Актуальные вопросы ведения бюджетного учета
Рассмотрим вопросы ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию бюджетных и автономных учреждений, а также сверки и согласования отчетности, формируемой территориальными органами Федерального казначейства, финансовыми органами, участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями.
Н. Е. МАРКОВА, заместитель начальника отдела методического обеспечения бюджетного учета и отчетности кассового обслуживания бюджетов Управления бюджетного учета и отчетности Федерального казначейства
ДОПУСТИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОДОВ КОСГУ
Начнем с наиболее актуального вопроса о допустимости применения кодов КОСГУ при кассовом обслуживании бюджетных и автономных учреждений.
Территориальные органы Федерального казначейства неоднократно сталкиваются с ошибками в бюджетном учете и отчетности при кассовом обслуживании бюджетных и автономных учреждений, связанными с отражением на лицевых счетах учреждений операций по кодам КОСГУ, не применяемым в бюджетном учете при осуществлении кассового обслуживания указанных учреждений.
Наиболее часто плательщики указывают в 104 реквизите платежного документа, суммы по которому подлежат зачислению на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения, коды КОСГУ 110 «Налоговые доходы», 172 «Доходы от реализации активов», 160 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование».
Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), не предусмотрено отражение в бюджетном учете по кассовому обслуживанию бюджетных и автономных учреждений операций, содержащих указанные коды КОСГУ.
Кроме того, в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н), операции на счетах бюджетного учета, содержащие указанные коды КОСГУ, не включают в Отчет о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503155).
Для урегулирования вопросов применения кодов КОСГУ при осуществлении кассового обслуживания бюджетных и автономных учреждений и во избежание ошибок в бюджетном учете и бюджетной отчетности Федеральным казначейством в территориальные органы было направлено разъясняющее письмо от 2 августа 2013 г. № 42-7.4-05/2.2-470 о допустимости применения отдельных кодов классификации операций сектора государственного управления при осуществлении операций бюджетными и автономными учреждениями.
Так, разделом V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н, определен порядок применения КОСГУ при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и осуществлении операций государственными (муниципальными) бюджетными, автономными учреждениями.
Данным разделом Указаний подстатьи 172 «Доходы от реализации активов», 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» группы 100 «Доходы», статьи 270 «Расходы по операциям с активами» группы 200 «Расходы» не предусмотрены.
Кроме того, в связи с отсутствием у бюджетных и автономных учреждений полномочий по проведению отдельных операций недопустимым является применение ими следующих статей (подстатей) КОСГУ:
• 110 «Налоговые доходы»;
• 151 «Поступление от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»;
• 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»;
• 251 «Перечисление другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации».
В целях недопущения ошибочных бухгалтерских записей и наличия несоответствия контрольных соотношений в бюджетной отчетности по кассовому обслуживанию бюджетных и автономных учреждений Управлением бюджетного учета была инициирована доработка ППО АСФК в части осуществления автоматизированного контроля над недопустимостью применения указанных кодов КОСГУ.
В соответствии с пунктом 11 приказа Федерального казначейства от 29 октября 2010 г. № 16н «О порядке проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых выплат за счет средств бюджетных учреждений» (далее — Приказ № 16н) суммы возврата дебиторской задолженности, зачисленные на счет по учету средств клиентов на основании расчетных документов, в которых не указан или указан ошибочный код КОСГУ, отражаются на лицевом счете клиента (лицевом счете клиента для учета операций со средствами ОМС, отдельном лицевом счете клиента) по коду КОСГУ 180 «Прочие доходы».
Таким образом, при поступлении на счета 40501 (40601, 40701) платежных документов, суммы по которым подлежат зачислению на лицевой счет бюджетного (автономного) учреждения, в которых указаны коды бюджетной классификации, содержащие вышеперечисленные коды КОСГУ, в ППО АСФК будет осуществляться контроль, и в случае указания в 104 реквизите платежного документа вышеперечисленных кодов КОСГУ данные поступления будут зачислены на лицевой счет клиента как невыясненные с отнесением на код КОСГУ 180 «Прочие доходы» без права расходования для дальнейшего уточнения клиентом в установленном порядке.
Учитывая, что пунктом 6 Приказа № 16н определено, что орган Федерального казначейства принимает платежные документы к исполнению в случае выполнения ряда условий, одним из которых является условие, что указанные в платежном документе коды КОСГУ являются действующими на момент представления платежного документа, в ППО АСФК будет также реализован контроль над недопустимостью применения вышеперечисленных кодов КОСГУ при осуществлении санкционирования.
