Имитаторы
У него в руках телефон (планшет, коммуникатор), рабочий стол завален кипами бумаг, монитор компьютера обклеен стикерами с напоминанием об очень срочных и важных делах. Он приходит пораньше и уходит попозже. На вопрос, как дела, закатывает глаза и издает подобие стона. По всему видно, что это бесценный сотрудник, запредельно загруженный работой. А может быть, это просто умелый имитатор?
Если труд сотрудника не приносит ожидаемого результата, то про него говорят: нефункционален. Но прежде чем так характеризовать человека, внимательно присмотритесь — может быть, это некомпетентность, присущая многим в начале трудового пути, на новом месте работы или в новом проекте. Некомпетентность — не беда. Ее можно ликвидировать. Старание, знания и практика превращают некомпетентного работника в специалиста и профессионала.
А вот человека, не приносящего результата своей деятельностью, можно считать нефункциональным, даже если он и обладает необходимыми знаниями и опытом. Нефункциональных сотрудников можно разделить на две группы: пассивные (планктон) и активные (имитаторы).
Для планктона главное — в общей массе сотрудников пережить еще один рабочий день. Нет идей, креатива, да и простого желания сделать что-то лучше. Перекладывать бумаги, делать ничего не значащий анализ всего подряд, рисовать никому не нужные графики и диаграммы. Если у кого-нибудь появляется идея, планктон тут же пытается ее обесценить. А то вдруг придется что-нибудь делать для ее осуществления. Мало того, что планктон умело саботирует и противостоит попыткам заставить себя работать, он еще имеет склонность к разрастанию. Если руководство подойдет к таким сотрудникам «с пониманием», то обречет свое подразделение (отдел или группу) на дальнейшее «опланктонивание». Поэтому для начальника не так много путей развития такой ситуации: стать планктоном, уволиться самому или разогнать серую массу нефункциональных работников. Для дела лучше применить третий вариант. Но еще лучше — не допускать возникновения такого положения вещей.
СИНДРОМ ИБД
Что за болезнь такая? Ответ прост: ИБД — имитация бурной деятельности. Сотрудники, которым присущ этот недуг, относятся к еще одной группе нефункционалов — имитаторам.
Первичные признаки синдрома таковы: сотрудник, занимающийся имитацией бурной деятельности, в первую очередь поддерживает имидж человека, очень занятого решением наиважнейших трудовых задач, и задач этих немалое количество. Таким образом, все его поступки направлены на то, чтобы показать начальству, что именно он выполняет львиную долю работы в коллективе. Причем не каждый желающий сможет стать успешным имитатором. Он должен быть в курсе всех событий, громко разговаривать по телефону, держать в руках бумаги, торопиться, давать всем советы. У него нет ни минуты свободного времени, хотя никто не знает, чем же конкретно он занят. И все это должны увидеть и оценить коллеги, а особенно руководство.
Настоящий имитатор продумывает даже свой внешний вид. Легкая небрежность в волосах или в одежде покажет окружающим, что сотруднику в водовороте срочных дел в зеркало на себя некогда посмотреть. Безупречный внешний вид, напротив, может навести работодателя на мысль, что сотрудник только и думает, что о внешности, а значит, не так внимателен к работе.
У обладателя синдрома ИБД есть еще одна особенность — особое рабочее место. Ведь оно может сказать о сотруднике намного больше, чем он сам. Правильное использование рабочего пространства поможет довести имитацию работы до совершенства. На столе имитатора всегда царит творческий хаос. От простого беспорядка он отличается тем, что дает окружающим возможность понять, что возник из-за переизбытка работы. Над столом могут быть наклеены стикеры с напоминанием о предстоящих делах. Помимо этого обычно на рабочем столе не бывает предметов, имеющих отношение к личной жизни (сувениров, растений, фотографий близких). Все должны видеть, что хозяин этого стола думает только о работе. А если у этого человека есть грамоты или фотография, где он запечатлен с руководством, то с вероятностью 90 процентов эти знаки успеха и признания появятся в зоне видимости.
Еще один аксессуар ИБД — дежурная папка с документами. Куда бы имитатор ни направлялся, даже на банальный перекур, его бумаги, как и постоянно занятой вид, всегда при нем. А некоторые, уходя вечером домой, берут с собой эти документы, стараясь сделать это демонстративно. Наутро снова приносят на службу, так и не прикоснувшись к ним. Но ведь дело не в бумагах — нужно, чтобы его «трудолюбие» заметили коллеги, а главное — руководство.
