Вопросы по бюджетному и бухгалтерскому учету

Учреждением было принято обязательство перед работником по начислению оплаты за не отработанные в календарном году дни отпуска. При этом при увольнении работника излишне выплаченная сумма денежных средств не была возмещена им учреждению. Как быть в данном случае?

Ответ: Согласно нормам Бюджетного кодекса, Закона № 402-ФЗ порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета государственными (муниципальными) учреждениями (организациями государственного сектора) регулируется Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), и Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н).

Согласно Инструкции № 157н операции по принятым учреждением обязательствам перед физическими лицами в части начисленных им сумм заработной платы, денежного довольствия, стипендиям, пенсиям, пособиям, иным выплатам, в том числе социальным, являются объектами бюджетного учета.

Вместе с тем перечень ограничений удержаний из заработной платы работника установлен статьей 137 Трудового кодекса. Абзацем 5 части 2 статьи 137 Трудового кодекса определено, что удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск за неотработанные дни отпуска.

При этом удержания за указанные дни не производятся в случае:

  • отказа работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствия у работодателя соответствующей работы (п. 8 ст. 77 ТК РФ);

  • расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата работников организации (п. 1, 2 ст. 81 ТК РФ);

  • смены собственника имущества организации (в отношении руководителя организации, его заместителей и главного бухгалтера) (п. 4 ст. 81 ТК РФ);

  • прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, — призыв работника на военную службу или направление его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу; восстановление на работе работника, ранее выполнявшего эту работу, по решению государственной инспекции труда или суда; признание работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; смерть работника либо работодателя — физического лица, а также признание судом работника либо работодателя — физического лица умершим или безвестно отсутствующим; наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (военные действия, катастрофа, стихийное бедствие, крупная авария, эпидемия и другие чрезвычайные обстоятельства), если данное обстоятельство признано решением Правительства Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (пункты 1, 2, 5, 6, 7 ст. 83 ТК РФ).

 

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права), может быть с него взыскана в случае счетной ошибки (абз. 1 ч. 4 ст. 137 ТК РФ).

В случае увольнения сотрудника и прекращения с ним трудовых отношений излишне выплаченная сумма денежных средств может быть возмещена работником только в добровольном порядке либо путем обращения учреждения (работодателя) в суд.

В случае обнаружения ошибок, отраженных в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера исправление указанных ошибок производится согласно нормам Инструкции № 157н (п. 18).

Операции по задолженности работника (перед учреждением по излишне выплаченным суммам за не отработанные в календарном году дни отпуска), трудовые отношения с которым прекращены (в том числе в случае увольнения), отражаются согласно Инструкции № 162н в бюджетном учете субъекта учета (казенного учреждения) на счете 1 205 81 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов».

Возмещение затрат государства (дебиторской задолженности прошлых лет) путем:

  • внесения наличных денежных средств осуществляется согласно Положению Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее — Порядок № 353-П);
  • безналичного перечисления денежных средств — согласно порядку возврата дебиторской задолженности прошлых лет, утвержденному приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н «О порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов».

Внимание! Мероприятия по принятию учреждением мер по возмещению затрат государства, (излишне выплаченным денежным суммам за неотработанные дни отпуска) целесообразно осуществлять до увольнения работника.

Отвечала С. О. Путютина, методолог

Можно ли оформлять путевой лист на срок более одного дня?

Ответ: Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов содержатся в приказе Минтранса России от 18 сентября 2008 г. № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее — Приказ № 152).

Согласно пункту 10 Приказа № 152 путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца.

Вместе с тем, учитывая нормы Трудового кодекса, предусматривающие, что работники, состоящие в трудовых отношениях с работодателем, могут направляться в служебные командировки на срок, определенный работодателем, таким работникам возможно оформление путевого листа на срок, равный сроку служебной командировки.

