Вопросы по бухгалтерскому и бюджетному учету

Как учредителю (главному распорядителю бюджетных средств) профинансировать возмещение бюджетному учреждению сверхнормативных затрат по погребению умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, согласно гарантированному перечню ­— в форме субсидии на иные цели?

Ответ: На основании положений статьи 78.1 Бюджетного кодекса, устанавливающей специальные нормы предоставления субсидий бюджетным учреждениям, субсидии учреждению предоставляются исключительно в целях финансового обеспечения расходов учреждения (то есть до осуществления кассовых расходов), а не на возмещение. Исходя из этого можно рассмотреть два варианта. Первый. При формировании нормативных затрат на оказание услуг по погребению, для услуг по погребению умерших (погибших), не имеющих родственников, возможно предусмотреть корректирующий коэффициент удорожания стоимости услуги. Второй. Если такие услуги очень сложно спрогнозировать, то можно на возмещение передавать и субсидию на иные цели, но только в том случае, если кассовый расход учреждения не был произведен.

Отвечала И. Н. Колчина, государственный советник Российской Федерации 3 класса

Учреждение работает в системе ОМС. Учредитель приобретает особо ценное имущество для данного учреждения. Какой порядок постановки на учет такого ОЦДИ?

Ответ: Положениями статьи 298 Гражданского кодекса, а также положениями статьи 9.2 Закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон № 7-ФЗ) и статьи 3 Закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) бюджетное или автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом (далее — ОЦДИ), закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.

В соответствии с положениями статьи 120 Гражданского кодекса к недвижимому и особо ценному движимому имуществу, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, относится недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за государственным (муниципальным) автономным учреждением (далее — автономное учреждение) собственником этого имущества или приобретенное автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств.

Согласно пункту 11 статьи 9.2 Закона № 7-ФЗ и пункту 3 статьи 3 № 174-ФЗ под ОЦДИ понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным или автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.

Порядок отнесения имущества к категории ОЦДИ установлен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 538 «О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества» (далее — Постановление № 538).

Перечни ОЦДИ бюджетных учреждений определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя. При этом решение учредителя об отнесении имущества к категории ОЦДИ принимается одновременно с принятием решения о закреплении указанного имущества за бюджетным или автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Объекты ОЦИ в соответствии с Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н), Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н (далее — Инструкция № 183н), отражаются на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 101 20 000 «Основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения», 0 102 20 000 «Нематериальные активы — особо ценное движимое имущество учреждения», 0 105 20 000 «Материальные запасы — особо ценное движимое имущество учреждения».

Счет 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» предназначен для учета расчетов с органом власти, выполняющим функции и полномочия учредителя в отношении государственного (муниципального) бюджетного учреждения, автономного учреждения. На счете отражаются расчеты по поступлению объектов основных средств и материальных активов, переданных учредителем бюджетному (автономному) учреждению в оперативное управление, и их возврат.

Изменение показателей, отраженных на счетах 0 210 06 000, осуществляется учреждением при составлении годовой бухгалтерской отчетности (реорганизационной отчетности) в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

На суммы изменений показателей счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» учреждение направляет учредителю Извещение (ф. 0504805) в порядке, установленном учредителем и отраженном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Учредителем на счете 0 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» отражается показатель участия в учреждениях в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ подведомственных учреждений. При этом в целях обеспечения соответствия взаимосвязанных показателей бюджетной (бухгалтерской) отчетности учредителя (учреждения) изменение данных, отраженных учредителем на счетах 0 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях», производится в корреспонденции со счетом 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами» при составлении годовой бюджетной отчетности (с учетом реорганизационных мероприятий, при их проведении) на основании Извещений (ф. 0504805), представленных учреждением, на сумму изменения показателей счета 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

Порядок отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений, а также в бюджетном учете и бюджетной отчетности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, операций с недвижимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, и особо ценным движимым имуществом, а также бухгалтерские записи по вышеуказанным операциям отражены в письме Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798.

Отвечала А. А. Андреева, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Согласно пункту 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса отчет об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации за первый квартал, полугодие и девять месяцев текущего финансового года утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и направляется в соответствующий законодательный (представительный) орган и созданный им орган внешнего государственного (муниципального) финансового контроля.
В силу пункта 5 статьи 264.2 Бюджетного кодекса отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 264.1 Бюджетного кодекса отчет об исполнении бюджета является составной частью бюджетной отчетности.
Отчет об исполнении бюджета субъекта Российский Федерации должен быть утвержден в произвольной форме, содержащей данные по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией, или по форме, утвержденной Инструкцией № 191н?