Присутствуя на планерках или совещаниях, да и просто в беседах, особенно в присутствии начальника, имитатор считает важным высказаться практически по каждому пункту, активно задает вопросы, выдвигает свои идеи по поводу происходящего и всячески создает впечатление, что ему небезразлична любая мелочь, относящаяся к производственному процессу. Такой работник выказывает явную заинтересованность проблемами учреждения, при этом ведет себя нервно и даже несколько импульсивно — так, как это делают уставшие от напряженной и долгой работы сотрудники. Даже при выполнении задания, требующего только усидчивости, он напоминает окружающим о своем существовании — задает непосредственному руководителю вопросы или выступает с предложениями по работе.
Часто рабочее время имитатора выходит за рамки установленных часов. Простой прием, с помощью которого у руководителя должно сложиться мнение о стремлении работника принести пользу делу, — прийти раньше других и уйти позже. Периодически симулянты задерживаются в офисе на 3–4 часа под предлогом завершения важных рабочих дел. А с развитием современных технологий можно использовать отправку сообщений в позднее время, выходные и праздники. Таким образом имитаторы заставляют думать, что отдают работе больше времени, чем их коллеги.
Встречаются ситуации, когда человеку, не обладающему необходимыми навыками и знаниями, удается занять место руководителя группы или отдела. Чтобы не показать своей некомпетентности и не лишиться должности, ему приходится становиться имитатором. Методы его работы не отличаются разнообразием. Обычно сотрудники отдела продолжают делать свою работу, как и делали ее до прихода такого начальника, а имитатор докладывает о выполнении заданий руководству.
ВИДЫ ИМИТАТОРОВ
Практически в каждом коллективе можно встретить представителей подобной категории сотрудников. Нередко коллеги принимают таких людей за трудоголиков, искренне преданных своему делу. Хотя цели у имитаторов схожие, по способам поведения их можно разделить на несколько типов, при этом главная характеристика — отсутствие реальных результатов работы — будет присуща всем типам.
Процессник
Такой сотрудник постоянно занят, причем исключительно своей работой. Тщательно изучает каждую мелочь, составляет планы, проекты, пишет письма, согласовывает задания, обдумывает возможные варианты. Он может долго рассуждать о том, что и как стоит сделать и почему сейчас сделать это невозможно. На теоретические выкладки уходит вся энергия и время, но все усилия, разговоры и мыслительный штурм результата не приносят.
Сотрудники этого типа мастерски имитируют высочайший уровень компетентности и умудряются на всех уровнях посеять неверие в возможность что-либо изменить. Руководство компании вынуждено мириться с хроническими «невозможностями» и потихоньку начинает верить, что это действительно невозможно.
Зачастую эти люди создают себе ореол незаменимых, и руководителю бывает очень трудно поверить в непродуктивность труда такого «специалиста». Но если на место теоретика-имитатора придет практик (который зачастую неспособен рассуждать столь же складно, как его предшественник) и сделает то, что не удавалось долгие годы, то сущность имитатора станет очевидной.
Как определить имитатора-процессника
Сотрудник хорошо разбирается в том, что делает. Он постоянно предлагает новые и новые варианты, планы усовершенствования и улучшения того процесса, которым занимается. Часто и подолгу рассуждает о проблемах, препятствующих достижению результатов. Но, несмотря на все «усилия», хронически не достигает результата.
Интриган
Представитель этого типа — хороший коммуникатор, непрерывно общается со всеми ключевыми сотрудниками компании. Результаты работы его не интересуют. Главная цель — достичь максимального собственного влияния внутри компании, быть всегда на виду у начальства. Интригану нужна личная власть. В результате деятельности имитатора-интригана часть сотрудников искренне верят в его благие намерения. Другая часть, которая понимает истинное положение дел, бывает не в состоянии противостоять ему. Интриган «прикрыт» со всех сторон очень правильными словами и доверием руководства. Его поведение провоцирует скандалы, разоблачения, кадровые перестановки и прочее. В итоге действительно функциональные люди начинают покидать компанию, что приводит к негативным последствиям для коллектива в целом.
Как диагностировать имитатора-интригана
В отношении такого человека всегда действуют двойные стандарты. Такие люди демонстративно лояльны и говорят не о том, что есть на самом деле, а о том, как должно быть. Они собирают вокруг себя планктон и нефункционал, а функциональные сотрудники, напротив, избегают таких компаний.
Правдолюбец
Основная черта этого типа имитаторов — высокая эмоциональность и демонстративность. Они «болеют за дело всей душой». Считают себя хранителями корпоративных традиций. Только они знают, «как правильно». Они видят все недостатки, громогласно их озвучивают и яростно с ними борются. Лучше всего этих людей описывает известная поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
Результат их деятельности — постоянное отвлечение коллег и руководителей от дела. Им очень важно проявлять себя в каждый конкретный момент, а на дело по сути наплевать. Дело и интересы компании — лишь повод для самовыражения. В отличие от интригана имитатор-правдолюбец чаще всего не преследует никаких конкретных эгоистических целей. Его задача — быть в центре внимания.