Отвечала С. О. Путютина, методолог

В соответствии со статьей 10 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и статьей 4 Закона № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» каждое учреждение, эксплуатирующее опасные производственные объекты, обязано иметь сформированный резерв финансовых средств для локализации и ликвидации последствий аварий. При этом формирующие резервы финансовые средства должны постоянно находиться на счетах организаций и могут быть освоены только в случае аварии. Согласно Бюджетному кодексу неиспользованные остатки бюджетных средств не позднее двух рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению на единый счет бюджета. Как быть с финансовым обеспечением мероприятий по устранению последствий аварий в период с 1 по 8 января?

Ответ: На основании пункта 4 статьи 242 Бюджетного кодекса не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета.

Согласно статье 10 Закона № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона № 68-ФЗ одной из основных задач единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

При этом место нахождения формирующих указанный резерв финансовых средств законодательством не установлено.

В случае необходимости финансового обеспечения мероприятий по ликвидации последствий аварии на период с 1 по 8 января учреждению необходимо установить лимит наличных денег в кассе учреждения (кассовой наличности).

Пунктом 1.2 главы 1 Порядка № 373-П установлено, что для ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица.

Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

На 1 января 2012 года образовалась просроченная кредиторская задолженность по КФО 4, которую и оплатили в 2013 году с КФО 4. Позже нам выделили средства по КФО 5 и присылают мемориальный ордер на перенос с КФО 5 на КФО 4 денежных средств. Какие сделать бухгалтерские записи в этом случае?

Ответ: Раздельный учет операций по видам деятельности (видам финансового обеспечения) учреждение обеспечивает самостоятельно на счетах бухгалтерского учета по соответствующему коду согласно пункту 21 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н. При этом по коду 4 отражаются субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, а по коду 5 — субсидии на иные цели.

Когда часть средств субсидии, выделенной учреждению на выполнение госзадания, была израсходована им не по назначению, а субсидии на эти цели поступили учреждению на расчетный счет позже, необходимо восстановить кассовый расход по одному виду деятельности и отразить его на другом.

В соответствии с Инструкцией № 157н, Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, в указанном случае делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 4 201 00 000
«Денежные средства учреждения»
— оплачена за счет средств субсидии на выполнение госзадания кредиторская задолженность, принятая в рамках целевой субсидии (увеличение дебиторской задолженности по предстоящему восстановлению средств);

Дебет 5 302 00 000
«Обязательства»
Кредит 5 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
— начислена кредиторская задолженность по восстановлению средств субсидии на выполнение госзадания за счет целевой субсидии;

Дебет 5 201 00 000
«Денежные средства учреждения»
Кредит 5 205 80 000
«Расчеты по прочим доходам»
— поступили средства целевой субсидии на расчетный счет;

Дебет 5 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
Кредит 5 201 00 000
«Денежные средства учреждения»
— исполнено денежное обязательство за счет целевой субсидии по восстановлению средств субсидии на выполнение госзадания;

Дебет 4 201 00 000
«Денежные средства учреждения»
Кредит 4 304 06 000
«Расчеты с прочими кредиторами»
— уменьшена дебиторская задолженность в сумме восстановленных средств.

Отвечала А. А. АНДРЕЕВА, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Казенным учреждением в 2013 году представлена корректирующая декларация по налогу на имущество за 2012 год. Налоговая инспекция приняла решение о возврате средств. Нужно ли эти средства зачислять на лицевой счет учреждения или можно сразу зачислить в доход бюджета? И как это отразить в бухгалтерском учете при зачислении средств на счет учреждения?

Ответ: В соответствии с пунктом 2.5.6. Порядка № 8н суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет подлежат перечислению в установленном порядке дебитором получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) на счет 40101 для перечисления в доход соответствующего бюджета.

В случае если суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет поступили на счета 40105, 40201, 40204, минуя счет 40101, то не позднее пяти рабочих дней со дня отражения соответствующих сумм на лицевом счете получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета) указанные суммы подлежат перечислению в установленном порядке получателем бюджетных средств (администратором источников финансирования дефицита бюджета) в доход соответствующего бюджета.

