Особенности определения начальной максимальной  цены контракта в соответствии  с новыми требованиями

Содержащееся в новом законодательстве описание возможных методов определения начальных цен контрактов вызывает немало вопросов. Решить эту проблему призваны предусмотренные в законе Методические рекомендации по определению цен.

В. В. ПЕЧЕНКИНА, директор НОУ ППО «Учебный центр «Бюджет», доктор экономических наук

В соответствии с вступившим в действие Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) и Методическими рекомендациями по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденными приказом Минэкономразвития России 2 октября 2013 г. № 567 (далее — Методические рекомендации), изменился порядок обоснования начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) для государственных и муниципальных закупок.

Методические рекомендации (п. 1.4) определяют цели обоснования НМЦК:

  • формирование плана-графика закупки,
  • подготовка извещения об осуществлении закупки,
  • подготовка документации о закупке.

Однако в них не указано, может ли НМЦК отличаться, или она должна быть единой для перечисленных целей.

В соответствии со статьей 22 Закона № 44-ФЗ для обоснования НМЦК необходимо использовать следующие методы (один или несколько):

  • метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  • нормативный метод;
  • тарифный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • затратный метод.

Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов (либо с указанием реквизитов документов), на основании которых выполнен расчет. В целях осуществления закупки рекомендуется выполнить необходимую последовательность действий (рис. 1).

Рисунок 1


Рисунок 1

Если тарифный, нормативный, проектно-сметный и затратный методы практически не претерпели изменений в использовании, то метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который является приоритетным (п. 3.2), существенно усложнен для применения.

Рассмотрим подробнее эти методы.

Метод сопоставимых рыночных цен

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется по результатам изучения рынка определить:

  • товары, работы, услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки;
  • товар, работу, услугу, наиболее полно соответствующие описанию объекта закупки.

Описание объекта закупки

Правила описания объекта закупки также изменились. В соответствии со статьей 33 Закона № 44-ФЗ

описание объекта закупки должно соответствовать следующим требованиям:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер и содержать

функциональные,

технические и качественные характеристики,

эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания на 

  • товарные знаки;
  • знаки обслуживания;
  • фирменные наименования;
  • патенты;
  • полезные модели;
  • промышленные образцы;
  • наименование места происхождения товара;
  • наименование производителя;
  • другие требования, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

2) использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями;

3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;

4) документация о закупке должна содержать:

• изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;

• информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в такой документации содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;

• указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. (Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.) В случае если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ;

• показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не допускается включение в документацию о закупке требований:

  • к производителю товара;
  • к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы);
  • к деловой репутации участника закупки;
  • к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов (за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом).

Заказчик устанавливает при необходимости требования:

  • к гарантийному сроку товара, работы, услуги;
  • к объему предоставления гарантий их качества;
  • к гарантийному обслуживанию товара;
  • к расходам на эксплуатацию товара;
  • к обязательности осуществления монтажа и наладки товара;
  • к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара.

Особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством РФ.

Идентичность и однородность товаров, работ и услуг

В соответствии с требованиями описания объекта закупок товары, работы и услуги, представленные на функционирующем рынке и соответствующие описанию объекта закупки, разделяют на идентичные и однородные . (Табл.1)

Таблица 1

Правила определения идентичности и однородности продукции

Идентичность

Однородность

товар

работы, услуги

товар

работы, услуги

Одинаковые характерные для них основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики). Учитываются страна происхождения и производитель. Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Одинаковые характерные для них основные признаки (качественные характеристики), в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходов. Учитываются подрядчики, исполнители с сопоставимой квалификацией

Не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. Учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения

Не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет
им быть коммерчески
и (или) функционально
взаимозаменяемыми.

Учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

Источники информации для обоснования НМЦК

Методические рекомендации (п. 3.7) предъявляют определенные требования к источникам получения информации для обоснования НМЦК и регламентируют процедуры ее получения. В целях получения ценовой информации для определения НМЦК рекомендуется:

• направить запросы о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети интернет);

• разместить запрос о предоставлении ценовой информации в ЕИС в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;

• осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. Целесообразно использовать информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет;

• осуществить сбор и анализ общедоступной ценовой информации, к которой относится в том числе:

  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
  • информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
  • информация о котировках на электронных площадках;
  • данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
  • информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
  • информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенная в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ;
  • информация информационно-ценовых агентств. При этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен;
  • иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.