При направлении клиентом расчетных документов для осуществления кассовых выплат расчетные документы, содержащие недопустимые коды КОСГУ, приниматься к оплате не будут и клиенту будет направлен протокол с причинами отказа в приеме документа.
ПОРЯДОК ОТРАЖЕНИЯ В БЮДЖЕТНОМ УЧЕТЕ И БЮДЖЕТНОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОПЕРАЦИЙ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ ОСТАТКОВ
Приказ Минфина России от 8 июня 2012 г. № 76н «О перечислении остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета» определяет порядок перечисления остатков средств бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений) с соответствующих счетов территориальных органов Федерального казначейства, открытых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для отражения операций со средствами бюджетных и автономных учреждений субъектов Российской Федерации (муниципальных бюджетных и автономных учреждений), в бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты), а также их возврата на указанные счета.
При этом Минфин России в письме от 30 июля 2012 г. № 02-06-07/2969 указал перечень бухгалтерских записей данных операций.
В связи с возникающими вопросами Федеральное казначейство на основании письма Минфина России направило в адрес территориальных органов письмо от 13 июня 2013 г. № 42-7.4-05/2.2-352 с разъяснениями о порядке отражения в бюджетном учете и отчетности указанных операций в случае, если открытие и ведение лицевых счетов бюджетных и автономных учреждений осуществляются в органе Федерального казначейства и в финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования).
При осуществлении кассового обслуживания бюджетных (автономных) учреждений органами Федерального казначейства операции отражаются бухгалтерскими записями, приведенными на рисунке 1.
Рисунок 1
В Балансе по операциям кассового обслуживания бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503154) (далее — Отчет ф. 0503154) операции по перечислению средств и их возврату отражаются по коду строки 040 графы 4, в Отчете о кассовом поступлении и выбытии средств бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций (ф. 0503155) (далее — Отчет ф. 0503155) — по коду строки 826 графы 4. При междокументальном контроле осуществляется проверка сопоставимых показателей отчетов. При этом Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125) не формируется.
При осуществлении кассового обслуживания бюджетных (автономных) учреждений финансовым органом операции в органе Федерального казначейства отражаются в следующем порядке (рис. 2).
Рисунок 2
В Отчете ф. 0503154 указанные операции отражаются по коду строки 102 графы 4, в Отчете ф. 0503155 — по коду строки 010 графы 4 (в части поступлений), по коду строки 200 графы 4 (в части выбытий) в общей сумме поступлений и выбытий средств бюджетных (автономных) учреждений.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОТЧЕТНОСТИ
В связи с поступающими запросами территориальных органов Федерального казначейства и финансовых органов по субъектам Российской Федерации хотелось бы акцентировать внимание на порядке представления Отчетов по формам 0503154 и 0503155.
В соответствии с Инструкцией № 191н Баланс (ф. 0503154) и Отчет (ф. 0503155) представляются в финансовый орган бюджета, в рамках которого осуществляют свою деятельность главные администраторы средств бюджета, являющиеся учредителями бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций.
При этом представление данной отчетности главным распорядителям бюджетных средств, осуществляющим полномочия по предоставлению из соответствующего бюджета субсидии государственному (муниципальному) бюджетному, автономному учреждению, территориальными органами Федерального казначейства нецелесообразно, ввиду того что финансовый орган обладает полной информацией и может осуществить представление необходимой ГРБС информации самостоятельно.
СОГЛАСОВАНИЕ ОТЧЕТА ОБ ИСПОЛНЕНИИ УЧРЕЖДЕНИЕМ ПЛАНА ЕГО ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ф. 0503737) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА
В 2014 году органами Федерального казначейства, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетных и автономных учреждений, будет предоставляться новый сервис по сверке Отчета (ф. 0503737) с отчетами о состоянии лицевого счета учреждения.
При обращении бюджетных и автономных учреждений в органы Федерального казначейства по вопросу сверки Отчета (ф. 0503737) согласование Отчетов (ф. 0503737), представленных учреждениями, осуществляется путем сопоставления идентичных показателей, отраженных в Отчете (ф. 0503737), с отчетами о состоянии лицевого счета учреждения с учетом следующих особенностей.