При зачислении на счет учреждения необходимо обратить внимание на тот факт, является учреждение администратором доходов или нет.

Рассмотрим соответствующие операции в учете казенного учреждения:

Дебет 1 401 20 290
«Прочие расходы»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— отражение излишне исчисленного налога способом «красное сторно»;

Дебет 1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— поступление на счет учреждения налога на имущество.

Далее операции будут следующими:

учреждение — администратор доходов бюджета

Дебет 1 210 02 180
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет прочим доходам»
Кредит 1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим расходам»
— перечисление возвращенного налога на имущество в доход бюджета;

учреждение — не администратор доходов бюджета

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 290
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
— перечисление возвращенного налога на имущество в доход бюджета;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— поступление возвращенного налога на имущество в доход бюджета.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Возврат ошибочно перечисленной в 2012 году суммы поставщику по приносящей доход деятельности. Подскажите проводки по возврату, оплате, а также на закрытие задолженности поставщика, которому были перечислены средства.

Ответ: Возврат ошибочно перечисленной в 2012 году суммы поставщику по приносящей доход деятельности и оплата поставщику в 2013 году в учете бюджетного учреждения отражаются следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 2 201 11 560
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 2 206 001 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по авансам»
— поступление суммы возврата дебиторской задолженности прошлых лет на лицевой счет учреждения в органе казначейства с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 2 206 001 560
«Увеличение дебиторской задолженности по авансам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислено поставщику.

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Какими бухгалтерскими записями отражается перевод материальных запасов в основные средства?

Ответ: Перевод материальных запасов в основные средства должен быть отражен в специально оформленном первичном учетном документе — Справке (ф. 0504833). Такая Справка обязательно должна содержать:

  • информацию по обоснованию внесения исправлений;
  • наименование и номер исправляемого журнала операций (при наличии);
  • период, за который составлен исправляемый журнал операций.

На основании Справки (ф. 0504833) в бухгалтерском учете делают записи:

Дебет 0 105 ХХ 340
«Увеличение стоимости материальных запасов»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы»
— методом «красное сторно» уменьшена стоимость материальных запасов;

Дебет 0 106 3Х 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 401 10 180
«Прочие доходы»
— формирование стоимости объекта основных средств;

Дебет 0 101 3Х 310
«Увеличение стоимости основных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 3Х 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— принятие к бюджетному учету объекта основных средств.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

К какому коду ОКОФ относится пляжный зонт?

Ответ: Пляжный зонт не поименован в перечне основных фондов, приведенном в «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее — Постановление № 359). Если комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов приняла решение учесть пляжный зонт как объект основного средства, то вправе применить код ОКОФ 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Как произвести списание картриджей в казенном учреждении?

Ответ: В соответствии с Инструкцией № 162н при выдаче картриджей в эксплуатацию в казенном учреждении оформляются Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210), Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230). В бухгалтерском учете делаются записи:

Дебет 0 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 0 105 XX 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— списаны при выдаче в эксплуатацию картриджи.

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Какой код ОКОФ следует применить при постановке на бюджетный учет элементов детской игровой площадки, установленных на индивидуальных фундаментах?

Ответ: При рассмотрении комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной в учреждении на постоянной основе, полученных результатов работ по благо­устройству (в частности, устройства детской площадки) в целях принятия решения о необходимости отнесения указанных результатов (расходов) к нефинансовым активам (капитальным вложениям), следует исходить из назначения (характеристик) объекта с учетом положений, предусмотренных СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», утвержденных постановлением Госстроя СССР от 25 сентября 1975 г. № 158.

При этом в разделе 2 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 г. № 613 (далее — Методические рекомендации), дано подробное описание элементов благоустройства территории с требованиями, предъявляемыми к их изготовлению, установке и эксплуатации.