Ответ: В соответствии со статьей 264.1 Бюджетного кодекса единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Минфином России в соответствии с положениями Бюджетного кодекса.

На основании пункта 2 статьи 3 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности возложены на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации (уполномоченный федеральный орган), которым, согласно постановлению Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации», является Минфин России.

Порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в том числе и отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации) регулируется Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. № 191н (далее — Инструкция № 191н).

При этом Инструкцией № 191н предусмотрена форма Отчета об исполнении бюджета (ф. 0503117) с периодичностью составления финансовым органом ежемесячно.

Отвечала А. А. Андреева, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Как правильно списать неработающий процессор? На складе много мониторов и процессоров, которые вышли из строя, наше медицинское учреждение хочет списать старое, заменив новым. Как это сделать правильно — просто, купив новый процессор, списать сразу на затраты?

Ответ: Объекты основных средств могут быть списаны с баланса учреждения только в том случае, если они пришли в негодность и не могут в дальнейшем использоваться в деятельности учреждения. Следует обратить внимание, что согласно абзацу 2 пункта 87 Инструкции № 157н начисление амортизации в размере 100 % не является основанием для списания основных средств с учета.

В соответствии с абзацем 2 пункта 12 Инструкции № 174н, абзацем 2 пункта 12 Инструкции № 183н пришедшие в негодность основные средства списываются на основании следующих первичных документов:

  • Акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003);
  • Акта о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033).

Соответствующая отметка о списании пришедшего в негодность основного средства проставляется в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031).

Одновременно со списанием с балансового учета стоимости объектов основных средств подлежит списанию и сумма накопленных амортизационных отчислений по этим объектам. Выбытие инвентарных объектов основных средств (в том числе объектов движимого имущества стоимостью до 3000 руб. включительно, учитываемых на забалансовом учете) отражается на основании решения комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного в установленном порядке соответствующим первичным учетным документом (актом).

Согласно пункту 52 Инструкции № 157н отражение в бухгалтерском учете производится на основании акта при наличии решения о списании объекта основных средств в случаях, пре­дусмотренных законодательством Российской Федерации, согласованного с собственником имущества (с органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя), и утверждающей надписи руководителя учреждения на акте.

Внимание! Отражение в бухгалтерском учете выбытия основных средств до утверждения в установленном порядке решения о списании (выбытии) и реализации мероприятий, предусмотренных актом о списании, не допускается, а также разборка и демонтаж пришедших в негодность основных средств до утверждения вышеуказанных первичных документов на их списание не допускаются.

У учреждения в результате разборки (демонтажа) основных средств могут оставаться материальные запасы, пригодные для дальнейшего использования, которые должны быть соответствующим образом оприходованы.

На основании абзаца 5 пункта 12 Инструкции № 174н, абзаца 5 пункта 12 Инструкции № 183н при списании объектов основных средств, пришедших в негодность, бюджетным учреждением делаются следующие бухгалтерские записи:

Дебет 0 104 ХХ 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»
Кредит 0 101 ХХ 410
«Уменьшение стоимости основных средств»
— отражение суммы начисленной амортизации по пришедшему в негодность основному средству;

Дебет 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
Кредит 0 101 ХХ 410
«Уменьшение за счет амортизации стоимости основных средств»
— списание остаточной стоимости объекта основных средств, пришедшего в негодность;

Дебет 0 401 20 XXX
«Расходы текущего финансового года»
Кредит 0 302 XX 730
«Увеличение кредиторской задолженности»
— отражение расходов, связанных с ликвидацией объекта основных средств;

Дебет 0 105 36 340
«Увеличение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 401 10 172
«Доходы от операций с активами»
— оприходование материальных запасов, полученных при ликвидации объекта основных средств.

Руководствуясь Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н (далее — Указания № 65н), расходы по приобретению компьютера в полной комплектации следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

Процессоры принимаются к бухгалтерскому учету в составе основных средств по их первоначальной (фактической) стоимости и учитываются на счете 0 101 34 000 «Машины и оборудование — иное движимое имущество учреждения».

Под первоначальной стоимостью объектов основных средств понимается сумма фактических вложений в их приобретение, изготовление (создание) с учетом сумм НДС, предъявленных учреждению поставщиками (п. 23 Инструкции № 157н).

