Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету

Какими документами оформить вручение подарка, о возврате дебиторской задолженности прошлых лет, как оформить передачу средств из бюджета поселения в бюджет района, какие документы необходимо представить в УФК для оплаты госпошлины за госрегистрацию договора аренды, как перевести материальные запасы в основные средства? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Вопрос: Бюджетное учреждение приобрело ценный подарок для юбиляра, отразив расходы по статье КОСГУ 290 «Прочие расходы». Какими документами оформить вручение подарка? Нужно ли вручение подарка подтвердить росписью получателя подарка в Ведомости?

Ответ: Прежде всего согласно Закону от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вручение подарка учреждением физическому лицу (юбиляру) является фактом хозяйственной жизни. Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных предыдущим пунктом, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. В указанном случае — по вручении подарка.

Следует учесть, что согласно пункту 2 статьи 574 Гражданского кодекса, в случае если стоимость подарка превышает 3000 руб., то между учреждением и сотрудником должен быть заключен договор дарения в письменной форме.

Для того чтобы обосновать поощрение работника в виде ценного подарка, готовятся следующие документы:

  • приказ руководителя, в котором указываются причина и основание поощрения, фамилия поощряемого сотрудника, вид и способ поощрения, источник финансирования подарка;
  • договор купли-продажи с поставщиком на приобретение подарка, к которому может быть приложена заверенная надлежащим образом фото-, ксерокопия лицензии поставщика (при необходимости);
  • счет, счет-фактура, товарная накладная на материальные ценности, приобретенные для поощрения;
  • договор дарения (в случае оформления);
  • акт списания материального объекта (ценного подарка) с приложенной к нему раздаточной ведомостью произвольной формы (название, Ф. И. О. сотрудника, наименование и стоимость подарка, личная роспись).

Следует учесть, что согласно Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры учитываются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

При этом согласно пункту 345 Инструкции № 157н призы, знамена, кубки, приобретаемые в целях вручения (награждения), дарения, в том числе ценные подарки, сувениры, учитываются на забалансовом счете 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры» в течение всего периода их нахождения в учреждении по стоимости их приобретения.

Отвечала Ю. Л. Анохина,

консультант

Вопрос: На какой счет отнести шторы из ситца, велюровые чехлы для автомобильных кресел в 2013 году? Срок эксплуатации указанных объектов может быть как менее, так и более года. Комиссия по поступлению и выбытию активов, созданная в нашем бюджетном учреждении, решила отнести расходы на приобретение данных материальных ценностей на статью 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Одним из аргументов послужило отсутствие кода ОКОФ для штор и чехлов для автомобильных кресел. Ревизоры настаивают на применении статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств».

Ответ: В соответствии с Инструкцией № 157н в учреждении создается постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов (далее — комиссия), целью работы которой является принятие коллегиального решения о принятии к учету, выбытии активов учреждения, в том числе движимого и недвижимого имущества. В учреждении должен быть установлен порядок работы комиссии, ее состав и полномочия. Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов оформляется в рамках формирования учетной политики учреждения. Основные полномочия, которые могут быть возложены на комиссию, это:

1) отнесение объектов имущества к основным средствам, нематериальным активам, материальным запасам и определение категории особо ценного движимого имущества;

2) определение срока полезного использования поступающих в учреждение основных средств и нематериальных активов.

Решения комиссии принимаются с учетом:

  • ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
  • ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
  • нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта;
  • гарантийного срока использования объекта.

Операции, связанные с приобретением (изготовлением) объектов нефинансовых активов, следует отражать в разрезе статей, детализирующих группу 300 «Поступление нефинансовых активов». Отнесение материальных ценностей к соответствующей группе (основные средства или материальные запасы) — компетенция комиссии учреждения.

Что касается непосредственно материальных объектов, в ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359, такие виды основных фондов, как чехлы на автомобильные кресла, шторы, не поименованы. Но они вполне могут быть отнесены к коду 16 1721000 «Изделия текстильные швейные (кроме одежды)».

Определение кода объекта нефинансового актива по ОКОФ находится исключительно в компетенции комиссии.

Одним из аргументов, позволяющим комиссии отнести указанные объекты к коду 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», может быть продолжительность срока использования менее 12 месяцев.