Не рекомендуется использовать для расчета НМЦК ценовую информацию:

• представленную лицами, сведения о которых включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

• полученную из анонимных источников;

• содержащуюся в документах, полученных заказчиком по его запросам и не соответствующих требованиям, установленным заказчиком к содержанию таких документов;

• не содержащую расчета цен товаров, работ, услуг.

Корректировки цены

В связи с разнородностью собранной информации об идентичных и сопоставимых товарах, работах и услугах в Методических рекомендациях (п. 3.14–3.17) предлагается использовать корректировки (рис. 2).

Рисунок 2


Рисунок 2

Из представленных видов корректировок в Методических рекомендациях даны способы определения корректировок по сроку ценовой информации (ст. 3.18) и по способу (табл. 2) осуществления закупки (ст. 3.16).

Таблица 2

Дополнительная корректировка НМЦК

Способ закупки

Максимальная дополнительная корректировка, %

Конкурс

10

Аукцион

13

Запрос котировок, запрос предложений

17

Цены прошлых периодов приводят к текущему уровню цен, применяя коэффициент, рассчитанный по формуле:

kпп =     

100 + St(ИПЦt ­— 100)

100

,

где:

kпп — коэффициент для пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен;

tф — срок формирования ценовой информации, используемой для расчета;

t — месяц проведения расчетов НМЦК;

ИПЦt — индекс потребительских цен на месяц в процентах к предыдущему месяцу, соответствующий месяцу в интервале от tф до t включительно, установленный Федеральной службой государственной статистики (официальный сайт в сети интернет: www.gks.ru).

Остальные корректировки (размер и способ определения) заказчики определяют самостоятельно. Перечень и значимость указанных коэффициентов, используемых при расчетах, рекомендуется определять в том числе на основании результатов анализа исполненных ранее в интересах заказчика контрактов и указывать в обосновании НМЦК. В случае использования в расчете цены товара, работы, услуги, полученной в ответ на запросы ценовой информации (п. 3.22), корректировка условий не производится.

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).

Коэффициент вариации цены

Прежде чем использовать скорректированные цены по идентичным или однородным товарам, работам и услугам, их необходимо проверить на вариативность, или разброс цен. Для определения однородности совокупности значений цен, используемых в расчете НМЦК, рекомендуется определять коэффициент вариации (ст. 3.20) по формуле:

V =

s

< ц >

× 100 ,

где:

V — коэффициент вариации;

s =

Sni=1 i ­— < ц >)2

­ — 1


;

— среднее квадратичное отклонение;

цi — цена единицы товара, работы, услуги, указанная в источнике с номером i;

< ц > — средняя арифметическая величина цены единицы товара, работы, услуги;

n — количество значений, используемых в расчете.

Совокупность значений, используемых в расчете, при определении НМЦК считается неоднородной, если коэффициент вариации цены превышает 33 %. Если коэффициент вариации превышает 33 %, целесообразно провести дополнительные исследования в целях увеличения количества ценовой информации, используемой в расчетах (рис. 3).

Рисунок 3


Рисунок 3

Расчет цены контракта

НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) определяется:

НМЦКрын =

v

n

× Sni=1цi ,

где:

НМЦКрын — НМЦК, определяемая методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

n — количество значений, используемых в расчете;

i — номер источника ценовой информации;

цi — цена единицы товара, работы, услуги, представленная в источнике с номером i, скорректированная с учетом коэффициентов (индексов), применяемых для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Пример

Рассмотрим в качестве примера обоснование начальной (максимальной) цены контракта на закупку 1500 пачек бумаги для копировальных аппаратов формата А4.

Описание объекта закупки: белая офисная бумага формата А4, плотность — 80 г/м2, белизна CIE 146 %, толщина 106 мкм, непрозрачность 91 %. На рынке имеются идентичные товары. В отношении закупаемого товара нормативных правовых актов не принималось. Следовательно, используем метод сопоставимых рыночных цен.

В качестве источников информации используем ранее заключенные и исполненные без штрафных санкций контракты (табл. 3).

Таблица 3

Исходные данные для обоснования НМЦК


Условия контракта

Контракт 1

Контракт 2

Контракт 3

Дата заключения

26.11.2012

17.12.2012

14.02.2013

Объем реализации, пачек (500 листов)

432

700

2100

Место поставки

Калужская область, Сухиничский район

Московская область, г. Электросталь

г. Москва

Заказчик

Управление
Пенсионного фонда РФ

Муниципальное учреждение «Управление бухгалтерского учета и отчетности МУО»

ФГКУ «24 отряд Федеральной противопожарной
службы по городу Москве»

Сумма контракта, тыс. руб.