Первоначальная стоимость компьютерной техники формируется на счете 0 106 31 000 «Вложения в основные средства — иное движимое имущество учреждения» и включает в себя следующее:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
  • суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основного средства;
  • затраты по доставке объекта основного средства к месту его использования;
  • иные расходы, непосредственно связанные с приобретением, изготовлением объекта основного средства.

В соответствии с пунктом 34 Инструкции № 157н принятие к бухгалтерскому учету основных средств осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного первичными учетными документами, утвержденными приказом № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», а именно Актом о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001).

Сумму начисленной на процессор амортизации необходимо отражать на счете 0 104 34 000 «Амортизация машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения».

Отвечала А. А. Андреева, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2 класса

Как учитывается в бухгалтерском учете имущество, переданное муниципальным образованием в уставный фонд муниципального унитарного предприятия?

Ответ: Согласно статье 124 Гражданского кодекса муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений, в том числе в доле участия в муниципальных унитарных предприятиях.

Права собственника от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 215 ГК РФ).

При этом согласно статье 2 Закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию в лице управляющих органов местного самоуправления.

В соответствии с правилами ведения бюджетного учета, установленными Инструкцией № 157н, доля участия муниципального образования (муниципалитета) в унитарном предприятии является самостоятельным объектом учета финансовых активов.

Для учета финансовых вложений, внесенных муниципальным образованием в уставный фонд муниципальных унитарных предприятий, предназначен счет 0 204 32 000 «Уставный фонд государственных (муниципальных) предприятий».

В бухгалтерском учете, согласно пункту 38 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), вложение объектов имущества казны в уставный фонд унитарного предприятия отражается в размере их остаточной стоимости по дебету счета 1 215 32 530 «Увеличение вложений в государственные (муниципальные) предприятия» и кредиту счета 1 108 51 410 «Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну».

Списание суммы начисленной амортизации (при ее наличии) на объект имущества казны оформляется записью по дебету счета 1 104 51 410 «Уменьшение за счет амортизации стоимости недвижимого имущества в составе имущества казны» и кредиту счета 1 108 51 410 «Уменьшение стоимости недвижимого имущества, составляющего казну».

Принятие органом местного самоуправления к бухгалтерскому учету финансовых вложений в уставный фонд государственного унитарного предприятия осуществляется по дебету счета 1 204 32 530 «Увеличение уставного фонда государственных (муниципальных) предприятий» и кредиту счета 1 215 32 630 «Уменьшение вложений в государственные (муниципальные) предприятия».

В то же время согласно пункту 4 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учета субъект учета обеспечивает формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества и его использовании.

С этой целью согласно пункту 1 статьи 11 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) проводится инвентаризация активов и обязательств.

При этом согласно пункту 3 статьи 11 Закона № 402-ФЗ случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации для организаций государственного сектора устанавливается законодательством Российской Федерации и актами Минфина России.

Одной из задач инвентаризации является выявление фактического наличия имущества, закрепленного учредителем на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), находящегося на праве пользования, а также выявление неучтенного имущества.

В соответствии с пунктом 7 Инструкции № 191н перед составлением годовой бюджетной отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств в установленном порядке.

Общие правила проведения инвентаризации в организациях, включая организации государственного сектора, устанавливаются приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств». При этом согласно пункту 6 Инструкции № 157н порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств с учетом особенностей устанавливается в рамках сформированной учетной политики.

С учетом изложенного, органы местного самоуправления для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета обязаны осуществлять сверку данных регистров бухгалтерского учета об объектах, переданных в уставный фонд муниципальных унитарных предприятий, на отчетную месячную дату с данными информации из реестра имущества. При выявлении отклонений ошибка, обнаруженная в регистрах бухгалтерского учета за отчетный период, за который бухгалтерская отчетность в установленном порядке уже представлена, в зависимости от ее характера отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «красное сторно», и дополнительной бухгалтерской записью (п. 18 Инструкции № 157н).

Отвечала Т. А. Фетисова, методолог

С каким кодом бюджетной классификации формируется номер счета 0 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях»?