Исходя из предназначения и порядка использования, определенных соответствующим решением учреждения, расходы на приобретение штор и чехлов могут быть отражены по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» или 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Таким образом, в зависимости от принятого комиссией решения, шторы из ситца, велюровые чехлы для автомобильных кресел учитываются на счете 101 06 «Производственный и хозяйственный инвентарь» или 105 06 «Прочие материальные запасы».

Решение комиссии об отнесении объекта имущества к основным средствам, нематериальным активам, материальным запасам осуществляется на основании Инструкции № 157н, приказа учреждения об учетной политике, иных нормативных правовых актов.

Отвечала Л. Ю. Симонова,

редактор-эксперт журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос: В казенном учреждении произвели замену моста в автомобиле. На какой счет необходимо оприходовать бывший в употреблении мост?

Ответ: Запасные части автомобиля учитываются казенным учреждением в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы — иное движимое имущество учреждения» (п. 21, 118 Инструкции № 157н).

Замена моста автомобиля в учете казенного учреждения оформляется записью:

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами».

Отвечала А. А. Комлева,

шеф-редактор журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос: В журнале № 7/2013 была статья про совместителей. Хотелось бы уточнить информацию. Доведение заработной платы до МРОТ производится внешним и внутренним совместителям?

Ответ: На основании статьи 282 Трудового кодекса совместительство представляет собой выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство).

Гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативно-правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, предоставляются лицам, работающим по совместительству, в полном объеме. Исключение составляют гарантии и компенсации лицам, совмещающим работу с получением образования, а также лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые предоставляются работникам только по основному месту работы (ст. 287 ТК РФ).

В соответствии со статьей 285 Трудового кодекса оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором.

Следовательно, оплата труда при работе по совместительству также должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, исчисленного пропорционально отработанному времени.

Отвечала Ю. С. Герасимова,

эксперт

Вопрос: Поступили деньги от сдачи металлолома по приносящей доход деятельности (бюджетное учреждение). На что их можно потратить?

Ответ: В соответствии с Законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — Закон № 89) пришедшие в негодность или утратившие потребительские свойства изделия, изготовленные из цветных и (или) черных металлов и их сплавов (или имеющие в составе части изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов), подлежат утилизации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 4 Закона № 89 право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались.

В соответствии со статьей 9 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) собственником имущества, находящегося в оперативном управлении у федерального бюджетного учреждения, является Российская Федерация.

Вместе с тем согласно пункту 3 статьи 298 Гражданского кодекса и пункту 10 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться только особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иную приносящую доход деятельность при условии, что такая деятельность предусмотрена в его учредительных документах (п. 4 ст. 9.2 и п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ). При этом доходы от операций по реализации имущества (в том числе от сдачи металлолома) относятся к доходам от иной приносящей доход деятельности бюджетного учреждения.

Согласно Инструкции № 157н, Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н, отходы в виде металлического лома не являются основными средствами и классифицируются как материальные запасы.

Следовательно, доходы от реализации металлолома поступают в самостоятельное распоряжение данного учреждения.

Обратите внимание! Согласно пункту 1 статьи 248, пункту 1 статьи 249 Налогового кодекса доход от реализации бюджетным учреждением металлолома, полученного при ликвидации основных средств, подлежит обложению налогом на прибыль. При этом доходы от реализации прочего (неамортизируемого) имущества, к которому относится металлолом, могут быть уменьшены на сумму расходов, связанных с его реализацией (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). В соответствии с налоговым законодательством обязанность по уплате налога должна быть исполнена бюджетным учреждением в установленном порядке по итогам налогового периода.

Отвечала С. Н. Иванцова,

консультант

Вопрос: Какими бухгалтерскими записями отразить приобретение, списание и внутреннее перемещение в учете основного средства (монитора)? За счет бюджетных средств учреждение приобрело компьютер стоимостью 30 000 руб., в том числе стоимость монитора — 10 000 руб., стоимость системного блока — 19 000 руб., стоимость клавиатуры — 1000 руб. При эксплуатации компьютера вышел из строя монитор, который был заменен другим, имеющимся на балансе учреждения, приобретенным в прошлых отчетных периодах за счет бюджетных средств. Стоимость нового монитора — 15 000 руб. Какими документами подтверждается каждая операция?

Ответ: В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 157н принятие к учету учреждением объектов основных средств, а также выбытие основных средств осуществляются на основании решения постоянно действующей в учреждении комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом) — Актом по форме, установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, Минфином России.