Как определить имитатора-правдолюбца
Повышенная эмоциональность при обсуждении проблем и любых рабочих моментов. Высокая степень эмоционального реагирования на проблемы и неумение сдерживать себя. Концентрация на поиске недостатков и критике в ущерб поиску решений и достижению результатов.
ЭТОМУ НИГДЕ НЕ УЧАТ
Не надо думать, что имитаторы априори хитрые ленивые люди. Конечно, среди них есть часть и таких представителей. Но часто имитаторы — продукт, созданный самой организацией (учреждением). Имитация активной трудовой деятельности особенно актуальна в крупных учреждениях, где порой бывает сложно отследить истинную эффективность каждого отдельного работника, а также есть большое количество дублирующих или лишних должностей. Попробуем выделить причины, способствующие возникновению имитаторов:
-
низкий уровень мотивации. Отсутствие стимула является для ряда сотрудников причиной не исполнять прямые профессиональные обязанности, а изображать сильную загруженность. А если сотрудник уверен, что результативная работа принесет ему материальное вознаграждение, откроет реальные перспективы карьерного роста, то причин имитировать деятельность у него нет;
-
неинтересная работа или несоответствие профессиональным предпочтениям. Если сотрудник занимается неинтересным для него делом или его профессионализм не соответствует должностным обязанностям, то он воспользуется любой возможностью, чтобы не заниматься неинтересной работой;
-
большое количество дополнительных нагрузок. Прямые обязанности сотрудника должны быть прописаны в должностных обязанностях. Но, как правило, в них есть пункт, указывающий, что работник обязан выполнять поручения руководства. Если за выполнение основной работы он получает заработную плату, то «добровольно-обязательные» дела обычно не оплачиваются. И такой загруженный сотрудник, оценив ситуацию, может принять решение имитировать выполнение и тех и других обязанностей;
-
несоответствие количества рабочего времени объему задач. Если сотрудник успевает все сделать за первую половину дня, то в оставшуюся его часть ему просто нечем заняться. Перелистывание или чтение журнала на рабочем месте чреваты выговором, штрафом или увольнением, а потратить эти часы, не попадаясь на глаза руководству, как-то необходимо. И здесь на помощь приходят дежурные папки с документами, лихорадочное отстукивание по компьютерной клавиатуре и другие уловки. Как правило, офисные имитаторы имеют не самую высокую мотивацию к эффективному труду, а их зарплата напрямую не зависит от объема выполненной работы;
-
излишняя бюрократизация в коллективе. Как показывает практика, нередко в компаниях появляются целые отделы, персонал которых занят показательной работой. Особенно это характерно для крупных учреждений с большим количеством бумажной отчетности — всевозможных промежуточных отчетов, докладных и объяснительных записок. Ненужные согласования даже малейшего движения с целым рядом лиц, а также ненужные планерки, летучки и совещания отбивают у сотрудников желание работать результативно.
КАК БОРОТЬСЯ
Во многих организациях научились бороться с имитаторами или даже не допускать их появления. Методы несложные:
-
повышение мотивации сотрудников. Премирование по результатам работы каждого сотрудника, а не всех сразу одним списком. Стимуляция в данном случае лучше всего борется с симуляцией;
-
четкая постановка задач с указанием ответственных лиц, сроков проведения работ и предполагаемым конечным результатом — непременно с фиксированными сроками исполнения и обязательным контролем. Если все установки будут закреплены в письменном виде, то вряд ли имитатор сможет найти для ничегонеделания удобную лазейку.
В учреждениях в приказе о премировании обычно указывается, что вознаграждения выплачиваются исходя из экономии по фонду оплаты труда. Чем больше вакансий в штатном расписании, тем ощутимее экономия и, соответственно, премиальный фонд. Но и работы, конечно, прибавится. И тут уже не до имитации.
В каждом коллективе найдутся свои методы решения проблемы. Но сначала проанализируйте поведение имитатора. Может быть, проблема устранится переводом сотрудника на должность, более соответствующую его личным качествам, или регулированием премирования. А может, наибольший эффект дадут четкие временные рамки, в которых работник должен будет достичь определенных показателей. Разумеется, это не должно походить на карательные санкции: личный план работ данного сотрудника не должен существенно отличаться от аналогичных планов его коллег.
Примерив к каждому из нас признаки синдрома ИБД, с уверенностью можно сказать, что каждый когда-нибудь (кто реже, кто чаще) бывает имитатором, потому что человек все-таки не механизм. Но главное — каждый сотрудник должен работать на результат. Пусть это будут вовремя отраженные данные, сформированные документы, в нужные сроки сданные отчеты. У каждого своя работа, свой участок. Помните — имитация труда одним человеком влечет повышение нагрузки на его коллег. •