Ответ: Согласно пункту 74 Инструкции № 162н главный распорядитель бюджетных средств, принимающий решение о предоставлении из соответствующего бюджета субсидий и их размере государственному (муниципальному) бюджетному, автономному учреждению, в отношении которого им осуществляются функции и полномочия учредителя, отражает объем прав по согласованию распоряжения недвижимым и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за автономным учреждением или приобретенным автономным учреждением за счет субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета, а также особо ценным движимым имуществом, закрепленным за бюджетным учреждением или приобретенным бюджетным учреждением за счет субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета, а также недвижимым имуществом бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями: по дебету счета 0 204 33 530 «Увеличение стоимости участия в государственных (муниципальных) учреждениях» и кредиту счета 0 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

В соответствии с порядком включения кода бюджетной классификации Российской Федерации при формировании номера счета бюджетного учета (приложение 2 к Инструкции № 162н) счет 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» формируется с кодом расхода бюджета с указанием кода главного распорядителя бюджетных средств, кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов бюджета.

При этом согласно Указаниям № 171н отнесение функциональной принадлежности осуществляемых расходов бюджета отражается по соответствующим кодам раздела, подраздела классификации расходов бюджета.

С учетом изложенного показатель по счету 0 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» формируется в разрезе бюджетных, автономных учреждений с кодом расхода бюджета (с указанием в разрядах номера счета 1–3 кода главы распорядителя бюджетных средств, в 4–5 кода раздела, в 6–7 кода подраздела, в 8–17 — нулей).

Отвечала Т. А. Фетисова, методолог

На каком счете бухгалтерского учета учитывается недвижимое имущество, не прошедшее государственную регистрацию, но используемое учреждением на правах оперативного управления?

Ответ: Согласно статье 264.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Также Инструкция № 157н устанавливает единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее — Единый план счетов), обязательные общие требования к учету нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций с активами и обязательствами.

При этом материальные объекты имущества принимаются к учету в качестве основных средств, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления (п. 38 Инструкции № 157н).

Кроме того, в соответствии с пунктом 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.

Необходимость государственной регистрации права на недвижимое имущество регулируется Гражданским кодексом и иными законами.

Вместе с тем согласно пункту 1 статьи 6 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ) права на недвижимое имущество, возникшие до момента ввода в действие указанного закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.

В то же время недвижимое имущество, приобретенное (полученное) после введения в действие Закона № 122-ФЗ, подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре, если иное не предусмотрено законами.

Таким образом, при наличии законно обусловленного права оперативного управления на объект недвижимости отсутствие свидетельства о государственной регистрации не является основанием для неотражения указанного объекта в учете на соответствующем счете аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».

Отвечала Т. А. Фетисова, методолог

Подскажите, к какому коду ОКОФ относится радар-детектор для автомобиля?

Ответ: Для начала обратимся к понятию, что такое радар-детектор. Радар-детектор (антирадар) — специализированный радиоприемник, устанавливаемый в автомобиль и обнаруживающий работу полицейского радара (определителя скорости), предупреждающий водителя о том, что инспектор ДПС инструментально следит за соблюдением правил дорожного движения.

Исходя из вышеизложенного радар-детектор следует отражать по коду 14 3221105 «Радиостанции приемно-передающие автомобильные и мотоциклетные».

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

На какой счет отнести строительную тачку стоимостью 2500 руб.?

Ответ: Согласно пункту 50 Инструкции № 157н первоначальная стоимость введенных в эксплуатацию объектов движимого имущества, являющихся основными средствами стоимостью до 3000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объектов на забалансовом счете в порядке, предусмотренном для соответствующего типа учреждения Инструкциями по применению планов счетов.

Вместе с тем обратите внимание, что согласно пункту 11 статьи 9.2 Закона от № 7-ФЗ движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено, в установленном порядке относится к отдельной группе имущества (особо ценному движимому имуществу), по которому законодательством установлен особый порядок по его пользованию, распоряжению.

Порядок отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу установлен Постановлением № 538.

Согласно Постановлению № 538 для включения имущества в перечень особо ценного движимого имущества для бюджетных, автономных учреждений определен стоимостной критерий балансовой стоимости этого имущества. При этом пунктом 4 Постановления № 538 определены случаи, когда стоимостный критерий балансовой стоимости имущества для отнесения имущества к особо ценному движимому имуществу может не учитываться.

Виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений могут определяться федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в ведении этих органов или федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, а также федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных автономных или бюджетных учреждений, находящихся в их ведении (п. 1 Постановления № 538).

Согласно пункту 373 Инструкции № 157н при выдаче в эксплуатацию объектов основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно (за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества) их первоначальная стоимость списывается с балансового учета с одновременным отражением данных объектов на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации».