Согласно пункту 2.12.7 обязательный перечень элементов благоустройства территории на детской площадке обычно включает: мягкие виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с газоном, озеленение, игровое оборудование, скамьи и урны, осветительное оборудование. Места установки скамеек рекомендуется оборудовать твердыми видами покрытия или фундаментом согласно пункту 2.6.4.1 настоящих Методических рекомендаций.

Наиболее приемлемыми являются следующие виды:

код 16 3612254 — «Наборы мебели для детских игровых площадок», если приобретенные элементы детской игровой площадки соответствуют этому понятию, или код 19 0009000 «Прочие материальные основные фонды, не указанные в других группировках».

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

В каком размере должна производиться оплата работы учителю в образовательном учреждении, если он замещает отсутствующего коллегу?

Ответ: Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставку заработной платы) установлена приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (далее — Приказ № 2075).

Согласно пункту 3 примечаний к Приказу № 2075 за преподавательскую (педагогическую) работу, выполняемую с согласия педагогических работников сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, производится дополнительная оплата соответственно получаемой ставке заработной платы в одинарном размере.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Какими бухгалтерскими операциями в учете следует отра­зить возврат алиментов на лицевой счет казенного учреждения, которые были перечислены алиментополучателю в прошлом и текущем финансовых годах и возвращены обратно по причине неверно указанных реквизитов получателя?

Ответ: Возврат алиментов прошлого и текущего финансового года на лицевой счет казенного учреждения отражается бухгалтерской записью:

Дебет 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
Кредит 1 304 13 730
«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда».

Далее бухгалтерские записи зависят от того, в каком году были перечислены алименты: в текущем или прошлом.

Если перечислены в текущем году, то данные средства отражают как восстановление кассовых расходов, и учреждение может направить возвращенные денежные средства по тому же коду КОСГУ.

Если перечисление алиментов было произведено в предыдущем году, то поступившие денежные средства отражаются как дебиторская задолженность прошлых лет, и их необходимо перечислить в доход бюджета. В зависимости от того, является учреждение администратором доходов, осуществляющим отдельные полномочия по администрированию кассовых поступлений, или наделено только полномочиями получателя бюджетных средств, записи в учете будут следующими:

учреждение — администратор доходов:

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
— перечисление суммы поступивших алиментов в доход бюджета;

учреждение — получатель бюджетных средств (не администратор доходов):

Дебет 1 303 05 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
Кредит 1 304 05 211
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по заработной плате»
— перечисление суммы поступивших алиментов, перечисленных в прошлом году, в доход бюджета;

Дебет 1 210 02 130
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от оказания платных услуг»
Кредит 1 303 05 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет»
— поступление суммы алиментов, перечисленных в прошлом году, в доход бюджета.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Сотрудник бюджетного учреждения представил авансовый отчет по командировочным расходам и приложил к нему электронный авиабилет на бумажном носителе. При этом в маршрутной квитанции в разделе «Плательщик» указаны имя и фамилия его жены. По словам сотрудника, оплату электронного авиабилета он произвел с банковской карты своей жены. Можно ли данный билет принять в качестве документа, подтверждающего проездные расходы сотрудника? Должен ли сотрудник предоставить выписку из банка для подтверждения оплаты авиабилета?

Ответ: Регулирование трудовых отношений между работником и работодателем по обязанности возмещения работнику расходов по проезду, найму жилого помещения, суточных, а также иных расходов, произведенных работником с разрешения или ведома работодателя, в случае направления работника в служебную командировку, а также порядок отражения указанных расходов в бухгалтерском учете с 1 января 2013 года регулируются частью 1 статьи 168 Трудового кодекса, Законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ).

В соответствии с пунктом 2 приказа Минтранса России от 8 ноября 2006 г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

В случае если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, а также посадочный талон, подтверждающий перелет лица, имеющего право на компенсацию, по указанному в электронном авиабилете маршруту, и документы, подтверждающие оплату работником электронного билета, в том числе третьим лицом по поручению и за счет работника.