Отчет (ф. 0503737) составляется бюджетным и автономным учреждением (обособленным подразделением) в разрезе видов финансового обеспечения (деятельности): собственные доходы учреждения (код вида — 2), субсидия на выполнение государственного (муниципального) задания (код вида — 4), субсидия на иные цели (код вида — 5), бюджетные инвестиции (код вида — 6), средства по обязательному медицинскому страхованию (код вида — 7).
При этом по виду финансового обеспечения (деятельности) — средства во временном распоряжении учреждения (код вида — 3) Отчет (ф. 0503737) не составляется.
Это следует учитывать при осуществлении сверки Отчета, поскольку на лицевом счете бюджетного учреждения с типом 20 в том числе отражаются операции со средствами во временном распоряжении.
Таким образом, в целях идентификации допустимых расхождений при сверке показателей вышеуказанных отчетов территориальным органам Федерального казначейства необходимо иметь информацию о поступлении и выбытии средств, поступивших во временное распоряжение бюджетного учреждения.
По бюджетным учреждениям
- сумма показателей Отчета (ф. 0503737) по видам финансового обеспечения «2» и «4» с лицевым счетом бюджетного учреждения (ф. 0531965) по виду деятельности «8»;
- сумма показателей Отчета (ф. 0503737) по видам финансового обеспечения «5» и «6» с отдельным лицевым счетом бюджетного учреждения (ф. 0531966) по виду деятельности «9»;
- сумма показателей Отчета (ф. 0503737) по видам финансового обеспечения «7» с лицевым счетом бюджетного учреждения для учета операций со средствами ОМС (ф. 0531965) по виду деятельности «7».
По автономным учреждениям
При согласовании Отчетов (ф. 0503737), представленных автономными учреждениями, сверка показателей Отчета (ф. 0503737) по видам финансового обеспечения «2» и «4» с лицевым счетом бюджетного учреждения (ф. 0531965) по виду деятельности «8» не производится. Автономное учреждение осуществляет учет операций по указанным видам финансового обеспечения по кодам КОСГУ, тогда так в органах Федерального казначейства операции осуществляются без указания кода КОСГУ.
По остальным видам деятельности Отчет (ф. 0503737) проверяется в порядке, аналогичном порядку сверки Отчета (ф. 0503737), указанному выше.
Показатели графы 4 «Утверждено плановых назначений», графы 6 «Исполнено плановых назначений через банковские счета», графы 7 «Исполнено плановых назначений через кассу банка», графы 8 «Исполнено плановых назначений некассовыми операциями», графы 9 «Исполнено итого» и графы 10 «Не исполнено плановых назначений» не сверяются органами Федерального казначейства.
Контрольные соотношения между показателями Отчетов об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737), Отчетов о состоянии лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0531965) и Отчетов о состоянии отдельного лицевого счета бюджетного (автономного) учреждения (ф. 0531966) направлены разработчикам для реализации функционала ППО АСФК и будут доведены до территориальных органов Федерального казначейства.
Кроме того, в соответствии с письмом Федерального казначейства от 29 июня 2009 г. № 42-7.4-05/2.6-374, определяющим порядок согласования Отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127), осуществляется доработка ППО АСФК в части проведения автоматизированной сверки и согласования указанного отчета.
При этом Отчет (ф. 0503127) планируется сверять как с соответствующими отчетами о состоянии лицевого счета, так и с бюджетной отчетностью. Так, Отчет (ф. 0503127), представленный получателем бюджетных средств, будет сверяться еще и с Отчетом о кассовых выбытиях средств федерального бюджета в разрезе получателей средств федерального бюджета (ф. 0521413).
Кроме того, в соответствии с изменениями, вносимыми в приказ Федерального казначейства от 27 декабря 2012 г. № 487 «Об особенностях формирования бюджетной отчетности по кассовому исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных учреждений, автономных учреждений и иных организаций территориальными органами Федерального казначейства», вводится новый Отчет о поступлениях в федеральный бюджет в разрезе администраторов доходов федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (ф. 0531340), который позволит производить сверку с Отчетами (ф. 0503127), формируемыми администраторами доходов и администраторами источников финансирования дефицита бюджета.
Также планируется реализовать сервис по автоматизированной сверке бюджетной отчетности по исполнению бюджета, формируемой финансовыми органами, с бюджетной отчетностью, формируемой органами Федерального казначейства, по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Так, Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503117) будет сверяться с Отчетом по поступлениям и выбытиям (ф. 0503151), Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда (ф. 0503317) — с Консолидированным отчетом о кассовых поступлениях и выбытиях (ф. 0503152). •