69 120

91 700

288 750

Цена за единицу, руб.

160, 0

131,0

137,50

Поскольку представленные контракты заключены более чем 6 месяцев назад, необходимо определить индексы корректировки цен.

1. (100 + (100,3-100) + (100,5 — 100) + (100,9 — 100) + (101,2 — 100) + (100,1 — 100) + (100,6 — 100) + (100,5 — 100) +

+ (100,3 — 100) + (100,5 — 100) + (100,8 — 100) + (100,7 — 100) + (100,8 — 100) + (100,2 — 100) + (100,6 — 100) +

+ (101,6 ­- 100) + (101,1 — 100) + (99,5 — 100) + (100,1 — 100) + (100,5 — 100) + (100,5 — 100) + (100,9 — 100)) :

100 = 1,132

2. (100 + (100,8 — 100) + (100,7 — 100) + (100,8 — 100) + (100,2 — 100) + (100,6 — 100) + (101,6 — 100) + (101,1 — 100) +

+ (99,5 — 100) + (100,1 — 100) + (100,5 — 100) + (100,5 — 100) + (100,9 — 100)) : 100 = 1,073

3. (100 + (100,7 — 100) + (100,8 — 100) + (100,2 — 100) + (100,6 — 100) + (101,6 — 100) + (101,1 — 100) + (99,5 — 100) +

+ (100,1 — 100) + (100,5 — 100) + (100,5 — 100) + (100,9 — 100)) : 100 = 1,065

Скорректированные цены единицы товара будут равны соответственно:

1. 160 × 1,132 = 181,12

2. 131 × 1,073 = 140,56

3. 137,50 × 1,065 = 146,44

В данном примере необходимо скорректировать цены на место поставки товара:

1. 181,12 × 0,95 = 172,06

2. 140,56 × 0,99 = 139,15

и на объем закупки:

1. 172,06 × 0,95 = 163,46

2. 139,15 × 0,97 = 134,97

3. 137,50 × 1,03 = 141,63

В соответствии с методикой необходимо определить коэффициент вариации.

(163,46 + 134,97 + 141,63) : 3 = 146,68 — средняя арифметическая цена

(146,68 — 163,46)2 + (146,68 — 134,97)2 + (146,68 — 141,63)2 = 281,57 + 137,12 + 25,05 = 443,74

443,74/2= 21,07

21,07 : 146,68 × 100 = 14,36

Поскольку 14,36 ≤ 33, мы можем использовать эту исходную информацию для обоснования НМЦК.

Начальная (максимальная) цена контракта на закупку 1500 пачек бумаги составит

1500 × 146,68 = 220 020 рублей.

Нормативный метод

НМЦК определяют по формуле:

НМЦКнорм = v × цпред ,

где:

НМЦКнорм— НМЦК, определяемая нормативным методом;

v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

цпред — предельная цена единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках нормирования в сфере закупок.

Используют в отношении закупаемых товаров, работ, услуг, установленных в соответствии со ст. 19 Закона № 44-ФЗ.

Пример

В качестве примера рассмотрим обоснование цены на приобретение жилья для сотрудников МЧС.

1. Потребность — 5 квартир.

2. Требования к закупке: однокомнатных квартир — 5, площадью 35–48 кв. м.

3. Цель: выполнение государственной программы по обеспечению жильем граждан, в том числе соответствующих обязательств МЧС России по обеспечению нуждающихся сотрудников и военнослужащих системы МЧС России жилыми помещениями в г. Москве.

Описание объекта закупки

1. Квартиры должны находиться в жилых домах-новостройках, введенных в эксплуатацию и расположенных в г. Москве. Все квартиры должны быть с отделочными, сантехническими и электромонтажными работами в соответствии с ведомостью отделки.

Квартиры должны быть фактически свободными, не находиться в праве пользования или владения юридических или физических лиц (за исключением участника размещения заказа).

2. Ведомость отделки квартир.

Полы:

а) санузлы, ванные комнаты

  • устройство покрытия из керамической плитки;

б) комнаты, кухни, прихожие, коридоры

  • устройство покрытия из линолеума (кухни, прихожие, коридоры) и ламината (комнаты);

в) устройство плинтусов.

