Экспресс-анализ  исполнения бюджетов

Сегодня тема получения быстрой и качественной информации очень актуальна. Именно качество и быстрота получения данных являются определяющими факторами обоснованности принимаемого решения на любом уровне.

Информационно-аналитическая система Федерального казначейства (или ключевые показатели эффективности (КПЭ)) является одним из источников получения оперативной информации, так как в этой системе аккумулируется большой объем данных о состоянии общественных финансов.

Основными поставщиками данных в систему являются Федеральное казначейство и его территориальные органы (см. рис. 1).

Рисунок 1

 

Ежедневно зарегистрированные данные, характеризующие исполнение каждого из бюджетов бюджетной системы РФ, из учетных систем казначейств в структурированном виде выгружаются и направляются по системе электронного документооборота в Федеральное казначейство для загрузки в КПЭ.

В связи с этим одной из основных задач органов Федерального казначейства становится предоставление качественной, то есть своевременной и правдивой информации.

Решение вопроса качества поставляемой в КПЭ информации в казначействе

Передаваемая информация из учетных систем органов Федерального казначейства проходит контроль в два этапа.

1-й этап контроля — текущий контроль осуществляется после выгрузки информации в структурированном виде до отправки в ФК.

2-й этап контроля — последующий контроль осуществляется после интеграции данных в систему КПЭ.

Текущий контроль представляет собой сверку основных показателей структурированной информации с данными бюджетного и операционного учета казначейства в автоматизированном режиме.

Таким образом, ежедневно отчет КПЭ до отправки в Федеральное казначейство проходит автоматизированный интеллектуальный контроль данных.

Что представляет собой последующий контроль данных?

Это контроль правильности визуализации информации по основным базовым показателям непосредственно в системе КПЭ. То есть специалисты казначейства в системе КПЭ контролируют правильность отражения информации по основным базовым показателям для обеспечения гарантии достоверности визуализированной информации.

На основе ежедневно поступающих данных по каждому бюджету бюджетной системы РФ система КПЭ позволяет проводить:

  • оперативный мониторинг исполнения доходной части бюджетов с детализацией до бюджета отдельного поселения и сравнения с другими субъектами;

  • оперативный мониторинг кассового исполнения бюджетов с аналогичной детализацией и сравнением;

  • оперативный анализ объема заемных средств соответствующим бюджетом;

  • мониторинг показателей об операциях региональных и местных бюджетов по использованию денежных средств, имеющих целевое назначение, предоставленных из федерального бюджета;

  • оперативный анализ фактического дефицита или профицита бюджета с детализацией до бюджета поселения на заданный промежуток времени. 

Проведение оперативного мониторинга и анализа исполнения бюджетов осуществляется в разделе «Анализ данных», который содержит инструмент анализа и возможность визуализировать данные. В данном разделе представлены базовые показатели, доступные для анализа по выбранным аналитическим признакам (например, бюджет).

Ежедневно поступающие в систему КПЭ данные группируются по основным базовым показателям (рис. 2): 

  • исполнение доходной части бюджета;
  • исполнение расходной части бюджета;
  • кассовая позиция бюджета;
  • источники внутреннего финансирования дефицита бюджета;
  • межбюджетное регулирование.

Рисунок 2

 

 

Региональный аспект в информационно-аналитической системе ФК

Оперативный анализ бюджета региона включает:

1. Анализ исполнения доходной части бюджета

1.1. Оперативный анализ структуры поступлений (по статьям) в бюджет на выбранную дату. Анализ динамики поступлений.

1.2. Оперативный анализ структуры возвратов (по статьям) из бюджета на выбранную дату.

1.3. Возможность получения информации и проведения оперативного анализа в части общего объема поступлений по доходам с детализацией до бюджета сельского поселения на выбранную дату. Возможность сравнения с аналогичными данными предыдущих периодов и определения абсолютного отклонения.

1.4. Получение информации по поступлениям в региональные бюджеты по федеральным округам. Анализ динамики поступлений отражен на рисунке 3.