В силу норм Закона № 402-ФЗ и положений Инструкции № 157н все хозяйственные операции, проводимые учреждением, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они оформлены в соответствии с требованиями законодательства и содержат обязательные реквизиты.

Таким образом, возмещение учреждением работнику расходов, произведенных супругом (супругой), допустимо при наличии решения руководителя учреждения, принятого в пределах его полномочий.

При этом в составе пакета документов, подтверждающих обоснованность расходов, произведенных безналично супругом (супругой), необходимо представить документы, позволяющие однозначно установить, что расходы были произведены супругом (супругой) за счет их имущества, нажитого во время брака, являющегося совместной собственностью (личное заявление работника, личное заявление супруга (супруги), копия брачного контракта, при его наличии, выписка с банковского договора (счета) о движении денежных средств супруга (супруги) и т. д.).

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Какими бухгалтерскими записями в бюджетном учреждении отразить приобретение спецодежды за счет средств ФСС?

Ответ: Учет в бюджетном учреждении ведется в соответствии с положениями Инструкции № 174н.

Для учета специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, приобретенных в рамках предупредительных мер по сокращению производственного травматизма за счет средств ФСС РФ, учреждение вправе ввести дополнительный забалансовый счет, предназначенный для учета указанных материальных ценностей в полном объеме (абз. 3 п. 332 Инструкции № 157н). В указанном случае в целях обеспечения управленческого учета целесообразно ввести забалансовый счет для учета материальных ценностей, приобретенных за счет средств ФСС РФ.

Например, в целях обеспечения управленческого учета целесо­образно ввести забалансовый счет 27 «Спецодежда, приобретенная за счет средств ФСС РФ». Порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетного учреждения таких операций необходимо закрепить в учетной политике учреждения.

Руководствуясь Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденными приказом Минфина России от 21 декабря 2012 г. № 171н (далее — Указания № 171н), расходы на обеспечение мер, направленных на сокращение производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников (приобретение спецодежды), в счет начисляемых страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражают по подстатье 213 «Начисления на выплаты по оплате труда».

Бухгалтерские записи при приобретении спецодежды за счет средств ФСС в соответствии с Инструкцией № 174н будут следующими:

Дебет 4 401 20 213, 4 109 60 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда», «Затраты на начисления на выплаты по оплате труда в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 4 303 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
— начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве;

Дебет 4 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (за минусом суммы на приобретение спецодежды) с одновременным уменьшением по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 4 303 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
Кредит 4 302 13 730
«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
— начисление финансирования предупредительных мероприятий;

Дебет 4 302 13 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислено поставщику за спецодежду с одновременным уменьшением по забалансовому счету 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Отвечала С. Н. Иванцова, консультант

Бюджетное учреждение приобрело по договору право на использование программного обеспечения (неисключительное право). Какие бухгалтерские записи нужно сделать?

Ответ: В соответствии с пунктом 302 Инструкции № 157н, пунктом 159 Инструкции № 174н расходы на приобретение неисключительных прав на использование программного обеспечения в течение нескольких отчетных периодов учитываются на счете 4 401 50 226 «Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги». Записи в учете будут следующими:

Дебет 4 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
Кредит 4 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— принятие к учету расходов на приобретение неисключительных прав пользования программой с одновременным отражением на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной в лицензионном договоре;

Дебет 4 401 20 226
«Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит 4 401 50 226
«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»
— списание расходов будущих периодов на финансовый результат текущего года в течение срока действия неисключительной лицензии.

Согласно Указаниям № 171н расходы на приобретение неисключительных лицензионных прав на программное обеспечение следует отражать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги».

Бухгалтерские записи в учете бюджетного учреждения будут следующими:

Дебет 4 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечисление бюджетным учреждением платежа за право использования программного продукта с одновременным отражением по уменьшению забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения».

