1 января 2014 года предусматривается дисциплинарная ответственность за нарушение порядка формирования государственного (муниципального) задания — на должностных лиц налагается штраф в размере от 10 до 30 тысяч рублей, и сейчас рассматривается возможность введения дисциплинарной ответственности за выполнение плана (чтобы факт не превышал план). И еще рассматривается вопрос о введении дисциплинарной ответственности за нарушение порядка распоряжением имущества.

Особенности распоряжения имуществом бюджетных и автономных учреждений установлены положениями статьи 298 Гражданского кодекса, в соответствии с которыми, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

При этом законодательством Российской Федерации не установлено ограничение для отнесения имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, к особо ценному движимому имуществу.

С учетом положений, установленных статьей 298 Гражданского кодекса, учреждение самостоятельно распоряжается имуществом (в том числе отнесенным к особо ценному движимому имуществу), приобретенным за счет средств от приносящей доход деятельности.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за учреждением учредителем или приобретенных за счет средств, выделенных учреждению учредителем на приобретение такого имущества.

При этом в Минфине России рассматривается возможность уточнения положений статьи 9.2 Закона от 12 января 2006 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) и пункта 3 статьи 4 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) о включении по решению федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения, расходов на содержание особо ценного движимого имущества, приобретенного за счет средств от приносящей доход деятельности, в состав нормативных затрат, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, используемых в процессе оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В то же время нужно признать, что план финансово-хозяйственной деятельности учреждения дает возможность органу-учредителю с любой степенью детализации регулировать финансовую деятельность учреждения. Ничто не мешает сегодня органу-учредителю в своем порядке установить для учреждения формирование плановых поступлений и соответствующих им плановых выплат, в том числе в разрезе видов услуг или работ.

Утверждение планов ФХД

План бюджетного учреждения утверждается органом-учредителем. При этом орган-учредитель вправе предоставить руководителю бюджетного учреждения право утверждать план.

Орган-учредитель также вправе в установленном им порядке предусмотреть, что внесение изменений в план может осуществляться в течение всего текущего финансового года учреждением самостоятельно, а утверждение указанных изменений органом-учредителем — в сроки, определенные порядком составления плана.

А вот план автономного учреждения утверждается согласно Закону № 174-ФЗ исключительно руководителем автономного учреждения на основании заключения наблюдательного совета автономного учреждения.

При этом, учитывая императивность данных норм, иных способов принятия решения об утверждении проекта плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения Законом № 174-ФЗ не предусмотрено.

Хотя положения Закона № 174-ФЗ позволяют сделать вывод, что заключение наблюдательного совета автономного учреждения носит рекомендательный характер и может являться необязательным для принятия руководителем автономного учреждения соответствующего решения.

Поэтому сейчас в Минфине России рассматривается вопрос об уточнении соответствующих положений Закона № 174-ФЗ (а именно п. 6 ч. 1 ст. 11) в части возможности передачи в порядке, установленном органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении автономного учреждения, вопросов, отнесенных данным пунктом к компетенции наблюдательного совета, другим органам автономного учреждения, в том числе исключительно руководителю автономного учреждения.

Также в адрес финансовых органов субъектов Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета направлено письмо Минфина России от 11 января 2013 г. № 02-13-10/28 о порядке использования остатка субсидий, не использованного по состоянию на 1 января текущего финансового года.

Минфином России подготовлены поправки в положения части 18 статьи 30 Закона № 83-ФЗ и части 3.18 статьи 2 Закона № 174-ФЗ, согласно которым перечислению в сроки, установленные соответствующим финансовым органом, подлежат только те остатки целевых субсидий, в отношении которых органами, осуществляющими полномочия учредителя, не принято решения о наличии потребности в указанных остатках.

В случае если в отношении неиспользованных остатков целевых субсидий органом, осуществляющим полномочия учредителя, не принято решение о наличии потребности в направлении их на те же цели в очередном финансовом году, указанные остатки подлежат взысканию в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с учетом требований, установленных положениями приказа Минфина России от 28 июля 2010 г. № 82н «О взыскании в соответствующий бюджет неиспользованных остатков субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации государственным (муниципальным) учреждениям».