Замена монитора признается ремонтом объекта основных средств. Согласно Закону № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора утверждены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н). Формы первичных учетных документов, не содержащиеся в приказе № 173н, субъект учета утверждает в рамках сформированной учетной политики. Первичным учетным документом, содержащим информацию о замене монитора, может быть акт в произвольной форме, содержащий обязательные реквизиты в соответствии с требованиями статьи 9 Закона № 402-ФЗ.

Передача монитора, предназначенного для ремонта компьютера, оформляется Ведомостью выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210). Эта Ведомость служит и основанием для списания монитора с баланса учреждения при наличии документа, подтверждающего выполнение ремонтных работ.

Внимание! В Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) обязательно нужно отразить изменения комплектации объекта основных средств.

Операции по замене сломанного монитора в учете будут следующими:

Дебет 0 401 20 272
«Расходование материальных запасов»

Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения».

Кроме того, учреждение может реализовать неисправный монитор аффинажной организации для очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведения драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ. Операция, связанная с оприходованием пригодных к эксплуатации комплектующих частей замененного монитора либо самого монитора, предназначенного для передачи аффинажной организации, в бюджетном учете будет следующей:

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами».

Отвечала О. Б. Воробьева,

аудитор

Вопрос: Казенное учреждение — получатель бюджетных средств и администратор доходов (поступают штрафы за нарушение законодательства). В 2013 году возвратили дебиторскую задолженность ФСС по состоянию на 1 января 2013 года. Как правильно отразить в бюджетном учете перечисление в доход бюджета?

Ответ: Перечисление в доход бюджета дебиторской задолженности прошлых лет в учете казенного учреждения отражается записями:

Дебет 1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

Кредит 1 303 02 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

— поступление средств от ФСС в счет погашения задолженности;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»

Кредит 1 304 05 213
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по начислениям на выплаты по оплате труда»

— перечисление задолженности прошлых лет в доход бюджета.

Отвечала А. А. Комлева,

шеф-редактор журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос: Нужно ли относить на счет расходов авансовые платежи по земельному и транспортному налогу за 1-й, 2-й, 3-й кварталы года? Какими бухгалтерскими записями оформляется операция по уплате авансовых платежей по этим налогам?

Ответ: Согласно пункту 3 Инструкции № 157н бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций.

Начисление авансовых платежей по транспортному и земельному налогам в учете учреждения отражается записями:

Дебет 0 401 20 290
«Прочие расходы»

Кредит 0 303 05 730, 0 303 13 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», «Увеличение кредиторской задолженности по земельному налогу»

— начислены авансовые платежи по налогам;

Дебет 0 303 05 830, 0 303 13 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет», «Уменьшение кредиторской задолженности по земельному налогу»

Кредит 1 304 05 290, 0 201 11 610
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— перечисление авансовых платежей в бюджет.

Отвечала С. Н. Иванцова,

консультант

Вопрос: Казенное учреждение меняет подведомственность, то есть переходит от одного главного распорядителя средств бюджета к другому главному распорядителю в рамках одного уровня бюджета, кассовые расходы передаются полностью. В каком объеме казенное учреждение составляет отчетность на дату перехода от одного ГРБС к другому?

Ответ: Казенное учреждение составляет на дату изменения подведомственности промежуточную бухгалтерскую отчетность в объеме форм годовой бухгалтерской отчетности, установленных Минфином России для отчетности при реорганизации казенных учреждений, и представляет ее обоим ГРБС.

Отвечала Е. М. Шахова,

аудитор

Вопрос: Сельское поселение заключило соглашение с муниципальным районом о передаче денежных средств в бюджет района на софинансирование проекта по газификации. Какими проводками оформить это в учете?

Ответ: Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, являются межбюджетными трансфертами.

Передача сельским поселением денежных средств в бюджет района — межбюджетный трансферт. В учете учреждения операции по передаче денежных средств одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации отражаются в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н):

Дебет 1 206 51 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

Кредит 1 304 05 251
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

— перечислен авансовый платеж согласно соглашению на софинансирование проекта по газификации.

На день получения соответствующего отчета о расходах, произведенных в рамках проекта по газификации:

Дебет 1 302 51 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

Кредит 1 206 51 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансовым перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

— зачтена сумма авансовых платежей по предоставленным, согласно соглашению на софинансирование проекта по газификации, средствам;

Дебет 1 401 20 251
«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

Кредит 1 302 51 730
«Увеличение кредиторской задолженности по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

— отражены расходы, произведенные в рамках софинансирования проекта по газификации.

