Вопросы по бухгалтерскому и бюджетному учету

Вопрос Просим разъяснить вопрос возложения руководителем экономического субъекта полномочий по ведению бухгалтерского учета на иное должностное лицо.

Ответ Согласно статье 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) экономический субъект обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с данным Законом № 402-ФЗ, если иное этим законом не установлено.

При этом в соответствии со статьей 7 Закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта, за исключением кредитной организации, обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

При этом в соответствии с действующими положениями законодательства Российской Федерации, по нашему мнению, под должностным лицом понимается лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления (по аналогии с толкованием понятия должностного лица в статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Вместе с тем в Законе № 402-ФЗ не предусмотрено специальных норм по квалификационным требованиям к главному бухгалтеру и иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, являющихся работниками учреждений государственного сектора.

В настоящее время для работников государственного сектора эти требования устанавливаются квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.

В то же время, если в функциях должностного лица одновременно объединяются как функции внутреннего финансового контроля (внешнего финансового контроля), так и функции ведения учета, возникает конфликт интересов.

Если в штате учреждения не предусмотрена должность главного бухгалтера (бухгалтера) и из-за конфликта интересов невозможно возложить обязанности на иное должностное лицо, ведение бухгалтерского учета может быть возложено на организацию, с которой экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.

В этом случае квалификационные требования, предъявляемые к физическому или юридическому лицу, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, устанавливаются в соответствии с частью 4 статьи 7 Закона № 402-ФЗ.

Отвечала Т. А. Фетисова, методолог

Вопрос Возможно ли при подписании Извещений (ф. 0504805) использовать факсимиле руководителя?

Ответ Согласно пункту 2 статьи 160 Гражданского кодекса использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронной подписи либо иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует закон о факсимильном воспроизведении подписи, следовательно, при взаимодействии со своими контр­агентами его использование нужно устанавливать по взаимному согласию.

При этом согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса гражданское законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям.

В связи с чем, по нашему мнению, факсимиле не может использоваться на доверенностях, платежных документах, других документах, имеющих финансовые последствия.

Кроме того, согласно статье 9 Закона № 402-ФЗ одним из обязательных реквизитов первичного учетного документа являются подписи лиц с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

С учетом изложенного, по нашему мнению, использование факсимиле руководителя при подписании Извещений (ф. 0504805) необоснованно.

Отвечала Т. А. Фетисова, методолог

Вопрос Необходимо ли начислять амортизацию на объекты основных средств, находящиеся на складе?

Ответ Согласно пункту 86 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н), начисление амортизации на объекты основных средств стоимостью свыше 40 000 руб. начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия их к бухгалтерскому учету, и не зависит, находится указанное имущество на складе или в эксплуатации.

При этом согласно пункту 87 Инструкции № 157н амортизация, начисленная в размере 100 % стоимости на объекты основных средств, которые пригодны для дальнейшего использования, не может служить основанием для их списания с баланса учреждения.

Начисление амортизации может приостанавливаться в случае перевода объекта основных средств на консервацию на срок более трех месяцев, а также в период восстановления объекта, продолжительность которого превышает 12 месяцев.

Отвечала Т. А. Фетисова, методолог

Вопрос Просим разъяснить вопрос передачи запасных частей, учитываемых на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» при передаче транспортного средства, на которое установлены указанные запасные части.

Ответ В соответствии с пунктом 349 Инструкции № 157н забалансовый счет 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных» предназначен для учета материальных ценностей, выданных на транспортные средства взамен изношенных, в целях контроля за их использованием.

При выбытии транспортного средства (при списании, безвозмездной передаче, реализации и т. д.) материальные ценности, выданные на указанное транспортное средство взамен изношенных и учитываемые на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных», списываются с забалансового счета. При этом информация об указанных материальных ценностях подлежит отражению в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) по соответствующему транспортному средству.

Отвечала Т. А. Фетисова, методолог

Вопрос Муниципальное казенное учреждение (школа) заключило договор со Сбербанком на зачисление заработной платы через онлайн для корпоративных клиентов на пластиковые карточки. Возник спор с работниками техподдержки по формированию реестра денежных средств с результатами зачисления заработной платы на пластиковые карточки работников, который формируется и печатается в режиме онлайн. Дело в том, что на месте подписи директора учреждения стоят просто его Ф. И. О. вместо живой подписи, когда специалист бухгалтерии распечатывает документ на подшивку. Работники техподдержки Сбербанка уверяют, что так и должно быть, но меня как главного бухгалтера такой вид документа не устраивает. Руководитель, получается, вообще не видит, что делает специалист по перечислению заработной платы. Если можно, внесите пояснения — кто прав?