Использование остатков межбюджетных трансфертов

Разъяснения о порядке использовании в очередном финансовом году остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, которые являются источником финансового обеспечения расходов бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) по предоставлению соответствующих субсидий бюджетным или автономным учреждениям субъекта Российской Федерации (муниципального образования), изложены в письме Минфина России от 4 мая 2012 г. № 02-03-09/1604.

В настоящее время Минфином России подготовлен проект поправок, вносимых в приказы № 81н, 72н, от 21 июля 2011 г. № 86н, от 8 июня 2012 г. № 76н.

Поправки, вносимые в Приказ № 81н, направлены на уточнение положений, связанных с планированием средств, поступающих бюджетным и автономным учреждениям в соответствии с законодательством Российской Федерации во временное распоряжение.

Учитывая, что указанные средства при наступлении определенных условий подлежат возврату владельцу или передаче по назначению в установленном порядке и не являются доходами учреждений, предлагается планируемые к получению суммы данных средств отражать не в плановых показателях по поступлениям, а справочно.

Возврат дебиторской задолженности

Кроме того, поправками в Приказ № 81н уточняется положение о порядке отражения в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы по ОКУД 0501016), сумм возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые согласно решению соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета подтверждена в течение текущего финансового года потребность в направлении их на те же цели (в Сведениях вводится отдельная графа для отражения указанных средств).

Кстати, решение о потребности в направлении филиалом остатков целевых субсидий в текущем финансовом году на те же цели принимает учреждение, создавшее данный филиал, а не орган-учредитель.

В случае принятия решения об отсутствии потребности в направлении филиалом остатков целевых субсидий в текущем финансовом году на те же цели указанные средства подлежат перечислению филиалом на отдельный лицевой счет, открытый бюджетному учреждению, для последующего перечисления целевых средств в соответствующий бюджет.

В Минфин России поступает много вопросов о том, что делать с суммами дебиторской задолженности прошлых лет, поступающих бюджетным и автономным учреждениям, по которым кассовый расход был произведен указанными учреждениями как получателями бюджетных средств.

Суммы дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке в доход бюджета, в случае если кассовый расход в прошлые годы был произведен в рамках исполнения бюджетной сметы получателя бюджетных средств. В случае если кассовый расход в прошлые годы был произведен в рамках исполнения сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности, то суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, зачисленные на лицевой счет бюджетного учреждения, остаются в самостоятельном распоряжении учреждения и используются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения.

Поскольку зашла речь о дебиторской задолженности, то нужно упомянуть о совершении такой сделки, как списание дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, и невостребованной кредиторской задолженности.

Списание сумм дебиторской задолженности, нереальной к взысканию, и сумм кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, должно осуществляться учреждением по согласованию с учредителем, если стоимость такого списания превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. То есть для списания также применяется понятие крупной сделки.

В целях расширения экономической самостоятельности учреждений в осуществлении их финансово-хозяйственной деятельности путем увеличения размера крупной сделки бюджетного и автономного учреждения в статью 14 Закона № 174-ФЗ и пункт 13 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ вносятся поправки, предусматривающие, что крупной сделкой признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, но не менее чем сто тысяч рублей, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки. Крупными сделками не признаются сделки, связанные с приобретением услуг связи, коммунальных услуг, а также оплатой арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды, то есть те сделки, которые совершаются учреждением в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Предлагаемые настоящим приказом изменения в приказ Минфина России № 72н устанавливают особенности осуществления санкционирования целевых расходов, источником финансового обеспечения которых являются суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет.

Для санкционирования целевых расходов, источником финансового обеспечения которых являются суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет, на которые согласно решению соответствующего главного распорядителя средств федерального бюджета подтверждена в течение текущего финансового года потребность в направлении их на те же цели, учреждением представляются в орган Федерального казначейства Сведения, в которых сумма возврата дебиторской задолженности прошлых лет, разрешенная к использованию, указывается в графе 7 Сведений с указанием кода целевой субсидии в графе 2 Сведений в случае сохранения кода указанной целевой субсидии в новом финансовом году и с указанием кода целевой субсидии прошлых лет в графе 6 в случае, если коды целевой субсидии, присвоенные для учета операций с целевой субсидией в прошлые годы и в новом финансовом году, различаются.

Органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, утверждаются Сведения с учетом операций, осуществляемых обособленными подразделениями.

При этом в целях осуществления санкционирования органами Федерального казначейства оплаты денежных обязательств филиалов федерального бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, составляются отдельно Сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (код формы по ОКУД 0501016) (далее — Сведения) для осуществления целевых расходов самим учреждением, и Сведения для осуществления целевых расходов по каждому филиалу в соответствии с требованиями Приказа № 81н.

В Сведениях, составленных для осуществления расходов за счет целевых субсидий самим учреждением, отражаются, кроме того, операции по перечислению целевых средств подведомственным учреждениям.

Поправки, вносимые в Приказ № 86н, подготовлены в целях необходимости приведения положений (терминологии) данного приказа в соответствие с законодательством Российской Федерации. Кроме того, изменениями предусмотрена возможность предоставления информации о государственных (муниципальных) учреждениях для ее размещения на официальном сайте в сети интернет не только этими учреждениями, но и органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношений указанных учреждений.

Также в целях повышения качества информации, размещаемой на официальном сайте, и осуществления мониторинга и анализа размещения информации о подведомственных учреждениях органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя учреждений, вышеназванными поправками предусматривается, что данные органы обеспечивают размещение на официальном сайте информации для своих подведомственных учреждений об учреждениях, которым доводятся государственные (муниципальные) задания и которым утверждаются сведения об операциях с целевыми субсидиями. При этом федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации (органы местного самоуправления), осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, осуществляют контроль полного, своевременного и достоверного размещения информации (сведений) подведомственными учреждениями на официальном сайте.

Предоставление субсидий

Что касается целевых субсидий, то на основании абзаца третьего пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса вышеуказанная субсидия может быть предоставлена учреждению после утверждения (внесения соответствующих изменений и (или) дополнений) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения (далее — орган, осуществляющий полномочия учредителя), или правительством, администрацией порядка предоставления целевой субсидии

Минфин рекомендует соглашения, устанавливающие порядок предоставления субсидий, заключать на долгосрочный период, в котором предусмотреть, что в случае если законом о бюджете субсидии юридическим лицам не предусмотрены, то действие соглашения приостанавливается. При этом к соглашению предлагается заключать дополнительное соглашение на срок действия доведенных главному распорядителю средств федерального бюджета лимитов бюджетных обязательств (до трех лет), содержащее суммы субсидии, подлежащие перечислению, сроки перечисления субсидий, их целевое назначение и т. д.

Субсидия на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и на иные цели (для бюджетных учреждений) может предоставляться только в целях финансового обеспечения расходов учреждений, то есть до возникновения затрат, связанных с оказанием услуг. Исключение по целевым субсидиям сделано по автономным учреждениям, и то перечисление указанных субсидий осуществляется учреждению исключительно в порядке возмещения произведенного кассового расхода в целях предотвращения появления неиспользованного остатка целевых субсидий на счете, открытом автономному учреждению в кредитной организации.

Сейчас в Минфине России рассматривается возможность уточнения Законов № 174-ФЗ и 83-ФЗ в части установления возможности возмещения из бюджета расходов автономных и бюджетных учреждений по выплатам, источником финансового обеспечения которых должны являться целевые субсидии, произведенным данными учреждениями за счет средств, полученных ими от оказания платных услуг.

В этом случае в целях подтверждения фактически произведенных кассовых расходов учреждение представляет в орган Федерального казначейства или финансовый орган акт сверки фактически произведенных в текущем финансовом году кассовых расходов учреждения, подписанный органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, и учреждением.

