Ограничения  на совершение сделок

Законодательством Российской Федерации предусмотрены ограничения на совершение определенных видов сделок бюджетными и автономными учреждениями.

Недвижимое и особо ценное движимое имущество

Под особо ценным движимым имуществом (далее — ОЦДИ) понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным и автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 298 Гражданского кодекса и пунктом 10 статьи 9.2 Закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (далее — Закон № 7-ФЗ) бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться ОЦДИ, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключение составляет крупная сделка, конфликт интересов, а также бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Согласно пункту 2 статьи 298 Гражданского кодекса и пункту 2 статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и ОЦДИ, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.

Остальным имуществом, в том числе недвижимым, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно. Исключением является внесение находящегося у автономного учреждения указанного недвижимого имущества и ОЦДИ в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иная передача этого имущества другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (кроме объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, Национального библиотечного фонда). В данном случае автономному учреждению необходимо получить согласие своего учредителя.

Следует отметить, что ОЦДИ, приобретенным за счет средств учреждения в рамках приносящей доход деятельности и за счет средств по обязательному медицинскому страхованию, учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Находящееся у бюджетного или автономного учреждения ОЦДИ подлежит обособленному учету в установленном порядке на основании Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, и Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н.

Крупные сделки

Под крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с указанным законом бюджетное и автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает десять процентов балансовой стоимости активов бюджетного и автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного и автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка может быть совершена бюджетным и автономным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения, и с предварительного одобрения наблюдательного совета автономного учреждения. Крупная сделка, совершенная с нарушением указанного требования, может быть признана недействительной по иску бюджетного и автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения и одобрения сделки наблюдательным советом автономного учреждения.

Показатели отчетности при определении минимальной величины крупной сделки

Какой показатель отчетности применяется при определении минимальной величины крупной сделки?

Порядок составления отчетности бюджетного и автономного учреждения регулируется Инструкцией о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. № 33н (далее — Инструкция № 33н).

Согласно пунктам 14–22 Инструкции № 33н в составе годовой отчетности представляется Баланс государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730) (далее — Баланс (ф. 0503730)). При этом показатель стоимости активов учреждения на конец года отражается в Балансе (ф. 0503730) в строке 410, которая включает следующие графы:

  • графа 7 — деятельность с целевыми средствами (в ней отражаются данные по целевым субсидиям и бюджетным инвестициям);
  • графа 8 — деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) (в ней отражаются данные по субсидиям на выполнение государственного (муниципального) задания и по приносящей доход деятельности);
  • графа 9 — средства во временном распоряжении;
  • графа 10 — итого (в ней отражается общий показатель по всем указанным выше видам деятельности).

Таким образом, при определении минимальной величины крупной сделки, заключаемой в текущем финансовом году, применяется размер актива, отраженный в графе 10 по строке 410 Баланса (ф. 0503730).

Ранее в статье «Определяем минимальную величину крупной сделки»1 уже писали, что в случаях изменения валюты баланса по основаниям, предусмотренным законодательством (реорганизация, приобретение, изменение типа, переоценка и др.), следует применять показатель актива Баланса (ф. 0503730) (по строке 410) по состоянию на начало текущего финансового года с учетом данных об изменениях валюты баланса, подтвержденных Сведениями об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).

Сделки с заинтересованностью

Законодательством помимо ограничений по сделкам с недвижимым и ОЦД имуществом, а также крупным сделкам предусмотрено ограничение на совершение сделок с заинтересованностью.

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона № 7-ФЗ лицами, заинтересованными в совершении бюджетным учреждением тех или иных действий, в том числе сделок с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) учреждения и лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за его деятельностью (далее — заинтересованные лица), если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан.

При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для учреждения, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом учреждения.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, влечет конфликт интересов заинтересованных лиц и бюджетного учреждения.

В случае если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть бюджетное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки:

  • оно обязано сообщить о своей заинтересованности соответствующему органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя, до момента принятия решения о заключении сделки;
  • сделка должна быть одобрена соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.

Лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются при наличии условий, указанных в пункте 3 статьи 16 Закона № 174-ФЗ, члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель автономного учреждения и его заместители.

Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя автономного учреждения и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой сделке или известной ему предполагаемой сделке, в совершении которых оно может быть признано заинтересованным.

Аналогично крупной сделке сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением указанных требований, может быть признана судом недействительной. •

1    См. журнал «Бюджетный учет» № 8/2012, стр. 12.


Реклама