Ответ Подпись — это собственноручная роспись должностного лица или иного уполномоченного лица организации, удостоверяющая подлинность или заверяющая копию документа. Подпись является обязательным реквизитом документа.

Для зачисления заработной платы на пластиковые карточки через онлайн формируется реестр, который является финансовым документом. В соответствии с приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем юридического лица и главным бухгалтером или уполномоченными ими на то лицами. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель юридического лица по согласованию с главным бухгалтером.

Из практики проверок: дополнительно на листе собственноручно прописываете:

Директор___________ Ф. И. О.

(подпись)

Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Бюджетное общеобразовательное учреждение оказывает платные образовательные услуги. Какими бухгалтерскими записями отразить начисление и оплату по одному выставленному поставщиком коммунальных услуг счету из бюджета и приносящей доход деятельности? И обязательно ли нужно планировать эти расходы за счет средств, полученных от платных образовательных услуг?

Ответ По одному выставленному поставщиком документу в программе по учету проводится двумя документами «Акт оказанных услуг».

За счет субсидий (федеральный, областной, городской бюджеты):

Дебет 4 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»
Кредит 4 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
— начисление коммунальных услуг за счет субсидий;

Дебет 4 302 23 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
Кредит 4 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата коммунальных услуг за счет субсидий.

За счет средств от приносящей доход деятельности (ПДОУ, аренда и т. д.):

Дебет 2 401 20 223
«Расходы на коммунальные услуги»
Кредит 2 302 23 730
«Увеличение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
— начисление коммунальных услуг по приносящей доход деятельности;

Дебет 2 302 23 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по коммунальным услугам»
Кредит 2 201 11 610
«Выбытия денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»
— оплата коммунальных услуг по приносящей доход деятельности.

В конце календарного года бюджетное учреждение формирует план финансово-хозяйственной деятельности на будущий финансовый год. Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены приказом Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81н. В данном документе отражаются операции не только с субсидиями, планируемыми к получению из бюджета, но и со средствами от иной приносящей доходы деятельности. Поэтому в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) вы можете планировать расходы как коммунальные услуги за счет субсидий, так и от приносящей доход деятельности.

Кроме того, в заключенном договоре с соответствующим контрагентом необходимо указывать источник принятых обязательств бюджетного учреждения по потребляемым услугам.

Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Школа заключила три договора на продукты питания (по одноименной группе товаров). Можно ли на все договора выписать один счет-фактуру?

Ответ Действующее законодательство не запрещает выставлять один счет-фактуру по нескольким актам выполненных работ (товарно-транспортными накладными) и даже по разным договорам. Однако при этом важно, чтобы в графе 1 «Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права» были указаны соответственно наименование товаров, краткое описание работ (услуг).

Отметим также, что в соответствии с пунктом 3 статьи 168 Налогового кодекса счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), в счет-фактуру можно включать только те товары (работы, услуги), которые реализованы (выполнены) в пределах пяти календарных дней. Счет-фактура при этом выписывается не позднее пяти календарных дней с момента наиболее ранней отгрузки товара.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, которые должны быть составлены в момент совершения операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее окончания. К обязательным реквизитам первичного учетного документа относится в том числе дата его составления. Первичным документом, который оформляется при отгрузке (передаче) товара покупателю, является товарная накладная по унифицированной форме № ТОРГ-12, утвержденной постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Альбомами унифицированных форм первичной учетной документации не предусмотрена форма акта оказанных услуг (выполненных работ). Акт составляется в произвольной форме, при этом он должен содержать обязательные реквизиты согласно Закону № 402-ФЗ.

Следовательно, нормы главы 21 Налогового кодекса не содержат требования о том, что к одному первичному документу в обязательном порядке должен быть выписан один счет-фактура. Если по одной товарной накладной (акту оказанных услуг (выполненных работ)) осуществляется отгрузка нескольких позиций товаров (нескольких видов оказанных услуг (выполненных работ)), то организация имеет право на составление нескольких счетов-фактур на основании таких первичных документов.

На практике налогоплательщики-продавцы обычно выставляют счета-фактуры отдельно к каждой накладной (акту оказанных услуг (выполненных работ)). Делается это для того, чтобы удобно было определить, какой счет-фактура к какому конкретно товару (услуге, работе) относится, а также принят ли к учету товар (услуга, работа), указанный в счете-фактуре.