Отражение операций по восстановлению расходов учреждения на лицевом счете, предназначенном для учета операций со средствами бюджетных учреждений, на сумму произведенных расходов с лицевого счета по иным субсидиям осуществляется на основании представленной учреждением в орган Федерального казначейства Заявки на кассовый расход, не подлежащей направлению в учреждение Центрального банка Российской Федерации, в котором открыт счет органу Федерального казначейства на балансовом счете 40501 «Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Финансовые организации».

Вообще решение об источниках финансового обеспечения расходов учреждения принимает орган-учредитель. Ведь источниками финансового обеспечения деятельности бюджетных и автономных учреждений наряду с субсидиями, получаемыми из бюджета, в отличие от источников получателей бюджетных средств, являются также добровольные взносы, пожертвования и иные доходы, получаемые от предусмотренной уставом приносящей доход деятельности, а также доходы от продажи или сдачи в аренду имущества, находящегося у учреждения на праве оперативного управления.

При этом необходимо иметь в виду, что положениями законодательства РФ в отношении бюджетных учреждений пока не установлен прямой запрет на получение кредитов или займов, хотя существует косвенное ограничение, установленное обязанностью согласования крупных сделок.

Поправки в Бюджетный кодекс

Исходя из положений абзаца третьего пункта 3 статьи 41, абзаца четвертого пункта 1 статьи 51, абзаца третьего статьи 57 и абзаца третьего статьи 62 Бюджетного кодекса доходы от продажи имущества, находящегося у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, поступают в самостоятельное распоряжение данных учреждений и используются согласно плану финансово-хозяйственной деятельности, утвержденному в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя учреждения в соответствии с требованиями, установленными Минфином России.

Полученные от продажи имущества средства бюджетные и автономные учреждения могут направить, например, на приобретение другого недвижимого имущества, которым автономное учреждение будет вправе распоряжаться самостоятельно (без согласия органа государственной власти (органа местного самоуправления), осуществляющего функции и полномочия учредителя учреждения).

В целях защиты имущественных интересов соответствующего публично-правового образования от отчуждения или обременения в результате проведенных учреждением сделок с государственным (муниципальным) имуществом (например, реализации государственного (муниципального) имущества или утраты его в рамках исполнительного производства) подготовлена поправка, предусматривающая, что доходы от продажи недвижимого имущества, находящегося у бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, поступают не в самостоятельное распоряжение данных учреждений, а в соответствующий бюджет.

Также Минфином России подготовлены поправки в статью 9.2. Закона № 7-ФЗ, ограничивающие деятельность бюджетных учреждений по предоставлению и получению кредитов (займов), которые в настоящее время находятся в Правительстве РФ.

Предоставление целевой субсидии

  • Целевая субсидия может быть предоставлена учреждению в случае:

  • необходимости осуществления санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам учреждения, связанным, например, с приобретением дорогостоящего оборудования, проведением иных целевых мероприятий;

  • осуществления расходов учреждения, носящих непостоянный характер, включение которых в состав нормативных затрат на оказание государственных услуг (работ) в рамках государственного задания может привести к искажению реальной стоимости данных услуг (работ) (например, капитальный ремонт, осуществление единовременных выплат, проведение разовых мероприятий и т. п.).

Исходя из Перечней целевых субсидий, ежегодно предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении учреждений, целевые субсидии, как правило, предоставляются на:

  • осуществление выплат стимулирующего характера по итогам отчетного периода;
  • проведение капитального ремонта и (или) реставрации объектов недвижимого имущества, закрепленных за учреждениями на праве оперативного управления;
  • управление реализацией федеральных целевых программ, в том числе их информационное и аналитическое сопровождение;
  • выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • приобретение техники, оборудования, транспортных средств, приборов и устройств, инструмента для проведения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, других основных средств, за исключением объектов недвижимости;
  • стипендиальное обеспечение студентов, интернов, ординаторов, аспирантов и докторантов, предоставление ежегодного пособия аспирантам на приобретение научной литературы;
  • компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно работникам учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также членам их семей;
  • расходы, возникающие вследствие чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии);
  • разработку проектно-сметной документации по объектам, подлежащим капитальному ремонту и реставрации;
  • предоставление грантов в целях государственной поддержки научных исследований, а также в области культуры, искусства и средств массовой информации;
  • выполнение работ (услуг) по содержанию имущества;
  • на осуществление бюджетными и автономными учреждениями капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации (с 1 января 2014 года).