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

У казенного учреждения (ПБС) есть на балансе автомобиль. Ранее учреждение было освобождено от уплаты транспортного налога и уплачивало налог на имущество, в том числе на указанный автомобиль. С 2013 года у учреждения нет льготы по транспортному налогу (отменена льгота). Подскажите, необходимо ли начислять налог на имущество на сумму стоимости автомобиля? Не получится ли задвоение уплаты налогов?

Ответ: В соответствии с подпунктом 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса с 1 января 2013 года не облагается налогом на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с указанной даты (Закон от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ).

Напомним, что ранее вопрос об обложении имущества одновременно налогом на имущество организаций и транспортным налогом был проблемным. Эта ситуация стала предметом рассмотрения Конституционным судом РФ, который в Определении от 14 декабря 2004 г. № 451-О указал на правомерность взимания двух налогов в отношении транспортного средства. Суд отметил, что двойного налогообложения в данном случае не возникает, так как объект и налоговая база у каждого налога установлены на основании различных характеристик. Теперь этот вопрос решен в пользу налогоплательщика.

В силу указанной нормы Налогового кодекса налогом на имущество не облагается в том числе бывшее в эксплуатации основное средство, приобретенное по договору купли-продажи. Такое мнение высказал Минфин России в письмах от 11 марта 2013 г. № 03-05-05-01/7108, от 7 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/2767, № 03-05-05-01/2766, от 5 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/2422.

Вместе с тем при рассмотрении вопроса о возможности применения подпункта 8 пункта 4 статьи 374 Налогового кодекса в отношении движимого имущества, принятого на учет до 1 января 2013 года, в части затрат на его модернизацию (реконструкцию), произведенную в текущем году, финансовое ведомство указало, что в данном случае организация не вправе применять освобождение от обложения налогом на имущество. Затраты на модернизацию (реконструкцию) объекта после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость основного средства (письмо Минфина России от 1 марта 2013 г. № 03-05-05-01/6096).

Следовательно, если автомобиль приобретен до 1 января 2013 года, то платить придется оба налога — транспортный налог и налог на имущество. Если автомобиль приобретен после 1 января 2013 года, то только транспортный налог.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Подскажите, пожалуйста, главный бухгалтер централизованной бухгалтерии совмещает 0,5 ставки бухгалтера 1 категории. Правомерно ли это совмещение? И положена ли главному бухгалтеру плата за совмещение?

Ответ: В случае совмещения должностей применяются нормы статей 60.2 и 151 Трудового кодекса. Статья 60.2 устанавливает правила привлечения работника наряду с работой, определенной трудовым договором, к выполнению дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены).

Статьей 151 Трудового кодекса определено, что при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата. Размер доплаты за совмещение должностей устанавливается по соглашению сторон служебного контракта с учетом содержания и объема дополнительной работы и оформляется соответствующим правовым актом.

С главным бухгалтером может быть заключен второй трудовой договор на работу на условиях внутреннего совместительства. Должностные обязанности как главного, так и бухгалтера 1 категории должны быть определены в локальных документах организации.

Отвечала С. Н. Иванцова, консультант

Бюджетное учреждение приобрело ткань, тесьму по КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». На каком счете бухгалтерского учета следует учитывать штору, изготовленную собственными силами из ткани и тесьмы? Какими бухгалтерскими записями отразить указанные операции?

Ответ: Согласно пункту 23 объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной (фактической) стоимости.

Первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством Российской Федерации).

Все затраты, формирующие фактическую стоимость шторы, учитывают на счете 0 106 31 310 «Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения».

Приобретение ткани, тесьмы и принятие к учету шторы отражается бухгалтерскими записями:

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 208 34 660, 0 302 34 730
«Уменьшение дебиторской задолженности подотчетных лиц по приобретению материальных запасов», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— приобретение ткани и тесьмы для пошива шторы;

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества»
Кредит 0 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
— формирование стоимости шторы;

Дебет 0 101 36 310
«Увеличение производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества»
Кредит 0 106 31 310
«Увеличение производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества»
— принятие шторы к учету.