Обращаем внимание (из практики проверок), что по запросу соответствующих органов по одному заключенному договору (контракту) представить оправдательные документы в части налоговых вычетов по НДС будет проблематично.

Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос К какому ОКОФ отнести аппаратно-программный комплекс для мониторинга лесопожарной обстановки?

Ответ Группировка основных средств по соответствующим счетам Единого плана счетов бухгалтерского учета осуществляется в соответствии с разделами классификации, установленной ОКОФ (п. 45 Инструкции № 157н).

Исходя из наименования и назначения оборудования аппаратно-программный комплекс для мониторинга лесопожарной обстановки (ноутбук защищенного исполнения со встроенным навигационным приемником, сотовым модемом и специальное программное обеспечение с электронной картой местности) является объектом нефинансовых активов и относится к аппаратуре радионавигации (код ОКОФ 14 3221170), указанной в подклассе 14 3221020 «Средства радиолокационные метеоразведки, навигационные, геофизические» класса 14 3221000 «Средства радиосвязи, радиовещания и телевидения; средства радиолокации и радионавигации» ОКОФ.

В классификации группировка основных средств с наименованием «Средства радиосвязи, радиовещания и телевидения; средства радиолокации и радионавигации» и кодом ОКОФ 14 3221000 включена в пятую амортизационную группу со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно.

Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Наше учреждение предоставляет социальные услуги замещающим семьям. Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения безвозмездное получение путевок для этих семей? Заключен трехсторонний договор между учреждением как получателем, фондом как плательщиком и сторонней организацией как поставщиком.

Ответ В бухгалтерском учете бюджетного учреждения учет полученных путевок отражается на забалансовом счете 08 «Путевки неоплаченные».

Учреждение вправе согласно нормам Инструкции № 157н при формировании своей учетной политики ввести в рабочий план счетов дополнительные (аналитические) субсчета в счет 08 в целях обеспечения информации о движении путевок по указанному счету.

Выбытие (списание) со счета 08 «Путевки неоплаченные» производится на основании подтверждающего документа (отрывного талона к санаторно-курортной путевке) о проведенном лечении в соответствующей медицинской (санаторно-курортной) организации.

Аналитический учет по забалансовому счету 08 «Путевки неоплаченные» ведется в Карточке количественно-суммового учета материальных ценностей в разрезе ответственных за их хранение и выдачу лиц, мест хранения по видам путевок, их количеству и номинальной стоимости (условной оценке) (ф. 0504041) (п. 348 Инструкции № 157н).

Следует помнить, что в составе денежных документов не отражаются путевки, полученные учреждениями от региональных отделений Фонда социального страхования РФ, а также путевки, полученные безвозмездно от общественных, профсоюзных и других организаций. При этом они должны храниться в кассе наравне с другими денежными документами (п. 347 Инструкции № 157н).

Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Какой применяется счет при учете земельного участка, полученного на праве постоянного (бессрочного) пользования бюджетным учреждением (получателем бюджетных средств)?

Ответ В рассматриваемой ситуации земельный участок используется учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенный под объектами недвижимости) на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, и согласно Инструкции № 157н он подлежит отражению по кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование». Принятие к учету земельных участков, ранее не отраженных по состоянию на указанную выше дату на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», следует осуществлять на основании справки (ф. 0504833). Аналитический учет по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041) по каждому объекту нефинансовых активов (письма Минфина России от 21 октября 2011 г. № 02-06-07/4680, от 31 августа 2012 г. № 02-06-10/3473).

Отвечала Л. А. Лаптева, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Учет библиотечных фондов ведется в количественном и суммарном выражении или только в суммарном выражении?

Ответ В целях бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению» для объектов библиотечных фондов открывается одна Инвентарная карточка (ф. 0504032). Учет в ней ведется только в денежном выражении общей суммой.

Отвечала А. А. Комлева, шеф-редактор журнала «Бюджетный учет»

Вопрос В 2013 году сотрудник бюджетного учреждения был призван на военные сборы. В учете учреждения были сделаны следующие записи:

Дебет 401 20 211
Кредит 302 11 730;
Дебет 302 11 830
Кредит 201 11 610.

В 2014 году получили возмещение от военного комиссариата. Какими проводками отразить данный возврат?

Ответ Согласно пункту 7 статьи 1 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ) компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением указанного федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. Правила компенсации расходов, понесенных организациями в связи с реализацией Закона № 53-ФЗ, утверждены постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 704.

