24 апреля 2025 года
Регистрация

Как закупить иностранную продукцию?

В 2025 году вступили в силу новые правила применения «защитных» мер, направленных на обеспечение импортозамещения в регулируемых закупках. Однако на практике может случиться так, что необходимый заказчику товар не производится ни на территории России, ни на территории других стран ЕАЭС. Как быть в этой ситуации?

Д. А. Казанцев, кандидат юридических наук, эксперт Совета ТПП России по развитию системы закупок

Прежде всего эта ситуация актуальна для тех случаев, в которых заказчик обязан установить при проведении закупки запрет на рассмотрение предложений о поставке импортной продукции или ограничение по принципу «второй лишний». Обязанность распространяется на всех государственных и муниципальных заказчиков, а также почти на всех заказчиков, работающих по Закону № 223‑ФЗ.

Перечни продукции, при закупке которой заказчик обязан установить запрет или ограничение, утверждены приложениями № 1 и № 2 к Постановлению от 23 декабря 2024 г. № 1875 (далее — Постановление № 1875). В этих перечнях содержатся сотни наименований различной продукции — от строительной техники до музыкальных инструментов. Причем заказчик обязан ориентироваться не только и не столько на наименование, сколько на код ОКПД2. А по многим позициям код, установленный Постановлением № 1875, объединяет сразу несколько подгрупп.

Такое регулирование призвано заставить заказчиков при прочих равных отдавать предпочтение продукции российского производства. Однако этот теоретически верный посыл не всегда может быть воплощен на практике.

Как указано в разъяснениях Минфина России, опубликованных в письме от 31 января 2025 г. № 24-01-06/8697 (далее — письмо № 24-01-06/8697), не исключена вероятность возникновения ситуации, при которой производство определенного товара из числа промышленной продукции на территории России отсутствует или прекращено, в том числе товара, в отношении которого Постановлением № 1875 установлено преимущество. Важно понимать: речь может идти не только об отсутствии на территории ЕАЭС производства целой группы продукции, отнесенной к определенному коду ОКПД2. Не исключена ситуация, когда товар производится, но его характеристики не отвечают объективным требованиям заказчика.

Да, любое настоящее импортозамещение и введение «защитных» мер при применении национального режима в том числе означает инвестиции в отечественные производства. Для заказчика это с неизбежностью означает повышение цены закупки. И дело здесь, как правило, не в алчности коварных поставщиков, а лишь в том, что на первых порах освоения любой новой отрасли продукция новичка в любом случае будет дороже. Над ним будут довлеть и несовершенные технологии, и устаревшие средства производства, и избыточные издержки на управленческие и смежные бизнес-процессы. В конце концов, если бы отечественная продукция изначально была дешевле импортной, то никаких «защитных» мер не понадобилось бы вовсе.

И в этом контексте сложно переоценить прикладное значение тех норм Постановления № 1875, которые позволяют заказчикам при обосновании Н(М)ЦК продукции, включенной в перечни, ориентироваться именно на цены российских производителей. Да, при таком подходе начальная цена будет выше. Иногда — значительно выше. Но без применения этой нормы российские производители окажутся за боротом еще до объявления закупки по чисто ценовому критерию и никакое импортозамещение будет невозможно в принципе.

Просмотр статьи доступен для подписчиков журнала.

Подписаться на журнал


Реклама