При этом особо ценное движимое имущество стоимостью до 3000 руб. учитывается на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации» обособленно.

Вместе с тем показатели балансовой стоимости недвижимого, особо ценного движимого имущества, которым учреждение не имеет права самостоятельно распоряжаться, отражаются на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем».

Ввиду того что решением уполномоченного органа к особо ценному движимому имуществу может быть отнесено любое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено, принадлежащее бюджетному учреждению на праве оперативного управления, в том числе и имущество, которое учитывается на забалансовых счетах, показатели по счету 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» не подлежат сверке на равенство с показателями по стоимости имущества, отраженного в перечне особо ценного движимого имущества, формируемого в порядке, установленном Постановлением № 538.

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

С вступлением в силу Закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» комитет по финансам администрации муниципального образования был переименован в муниципальное казенное учреждение. Комитет по финансам администрации муниципального образования с 1 января 2012 года относится к органам местного самоуправления. В связи с этим просим разъяснить: при расчете стажа муниципальной службы для назначения пенсии будет ли учитываться стаж работы в казенном учреждении?

Ответ: Для установления стажа работы важны периоды работы на должностях муниципальной службы. Так как муниципальное казенное учреждение сохранило статус органа местного само­управления, препятствий для учета стажа в таких учреждениях в стаж муниципальной службы нет

Должности муниципальной службы в соответствии со статьей 6 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе» устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные ре­естром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации.

Отвечала С. Н. Иванцова, консультант

Бюджетное учреждение приобрело особо ценное движимое имущество за счет собственных средств в 2013 году. Отразится ли эта операция на счете 2 210 06 «Расчеты с учредителем» на сумму поступившего особо ценного движимого имущества?

Ответ: В соответствии с положениями Инструкции № 174н (п. 116) счет 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» применяется для организации контроля со стороны учредителя в отношении особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением собственником этого имущества или приобретенного учреждением за счет выделенных собственником имущества учреждения средств, а также недвижимого имущества учреждения. Такие же нормы закреплены в статьях 120, 298 Гражданского кодекса.

Вопросы отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности бюджетных, автономных учреждений (далее — учреждения), а также в бюджетном учете и бюджетной отчетности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения (далее — Учредитель), операций с недвижимым имуществом, в отношении которого учреждение не имеет права самостоятельного распоряжения, и особо ценным движимым имуществом раскрыты в письме Минфина России от 18 сентября 2012 г. № 02-06-07/3798, в котором, в частности, отмечено, что операции с указанным имуществом в бухгалтерском учете учреждений оформляются в общеустановленном порядке соответствующими бухгалтерскими записями, предусмотренными для иных объектов нефинансовых активов Инструкциями № 157н, 174н, 183н.

При этом в бухгалтерском учете учреждений на счете 0 210 06 000 «Расчеты с учредителем» (4 210 06 000, 2 210 06 000) учитывается показатель расчетов с учредителем в объеме прав по распоряжению особо ценным имуществом в стоимостной оценке, равной балансовой стоимости ОЦИ.

Изменение показателей, отраженных на счетах 4 210 06 000 (2 210 06 000), осуществляется учреждением при составлении годовой бухгалтерской отчетности (реорганизационной отчетности) в корреспонденции со счетом 4 401 10 172 (2 401 10 172) «Доходы от операций с активами».

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

На лицевой счет учреждения в казначействе ошибочно поступили денежные средства. Какими бухгалтерскими записями отразить операции по поступлению и возврату ошибочно перечисленных денежных средств?

Ответ: В соответствии с положениями Инструкций № 157н и 162н отражение операций по поступлению на лицевой счет в казначействе и возврату ошибочно перечисленных денежных средств следует отражать бухгалтерскими записями:

Дебет 1 304 05 000
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами», «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 206 00 000
«Расчеты по выданным авансам»
— поступление денежных средств на лицевой счет учреждения;

Дебет 0 206 00 000
«Расчеты по выданным авансам»
Кредит 1 304 05 000
«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами», «Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— возврат ошибочно поступивших средств.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Как произвести расчет пособия по беременности и родам и отразить в учете бюджетного учреждения начисление и удержание указанного пособия, какие сделать бухгалтерские записи?

Отпуск по беременности и родам сотруднице предоставлен с 28 января 2013 года на 140 календарных дней. Заработок работницы, начисленный за 2011 год, составил 450 000 руб., а за 2012 год — 590 000 руб. В расчетном периоде она находилась на больничном в течение 18 календарных дней. Сотрудница принята на работу в 2010 году.