Отвечала Ю. Л. Анохина,

консультант

Вопрос: Какие документы необходимо представить в орган Федерального казначейства для произведения оплаты государственной пошлины за госрегистрацию договора аренды? (Какие документы-основания указывать в заявке на кассовый расход?)

Ответ: Порядок уплаты государственной пошлины установлен статьей 333.18 Налогового кодекса. Так, согласно указанной статье факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка или соответствующего территориального органа Федерального казначейства (иного органа, осуществляющего открытие и ведение счетов), в том числе производящего расчеты в электронной форме, о его исполнении.

Согласно статье 241.1 Бюджетного кодекса кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета.

При этом в соответствии со статьей 269.1 в полномочия Федерального казначейства (финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля входит в том числе контроль за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.

Такими документами могут быть, например, договор аренды и другие подтверждающие документы факта передачи (получения) в аренду площадей. При этом в заявке на кассовый расход указываются реквизиты документа-основания (в данном случае — реквизиты договора аренды).

Обратите внимание, что:

  • согласно пункту 3.9 статьи 2 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» расходы автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные автономными учреждениями в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса и учитываемые на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляются без представления ими в территориальные органы Федерального казначейства, финансовые органы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств;
  • согласно пункту 15 Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются средства, полученные бюджетными учреждениями в соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса, осуществляются без представления ими в территориальный орган Федерального казначейства, в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств.

Отвечала А. А. АНДРЕЕВА,

советник государственной гражданской службы

Российской Федерации 3 класса

Вопрос: Как перевести материальные запасы в основные средства? Мы казенное учреждение. На праве оперативного управления за нами закрепили имущество, числившееся ранее в казне. При этом в перечне передаваемого по акту имущества основные средства, такие как стол компьютерный и шкаф для одежды, отнесены к материальным запасам. Какими первичными документами оформить перевод данных материальных запасов в основные средства?

Ответ: В первую очередь следует обратить внимание, что объекты нефинансовых активов, переданные из казны в оперативное управление учреждения, отражаются в учете учреждения по той же категории нефинансовых активов, как они отражены в реестре государственной (муниципальной) казны (основные средства, материальные запасы).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (ст. 214 ГК РФ).

Порядок ведения бухгалтерского учета для организаций государственного сектора установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само­управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), для казенных учреждений — Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н).

При безвозмездной передаче имущества казны в казенное учреждение (закрепление на праве оперативного управления) казенное учреждение принимает его к бухгалтерскому (бюджетному) учету по стоимости, указанной в сопроводительных документах передающей стороны.

По объектам материальных основных фондов, составляющим государственную (муниципальную) казну, подлежащим амортизации, казенному учреждению необходимо произвести расчет амортизации.

Согласно пункту 94 Инструкции № 157н расчет и единовременное начисление суммы амортизации за период нахождения объекта в составе имущества государственной (муниципальной) казны осуществляется учреждением (правообладателем) при принятии к учету объекта по основанию закрепления за ним права оперативного управления, если иное не установлено правовым актом по бюджетному учету казны. При этом указанный расчет и единовременное начисление суммы амортизации осуществляются на основании данных о его первоначальной (балансовой, остаточной) стоимости, иной стоимости объекта, указанной в реестре государственной (муниципальной) казны, и срока нахождения в составе имущества казны в порядке, установленном пунктами 84–93 Инструкции № 157н.

При закреплении в оперативное управление имущества из казны того же уровня бюджета, в рамках движения имущества между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю, на основании соответствующего распоряжения, выписки из реестра указанные операции следует отразить бухгалтерскими записями:

получение основных средств

Дебет 1 101 ХХ 310
«Увеличение стоимости основных средств»

Кредит 1 304 04 310
«Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств»

— отражение первоначальной стоимости нефинансовых активов, полученных из государственной (муниципальной) казны;

Дебет 1 401 20 271
«Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»

Кредит 1 104 ХХ 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»

— единовременное начисление амортизации за период нахождения объекта в составе имущества казны;

получение материальных запасов

Дебет 1 105 ХХ 340
«Увеличение стоимости материальных запасов»

Кредит 1 304 04 340
«Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов»

— отражение стоимости материальных запасов, полученных из государственной (муниципальной) казны.

