Платежи без банка
Рассмотрим вопрос возможности уплаты неналоговых платежей физическими лицами в кассы администрации при отсутствии на территории поселения подразделений банков и федеральной почтовой связи.
Т. А. ФЕТИСОВА, методолог
Порядок осуществления операций с наличными средствами устанавливается Центральным банком России. Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Центральным банком России 12 октября 2011 г. № 373-П, не содержит прямой нормы на ограничение поступлений наличных средств в кассу исходя из основания платежа (вида доходов).
Исключение составляют расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, которые могут производиться в размере, не превышающем 100 тысяч рублей (указание Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»).
В то же время администратор доходов бюджета согласно статье 160.1 Бюджетного кодекса в рамках своих полномочий осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчислений, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, в том числе и неналоговым платежам, к которым относятся доходы от самообложения граждан, арендная плата по муниципальному имуществу (земле), а также иные платежи согласно Бюджетному кодексу.
Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.
С целью своевременного поступления администрируемых местной администрацией неналоговых платежей в бюджет при отсутствии на территории поселения банка и федеральной почтовой связи, по нашему мнению, местной администрацией может быть принято решение по осуществлению администрирования путем принятия платежей в кассу местной администрации с обеспечением дальнейшего их поступления в бюджет.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. При этом согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 402-ФЗ
формы первичных учетных документов для организаций государственного сектора устанавливаются Минфином России.
Типовой формой бланка строгой отчетности, применяемой организацией государственного сектора (в том числе администрацией) для оформления приема наличных денежных средств без применения контрольно-кассовых машин, является квитанция (ф. 0504510) (далее — Квитанция) (приказ Минфина России от 15 декабря 2010 г. № 173н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению».
В соответствии с пунктом 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон № 54-ФЗ) организации в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности, к которым относится и Квитанция. При этом согласно Закону № 54-ФЗ, при условии осуществления расчетов с физическими лицами, допустимо применение указанной Квитанции.