Ответ: Согласно пункту 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособие по беременности и родам исчисляются из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, исключаются из расчета следующие периоды: период временной нетрудоспособности, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком. Постановлениями Правительства № 933 от 27 ноября 2010 г., № 974 от 24 ноября 2011 г., № 1276 от 10 декабря 2012 г. установлена предельная величина базы для начисления страховых взносов.

Суммы для исчисления пособия:

— 2011 г. — 450 000 руб.;

— 2012 г. — 512 000 руб.;

Количество дней:

— 2011 г. — 365 дней;

— 2012 г. — 366 дней;

В сумме — 731 день.

Так как в расчетном периоде сотрудница болела 18 дней, для расчета берутся 713 дней (731 — 18).

Среднедневной заработок составит: (450 000 + 512 000) : 713 = 1349,23 руб.

В соответствии с пунктом 3.3 статьи 14 Закона № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (Закон № 255-ФЗ) среднедневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам не может быть более 1335,62 руб.

Поскольку среднедневной заработок работника превышает среднедневной заработок согласно Закону № 255-ФЗ, в данном случае пособие за 140 календарных дней составит: 186 986,80 руб. (1335,62×140).

Дебет 0 303 02 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»
Кредит 0 302 13 730
«Увеличение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
— начислено по больничному листу за счет ФСС;

Дебет 0 302 13 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по начислениям на выплаты по оплате труда»
Кредит 0 303 01 730
«Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц»
— удержан НДФЛ по больничному листу за счет ФСС.

Отвечала Л. А. Лаптева, главный бухгалтер МОУБ «Гимназия № 1 им. В. И. Ленина»

Подскажите, пожалуйста, нормативное обоснование, налоговые последствия и схему корреспонденции счетов по следующей операции бюджетного учреждения.
Учреждением принято в лизинг оборудование стоимостью 800 000 руб. сроком на 5 лет. По условиям договора предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя. Оборудование используется учреждением в приносящей доход деятельности, облагаемой НДС. Лизинговые платежи уплачиваются ежемесячно в размере 17 700 руб. (в т. ч. НДС) за счет собственных доходов учреждения.

Ответ: Инструкцией № 157н допускается, что лизингополучатель может приобретать по договору лизинга и учитывать на своем балансе основные средства, нематериальные активы и материальные запасы.

Если имущество на своем балансе учитывает лизингодатель, то предмет лизинга должен числиться у государственного (муниципального) учреждения (лизингополучателя) на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции № 157н). Основанием для отражения этой операции является Акт приема-передачи объекта либо иной документ, подтверждающий получение имущества и права его пользования. Стоимость объекта должна соответствовать стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). У учреждения-лизингополучателя на основании Акта приема-передачи оборудования, в котором указана стоимость оборудования 800 000 руб., следует сделать запись по дебету забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование» — поступило оборудование по договору лизинга в сумме 800 000 руб.

Дебет 2 401 20 224, 2 109 60 224
«Расходы на арендную плату за пользование имуществом», «Затраты на арендную плату за пользование имуществом в себестоимости готовой продукции, работ, услуг»
Кредит 2 302 24 730
«Увеличение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»
— отражение ежемесячных лизинговых платежей;

Дебет 2 210 01 560
«Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
Кредит 2 302 24 730
«Увеличение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»
— сумма принятого к учету НДС по лизинговым платежам в сумме 2700 руб.;

Дебет 2 303 04 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость»
Кредит 2 210 01 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам»
— списание суммы НДС, принятой к налоговому вычету, в сумме 2700 руб. на основании счета-фактуры;

Дебет 2 302 24 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по арендной плате за пользование имуществом»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— погашение ежемесячной задолженности лизингодателю в сумме 17 700 руб.

В налоговом учете расходы в виде лизинговых платежей учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ, ч. 4 ст. 28 Закона от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовом лизинге»), при условии их соответствия критериям, установленным пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса.

Суммы налога на добавленную стоимость по лизинговым платежам принимаются к вычету на основании счетов-фактур, получаемых ежемесячно от лизингодателя. Согласно НК РФ плательщиком налога на имущество является лизингодатель, как балансодержатель, с учетом пункта 3 статьи 1 Закона от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ

«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации», в котором пункт 4 статьи 374 Налогового кодекса дополнен подпунктом 8, на основании которого с 1 января 2013 года не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств.