Получение возмещения от военного комиссариата в бюджетном учреждении отражается в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н (далее — Инструкция № 174н):

Дебет 0 205 31 560
«Увеличение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
Кредит 0 401 10 130
«Доходы от оказания платных услуг»
— предъявлена военному комиссариату сумма расходов, подлежащих возмещению;

Дебет 0 201 11 510
«Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства»
Кредит 0 205 31 660
«Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от оказания платных работ, услуг»
— поступление от военного комиссариата суммы возмещения расходов на лицевой счет учреждения с одновременным отражением на забалансовом счете 17 «Поступления денежных средств на счета учреждения».

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Какими бухгалтерскими документами оформить списание бензина по автомобилю, не введенному в эксплуатацию (перемещение из автосалона до ГИБДД)?

Ответ В соответствии с пунктом 25 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н (далее — Инструкция № 162н), пунктом 36 Инструкции № 174н, пунктом 36 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н, для списания в расход всех видов топлива применяется Путевой лист (ф. 0340002, 0345001, 0345002, 0345004, 0345005, 0345007). Следовательно, списание бензина по автомобилю, не введенному в эксплуатацию (перемещение из автосалона до ГИБДД), следует производить на основании путевого листа.

При этом следует учитывать условия заключенного государственного контракта (договора), приказ руководителя о списании соответствующих расходов по источнику финансирования.

Отвечала О. Б. Воробьева, аудитор

Вопрос В учреждении компьютер собирают из материальных запасов (монитора, системного блока, клавиатуры, мыши). Эту операцию оформляли проводками:

Дебет 0 106 31 310
Кредит 0 105 36 440;
Дебет 0 101 34 310
Кредит 0 106 31 410.

А какими записями отражать эту операцию, если материалы приобретались по КФО 5 «Субсидии на иные цели»?

Ответ Отражение хозяйственных операций по определенному коду финансового обеспечения (деятельности) (КФО) учреждения не имеет принципиальных отличий. Код вида финансового обеспечения (деятельности) учреждения отражается в 18 разряде номера счета Рабочего плана счетов (п. 21 Инструкции № 157н).

Операции по сборке компьютера из материальных запасов (монитора, системного блока, клавиатуры, мыши), приобретенных по КФО 5 «Субсидии на иные цели», сопровождается записями:

Дебет 5 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 5 105 36 440
«Уменьшение стоимости прочих материальных запасов — иного движимого имущества учреждения»
 переданы материалы (комплектующие), приобретенные по КФО 5 «Субсидии на иные цели», для сборки компьютера;

Дебет 5 304 06 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
Кредит 5 106 31 310
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
— формирование вложений в имущество за счет КФО 5 «Субсидии на иные цели»;

Дебет 4 101 34 310
«Увеличение стоимости машин и оборудования — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 4 304 06 730
«Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с прочими кредиторами»
— приняты учреждением к учету вложения по КФО 4 «Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания».

Отвечала Е. М. Шахова, аудитор

Вопрос Нужно ли металлическую дверь, приобретенную по статье КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», переводить на счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы»?

Ответ Если приобретенная дверь будет использоваться в рамках ремонта, например, замена другой двери, то тогда ее стоимость переводить на счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы» не следует, так как ее установка не повлечет изменения балансовой стоимости помещения, в котором она будет смонтирована.

Списание металлической двери, установленной в рамках ремонта помещения, оформляется записью:

Дебет 0 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— принят к учету объект материальных запасов (металлическая дверь) по фактической стоимости;

Дебет 0 401 20 272
«Расходование материальных запасов»
Кредит 0 105 34 440
«Уменьшение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
 списана стоимость двери.

Рассмотрим варианты, когда при приобретении материальных запасов применяется счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы».

Согласно пункту 133 Инструкции № 157н счет 106 04 «Вложения в материальные запасы» предназначен для учета операций, связанных с приобретением материальных запасов (при отражении произведенных вложений в сумме затрат, формирующих фактическую стоимость объекта материальных запасов).

То есть, если вы приобретаете объект материальных запасов, оплачиваете и его, и прочие расходы, связанные с его приобретением, например:

  • суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику;
  • вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;
  • суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе — расходы по доставке). Если в сопроводительном документе поставщика указано несколько наименований материальных запасов, то расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования материального запаса в их общей стоимости;
  • иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов,

то тогда счет 106 04 «Вложения в материальные запасы» используется для формирования первоначальной стоимости.

