Централизуем учет

Действующее законодательство возлагает на плечи руководителя государственного (муниципального) учреждения право выбора метода ведения учета в зависимости от сложившихся потребностей, имеющихся ресурсов и поставленных задач, одним из которых является передача функций централизованной бухгалтерии.

ПО ЗАКОНУ

Согласно статье 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) организация ведения бухгалтерского учета осуществляется руководителем экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта (в том числе государственного (муниципального) учреждения) обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (п. 3 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Законом № 402-ФЗ для организаций государственного сектора, к которым относятся, в частности, государственные органы власти (государственные органы), органы местного самоуправления, государственные (муниципальные) учреждения, установлены особенности порядка организации и ведения бухгалтерского учета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

При этом методологическое руководство по бухгалтерскому (бюджетному) учету и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности согласно статье 165 Бюджетного кодекса относится к исключительным полномочиям Минфина России.

Согласно статье 162 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств ведет бюджетный учет либо передает на основании соглашения это полномочие иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии).

Аналогичное положение о праве руководителя передать ведение бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации по соглашению (договору) другому муниципальному (государственному) учреждению (организации) — централизованной бухгалтерии содержится в пункте 5 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Следует особо обратить внимание, что с 1 января 2013 года Закон № 402-ФЗ устанавливает требование к составу работников централизованной бухгалтерии (государственного (муниципального) учреждения (организации)), которое вправе исполнять полномочия по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета (п. 6 ст. 7 Закона № 402-ФЗ).

Так, заключить договор (соглашение) о передаче полномочий бухгалтерского (бюджетного) учета с 1 января 2013 года руководитель учреждения вправе только с теми юридическими лицами, в штате которых имеется не менее одного работника, отвечающего требованиям, указанным в пункте 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

При принятии руководителем экономического субъекта (государственного органа, органа местного самоуправления, муниципального органа, государственного (муниципального) учреждения — организации государственного сектора) решения о передаче полномочий по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета и составлению на его основе бухгалтерской (финансовой) отчетности, функции главного бухгалтера осуществляет юридическое лицо (государственное (муниципальное) учреждение, подразделение органа власти), принявшее на себя полномочия ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, — централизованная бухгалтерия.

Согласно статье 53 Гражданского кодекса от имени юридического лица (муниципального (государственного) учреждения), принимающего гражданские обязательства (ответственность), в том числе при исполнении договора (соглашения) о ведении бухгалтерского (бюджетного) учета государственного (муниципального) учреждения, действует его единоличный исполнительный орган — руководитель ЦБ либо лицо, уполномоченное им в соответствии с законодательством Российской Федерации (согласно доверенности, оформленной надлежащим образом).

ОТЧЕТНОСТЬ

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н), в случае передачи получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета полномочий по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном Инструкцией № 191н и соглашением о передаче полномочий по ведению бюджетного учета.

Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем учреждения, передавшего полномочие по ведению учета, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета.

В случае передачи руководителем бюджетного (автономного) учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации ведения бухгалтерского учета и составления на его основе отчетности по договору (соглашению) централизованной бухгалтерии бухгалтерская отчетность составляется и представляется централизованной бухгалтерией от имени учреждения в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н).

Бухгалтерская отчетность, составленная централизованной бухгалтерией в соответствии с Инструкцией № 33н, подписывается руководителем учреждения, передавшего полномочия по ведению учета, руководителем и бухгалтером-специалистом централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета.

ПЕРВИЧНЫЕ УЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Согласно статье 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни (сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств), подлежит оформлению первичным учетным документом.

При этом первичный учетный документ должен содержать обязательные реквизиты (п. 2 статьи 9 Закона № 402-ФЗ), одним из которых являются подписи лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственного за правильность ее оформления.

Общая норма Закона № 402-ФЗ предусматривает, что формы первичных документов разрабатываются с учетом положений Закона № 402-ФЗ и утверждаются самим экономическим субъектом, в случае если в факте хозяйственной жизни не участвуют организации государственного сектора.

Вместе с тем в случае, когда одна из сторон (или обе стороны) операции, события, сделки являются организациями государственного сектора — государственным (муниципальным) учреждением, государственным органом, органом местного самоуправления (муниципальным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, при оформлении указанных операций первичными документами в обязательном порядке требуется использование унифицированных форм документов, установленных государственными органами власти.

Согласно пункту 8 Инструкции № 157н первичный учетный документ принимается к бухгалтерскому учету при условии отражения в нем всех реквизитов, предусмотренных унифицированной формой документа (при отсутствии унифицированной формы — обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 7 Инструкции № 157н), и при наличии на документе подписи руководителя субъекта учета или уполномоченного им на то лица.

Документы, которыми оформляются факты хозяйственной жизни с денежными средствами, принимаются к отражению в бухгалтерском учете при наличии на документе подписей руководителя субъекта учета и главного бухгалтера или уполномоченных ими на то лиц (абз. 2 п. 8 Инструкции № 157н).

Формы первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых организациями государственного сектора, утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15 декабря 2010 г. № 173н (далее — Инструкция № 173н).

Принимая во внимание изложенное, в случае исполнения полномочий по ведению бухгалтерского учета ЦБ документы, которые в соответствии с законодательством должны содержать подпись главного бухгалтера (бухгалтера-специалиста), подписываются руководителем ЦБ либо уполномоченным им на то лицом — бухгалтером-специалистом ЦБ, ответственным за ведение бухгалтерского (бюджетного) учета соответствующего учреждения.

По нашему мнению, указанные положения о праве руководителя ЦБ по возложению полномочий подписи бухгалтерских документов на своих сотрудников с уведомлением руководителя учреждения, передающего полномочия на ведение бухгалтерского учета, необходимо указать в договоре (соглашении).

ОТДЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ УЧЕТА

Порядок ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации установлен положением Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П (далее — Положение № 373-П).

Согласно пунктам 1.1, 1.6 Положения № 373-П кассовыми операциями являются операции по приему и выдаче наличных денег, непосредственное ведение которых у юридического лица осуществляется его кассовым или иным работником (кассиром), определенным из числа своих работников, с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

Согласно пункту 2.3 Положения № 373-П кассир снабжается образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.

Унифицированной формы документа с образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы, законодательством в настоящее время не установлено, в связи с чем оформление указанного документа возможно по форме, аналогичной Карточке образцов подписей, установленной приказом Федерального казначейства от 29 декабря 2012 г. № 24н «О Порядке открытия и ведения лицевых счетов территориальными органами Федерального казначейства» (приложение 3 (код формы по КФД 0531753)).

В целях организации ведения бухгалтерского учета субъект учета самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которая применяется последовательно из года в год (ст. 8 Закона № 402-ФЗ).

В обязанности экономического субъекта также входит организация и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни (п. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ).

Обратите внимание! Важность отражения в договоре (соглашении) по передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета обязанности ЦБ по организации и осуществлению внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности предусмотрена пунктом 2 статьи 19 Закона № 402-ФЗ.

Руководитель централизованной бухгалтерии, принявшей на себя полномочия ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, осуществляет организацию исполнения договора (соглашения) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета согласно компетенции единоличного органа управления и в соответствии с трудовым законодательством (законодательством о государственной (муниципальной) службе). •


Реклама