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Как отразить в учете компенсационные выплаты на оздоровление сотрудников?

Ответ: Бухгалтерские записи по учету компенсационных выплат на оздоровление сотрудников будут следующими:

Дебет 0 401 20 212
«Расходы по прочим выплатам»
Кредит 0 302 12 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим выплатам»
— начислены компенсационные выплаты сотрудникам;

Дебет 0 402 20 213
«Расходы на начисления на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 303 02 730, 0 303 06 730, 0 303 07 730, 0 303 10 730, 0 303 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС», «Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»
— начислены страховые взносы на компенсационные выплаты;

Дебет 0 302 12 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим выплатам»
Кредит 0 304 03 730
«Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
— отражены суммы, подлежащие перечислению сотрудникам;

Дебет 0 304 03 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»
Кредит 0 304 05 212, 0 201 11 610
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим выплатам», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— перечислена компенсация на банковскую карту.

Отвечала А. А. Кучеренко, консультант

Просим разъяснить порядок отражения на счетах бюджетного учета операций по перечислению в доход федерального бюджета сумм процентов, начисленных кредитным учреждением по счету 40106 «Средства федерального бюджета, выделенные государственным организациям в иностранной валюте»?

Ответ: В соответствии с пунктом 2.8.3 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядка осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденного приказом Федерального казначейства от 10 октября 2008 г. № 8н (далее — Порядок № 8н), суммы процентов, начисленные на остатки средств в иностранной валюте на счетах 40106 по операциям по перечислению иностранной валюты и на счетах 40106 по операциям по обеспечению иностранной валютой, подлежат конвертации главным администратором (администратором) источников финансирования дефицита федерального бюджета или главным распорядителем (получателем) средств федерального бюджета в валюту Российской Федерации и зачислению на счет 40101 для перечисления в доход федерального бюджета.

Данные операции отражаются записями:

Дебет 1 205 21 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
Кредит 1 401 10 120
«Доходы от собственности»
— начислены проценты на основании договора банковского счета;

Дебет 1 201 27 510
«Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации»
Кредит 1 205 21 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от собственности»
— зачислены денежные средства на валютный счет с одновременным отражением по увеличению забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 201 27 510
«Поступления денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации»
Кредит 1 401 10 171
«Доходы от переоценки активов»
— отражена положительная курсовая разница с одновременным отражением по увеличению забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

либо:

Дебет 1 401 10 171
«Доходы от переоценки активов»
Кредит 1 201 27 610
«Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации»
— отражена отрицательная курсовая разница на дату перечисления средств с валютного счета с одновременным отражением по уменьшению забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 201 13 510, 1 201 23 510
«Поступления денежных средств учреждения в пути в органе казначейства», «Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»
Кредит 1 201 27 610
«Выбытия денежных средств учреждения в иностранной валюте на счет в кредитной организации»
— перечислены денежные средства в доход бюджета с валютного счета с одновременным отражением по забалансовому счету 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 210 02 120
«Расчеты с финансовым органом по поступившим в бюджет доходам от собственности»
Кредит 1 201 13 610, 1 201 23 610
«Выбытия денежных средств учреждения в пути в органе казначейства», «Выбытия денежных средств учреждения в пути в кредитной организации»
— зачислены денежные средства в доход бюджета с одновременным отражением по уменьшению забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

Дебет 1 201 13 510, 1 201 23 510
«Поступления денежных средств учреждения в пути в органе казначейства», «Поступления денежных средств учреждения в кредитной организации в пути»
Кредит 1 401 10 171
«Доходы от переоценки активов»
— отражение положительной курсовой разницы на дату зачисления средств с одновременным отражением по увеличению забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения»;

либо:

Дебет 1 401 10 171
«Доходы от переоценки активов»
Кредит 1 201 13 610, 1 201 23 610
«Выбытия денежных средств учреждения в пути в органе казначейства», «Выбытия денежных средств учреждения в пути в кредитной организации»
— отражение отрицательной курсовой разницы на дату зачисления средств с одновременным отражением по уменьшению забалансового счета 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

К какой категории (иное или особо ценное имущество) отнести бензиновые электроагрегаты, закупленные по целевой субсидии? Стоимость одного из них — 61 тыс. руб., другого — 31 тыс. руб.