Сегодня не прекращается дискуссия о возможности включения в государственное, муниципальное задание платных услуг.

Включение платных услуг в госзадание

Необходимо максимально избегать включения любых платных услуг в госзадание, по крайней мере в ближайшее время. Следует подождать, когда будет наработана определенная правоприменительная практика. Вместе с тем законодательная база сегодня позволяет правильно позиционировать и структурировать содержание услуги. Каждая платная услуга — отдельная услуга, в том числе четко отделенная от основной (оказываемой в рамках госзадания) услуги (включая более комфортные условия их оказания, дополнительные расходные материалы, более высокую квалификацию персонала). Конечно, на федеральном уровне сделать это будет проще, чем на региональном и муниципальном, поскольку на региональном и муниципальном уровнях есть учреждения (например, детские дошкольные учреждения, дома престарелых), оказывающие услуги, в технологию предоставления которых в той или иной степени встроено взимание платы.

Этот вопрос требует дальнейшего осмысления и более тщательной проработки на конкретных примерах. Разделить услуги в детских дошкольных учреждениях можно на конституционно гарантированную образовательную услугу и услугу дошкольного воспитания, которая может идти вне государственного задания и за которую может взиматься плата.

Либо родительская плата может зачисляться родителями, в отношении которых субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) установлена такая плата, в соответствующий бюджет. В данном случае, при установлении учреждению государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, размер субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания должен рассчитываться с учетом нормативных затрат, связанных с содержанием ребенка в образовательных учреждениях, в размере 100 процентов.

Решение проблемы определения стоимости платных услуг не предполагается осуществлять в рамках централизованного единого решения о методах регулирования определения платы. К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы: от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения до предоставления полной самостоятельности учреждению.

В настоящее время субсидия, предоставленная из бюджета на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения не может быть уменьшена без соответствующего государственного (муниципального) задания.

Поправки в Законы № 174-ФЗ и 7-ФЗ позволят уменьшить субсидию в течение срока выполнения государственного (муниципального) задания в случае сдачи в течение финансового года в аренду государственного (муниципального) имущества или его реализации, также рассматривается возможность уменьшения субсидии, если уменьшилась потребность в коммунальных платежах, например в результате утепления фасада.

Проблемы реализации реформы

Из проблем, выявленных в ходе реализации первого этапа реформы оказания государственных и муниципальных услуг, можно выделить такие: 

  • несоответствие видов деятельности государственных учреждений, в основном носящей явно коммерческий характер, целям создания государственного учреждения;

  • преобладание практики определения нормативных затрат исходя из фактически сложившихся расходов, а не из объемов оказываемых учреждениями государственных услуг и выполняемых работ. 

Согласно принятым поправкам в статью 69.2 Бюджетного кодекса вводится норма для всех публично-правовых образований, устанавливающая обязанность органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя государственного (муниципального) учреждения, при обосновании ассигнований на предоставление субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания утверждать нормативные затраты на оказание соответствующей государственной (муниципальной) услуги. Определение нормативных затрат должно осуществляться с учетом общих требований, установленных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности; 

  • различия в подходах к определению однотипных услуг, включенных в ведомственные перечни, при которых одинаковые по сути услуги имеют различные наименования, а наименования и детализация отдельных услуг не соответствуют базовым (отраслевым) перечням государственных услуг (работ), утвержденным Минобрнауки России, Минспортом России, Минздравсоцразвитием России, Минкультуры России, Минтрансом России (далее — базовые перечни). 

Перечни государственных и муниципальных услуг и работ

Одним из важнейших направлений бюджетной политики, определенной Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 13 июня 2013 года, является создание условий для перехода к формированию государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам на основе единого перечня таких услуг и единых нормативов их финансового обеспечения.