Отвечала Л. А. Лаптева, главный бухгалтер МОУБ «Гимназия № 1 им. В. И. Ленина»

В составе какого имущества (движимого или недвижимого) следует учитывать металлические спортивные комплексы для улицы (турники, рукоходы и пр.) в образовательном учреждении? Какой ОКОФ присвоить? Будут ли эти объекты подпадать под налог на имущество, если их стоимость свыше 40 тыс. руб. и приобретены они в 2013 году?

Ответ: Определение недвижимого и движимого имущества дано в статье 130 Гражданского кодекса. Так, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Можно ли спортивный комплекс для улицы, даже если он закреплен в земле, считать сооружением, то есть недвижимым имуществом?

В письме Минфина России от 29 марта 2013 г. № 03-05-05-01/10050 указано, что согласно Закону от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание и сооружение — это результат строительства, представляющий собой объемную (плоскостную или линейную) строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, системы инженерно-технического обеспечения и иные объекты.

Таким образом, металлические спортивные комплексы для улицы можно отнести к движимому имуществу, так как:

  • не имеют прочной связи с землей;
  • возможно перемещение объекта без несоразмерного ущерба их назначению;
  • не требуют регистрации прав.

Для указанных сооружений применимы коды ОКОФ, приведенные в перечне основных фондов в «ОК 013-94. Общероссийский классификатор основных фондов», утвержденном постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359:

16 3693551 «Оборудование и инвентарь спортивные для учебных заведений»;

16 3693552 «Оборудование и инвентарь спортивные для дошкольных учреждений».

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона от 29 ноября 2012 г. № 202-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» пункт 4 статьи 374 Налогового кодекса дополнен подпунктом 8, на основании которого с 1 января 2013 года не признается объектом налогообложения по налогу на имущество организаций движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств. Об этом упоминается и в письмах Минфина России от 10 января 2013 г. № 03-05-05-01/01, от 24 декабря 2012 г. № 03-05-05-01/79. При этом, напоминаем, не включается в расчет налога только то имущество, которое отнесено к основным средствам и введено в эксплуатацию после 2013 года. Если движимое имущество принято к учету до 1 января 2013 года, то оно облагается налогом в общем порядке, установленном пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса.

То есть спортивные комплексы для улицы, приобретенные в 2013 году (принятые к учету), не облагаются налогом на имущество.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Бюджетным учреждением были закуплены материалы для сборки трех стеллажей для документов на сумму 54 362,00 руб. Затем оплачены услуги по монтажу трех стеллажей из этих материалов в сумме 32 138,00 руб. Как правильно (какими проводками) списать материалы и оприходовать стеллажи? Нужно ли включать в стоимость получившихся основных средств стоимость услуг по монтажу?

Ответ: Согласно пункту 47 Инструкции № 157н в целях определения первоначальной стоимости объекта основного средства при его приобретении за плату, со­оружении и (или) изготовлении фактические вложения учреждения формируются с учетом ряда затрат, в том числе суммы фактических затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основного средства: израсходованные учреждением материалы, оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков)). То есть стоимость услуг по монтажу входит в сформированную первоначальную стоимость стеллажа.

Приобретенные бюджетным учреждением материалы учитываются на счете 105 34 000 «Строительные материалы — иное движимое имущество учреждения».

Изготовление стеллажей в бюджетном учреждении из ранее приобретенных материалов отражается в соответствии с Инструкцией № 174н следующими записями:

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 105 34 440
«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— в первоначальной стоимости стеллажей учтена стоимость строительных материалов;

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 26 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— в первоначальную стоимость стеллажей включены затраты на услуги монтажа (если монтаж осуществлялся по договору сторонней организацией);

Дебет 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 26 730, 0 303 07 730, 0 303 10 730, 0 303 11 730
«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный ФОМС», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии», «Увеличение кредиторской задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии»
— в первоначальную стоимость стеллажей включены затраты на услуги монтажа (если монтаж осуществлялся по договору гражданско-правового характера с физическим лицом);

Дебет 0 101 36 310
«Увеличение стоимости производственного и хозяйственного инвентаря — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— приняты к учету стеллажи по первоначальной стоимости.

Операции по выдаче материалов, монтажу стеллажей и их приему к учету отражаются в следующих документах:

  • Акт о списании материальных запасов;
  • Акт приемки-сдачи выполненных работ;
  • Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств;
  • Инвентарная карточка учета основных средств.

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор


Реклама