Ответ: Порядок включения имущества в перечень особо ценного движимого имущества для автономных или бюджетных учреждений установлен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538). В Постановлении № 538 определен стоимостной критерий балансовой стоимости этого имущества, а также случаи, когда стоимостной критерий балансовой стоимости имущества для отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу может не учитываться.

Первоочередной задачей является определение типа учреждения.

Так, при определении перечней особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений подлежат включению в состав такого имущества:

а) движимое имущество, балансовая стоимость которого превышает:

для федеральных автономных и бюджетных учреждений — размер, установленный федеральными органами государственной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя, в отношении соответствующих федеральных автономных и бюджетных учреждений в интервале от 200 тыс. до 500 тыс. рублей;

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, и бюджетных учреждений субъекта РФ — размер, установленный нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в интервале от 50 тыс. до 500 тыс. рублей либо государственными органами субъекта РФ, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих автономных и бюджетных учреждений субъекта РФ, в интервале, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

для автономных учреждений, которые созданы на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности, и муниципальных бюджетных учреждений — размер, установленный нормативным правовым актом местной администрации в интервале от 50 тыс. до 200 тыс. рублей либо органами местного самоуправления, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении соответствующих муниципальных автономных и бюджетных учреждений, в интервале, установленном нормативным правовым актом местной администрации с соблюдением указанных ограничений, если этим нормативным правовым актом такое право будет предоставлено органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя;

б) иное движимое имущество, без которого осуществление автономным или бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности будет существенно затруднено и (или) которое отнесено к определенному виду особо ценного движимого имущества в соответствии с пунктом 1 настоящего постановления;

в) имущество, отчуждение которого осуществляется в специальном порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе музейные коллекции и предметы, находящиеся в федеральной собственности и включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, а также документы Архивного фонда Российской Федерации и Национального библиотечного фонда.

Согласно пункту 373 Инструкции № 157н при выдаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно (за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества) их первоначальная стоимость списывается с балансового учета с одновременным отражением данных объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации».

При этом особо ценное движимое имущество стоимостью до 3000 руб. учитывается на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации» обособленно.

Таким образом, если объекты движимого имущества, используемые учреждением на праве оперативного управления, учитываются не только на балансовых счетах, но и на забалансовых счетах, то обособление по группам имущества — особо ценное движимое, иное движимое имущество — следует обеспечивать учреждению в полном объеме имущества (в том числе на забалансовом учете).

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Сгорел автомобиль, состоящий на учете в казенном учреждении. Автомобиль был закреплен в соответствии с договором о полной материальной ответственности за МОЛ. Суд определил виновное лицо и сумму ущерба. Как отразить в учете списание ОС, операции по причиненному ущербу?

Ответ: Списание автомобиля оформляется Актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004). На основании этого Акта, оформленного в установленном порядке, производится отметка о выбытии автомобиля в Инвентарной карточке по учету основных средств (ф. 0504031) (п. 9 Инструкции № 162н, абзац 2 пункта 54 Инструкции № 157н).

В учете казенного учреждения списание ОС, операции по причиненному ущербу отражаются записями:

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 0 104 35 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 101 35 410
«Уменьшение стоимости транспортных средств — иного движимого имущества учреждения»
— списана сумма начисленной амортизации автомобиля;

Дебет 0 209 71560
«Увеличение дебиторской задолженности по ущербу основным средствам»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— отражена сумма ущерба, подлежащая возмещению.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор


Реклама