Так, если при приобретении металлической двери были оплачены, например, расходы на доставку, то формирование ее первоначальной стоимости будет отражаться операциями:

Дебет 0 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 302 22 730, 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам», «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— сформирована первоначальная стоимость металлической двери;

Дебет 0 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 106 34 340
«Увеличение вложений в материальные запасы — недвижимое имущество учреждения»
— принят к учету объект материальных запасов (металлическая дверь) по фактической стоимости.

Также стоимость материальных запасов переводится на счет 106 00 «Вложения в нефинансовые активы», если они задействованы в создании иного объекта, например строительстве здания. Тогда, как и прочие строительные материалы и конструкции, металлическая дверь будет участвовать в формировании первоначальной стоимости объекта, и это будет отражаться записями:

Дебет 0 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
Кредит 0 302 34 730
«Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
— принят к учету объект материальных запасов (металлическая дверь) по фактической стоимости;

Дебет 0 106 11 340
«Увеличение вложений в основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит 0 105 34 340
«Увеличение стоимости строительных материалов — иного движимого имущества учреждения»
— формирование первоначальной стоимости (объекта) здания.

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант

Вопрос Работник принят на работу как внешний совместитель. В табеле учета рабочего времени ежедневно ему фиксируется 4 часа работы. Может ли такой работник совмещать другую должность (или такую же должность в рамках расширения зоны обслуживания, увеличение объема работы (РЗО)) в свои 4 часа рабочего времени, с оплатой в процентном отношении к окладу?

Ответ Совместительство — выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время (ст. 282 ТК РФ). Согласно статье 60.1 Трудового кодекса работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство). Причем заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 282 ТК РФ).

В силу статьи 284 Трудового кодекса продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день (смену). Оплата труда лиц, работающих по совместительству, производится пропорционально отработанному времени, в зависимости от выработки либо на других условиях, определенных трудовым договором (ст. 285 ТК РФ).

Порядок совмещения профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, установлен статьей 60.2 Трудового кодекса. Дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой (совмещение), так и по такой же профессии (должности) (РЗО). С письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. При этом размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ).

Действующий Трудовой кодекс не содержит указаний, запрещающих внешнему совместителю выполнять дополнительную работу в порядке совмещения должностей.

Таким образом, работник, принятый на работу как внешний совместитель, может совмещать другую должность (или такую же должность в рамках расширения зоны обслуживания, увеличения объема работы (РЗО)) в свои 4 часа рабочего времени, с оплатой в процентном отношении к окладу.

Отвечала Л. Ю. Симонова, редактор-эксперт журнала «Бюджетный учет»

Вопрос Сотрудник для подтверждения проживания в командировке представил документ, подписанный кассиром, заверенный печатью гостиницы. Документ называется «Список интервалов гостиничных услуг». Данный документ содержит Ф. И. О. проживающего, даты проживания, тип номера, номер комнаты, стоимость проживания за сутки и за весь период проживания. Других документов не представлено. Имеет ли право орган исполнительной власти, финансируемый из федерального бюджета, принять такой документ для оплаты командировочных расходов в части проживания?

Ответ Порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники утвержден постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 (далее — Положение № 359). Положением № 359 установлено, что в случае оказания услуг населению организацией, не имеющей возможности выдать кассовый чек ввиду отсутствия контрольно-кассовой техники, должен быть выдан документ, оформленный на бланке строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку.

В пункте 3 Положения № 359 указаны реквизиты, которые должны присутствовать в бланке строгой отчетности. Это:

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма — для организации; фамилия, имя, отчество — для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

В соответствии с пунктами 1, 2 Положения № 359 организации, оказывающие услуги населению, могут самостоятельно разрабатывать и применять документы, приравненные к кассовым чекам, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов без применения ККТ, в случае если иное не предусмотрено Положением № 359, и утверждать их в рамках сформированной учетной политики.

В соответствии с пунктом 5 Положения № 359 формы БСО могут утверждать федеральные органы исполнительной власти, которые наделены соответствующими полномочиями, но и в них должны присутствовать обязательные реквизиты.

Из вопроса следует, что документ «Список интервалов гостиничных услуг» не имеет номера и серии, а также не содержит обязательных сведений, следовательно, не относится к категории бланков строгой отчетности и не приравнивается к кассовому чеку.

Таким образом, орган исполнительной власти, финансируемый из федерального бюджета, не может принять документ, не являющийся бланком строгой отчетности, для оплаты командировочных расходов в части проживания.

Отвечала Ю. Л. Анохина, консультант


Реклама