В рамках работы по выполнению данного поручения Минфином России подготовлен проект поправок в статью 69.2 Бюджетного кодекса, согласно которым вводится норма о базовых (отраслевых) перечнях государственных и муниципальных услуг и работ, которые будут утверждаться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, и содержать исчерпывающий перечень услуг и работ, оказываемых или выполняемых государственными и муниципальными учреждениями с учетом установленного объема полномочий соответствующего публично-правового образования в конкретных сферах деятельности (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, социальная защита, транспорт и т. д.).

В соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных и муниципальных услуг и работ федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие функции и полномочия учредителя учреждений, будут формировать ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ.

В настоящее время обязанность формирования перечней государственных услуг и работ пре­дусмотрена только в отношении федеральных государственных учреждений в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 г. № 671.

При этом в отношении государственных и муниципальных услуг, оказываемых учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями, такого требования законодательством Российской Федерации не установлено.

Отсутствие унифицированного подхода к определению однотипных услуг и работ, включенных в перечни государственных или муниципальных услуг и работ, привело к тому, что одинаковые по сути услуги и работы имеют различные наименования, степень детализации, а также показатели объема, что в конечном счете не позволяет сравнивать данные услуги и работы по их стоимости, качеству и объему.

Вместе с тем перечни государственных и муниципальных услуг и работ, сформированные на основании соответствующих нормативных правовых актов, должны существенно упростить работу по составлению и финансовому обеспечению государственного или муниципального задания для каждого учреждения.

Сводный перечень государственных и муниципальных услуг и работ будет формироваться на основании базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.

Из имеющейся в Сводном перечне услуг и работ информации по всем государственным и муниципальным услугам и работам, которые могут получать в соответствии с законами граждане, каждый орган-учредитель должен сформировать и утвердить ведомственный перечень государственных (муниципальных) услуг и работ и уже на основании этого перечня услуг — государственное (муниципальное) задание.

Базовые (отраслевые) перечни государственных и муниципальных услуг и работ будут содержать закрытый перечень услуг и работ, оказываемых или выполняемых государственными и муниципальными учреждениями в соответствии с установленным объемом полномочий соответствующего публично-правового образования в конкретных сферах (образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура, социальная защита, транспорт и т. д.).

Сводный перечень государственных и муниципальных услуг и работ по сравнению с базовыми перечнями будет детализирован такими справочниками, как «Характеристика услуги/работы», «Форма предоставления», «Категория потребителей», «Единицы измерения показателя объема услуги или работы».

Ведомственные перечни государственных (муниципальных) услуг и работ будут содержать те же показатели, что и сводный перечень, при этом справочники сводного перечня будут являться основой для формирования конкретных показателей при установлении учреждениям государственных (муниципальных) заданий.

При этом Правительством Российской Федерации будет установлен единый порядок формирования и ведения: 

  • сводного перечня государственных и муниципальных услуг и работ;

  • базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ;

  • общих требований к формированию и ведению ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ. 

Для того чтобы подготовить все необходимые порядки и условия для создания таких перечней, законопроектом предлагается предусмотреть переходный период.

Так, положения о формировании сводного перечня государственных и муниципальных услуг и работ вступят в силу с 1 января 2015 года, и только для федеральных государственных учреждений в сферах здравоохранения, образования и науки, культуры, физической культуры и спорта — с 1 января 2014 года.

Для этого планируется все существующие общероссийские классификаторы, реестры и справочники, предназначенные для систематизации и кодирования информации о видах деятельности и государственных (муниципальных) услугах, интегрировать в сводный перечень государственных и муниципальных услуг и работ, который должен стать базовым информационным ресурсом (ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности), ОКИН (Общероссийский классификатор информации о населении), ОКИСЗН (Общероссийский классификатор информации о социальной защите населения), ОКЕИ (Общероссийский классификатор единиц измерения), ЕГРЮЛ (Единый государственный реестр юридических лиц)).

Поэтому наша задача состоит в том, чтобы продолжать работу по уточнению и развитию нормативно-правовой базы в части совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений, по организационной и информационной поддержке реформы государственных (муниципальных) учреждений. ?


Реклама