Обратите внимание! Имущество, полученное из казны по договору аренды или договору безвозмездного пользования без закрепления в оперативное управление, учитывается учреждением на забалансовом учете счета 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции № 157н, п. 152 Инструкции № 162н).

Отвечала А. А. АНДРЕЕВА,

советник государственной гражданской службы

Российской Федерации 3 класса

Вопрос: Муниципальным казенным учреждением культуры из закупленной ткани были сшиты сценические костюмы. Каким первичным учетным документом необходимо оформить принятие их к учету? Какими бухгалтерскими записями отразить данные операции?

Ответ: В соответствии с пунктом 25 Инструкции № 162н и приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению» (далее — Приказ № 173н) списание ткани, используемой при изготовлении сценических костюмов силами казенного учреждения, оформляется Актами о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Согласно нормам Инструкции № 157н (п. 99, 118) сценические костюмы подлежат учету в составе мягкого инвентаря на счете 0 105 35 000 «Мягкий инвентарь — иное движимое имущество учреждения». При передаче готовых сценических костюмов можно оформить Акт о приемке материалов (ф. 0315004) либо утвержденный в рамках формирования учетной политики акт, содержащий все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 7 Инструкции № 157н и пункте 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Записи в учете учреждения будут следующими:

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 1 208 34 660
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов»

— приобретение ткани сотрудником учреждения;

Дебет 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 1 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

— передача ткани на пошив сценических костюмов (внутреннее перемещение);

Дебет 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»

Кредит 1 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»

— списана ткань при изготовлении сценических костюмов;

Дебет 1 105 35 340
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря — иного движимого имущества учреждения»

Кредит 1 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»

— принятие к учету изготовленных сценических костюмов.

Отвечала О. Б. Воробьева,

аудитор

Вопрос: Уволившийся сотрудник бюджетного учреждения представил больничный лист. Пособие по нетрудоспособности было ошибочно начислено и выплачено в размере 100 % от среднего заработка вместо 60 %. Удержать разницу не представляется возможным. Виновным в причинении ущерба учреждению признан бухгалтер. Какими бухгалтерскими записями и документами отразить в учете бюджетного учреждения перерасчет пособия по нетрудоспособности, а также отнесение ущерба на виновное лицо и возмещение им ущерба в кассу учреждения?

Ответ: В соответствии со статьей 248 Трудового кодекса взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба. Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить его полностью или частично.

Бухгалтер, по вине которого допущена переплата, возмещает причиненный учреждению ущерб (ч. 1 ст. 238 ТК РФ).

Дебет 1 401 20 211
«Расходы по заработной плате»

Кредит 1 302 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате»

— отражение суммы переплаты пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств учреждения методом «красное сторно»;

Дебет 1 303 02 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

Кредит 1 302 13 730
«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»

— отражение суммы переплаты пособия по временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств ФСС РФ методом «красное сторно»;

Дебет 1 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

Кредит 1 302 11 730, 1 302 13 730
«Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате», «Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

— начисление задолженности виновного лица, допустившего ошибку при расчете пособия по временной нетрудоспособности;

Дебет 1 201 34 510
«Поступление средств в кассу учреждения»

Кредит 1 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»

— поступление в кассу учреждения суммы переплаты от виновного лица.

Отвечала А. А. Комлева,

шеф-редактор журнала

«Бюджетный учет»

Вопрос: Необходимо ли бюджетному учреждению (университету) при заключении договора с физическим лицом на выполнение услуг учитывать принцип одноименности товаров, услуг, работ, которые может выполнить, например, какое-либо юридическое лицо? Есть ли какие-то особые случаи, когда «одноименность» при заключении договора с физическими лицами учитывать не нужно?

Ответ: В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона № 94-ФЗ участником размещения заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. При этом статьей 11 Закона № 94-ФЗ установлен исчерпывающий перечень требований к участникам размещения заказов, в соответствии с которым не допускается устанавливать квалификационные требования к участникам размещения заказа. Таким образом, в качестве претендентов на получение заказа и юридическое и физическое лица имеют равные права. Договор с физическим лицом заключается аналогично договору с юридическим лицом с учетом одноименности товаров, услуг, работ.

Особые случаи, когда «одноименность» при заключении договора с физическими лицами учитывать не нужно, Законом № 94-ФЗ не указаны.

Отвечала Л. Ю. Симонова,

редактор-эксперт журнала

«Бюджетный учет»


Реклама