Рисунок 3

 

1.5. Процент исполнения бюджета по доходам на выбранную дату.

2. Анализ исполнения расходной части бюджета

2.1. Возможность получения оперативной информации об исполнении бюджета по расходам на выбранную дату в разрезе функциональной классификации расходов.

2.2. Оперативный сравнительный анализ исполнения бюджета в разрезе ФКР по отношению к предшествующему отчетному периоду. Определение абсолютного отклонения (рис. 4).

Рисунок 4

 

3. Кассовая позиция бюджетов

3.1. Получение информации о сумме остатков на счетах бюджетов.

3.2. Анализ наличия дефицита/профицита на заданную дату отражен на рисунке 5.

Рисунок 5

 

4. Анализ источников внутреннего финансирования дефицита бюджетов

4.1. Проведение анализа структуры полученных средств по источникам.

4.2. Получение оперативной информации по погашению задолженности.

4.3. Анализ объема заимствованных средств по отношению к предыдущим отчетным периодам. Определение абсолютного отклонения (рис. 6).

Рисунок 6

 

5. Межбюджетное регулирование

5.1. Получение оперативной информации о целевых средствах, полученных из федерального бюджета в разрезе кодов целей.

5.2. Получение информации об остатках целевых средств на начало года, полученных из федерального бюджета в разрезе муниципальных образований МО.

5.3. Получение информации об объеме кассовых расходов по целевым средствам бюджета МО.

5.4. Объем возвратов целевых средств прошлых лет.

5.5. Динамика поступлений целевых средств в разрезе федеральных округов и субъектов РФ по отношению к аналогичному периоду 2012 года.

Движение целевых средств в регионе можно проследить с детализацией распорядителя средств федерального бюджета.

КПЭ способна интегрировать из внешних источников дополнительную информацию, необходимую для проведения более детального анализа исполнения бюджетов бюджетной системы РФ.

Преимущества системы

1. Проведение анализа осуществляется на базе ежедневных данных проведенных операций каждого из бюджетов, поступающих в систему. Таким образом в системе КПЭ анализ возможно проводить в межотчетный период (на промежуточную дату). Аналогичные системы представляют возможный анализ только на отчетную дату, так как строятся на базе отчетности.

2. Наличие в системе информации по всем бюджетам субъекта с детализацией до сельского поселения на любую заданную дату.

3. Удобный для пользователя доступ к собранным в хранилище данным. Настройка рабочего стола.

4. Возможность визуализации информации в графическом виде (графики, диаграммы и т. д.).

5. Система позволяет формировать и анализировать контрольные показатели исполнения бюджетов. Возможность установки сигналов для ожидаемых событий.

6. Возможность быстро проводить сравнительный анализ между разными периодами, нормировать и ранжировать объекты и т. д. (рис. 7).

Рисунок 7

 

Ограничения КПЭ

1. Длительность сроков загрузки информации в КПЭ (задержка 3–4 дня).

2. Проведение анализа исполнения бюджетов регионального и местного бюджетов без детализации до полной бюджетной цепочки, так как в систему на сегодня не интегрируются справочники каждого бюджета. Визуализация строится на базе бюджетной классификации в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н.

В настоящее время активными пользователями системы являются федеральные органы исполнительной власти — Минфин России, Счетная палата РФ, Минэкономразвития России, Минрегион России, ФФОМС, Росстат, Федеральная таможенная служба, Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет РФ, Конституционный суд РФ, Федеральная служба судебных приставов и т. д.

В субъектах РФ — более 60 финансовых органов РФ; более 50 контрольно-счетных органов. В пяти федеральных округах — аппараты полномочных представителей Президента РФ.

Информационно-аналитическая система Федерального казначейства способна стать абсолютно новым механизмом получения оперативной и качественной информации, тем самым заменить устаревшие методы сбора и свода информации, стать современным и доступным инструментом проведения анализа данных исполнения бюджетов специалистами любого уровня. •


Реклама