Потолки (по всей квартире):

  • подготовка поверхности под окраску;
  • окраска потолка водоэмульсионной краской или иной аналогичной краской.

Стены:

а) санузлы, ванные комнаты

  • обшивка узлов коммуникаций;
  • штукатурка поверхности стен, откосов водоудерживающим раствором и облицовка керамической плиткой на всю высоту стен по периметру в ванных комнатах (исключая пространство под ванной);
  • подготовка стен под окраску и окраска водоэмульсионной краской или оклейка обоями в санузлах;

б) комнаты, кухни, прихожие, коридоры

  • устройство откосов с подготовкой под окраску и окраска масляной краской;
  • подготовка стен под оклейку и оклейка обоями (комнаты, прихожие, коридоры);
  • подготовка стен под окраску и окраска водоэмульсионной краской или оклейка обоями (кухни);
  • устройство фартука из керамической плитки высотой не менее 60 см над мойкой в кухне (ширина фартука по ширине мойки).

Проемы:

  • входная дверь — металлическая, утепленная, усиленная, с врезным замком и глазком;
  • в шкафах коммуникаций — дверца;
  • внутренние дверные блоки — деревянные глухие, с наличниками, с защелкой.

Сантехнические работы:

  • установка унитаза с крышкой;
  • установка умывальника;
  • установка ванны;
  • установка перекидного смесителя (ванная — раковина);
  • установка полотенцесушителя;
  • установка мойки со смесителем;
  • установка счетчиков расхода воды;
  • разводка трубопроводов ХВС, ГВС, газоснабжения и канализации с окраской радиаторов, труб и полотенцесушителя;
  • подключение приборов;
  • установка вентиляционных решеток.

Электромонтажные работы:

  • установка одно- и двухклавишных выключателей;
  • установка розеток;
  • установка патронов с лампами (санузлы, ванные комнаты), подвесной крюк и выпуск проводки (комнаты, кухни, прихожие, коридоры);
  • установка электрического щита со счетчиком и автоматами;
  • устройство ввода телевизионного кабеля от щитка до телевизионной розетки;
  • устройство электрической проводки в квартире.

Установка плит:

  • установка бытовых 4-конфорочных плит с духовым шкафом.

В соответствии с приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 14 октября 2013 г. № 371/ГС «О средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на IV квартал 2013 года»* утверждена рыночная стоимость 1 кв. м общей площади на IV квартал 2013 года в г. Москве — 90 400 рублей. В данном случае (для расчета нормативным методом) стоимость 1-комн. кв. = 90 400×48 =

= 4 339 200 рублей.

НМЦК = 5×4 339 200 = 21 696 000 рублей.

Тарифный метод

НМЦК тарифным методом определяется по формуле:

НМЦКтариф = v × цтариф ,

где:

НМЦКтариф— НМЦК, определяемая тарифным методом;

v — количество (объем) закупаемого товара (работы, услуги);

цтариф — цена (тариф) единицы товара, работы, услуги, установленная в рамках государственного регулирования цен (тарифов) или установленная муниципальным правовым актом.

Проектно-сметный метод

Основанием для использования данного метода является проектная документация (включающая сметную стоимость работ).

Если в результате экспертизы сметной стоимости объектов капитального строительства сметная стоимость объекта по годам реализации инвестиционного проекта (рассчитанная в ценах соответствующих лет с использованием индексов-дефляторов) не превышает объема капитальных вложений, установленного в нормативном правовом акте Правительства РФ либо решении главного распорядителя бюджетных средств, то НМЦК на строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства с использованием средств федерального бюджета в рамках ФАИП формируется исходя из указанной сметной стоимости.

Затратный метод

Затратный метод:

  • используют в случае невозможности применения иных методов или в дополнение к ним;
  • заключается в определении НМЦК как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли;
  • учитываются прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.

Стоимость жизненного цикла товара, объекта, созданного в результате выполнения работы

Заказчик в документации о закупке вправе устанавливать в качестве критерия оценки заявок стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта включает в себя расходы:

  • на закупку товара или выполнение работы,
  • последующее обслуживание,
  • эксплуатацию в течение срока их службы,
  • ремонт,
  • утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта.

Стоимость жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта рассчитывают с применением методов определения и обоснования НМЦК.

* Средняя рыночная стоимость квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам РФ утверждается приказом Федерального агентства по строительству и ЖКХ ежеквартально.


Реклама